Использование ИКТ в образовательном процессе ДОО - важное условие реализации ФГОС ДО
статья на тему

Погаленко Ирина Аркадьевна

Информационно-коммуникативные техноло­гии сегодня являются инструментом повышения качества обра­зовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе и создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реали­зации их в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ

РЕАЛИЗАЦИИ  ФГОС ДО.

Составил: Погаленко И.А.

ст. воспитательГБДОУ20 

Одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособной личности. В условиях переходного периода введения ФГОС дошкольного образования и модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникативные и другие инновационные технологии.

И мы видим, что за последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» ставит перед системой образования следующие задачи:

  • обеспечение инновационного характера базового образования;
  • модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
  • создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг.

Каждая из этих задач решается с использованием ИКТ:

  • интеграция информационно-коммуникативных технологий в процесс воспитания и образования воспитанников ДОУ, использование педагогами соответствующих методик и образовательных технологий;
  • достижение информационно-коммуникативной компетентности воспитанников, включающей в себя общепользовательскую, общеучебную компетентность;
  • обеспечение профессиональной информационно-коммуникативной компетентности работников образования, включающей в себя общепользовательскую и общепедагогическую компетентность;
  • реализация комплексных механизмов информатизации образовательного процесса, базирующихся на квалификации педагога, планировании им своей деятельности с применением информационно-коммуникативных технологий;
  • создание прозрачности и привлекательности образовательных учреждений  (ИМИЖД) на основе средств информационно-коммуникационных технологий как инструмента;
  • индивидуальный мониторинг, индивидуальное сохранение и укрепление здоровья воспитанников с применением информационно-коммуникативных технологий.

Приведу примеры практической реализации данных задач.

Новые средства обучения, основанные на преимуществах информационных технологий, могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития ребенка.

Специальные компьютерные программы могут служить примером средства нового поколения для решения:

  1. Общеразвивающих задач обучения детей старшего дошкольного возраста: т. е. формирование умения систематизировать, обобщать, умения представлять одно и то же предметное содержание в разных знаковых системах, а также выражать свое эмоциональное отношение.
  2. Предметных задач, например, индивидуализации процесса формирования базовых математических представлений, т. е. возможности оперативного выявления индивидуального уровня сформированное умений ребенка в данной области, возможности индивидуального темпа освоения навыков.

Компьютерные программы могут применяться в обучении при условии разработки специальных методик их использования в учебном процессе с учетом общих и особых образовательных потребностей детей.

Также,  не следует забывать о нормативных документах, регламентирующих деятельность дошкольного учреждения, а в частности СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», где регламентируется деятельность ребенка за компьютером: для детей до 5 лет работа с компьютером не должна превышать 10 минут, для детей 6 лет — 15 минут.

Для часто болеющих и имеющих хронические патологии эти нормы сокращены до 5 и 7 минут соответственно. Имеются ограничения и на количество проводимых занятий — не более одного в течение дня и не более трех раз в неделю.

3. Профессиональное развитие педагогов является одним из необходимых условий успешного внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование. Каждому педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей коллег, направлений. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии сегодня являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе и создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализации их в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сотрудничества как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Презентация учебного занятия для воспитателей ДОУ, где раскрыты высказывания ученых о необходимости обучения дошкольников навыкам сотрудничества со сверстниками,как рассматривают эту тему современные ...

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Консультационный материал для педагогов и специалистов ДОУ по использованию в работе с детьми современного компьтерного обеспечения...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

XXI век называют веком цифровизации.В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема самообразования «Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях ре...

выступление на августовской конференции 2021г Тема: «Использование цифровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные о...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО».

Фридрих Фребель             Игра – это ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под ...