«Взаимодействие ДОУ с социумом, как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС»
статья на тему

Наталья Ивановна Погорелова

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

Задача Современной системы – гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка. Огромную роль в решении этой задачи решает ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Важно научить каждого ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, где работают его родители, воспитывать любовь к своей малой родине, через приобщение к культурным ценностям.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с ближайшим окружением дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с ближайшим окружением, в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

  • учета запросов общественности,
  • сохранения имиджа учреждения в обществе.

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_s_sotsiumom_kipro.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие ДОУ с социумом, как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС»

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

Задача Современной системы – гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка. Огромную роль в решении этой задачи решает ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Важно научить каждого ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, где работают его родители, воспитывать любовь к своей малой родине, через приобщение к культурным ценностям.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с ближайшим окружением дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с ближайшим окружением, в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

  • учета запросов общественности,
  • сохранения имиджа учреждения в обществе.

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов. Приложение 1

В федеральном государственном стандарте  говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, необходимо учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышать  культуру  педагогической грамотности семьи.

Задача детского сада на данном этапе -  «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Наш детский сад поставил  цель – создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей.

 Мы наметили основные задачи работы с родителями:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;     
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

Внедрение новых федеральных государственных требований позволили  нам организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

В результате совместной деятельности педагогов, сотрудников и родителей, была создана предметная среда, в которой органично сочетаются разные объекты, удовлетворяющие потребности детей в новизне. Территория нашего учреждения  разделена на несколько пространственных зон, предусматривающих организацию с воспитанниками разных видов деятельности. Так на территории детского сада  появился фонтан, альпийская горка, аптечный огород, водоем, уголок ГБДД, метеостанция, разбиты разнообразные цветники.

Результат:  В результате взаимодействия детского сада и семьи мы добились-

  • Родители и воспитатели преодолели субординацию в отношении друг с другом.
  •  Научились видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнёров, сотрудников.
  • Создали условия для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников.
  • Родители стали уважать , понимать и  участвовать в жизни детского сада . Приложение2

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическим коллективом дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Наше образовательное учреждение взаимодействует с начальной школой МКУ Савкинской СОШ им. А.Лескова, в которую поступают воспитанники нашего детского сада .

Задачи непрерывного образования на дошкольной ступени:

  • Установление связи между формами и методами работы детского сада и школы.
  • Укрепление здоровья и физическое развитие детей
  • Обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы

Цель взаимодействия: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса.

Организация работы по преемственности нашего детского сада со школой осуществляется по следующим основным направлениям:

  • взаимодействие  с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника"),
  • поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.;
  •  работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
  • взаимодействие с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе

Результат:

  • установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
  • Повысилась педагогическая культура родителей
  •  Произошло повышение уровня профессиональной компетенции педагогов    Приложение 3

Одним из социальных партнеров в нашем селе стал Савкинский КДЦ.

Педагогический коллектив и сотрудники Савкинского КДЦ , наладили  тесное сотрудничество. Дети стали  участниками   совместных мероприятий , которые проходят как в детском саду, так и в клубе.

Задачи художественно – эстетического воспитания дошкольника успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре. Традиционно сотрудники сельского клуба проводят концерты для детей, регулярно организуются театрализованные представления, и дети с большим интересом смотрят кукольные спектакли.

Наши воспитанники принимают активное участие в концертных программах  ( 8 Марта; 9 Мая;  День России; День Матери; День пожилых).

Задачи взаимодействия:

  • Устанавливать и поддерживать контакты с социумом, для успешной адаптации в современном демократическом обществе.
  • Учить правильно, строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым.

Цель взаимодействия: Создать условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, сформировать основы базовой культуры личности, подготовить к жизни в современном обществе.

Результат: В результате работы у детей сформировали –

  •  способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
  • Появился коллектив единомышленников в художественно-эстетическом воспитании детей
  • Вхождение ребенка в социокультурное пространство села, обеспечивающие его всестороннее развитие и дальнейшего его обучения в школе. Приложение 4

Для создания у ребёнка целостного представления об окружающем мире, освоения ими общечеловеческих ценностей мы установили тесное сотрудничество с библиотекой. Книги помогают, детям, познакомится с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей, способствуют формированию у них нравственных качеств, моральных ценностей и эстетического вкуса. Благодаря экскурсиям, тематическим прогулкам, дети шире знакомятся с социумом, находящимся вне территории дошкольного учреждения. Так, на постоянной основе совершаются экскурсии в библиотеку.Библиотекарь радушно принимала детей, рассказывала о своей профессии, знакомила детей с историей родного села. Для повышения интереса к чтению и ознакомлению с художественными произведениями в библиотеке и в детском саду  были организованы выставки книг, литературные викторины, посвящённые творчеству русских писателей и поэтов. После посещения библиотеки  у детей оставались  масса положительных впечатлений.

Задачи взаимодействия:

  • Возродить традиции семейного чтения в различных формах
  • Вызвать у детей интерес к чтению сказок, книг, детских журналов.
  • Научить детей приобщаться к историческому прошлому нашей Родины

Цель взаимодействия:

  • Учить видеть и понимать прекрасное через приобщение к лучшим образцам детской литературы, проявлять творчество и фантазию в продуктивной деятельности.

Результат:

  •  дети стали бережно относится к книге,
  • пополнился литературный багаж сказками, рассказами.
  • пополнилась эстетическая развивающая среда, способствующая гармоничному развитию участников образовательных отношений Приложение 5

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - это главное направление деятельности ДОУ. Одной из форм работы нашего  детского сада является сотрудничество педагогического коллектива с Савкинской амбулаторией и Баганской ЦРБ.

Медицинский персонал Баганской поликлиники осуществляет диспансеризацию и контроль над физическим развитием и здоровьем детей с момента поступления в детский сад до выпуска в школу. Фельдшер Савинской амбулатории частый гость в детском саду с выступлением на родительском собрании с консультациями.

Построено четкое взаимодействие: с одной стороны, фельдшер информируют родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям, с другой - медсестра детского сада, учитель-логопед активно включаются каждый в свою работу. Медицинский персонал контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием.

Результат:

  • за последние 3 года снилась заболеваемость ,
  • участники образовательного процесса овладели навыками самооздоровления, здорового образа жизни. Приложение 6

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых- одна из важнейших задач социализации ребенка. Наш детский сад находится  в сельской местности, поэтому основная задача коллектива – формировать у детей чувство сопричастности к своей малой Родине, через знакомство с профессиями сельскохозяйственной направленности. Мы живем в селе, где тесно сотрудничаем с акционерным обществом ОАО «Культура», которое занимается животноводством и выращиванием зерновых культур. В течение  года  мы даем представление детям о труде сельхозработников.

Задачи взаимодействия:

  • Приобщить к элементарным общепринятым нормам  и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  • Формировать патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Цель сотрудничества:

-Дать представление детям о профессиях работников сельского хозяйства.

-   привить детям  уважение , интерес и любовь к их нелегкому, благородному труду

Результат:

  • Дошкольники  поймут важность и необходимость труда по выращиванию хлеба.
  •  У детей воспитаем уважение  и привьем интерес к труду сельского работника.
  • При знакомстве с людьми труда в селе подчеркнем у дошкольников нравственные черты, такие как доброту, готовность помочь, отзывчивость, жизнерадостность.  
  • Знакомясь с трудом животноводов, дети узнают о производстве молочной продукции, продукции, которая полезна для здоровья человека. Приложение 7

Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Взаимодействие  с пожарной частью нашего детского сада, которая была открыта у нас в селе в 2016году,способствует не только развитию и популяризации детского представления о профессиях, но и имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду, способствует сближению мира детей и взрослых, взаимопониманию.

ЗАДАЧИ:

  • Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ
  • Формировать у детей основы пожарной безопасности
  • Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
  • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара, учить элементарным действиям по тушению возгорания

Результат:

В результате работы над этой темой

  • сформировали у детей основы пожарной безопасности, навыки осознанного, безопасного поведения.
  •  Создали условия для  усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.
  • Воспитаем у детей чувство осторожности и самосохранение, уверенность в своих силах. Приложение 8

Таким образом,  можно сделать вывод:

Взаимодействие детского сада с различными социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создает условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности

Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования

Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования       Дошкольное образование на современном этапе ...

Доклад «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС».

В предложенном докладе расскрываются проблемы, классификация  современных семей и предложена инновационная  система работы ДОУ  с ними которая направлена  повышение качества образо...

Презентация "Взаимодействие ДОУ с семьёй как фактор повышения качества образования в рамках реализации ФГОС"

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задач...

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС...

«Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

Слайд№1. Тема моего выступления «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС».В современных условиях реформирования образования, дошкольное учр...

«Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФОП»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...