Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ. Из опыта работы
материал на тему

Стенина Татьяна Александровна

Материалы семинара для руководителей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_vystuplenie_starshego_vospitatelya_steninoy_t.a.docx99.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 – Центр развития ребенка –

детский сад первой категории №19 «Ивушка» г. Сальска

Сообщение на тему: «Современные педагогические технологии в образовательном процессе  ДОУ»

Стенина Т.А.,

старший воспитатель

                                                             2017г.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует от педагога компетентного подхода. Одним из показателей профессиональной компетентности -   способность педагога к саморазвитию. Основными критериями саморазвития являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение   педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

Современному педагогу недостаточно просто знаний о технологии, ем необходимо умение применять их на практике

Сегодня мы расскажем о педагогических технологиях и их  использовании в нашем дошкольном учреждении.

Вначале   вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.    

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость.

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: 

- логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители)  МБДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология интеллектуально-творческого развития
  • квест-технология

Отбор современных образовательных технологий осуществляется на основе анализа материально технической базы, методического обеспечения, данных педагогического мониторинга, заказа родителей на образовательные услуги.  

     Педагоги овладевают инновационными образовательными технологиями в процессе разнообразных активных форм методической работы (педсовет - методический театр, тренинги, мастер-классы, обучающие семинары).

Я остановлюсь на некоторых технологиях реализуемых в нашем учреждении.

          Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, под "присмотром"воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?


           В решении этого вопроса наши педагоги пришли к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни. 

          Кроме того, в ДОУ проводится комплекс эффективных профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития, включающая   три группы здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, стретчинг, технологии эстетической направленности, оздоровительный бег, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, степ-аэробика, фитбол, кинезиологическая гимнастика.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Уроки здоровья», самомассаж, точечный самомассаж.
  3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, песочная терапия, «Суджок» терапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, биоэнергопластика, «Речевая IT- технология БОС».

         Очень важно, что каждая из вышеперечисленных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует   у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Почему мы применяем такой комплекс здоровьесберегающих технологий?

            Потому, что считаем, что дошкольный возраст - наиболее важный период в процессе формирования личности человека.

             В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера.

            Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Большое внимание в ДОУ уделяется развитию культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, потребности к здоровому образу жизни; сохранению и стимулированию здоровья (динамический час, релаксация, офтальмотренаж и т.д.).  

В ДОУ разработана модель и технологические карты организации здоровьесберегающей деятельности для каждой возрастной группы.

Накоплен большой практический материал по всем возрастным группам: комплексы упражнений утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, «Уроки здоровья», психогимнастических упражнений, коммуникативных и подвижных игр.

Работает Школа дошкольных наук. Для модуля «Работа с педагогами» разработана серия мастер-классов по ознакомлению и выработке практических навыков по реализации оздоровительных технологий. Разработана программа спортивно-гимнастического кружка «Лебедушка» для одаренных детей с хорошими физическими данными.

С родителями регулярно проводятся вечера встреч, родительские конференции, где обсуждаются вопросы сохранения здоровья наших детей. Так же родители являются участниками   спортивных мероприятий ДОУ, где на собственном примере показывают, что спорт важен.

Проведенное   в МБДОУ исследование социального запроса семей воспитанников показало, что на первом месте после здоровья, для родителей стоит создание психологически комфортной обстановки. А ребенок наиболее комфортно чувствует себя в своем естественном состоянии - в игре.  

Созданная в ДОУ материальная база позволила   внедрить в образовательный процесс игровую технология В. В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".

Данная игровая технология развивает детей по всем образовательным направлениям, представленным в ФГОС ДО, используется в том числе и работе с детьми с ОВЗ.

Целевыми ориентирами технологии является формирование интеллектуально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, направленной на решение проблемных и творческих задач, ее доминирующая цель - развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который достигается при решении проблемных и творческих задач.

Основная идея, заложена в основу игр - интерес - познание - творчество - становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Принципы построения педагогического процесса

  • Игра плюс сказка. Первым принципом технологии является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка.  
  • Интеллект. Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.  
  • Творчество. Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.  

Особенности игровой технологии технологии  В.В.Воскобовича

  • Широкий возрастной диапазон участников игр - от 2-3 лет до средней школы. Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества, каждая игра позволяет ребенку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии.
  • Дидактическая мультимодульность. Игры несут в себе способы обучения чтению, развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей.
  • Образность и универсальность. Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других. Образность в описании и изображении сказочных героев, образы цифр и букв не только точно выверенный психологический прием зрительной ассоциации и эмоционального «якорения» объекта, но и особая технология мотивации деятельности. Построенные на возрастных мотивационных акцентах деятельности - интересе, образности, доступности, нестандартности, новизны восприятия, разнообразности - игры интригуют, мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втягивают ребенка в процесс решения, «думания» над задачей.
  • Эмоциональная культура игры яркой особенностью этих игр является легкость в отношении, искрометный юмор и ирония, которую ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки, когда становится нелегко. Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребенок в таких играх развивает главные качества личности-творца - непохожесть, творческое мышление, дивергентность суждений и умение создавать и выбирать из многообразия вариантов.
  • Различные возможности использования.Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования.  

Приоритетность в выборе игр. Опыт многих педагогов подчеркивает, что для побуждения ребенка к занятиям по «Развивающим Играм Воскобовича» достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и технологичность материала позволят ребенку каждый раз общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани.  

Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Универсальность по отношению к образовательным программам .

  Внедрение технологии в педагогический процесс позволяет перейти от привычных занятий к игровой деятельности; осуществляет интеллектуально-творческое развитие детей, психологическую, специальную подготовку их к школе.

Данная технология - это использование авторских игр в системе их постоянного и постепенного усложнения («по спирали»). Поэтапное включение игр определяется возрастными особенностями ребенка.  Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители малышей.

          Реализуя технологию «Сказочные лабиринты игры», мы включаем в образовательный процесс различные формы организации детского коллектива - логико-математические игры; интегрированные игровые занятия; совместную игровую деятельность малышей и взрослых, детей и родителей; самостоятельную   игру детей.

          Виды занятий регламентируются содержанием образовательной программы, реализуемой   учреждением. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала на них и легко вписываются в любую форму планирования.

     Вся работа с детьми как индивидуальная, так и совместная   организовывается в виде путешествий. В этом нам помогают сказочные герои. Работа по технологии требует особой развивающей среды. Это не только игры, герои, игровые уголки в группах, но и Фиолетовый лес.

           В ДОУ создали замечательный Фиолетовый лес. По сути, это развивающая сенсомоторная зона, где ребенок действует   самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым, но кроме того мы путешествуем и виртуально с помощью интерактивной доски или ноутбука.

Играми Воскобовича через родительские собрания, мастер-классы, совместные путешествия увлекли и родителей.    С удовольствием родители включились в игру – дискуссию по проблеме организации игровой деятельности в семье.

Реализуя игровую технологию "Сказочные лабиринты игры" педагоги ДОУ разработали перспективные планы, проект программы дополнительного образования для старших дошкольников «Фиолетовый лес», серию конспектов, картотеку дидактических игр по отдельным пособиям по направлениям ФГОС ДО.                      

Педагоги органично интегрируют технологию В. В. Воскобовича с другими методиками и технологиями. Это отражено в документах - основной общеобразовательной программе МБДОУ, в части формируемой участниками образовательных отношений, рабочих программах педагогов.  

 Областным тьюторским центром по реализации технологии «Сказочные лабиринты игры» определено основное направление деятельности ММРЦ: накопление методической базы по реализации игр Воскобовича.  Нами разработано 40 дидактических игр по 5 направлениям стандарта.  

Педагоги ДОУ проводят на МО открытые показы, мастер-классы для педагогов ДОУ, района, города и области, публикуют материалы в сети интернет.

          Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении использования педагогических технологий деятельностного типа, которые:  способствуют индивидуальному развитию личности, творческой инициативы,   выработке у детей навыков самостоятельной навигации в информационных полях,   формирование умений разрешать проблемы, возникающие в жизни.  

Образовательный квест - это игровая педагогическая технология. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий.

Квест от английского «quest» — поиск. Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов,  квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия.

Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО.  Квесты требуют включения всего педагогического коллектива и привлечение родителей воспитанников. Поэтому необходимо подготовить основу для организации работы с использованием данной формы. Чтобы обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса необходимо тщательно продумать методическое сопровождение включения квест-игр в образовательный процесс.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

        Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Образовательные квесты классифицируются следующим образом:

I. По месту проведения. Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как учреждения, так и вне его, квесты могут быть:

- в замкнутом помещении, в группе;

 - квесты в музеях,

 - внутри зданий,

 - в парках;

 - квесты на местности (городское ориентирование - «бегущий город»);

- квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования (в т.ч. GPS) и краеведения;

- смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда.

II. По форме построения сюжета квесты делятся на 3 группы:

-линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

- штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

- кольцевые, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

III. По назначению основной деятельности участников:

1. Фото-квест- это предоставление ответов на головоломки и задания в виде фотографий. Поиск  ответов и фотографирование их!

2. Веб-квест- это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

3.Тематический образовательный    квест. Данная форма предполагает организацию квеста по определенной изучаемой теме, памятной дате, дате календарных праздников и т.д.  

4. Смешанный квест интегрирует в себе признаки отдельных форм ОК для максимального выполнения поставленных    задач в образовательном процессе.  

5.Творческий квест требует от участников  создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, театрализация,   игра, песня).

IV. По срокам проведения выделяют долговременные и кратковременные квесты.

          Как   любая технология,  образовательный квест (далее - ОК) имеет свою структуру. При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, педагоги, родители), то пространство, где будет проходить игра, написать сценарий.  

Хочется особо обратить внимание на последний этап. После каждой игры ребенок анализирует свое место в команде. Ребенок учится проводить самоанализ своих возможностей качеств, умений и навыков,  понимая, что ему не хватило до достижения оптимального результата.

Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;

Информационная - приобретение детьми нового знания;

Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;

Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

 Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая технология включает у ребенка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.

Важно помнить три основных условия:

1. Игры должны быть безопасными.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.к. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности. Создание такой среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:

  • первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;
  • используемые артефакты и предметы должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;
  • задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;
  • также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все ДЕТИ разные.

В ходе реализации квест-игры можно осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. 

          В нашем детском саду квесты проводятся в старших возрастных группах.  

Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых  помещениях, музыкальном спортивном залах.  Для составления маршрута мы используем разные варианты:

- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

-  Карта (схематическое изображение маршрута);

- «Волшебный экран» (планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

         Педагогами МБДОУ разработано 18 игровых квестов: «Заколдованный урожай», «Чудо остров», «Школа молодого бойца», «Затерянная книга», и д.р.  

             Мастер-классы для педагогов в форме: Игры-квест «5 шагов к освоению Квеста», «Таинственная комната», «Знание ФГОС ДО – уверенность педагога»

Методические рекомендации: «Квест как инновационная модель обучения».  Буклеты, памятки: «Классификация квестов», «Принципы построения квестов», «Структура квеста», «Алгоритм организации и проведения квест-игры», «Достоинства квестов для детей дошкольного возраста».  

Первые наработки педагогов по данной технологии показали, что в процессе внедрения в практику технологии квест-игр в детском саду:

  • создаётся атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости;
  • воспитатели и родители стали проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей;
  • активно обучают воспитанников эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;
  • педагоги    стараются снимать с себя судейскую роль, не акцентировать внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными возможностями.  
  • в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах; снимается чувство страха за ошибку, осуществляется гостевой обмен между группами с равными возможностями.  

Выпускники нашего детского сада умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито речевое взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства страха за ошибку.

         Таким образом  реализация представленных технологий   позволила:

педагогам - приобрести практический опыт, оформить методические наработки освоения педагогических технологий, что будет способствовать развитию умений управлять внутренними ресурсами для повышения профессиональной компетенции;

администрации - управлять процессом внедрения современных образовательных технологий и определять эффективность их использования, получить новые формы взаимодействия участников образовательного процесса;

воспитанникам - получать более качественное образование;

родителям - как потребителям образовательных услуг - получить развитие определенных способностей способов деятельности, компетентностей  своих детей  

Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей (по результатам диагностических и мониторинговых исследований) по ведущим направлениям.

 

1 слайд

«Современные педагогические технологии в образовательном процессе  ДОУ»

2 слайд

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует о педагога компетентного подхода. Одним из показателей профессиональной компетентности -   способность педагога к саморазвитию. Основными критериями саморазвития являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение   педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

Современному педагогу недостаточно просто знаний о технологии, ем необходимо умение применять их на практике

Сегодня мы расскажем о педагогических технологиях и их  использовании в нашем дошкольном учреждении.

3 слайд

Вначале   вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

4 слайд

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.    

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость.

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: 

- логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

5 слайд

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) МБДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий:

6 слайд

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология интеллектуально-творческого развития
  • квест-технология

Отбор современных образовательных технологий осуществляется на основе анализа материально технической базы, методического обеспечения, данных педагогического мониторинга, заказа родителей на образовательные услуги.  

     Педагоги овладевают инновационными образовательными технологиями в процессе разнообразных активных форм методической работы (педсовет - методический театр, тренинги, мастер-классы, обучающие семинары).

Я остановлдюсь на некоторых технологиях реализуемых в нашем учреждении.

7 слайд

          Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, под "присмотром"воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?


           В решении этого вопроса наши педагоги пришли к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни. 

Кроме того, в ДОУ проводится комплекс эффективных профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития, включающая   три группы здоровьесберегающих технологий:

8 слайд

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, стретчинг, технологии эстетической направленности, оздоровительный бег, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, степ-аэробика, фитбол, кинезиологическая гимнастика.

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Уроки здоровья», самомассаж, точечный самомассаж.

  1. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, песочная терапия, «Суджок» терапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, биоэнергопластика, «Речевая IT- технология БОС».

         Очень важно, что каждая из вышеперечисленных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует   у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

9 слайд

Почему мы применяем такой комплекс здоровьесберегающих технологий?

            Потому, что считаем, что дошкольный возраст - наиболее важный период в процессе формирования личности человека.

             В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера.

            Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

10 слайд

Большое внимание в ДОУ уделяется развитию культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, потребности к здоровому образу жизни; сохранению и стимулированию здоровья (динамический час, релаксация, офтальмотренаж и т.д.).  

В ДОУ разработана модель и технологические карты организации здоровьесберегающей деятельности для каждой возрастной группы.

Накоплен большой практический материал по всем возрастным группам: комплексы упражнений утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, «Уроки здоровья», психогимнастических упражнений, коммуникативных и подвижных игр.

Работает Школа дошкольных наук. Для модуля «Работа с педагогами» разработана серия мастер-классов по ознакомлению и выработке практических навыков по реализации оздоровительных технологий. Разработана программа спортивно-гимнастического кружка «Лебедушка» для одаренных детей с хорошими физическими данными.

С родителями регулярно проводятся вечера встреч, родительские конференции, где обсуждаются вопросы сохранения здоровья наших детей. Так же родители являются участниками   спортивных мероприятий ДОУ, где на собственном примере показывают, что спорт важен.

11 слайд

Проведенное   в МБДОУ исследование социального запроса семей воспитанников показало, что на первом месте после здоровья, для родителей стоит создание психологически комфортной обстановки. А ребенок наиболее комфортно чувствует себя в своем естественном состоянии - в игре.  

Созданная в ДОУ материальная база позволила   внедрить в образовательный процесс игровую технология В. В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".

12 слайд

Данная игровая технология развивает детей по всем образовательным направлениям, представленным в ФГОС ДО, используется в том числе и работе с детьми с ОВЗ.

Целевыми ориентирами технологии является формирование интеллектуально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, направленной на решение проблемных и творческих задач, ее доминирующая цель - развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который достигается при решении проблемных и творческих задач.

Основная идея, заложена в основу игр - интерес - познание - творчество - становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

13 слайд

Принципы построения педагогического процесса

  • Игра плюс сказка. Первым принципом технологии является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка.  
  • Интеллект. Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.  
  • Творчество. Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.  

14 слайд

Особенности игровой технологии технологии В.В.Воскобовича

  • Широкий возрастной диапазон участников игр - от 2-3 лет до средней школы. Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества, каждая игра позволяет ребенку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии.
  • Дидактическая мультимодульность. Игры несут в себе способы обучения чтению, развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей.
  • Образность и универсальность. Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других. Образность в описании и изображении сказочных героев, образы цифр и букв не только точно выверенный психологический прием зрительной ассоциации и эмоционального «якорения» объекта, но и особая технология мотивации деятельности. Построенные на возрастных мотивационных акцентах деятельности - интересе, образности, доступности, нестандартности, новизны восприятия, разнообразности - игры интригуют, мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втягивают ребенка в процесс решения, «думания» над задачей.
  • Эмоциональная культура игры яркой особенностью этих игр является легкость в отношении, искрометный юмор и ирония, которую ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки, когда становится нелегко. Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребенок в таких играх развивает главные качества личности-творца - непохожесть, творческое мышление, дивергентность суждений и умение создавать и выбирать из многообразия вариантов.
  • Различные возможности использования.Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования.  

Приоритетность в выборе игр. Опыт многих педагогов подчеркивает, что для побуждения ребенка к занятиям по «Развивающим Играм Воскобовича» достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и технологичность материала позволят ребенку каждый раз общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани.  

Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Универсальность по отношению к образовательным программам  

15 слайд

  Внедрение технологии в педагогический процесс позволяет перейти от привычных занятий к игровой деятельности; осуществляет интеллектуально-творческое развитие детей, психологическую, специальную подготовку их к школе.

Данная технология - это использование авторских игр в системе их постоянного и постепенного усложнения («по спирали»). Поэтапное включение игр определяется возрастными особенностями ребенка.  Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители малышей.

          Реализуя технологию «Сказочные лабиринты игры», мы включаем в образовательный процесс различные формы организации детского коллектива - логико-математические игры; интегрированные игровые занятия; совместную игровую деятельность малышей и взрослых, детей и родителей; самостоятельную   игру детей.

16 слайд

          Виды занятий регламентируются содержанием образовательной программы, реализуемой   учреждением. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала на них и легко вписываются в любую форму планирования.

     Вся работа с детьми как индивидуальная, так и совместная основывается или организовывается с помощью путешествий. В этом нам помогают сказочные герои. Работа по технологии требует особой развивающей среды. Это не только игры, герои, игровые уголки в группах, но и Фиолетовый лес.

17слайд

           В ДОУ создали замечательный Фиолетовый лесПо сути, это развивающая сенсомоторная зона, где ребенок действует   самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым, но кроме того мы путешествуем и виртуально с помощью интерактивной доски или ноутбука.

Играми Воскобовича через родительские собрания, мастер-классы, совместные путешествия увлекли и родителей.    С удовольствием родители включились в игру – дискуссию по проблеме организации игровой деятельности в семье.

Реализуя игровую технологию "Сказочные лабиринты игры" педагоги ДОУ разработали перспективные планы, проект программы дополнительного образования для старших дошкольников «Фиолетовый лес», серию конспектов, картотеку дидактических игр по отдельным пособиям по направлениям ФГОС ДО.                      

18 слайд

Педагоги органично интегрируют технологию В. В. Воскобовича с другими методиками и технологиями. Это отражено в документах - основной общеобразовательной программе МБДОУ, в части формируемой участниками образовательных отношений, рабочих программах педагогов.  

 Областным тьюторским центром по реализации технологии «Сказочные лабиринты игры» определено основное направление деятельности ММРЦ: накопление методической базы по реализации игр Воскобовича.  Нами разработано 40 дидактических игр по 5 направлениям стандарта.  

Педагоги ДОУ проводят на МО открытые показы, мастер-классы для педагогов ДОУ, района, города и области, публикуют материалы в сети интернет.

19 слайд

Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении использования педагогических технологий деятельностного типа, которые:  способствуют индивидуальному развитию личности, творческой инициативы,   выработке у детей навыков самостоятельной навигации в информационных полях,   формирование умений разрешать проблемы, возникающие в жизни.  

Образовательный квест - это игровая педагогическая технология. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий.

20

Квест от английского «quest» — поиск. Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов,  квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия.

21 слайд

Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО.  Квесты требуют включения всего педагогического коллектива и привлечение родителей воспитанников. Поэтому необходимо подготовить основу для организации работы с использованием данной формы. Чтобы обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса необходимо тщательно продумать методическое сопровождение включения квест-игр в образовательный процесс.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

22

Образовательные квесты классифицируются следующим образом:

I. По месту проведения. Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как учреждения, так и вне его, квесты могут быть:

- в замкнутом помещении, в группе;

 - квесты в музеях,

 - внутри зданий,

 - в парках;

 - квесты на местности (городское ориентирование - «бегущий город»);

- квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования (в т.ч. GPS) и краеведения;

- смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда.

II. По форме построения сюжета квесты делятся на 3 группы:

-линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

- штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

- кольцевые, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

III. По назначению основной деятельности участников:

1. Фото-квест- это предоставление ответов на головоломки и задания в виде фотографий. Поиск  ответов и фотографирование их!

2. Веб-квест- это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

3.Тематический образовательный    квест. Данная форма предполагает организацию квеста по определенной изучаемой теме, памятной дате, дате календарных праздников и т.д.  

4. Смешанный квест интегрирует в себе признаки отдельных форм ОК для максимального выполнения поставленных    задач в образовательном процессе.  

5.Творческий квест требует от участников  создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, театрализация,   игра, песня).

IV. По срокам проведения выделяют долговременные и кратковременные квесты.

23

          Как   любая технология,  образовательный квест (далее - ОК) имеет свою структуру. При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, педагоги, родители), то пространство, где будет проходить игра, написать сценарий.  

24

Хочется особо обратить внимание на последний этап. После каждой игры ребенок анализирует свое место в команде. Ребенок учится проводить самоанализ своих возможностей качеств, умений и навыков,  понимая, что ему не хватило до достижения оптимального результата.

Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;

Информационная - приобретение детьми нового знания;

Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;

Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

 Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая технология включает у ребенка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.

25

Важно помнить три основных условия:

1. Игры должны быть безопасными.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.к. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности. Создание такой среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

26

Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:

  • первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;
  • используемые артефакты и предметы должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;
  • задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;
  • также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все ДЕТИ разные.

27

В ходе реализации квест-игры можно осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды.

28

В нашем детском саду квесты проводятся в старших возрастных группах.  

Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых  помещениях.  Для составления маршрута мы используем разные варианты:

- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

-  Карта (схематическое изображение маршрута);

- «Волшебный экран» (планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

29

Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

30

  Разработано 16 игровых квестов: «Заколдованный урожай», «Чудо остров», «Школа молодого бойца», «Затерянная книга», и д.р.  

             Мастер-классы для педагогов в форме: Игры-квест «5 шагов к освоению Квеста», «Таинственная комната», «Знание ФГОС ДО – уверенность педагога»

Методические рекомендации: «Квест как инновационная модель обучения».  Буклеты, памятки: «Классификация квестов», «Принципы построения квестов», «Структура квеста», «Алгоритм организации и проведения квест-игры», «Достоинства квестов для детей дошкольного возраста».  

Первые наработки педагогов по данной технологии показали, что в процессе внедрения в практику технологии квест-игр в детском саду:

  • создаётся атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости;
  • воспитатели и родители стали проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей;
  • активно обучают воспитанников эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;
  • педагоги    стараются снимать с себя судейскую роль, не акцентировать внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными возможностями.  
  • в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах; снимается чувство страха за ошибку, осуществляется гостевой обмен между группами с равными возможностями.  

Выпускники нашего детского сада умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито речевое взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства страха за ошибку.

1

Таким образом реализация представленных технологий   позволила:

педагогам - приобрести практический опыт, оформить методические наработки освоения педагогических технологий, что будет способствовать развитию умений управлять внутренними ресурсами для повышения профессиональной компетенции;

администрации - управлять процессом внедрения современных образовательных технологий и определять эффективность их использования, получить новые формы взаимодействия участников образовательного процесса;

воспитанникам - получать более качественное образование;

родителям - как потребителям образовательных услуг - получить развитие определенных способностей своих детей в сфере их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей.

 

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует о педагога компетентного подхода. Одним из показателей профессиональной компетентности -   способность педагога к саморазвитию. Основными критериями саморазвития являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение   педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

Сегодня мы расскажем о педагогических технологиях и их  использовании в нашем дошкольном учреждении.

Вначале   вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.    

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость.

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: 

- логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология интеллектуально-творческого развития
  • квест-технология

Отбор современных образовательных технологий осуществляется на основе анализа материально технической базы, методического обеспечения, данных педагогического мониторинга, заказа родителей на образовательные услуги.  

     Педагоги овладевают инновационными образовательными технологиями в процессе разнообразных активных форм методической работы (педсовет - методический театр, тренинги, мастер-классы, обучающие семинары).

          Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, под "присмотром"воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?


           В решении этого вопроса наши педагоги пришли к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни. 

Кроме того, в ДОУ проводится комплекс эффективных профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития, включающая   три группы здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, оздоровительный бег, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, степ-аэробика, фитбол, кинезиологическая гимнастика.

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Уроки здоровья», самомассаж, точечный самомассаж.

  1. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, песочная терапия, «Суджок» терапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, биоэнергопластика, «Речевая IT- технология БОС».

         Очень важно, что каждая из вышеперечисленных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует   у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Почему мы применяем такой комплекс здоровьесберегающих технологий?

            Потому, что считаем, что дошкольный возраст - наиболее важный период в процессе формирования личности человека.

             В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера.

            Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Большое внимание в ДОУ уделяется развитию культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, потребности к здоровому образу жизни; сохранению и стимулированию здоровья (динамический час, релаксация, офтальмотренаж и т.д.).  

В ДОУ разработана модель и технологические карты организации здоровьесберегающей деятельности для каждой возрастной группы.

Накоплен большой практический материал по всем возрастным группам: комплексы упражнений утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, «Уроки здоровья», психогимнастических упражнений, коммуникативных и подвижных игр.

Работает Школа дошкольных наук. Для модуля «Работа с педагогами» разработана серия мастер-классов по ознакомлению и выработке практических навыков по реализации оздоровительных технологий. Разработана программа спортивно-гимнастического кружка «Лебедушка» для одаренных детей с хорошими физическими данными.

С родителями регулярно проводятся вечера встреч, родительские конференции, где обсуждаются вопросы сохранения здоровья наших детей. Так же родители являются участниками   спортивных мероприятий ДОУ, где на собственном примере показывают, что спорт важен.


             Проведенное   в МБДОУ исследование социального запроса семей воспитанников показало, что на первом месте после здоровья, для родителей стоит создание психологически комфортной обстановки. А ребенок наиболее комфортно чувствует себя в своем естественном состоянии - в игре.  

Созданная в ДОУ материальная база позволила   внедрить в образовательный процесс игровую технология В. В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".

Данная игровая технология развивает детей по всем образовательным направлениям, представленным в ФГОС ДО, используется в том числе и работе с детьми с ОВЗ.

Целевыми ориентациями технологии является формирование интеллектуально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, направленной на решение проблемных и творческих задач, ее доминирующаяцель - развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который достигается при решении проблемных и творческих задач.

Основная идея, заложена в основу игр - интерес - познание - творчество - становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Принципы построения педагогического процесса

  • Игра плюс сказка. Первым принципом технологии является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка.  
  • Интеллект. Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.  
  • Творчество. Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.  

Особенности игровой технологии технологии В.В.Воскобовича

  • Широкий возрастной диапазон участников игр - от 2-3 лет до средней школы. Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества, каждая игра позволяет ребенку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии.
  • Дидактическая мультимодульность. Игры несут в себе способы обучения чтению, развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей.
  • Образность и универсальность. Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других. Образность в описании и изображении сказочных героев, образы цифр и букв не только точно выверенный психологический прием зрительной ассоциации и эмоционального «якорения» объекта, но и особая технология мотивации деятельности. Построенные на возрастных мотивационных акцентах деятельности - интересе, образности, доступности, нестандартности, новизны восприятия, разнообразности - игры интригуют, мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втягивают ребенка в процесс решения, «думания» над задачей.
  • Эмоциональная культура игры яркой особенностью этих игр является легкость в отношении, искрометный юмор и ирония, которую ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки, когда становится нелегко. Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребенок в таких играх развивает главные качества личности-творца - непохожесть, творческое мышление, дивергентность суждений и умение создавать и выбирать из многообразия вариантов.
  • Различные возможности использования.Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования.  

Приоритетность в выборе игр. Опыт многих педагогов подчеркивает, что для побуждения ребенка к занятиям по «Развивающим Играм Воскобовича» достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и технологичность материала позволят ребенку каждый раз общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани.  

Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Универсальность по отношению к образовательным программам  

Реализация технологии требует следующих принципов:

- принцип обучения на высоком уровне трудности предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязей и систематизацию осваиваемых действий;

- принцип пошаговости предполагает организацию мыслительного процесса от частного к общему, т.е. движение (мысли) от конкретного (частного) к абстрактному;

- принцип качественного различия стадий обучения соотносит процесс обучения с разными этапами психического развития. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности

- принцип наглядности конкретизируется как принцип предметности: реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели. Это существенная характеристика преобразующей – воспроизводящей деятельности обучения;

- принцип доступности предполагает управление темпами и содержанием развития ребёнка посредством организации обучающего воздействия;

- принцип продуктивности подчеркивает прагматичность, обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата;

- принцип игрового обучения предполагает, что обучение ребенка дошкольного возраста осуществляется в игровом взаимодействии взрослого и детей посредством реализации определенного сюжета (игры и сказки);

- принцип раннего творческого развития детей дошкольного возраста.

Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

  Внедрение технологии в педагогический процесс позволяет перейти от привычных занятий к игровой деятельности; осуществляет интеллектуально-творческое развитие детей, психологическую, специальную подготовку их к школе.

Данная технология - это использование авторских игр в системе их постоянного и постепенного усложнения («по спирали»). Поэтапное включение игр определяется возрастными особенностями ребенка.  Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители малышей.

          Реализуя технологию «Сказочные лабиринты игры», мы включаем в образовательный процесс различные формы организации детского коллектива - логико-математические игры; интегрированные игровые занятия; совместную игровую деятельность малышей и взрослых, детей и родителей; самостоятельную   игру детей.

          Виды занятий регламентируются содержанием образовательной программы, реализуемой   учреждением. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала на них и легко вписываются в любую форму планирования.

     Вся работа с детьми как индивидуальная, так и совместная основывается или организовывается с помощью путешествий. В этом нам помогают сказочные герои. Работа по технологии требует особой развивающей среды. Это не только игры, герои, игровые уголки в группах, но и Фиолетовый лес.

           В ДОУ создали замечательный Фиолетовый лесПо сути, это развивающая сенсомоторная зона, где ребенок действует   самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым, но кроме того мы путешествуем и виртуально с помощью интерактивной доски или ноутбука.

Играми Воскобовича через родительские собрания, мастер-классы, совместные путешествия увлекли и родителей.    С удовольствием родители включились в игру – дискуссию по проблеме организации игровой деятельности в семье.

Реализуя игровую технологию "Сказочные лабиринты игры" педагоги ДОУ разработали перспективные планы, проект программы дополнительного образования для старших дошкольников «Фиолетовый лес», серию конспектов, картотеку дидактических игр по отдельным пособиям по направлениям ФГОС ДО.                      

 Педагоги органично интегрируют технологию В. В. Воскобовича с другими методиками и технологиями. Это отражено в документах - основной общеобразовательной программе МБДОУ, в части формируемой участниками образовательных отношений, рабочих программах педагогов.  

 Областным тьюторским центром по реализации технологии «Сказочные лабиринты игры» определено основное направление деятельности ММРЦ: накопление методической базы по реализации игр Воскобовича.  Нами разработано 40 дидактических игр по 5 направлениям стандарта.  

Педагоги ДОУ проводят на МО открытые показы, мастер-классы для педагогов ДОУ, района, города и области, публикуют материалы в сети интернет.

В настоящее время в дошкольном учреждении ведется работа по   внедрению в практику работы инновационной формы организации образовательной деятельности детей в ДОУ - способствующей развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.

Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО.  Квесты требуют включения всего педагогического коллектива и привлечение родителей воспитанников. Поэтому необходимо подготовить основу для организации работы с использованием данной формы. Чтобы обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса необходимо тщательно продумать методическое сопровождение включения квест-игр в образовательный процесс.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Важно помнить три основных условия:

1. Игры должны быть безопасными.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.к. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности. Создание такой среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

В ходе реализации квест-игры можно осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест-технологиях образовательной деятельности детей.

Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. .

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, воспитывается командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, так, как только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше.

 Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном, спортивном залах, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.

Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды перемещаются по точкам, выполняют различные задания.

Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

Т.е. квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

  Разработано 16 игровых квестов: «Заколдованный урожай», «Чудо остров», «Школа молодого бойца», «Затерянная книга», и д.р.  

             Мастер-классы для педагогов в форме: Игры-квест «5 шагов к освоению Квеста», «Таинственная комната», «Знание ФГОС ДО – уверенность педагога»

Методические рекомендации: «Квест как инновационная модель обучения».  Буклеты, памятки: «Классификация квестов», «Принципы построения квестов», «Структура квеста», «Алгоритм организации и проведения квест-игры», «Достоинства квестов для детей дошкольного возраста».  

Первые наработки педагогов по данной технологии показали, что в процессе внедрения в практику технологии квест-игр в детском саду:

  • создаётся атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости;
  • воспитатели и родители стали проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей;
  • активно обучают воспитанников эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;
  • педагоги    стараются снимать с себя судейскую роль, не акцентировать внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными возможностями.  
  • в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах; снимается чувство страха за ошибку, осуществляется гостевой обмен между группами с равными возможностями.  

Выпускники нашего детского сада умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито речевое взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства страха за ошибку.

Таким образомреализация представленных технологий   позволит:

педагогам - приобрести практический опыт, оформить методические наработки освоения педагогических технологий, что будет способствовать развитию умений управлять внутренними ресурсами для повышения профессиональной компетенции;

администрации - управлять процессом внедрения современных образовательных технологий и определять эффективность их использования, получить новые формы взаимодействия участников образовательного процесса;

воспитанникам - получать более качественное образование;

родителям - как потребителям образовательных услуг - получить развитие определенных способностей своих детей в сфере их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей.

Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей (по результатам диагностических и мониторинговых исследований) по ведущим направлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ГБДОУ"

Технология: «Коммуникативные игры дошкольников с учетом гендерныхособенностей»Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиться этим нельз...

Использование современных педагогических технологий в образовательном пространстве ДОО

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в па...

презентация "Современные педагогические технологии в образовательном процессе дошкольного образования"

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственного стандарта дошкольного образования. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно в...

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...