Теоретические основы разработки образовательной программы.
статья на тему

 

 

 

 

 

 

тема: « Теоретические основы разработки

образовательной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Запорожцева Инесса Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тюмень 2018 г.          

 

 

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

В последние годы педагогической общественностью широко обсуждаются вопросы, связанные с таким объектом исследования как «образовательная программа». Интерес вызван необходимостью удовлетворить законодательные требования, предъявляемые сегодня специалистам образовательных учреждений (см. Закон РФ «Об образовании» от 22.08.2004 ). Достижение качества образования возможно, как известно, в условиях программно-целевого подхода, требующего осмысления педагогами собственной практики, как необходимого условия эффективности организуемого ими образовательного процесса. Неслучайно, ряд нормативных документов содержит требования к разработке образовательной программы в каждом образовательном учреждении.

Кроме этого, программно-целевой подход позволяет выработать в ДОУ возможные стратегические и тактические ориентиры совершенствования образовательной деятельности всего педагогического коллектива. В этом случае, создание образовательной программы специалистами ДОУ рассматривается как условие удовлетворения социального заказа на образование в территории.

 

 

     Особенности образовательной программы ДОУ.

Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения. В этой связи, значительная часть нормативных документов неоднократно ставит вопросы о необходимости разработки образовательных программ в дошкольных учреждениях.

С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориентированные не столько на обучение, сколько на воспитание и развитие ребенка.

В этой связи, специфика дошкольного образования требует особого подхода к рассмотрению вопросов, касающихся разработки образовательной программы, в первую очередь, ее содержания, во многом определяющего направленность образовательного процесса детского сада.

Анализируя обобщенные  подходы к разработке образовательных программ для учреждений дошкольного образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявились следующие важные положения:

  • Образовательная программа ДОУ рассматривается в нормативно-правовом и

научно-методическом аспектах, как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию.

  • Образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт,

определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми.

  • Содержание образования не может сводиться только к знаниям, умениям, навыкам, должно иметь развивающую направленность и включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается.
  • Содержание образования, разрабатывается на основе Федеральных,

региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи.

  • Образовательная программа есть также инструмент управления

качеством образования, основание для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.

Исходя из вышеизложенного, органы управления определяют качество образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития, а на основе разрабатываемых и используемых образовательных программ, являющихся внутренним стандартом образования и определяющих специфику его деятельности.

Образовательная программа каждого дошкольного учреждения специфична, т.к. разрабатывается самими практиками с учетом особенностей детского контингента. При этом, важно подчеркнуть также, что состав и структура образовательной программы являются едиными для всех типов учебных заведений (в т.ч. и ДОУ), что призвано облегчить реализацию принципа преемственности.

Образовательная программа для дошкольного учреждения, также как и для любого другого учреждения образования есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же – основание для оценки образовательного процесса. Поэтому,  задача каждого руководителя дошкольного образовательного учреждения, на которого возложена персональная ответственность за наличие и качество образовательной программы, активизировать педагогов детского сада на их разработку.

Задача руководителя дошкольного учреждения состоит и в том, чтобы своевременно определить особенности деятельности учреждения в целом, а также отдельных групп и отразить в образовательной программе реализуемые вариативные комплексные и парциальные программы.

Значимым в процессе проектирования образовательной программы является также отбор реализуемого содержания образования.

Педагогам в ходе разработки программы группы необходимо учесть следующее содержание:

  • Виды основных образовательных программ (комплексные, парциальные),
  • Виды дополнительных программ (оздоровительные, развивающие, компенсирующие).
  • Система используемых педагогических технологий.
  • Методический комплекс (методические пособия для педагога).
  • Дидактический комплекс (пособия для организации обучения).
  • Система образовательной работы с детьми (образовательная нагрузка), предусматривающая различные формы работы с детьми.

Отбор содержания образования должен производиться по основным направлениям развития детей (социально-эмоциональное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).

Учитывая специфику стандарта дошкольного образования, важными компонентами образовательной программы должны быть: содержание,  развивающая среда и личностно-ориентированной взаимодействие педагогов с воспитанниками.

В этой связи, в структуре образовательной программы должны быть выделены как самостоятельные элементы:

-    характеристика среды развития детей (в целом по учреждению или по возрастным группам);

- характеристика социально-психологических условий учреждения, обеспечивающих социализацию и адаптацию воспитанников.

Специфика ФГОС дошкольного образования заключается также в отсутствии итоговой аттестации детей при выпуске из образовательного учреждения. В этой связи, изучение результативности работы педагогов строится, как правило, на основе:

  1. Промежуточной и итоговой педагогической диагностики обученности, воспитанности и освоения детьми разных видов деятельности.
  2. Итоговой психолого-педагогической диагностики изучения готовности ребенка к следующей ступени образования.
  3. Или текущей медико-социальной и психолого-педагогической диагностики развития ребенка, позволяющей комплексно увидеть динамику его достижений.

В этом случае, педагогам важно представить в образовательной программе используемые в ДОУ критерии изучения воспитанников, соотносимые с определенным видом учреждения. Так, например,

- в ДОУ, не имеющем особых материальных и кадровых условий, целесообразно использовать диагностику 1 вида;

- в ДОУ с приоритетами деятельности, обладающем дополнительными ресурсами, возможно использование более системной диагностики 2 вида (диагностика готовности ребенка к школе);

- в ДОУ, имеющем статус «Центр развития» должна использоваться комплексная диагностика развития детей.

Диагностические критерии и показатели должны также соотносится с содержанием основных направлений развития детей, представленных в программе.

Образовательная программа дошкольного учреждения – это нормативный документ, внутренний стандарт учреждения, определяющий содержание дошкольного образования, разработанное по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития и коррекции детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом территории.

Структура и содержание такой образовательной программы определяется, как правило, на срок 3-5 лет, но при необходимости корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями ежегодно.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

        

тема: « Теоретические основы разработки

образовательной программы.

Выполнил:

Запорожцева Инесса Александровна

г. Тюмень 2018 г.        

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

В последние годы педагогической общественностью широко обсуждаются вопросы, связанные с таким объектом исследования как «образовательная программа». Интерес вызван необходимостью удовлетворить законодательные требования, предъявляемые сегодня специалистам образовательных учреждений (см. Закон РФ «Об образовании» от 22.08.2004 ). Достижение качества образования возможно, как известно, в условиях программно-целевого подхода, требующего осмысления педагогами собственной практики, как необходимого условия эффективности организуемого ими образовательного процесса. Неслучайно, ряд нормативных документов содержит требования к разработке образовательной программы в каждом образовательном учреждении.

Кроме этого, программно-целевой подход позволяет выработать в ДОУ возможные стратегические и тактические ориентиры совершенствования образовательной деятельности всего педагогического коллектива. В этом случае, создание образовательной программы специалистами ДОУ рассматривается как условие удовлетворения социального заказа на образование в территории.

     Особенности образовательной программы ДОУ.

Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения. В этой связи, значительная часть нормативных документов неоднократно ставит вопросы о необходимости разработки образовательных программ в дошкольных учреждениях.

С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориентированные не столько на обучение, сколько на воспитание и развитие ребенка.

В этой связи, специфика дошкольного образования требует особого подхода к рассмотрению вопросов, касающихся разработки образовательной программы, в первую очередь, ее содержания, во многом определяющего направленность образовательного процесса детского сада.

Анализируя обобщенные  подходы к разработке образовательных программ для учреждений дошкольного образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявились следующие важные положения:

  • Образовательная программа ДОУ рассматривается в нормативно-правовом и

научно-методическом аспектах, как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию.

  • Образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт,

определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми.

  • Содержание образования не может сводится только к знаниям, умениям,

навыкам, должно иметь развивающую направленность и включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается.

  • Содержание образования, разрабатывается на основе Федеральных,

региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи.

  • Образовательная программа есть также инструмент управления

качеством образования, основание для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.

Исходя из вышеизложенного, органы управления определяют качество образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития, а на основе разрабатываемых и используемых образовательных программ, являющихся внутренним стандартом образования и определяющих специфику его деятельности.

Образовательная программа каждого дошкольного учреждения специфична, т.к. разрабатывается самими практиками с учетом особенностей детского контингента. При этом, важно подчеркнуть также, что состав и структура образовательной программы являются едиными для всех типов учебных заведений (в т.ч. и ДОУ), что призвано облегчить реализацию принципа преемственности.

Образовательная программа для дошкольного учреждения, также как и для любого другого учреждения образования есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же – основание для оценки образовательного процесса. Поэтому,  задача каждого руководителя дошкольного образовательного учреждения, на которого возложена персональная ответственность за наличие и качество образовательной программы, активизировать педагогов детского сада на их разработку.

Задача руководителя дошкольного учреждения состоит и в том, чтобы своевременно определить особенности деятельности учреждения в целом, а также отдельных групп и отразить в образовательной программе реализуемые вариативные комплексные и парциальные программы.

Значимым в процессе проектирования образовательной программы является также отбор реализуемого содержания образования.

Педагогам в ходе разработки программы группы необходимо учесть следующее содержание:

  • Виды основных образовательных программ (комплексные, парциальные),
  • Виды дополнительных программ (оздоровительные, развивающие, компенсирующие).
  • Система используемых педагогических технологий.
  • Методический комплекс (методические пособия для педагога).
  • Дидактический комплекс (пособия для организации обучения).
  • Система образовательной работы с детьми (образовательная нагрузка), предусматривающая различные формы работы с детьми.

Отбор содержания образования должен производиться по основным направлениям развития детей (социально-эмоциональное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).

Учитывая специфику стандарта дошкольного образования, важными компонентами образовательной программы должны быть: содержание,  развивающая среда и личностно-ориентированной взаимодействие педагогов с воспитанниками.

В этой связи, в структуре образовательной программы должны быть выделены как самостоятельные элементы:

-    характеристика среды развития детей (в целом по учреждению или по возрастным группам);

- характеристика социально-психологических условий учреждения, обеспечивающих социализацию и адаптацию воспитанников.

Специфика ФГОС дошкольного образования заключается также в отсутствии итоговой аттестации детей при выпуске из образовательного учреждения. В этой связи, изучение результативности работы педагогов строится, как правило, на основе:

  1. Промежуточной и итоговой педагогической диагностики обученности, воспитанности и освоения детьми разных видов деятельности.
  2. Итоговой психолого-педагогической диагностики изучения готовности ребенка к следующей ступени образования.
  3. Или текущей медико-социальной и психолого-педагогической диагностики развития ребенка, позволяющей комплексно увидеть динамику его достижений.

В этом случае, педагогам важно представить в образовательной программе используемые в ДОУ критерии изучения воспитанников, соотносимые с определенным видом учреждения. Так, например,

- в ДОУ, не имеющем особых материальных и кадровых условий, целесообразно использовать диагностику 1 вида;

- в ДОУ с приоритетами деятельности, обладающем дополнительными ресурсами, возможно использование более системной диагностики 2 вида (диагностика готовности ребенка к школе);

- в ДОУ, имеющем статус «Центр развития» должна использоваться комплексная диагностика развития детей.

Диагностические критерии и показатели должны также соотносится с содержанием основных направлений развития детей, представленных в программе.

Образовательная программа дошкольного учреждения – это нормативный документ, внутренний стандарт учреждения, определяющий содержание дошкольного образования, разработанное по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития и коррекции детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом территории.

Структура и содержание такой образовательной программы определяется, как правило, на срок 3-5 лет, но при необходимости корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями ежегодно.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Закон РФ «Об образовании».- М., Гос. Дума, 12.07.1995 г.

- Федеральная программа развития образования // Вестник образования, 2000, № 12

- Типовые положения об общеобразовательном учреждении.-2001

- Образовательная политика России на современном этапе // — Официальные документы в образовании, 2002, № 2

- Инструктивно-методическое письмо «О реформировании образовательных программ общеобразовательных учреждений» // Народное образование № 8- 2000

- Информационно-методическое письмо «Об упорядочении терминологии образовательных программ» КОПО Ленинградской обл.

№ 3174-16/28 от 25.12.2002

- Арцев М.Н. Образовательная программа как программа развития образовательного учреждения.// Завуч. № 5, 2004, с.29-59

- Богуславский М. Учебная и образовательная программы: исторический ракурс // Управление школой № 2 – 2003

- Владимирская О.Д. Образовательная программа индивидуального обучения: ( получение среднего образования в порядке экстерната). СПб., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

Рабочая программа по реализации образовательной программы разработанной на основе примерной образовательной Программы «Радуга» в группе общеразвивающей направленности 6-7лет

Рабочая программа по реализации образовательной программыМБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска, разработанной на основе примерной образовательной Программы...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет вторая младшая группа «Гномики» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКДОУ

Содержание ВведениеI.Целевой раздел1.Пояснительная записка.1.1.Цели и задачи реализации программы.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.1.3.Характеристика особенностей развития детей до...