Интеграция дошкольного и дополнительного образования
материал по теме

Татьяна Васильевна Батина

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasota_spaset_mir.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное выступление

«Интеграция дошкольного и дополнительного образования»

Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми?

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

И, конечно, во многом это зависит от нас, и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Ключевой вопрос модернизации образования – необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. Речь идет об ориентирах на гуманистическую, лично-ориентированную парадигму, о более раннем включении ребенка в систематическое обучение. Качество дошкольного образования в немалой степени обуславливает качество последующих уровней системы образования.

Современный детский сад – это открытая образовательная система, управление которой требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ДУ.

И сегодня наше дошкольное учреждение работает в инновационном режиме – режиме развития. Детский сад № 2 открыт для новых идей, программ, методик, разностороннего сотрудничества с социумом.

Одним из важных направлений учреждения является гуманизация образовательной системы, которое предполагает усиление интереса к ребенку и ставит задачи развития целостного личностного мировосприятия. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. «Красота спасет мир».  Способность воспринимать и чувствовать красоту не приходит сама собой. Ее необходимо развивать. Возник вопрос: Как наиболее полно в детском саду реализовать в действительности задачи художественно-эстетического воспитания. Например, научить ребенка вязать, плести из бисера и т.д. Кто знает методику обучения, способы организации и содержание учебно-воспитательного процесса? Ну, конечно, педагоги дополнительного образования ЦДТ. Так возникла идея интеграции дошкольного и дополнительного образования.

В нашем ДОУ кроме комплексной образовательной программы реализуется программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Умелые руки», т.е. осуществляется интеграция дошкольного и дополнительного образования, которая рассматривается на уровне содержания и организации.

Содержание интеграции определяется запросами родителей и интересами дошкольников. Дополнительное образование решает 2 основные задачи: помогает ребенку осваивать основную программу и создает условия для его всестороннего развития.

Организацию дополнительного образования можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. В нашем учреждении осуществляется внутренняя интеграция в форме кружков с детьми старшего дошкольного возраста. Функционируют кружки по театральной деятельности «Веселые куклы» и художественному труду: «Бумагопластика», «Вязание», «Бисероплетение». Занятия в кружках проходят не в группе, к которой дети привыкли, а в творческой гостиной, т.е. в условиях, специального для этих занятий созданных и вызывающих эффект новизны. Занятия проводят воспитатели ДОУ и педагоги дополнительного образования.

Освоение этих видов деятельности детьми способствует расширению их кругозора, развитию эстетического и художественного вкуса, основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения и их свойств: наблюдательности и фантазии. Сегодня многие родители стараются  развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках пальцев» (К. Сухомлинский). Известно, рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.

Бисероплетение, вязание, бумагопластика способствуют развитию мелкой моторики руки, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта детей.

Практика показывает: дети, которые занимались в кружках, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.

Занятия в кружках способствуют также развитию личностных качество детей. Атмосфера неформального общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой активности влияет на формирование и проявление у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления. В процессе реализации дополнительной интегрированной программы используются технологии индивидуализации, дифференциации обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха, формируют у воспитанников положительную «Я – концепцию».

Дополнительная программа «Умелые руки» обладает большим воспитательным потенциалом. Наряду с учебными занятиями, предусмотрены экскурсии, тематические беседы, викторины, выставки, различные шоу – программы, в процессе которых дети получают дополнительные знания о многообразии народных промыслов, развивают художественный вкус, чувство коллективизма и коммуникативные навыки.

Интегрированная программа показывает, как можно наиболее эффективно реализовать современные цели образования за счет интеграции возможностей разных учреждений.

Воспитанники, обучаясь в кружках, имеют возможность самореализоваться на трех уровнях:

 1-й уровень – непосредственно в кружке (показ, обсуждение работ проходит каждый раз после проведения практического занятия);

2-й уровень – внутри ДОУ (выставки, конкурсы, кукольные спектакли, литературные викторины, открытые мероприятия для воспитателей и родителей «Веселая ярмарка».);

3-й уровень – на уровне района (открытые мероприятия; выступление на сцене районного Дома культуры с фольклорной программой; выставка творчества педагогов на уровне района, организуемых в ДК и ЦДТ, на уровне области.). Опыт кружковой работы обобщен на уровне детского сада, района и распространен среди педагогов ДОУ района.

Результативность кружковой работы:

  1. Кружок «Бисероплетение» детского сада №2 награжден грамотами за участие в выставке межобластного зонального фестиваля детского творчества, посвященного 70-летию Тамбовской области «Адрес детства – Тамбовщина»; за участие в областной выставке «Карусель творчества».
  2. «Приз зрительских симпатий» - за участие в выставке творчества педагогов для детей сирот и инвалидов «Взгляните в детские глаза», организуемой в районном Доме культуры.
  3. Коллектив ДОУ награжден дипломом за победу в номинации «Интеграция учреждений дошкольного образования с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта и другими» областного конкурса «Лучшее дошкольное образовательное учреждение – 2007».
  4. 70 % детей по окончании ДОУ продолжают обучение в объединениях Сосновского районного Центра детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Перспективы интеграции общего и дополнительного образования в муниципальной системе образования

Перспективы интеграции общего и дополнительного образования в муниципальной системе образования...

Создание условий для интеграции дошкольного и дополнительного образования (из опыта работы)

Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса в ДОУ. Интеграция дошкольного и дополнительного образования - это эффективный способ совме...

Создание условий для интеграции дошкольного и дополнительного образования.

Детский сад давно уже перестал быть заведением, главная обязанность которого была присмотр за детьми «с утра до вечера». Родители хотят чтобы за их детьми не только присматривали, а давали...

Интеграция дошкольного и дополнительного образования в духовно- нравственном воспитании детей

В последние годы деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей, развивающих их индивидуальный, эмоциональ...

Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации

   Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в наше...