Результаты использования новых образовательных технологий в образовательном процессе воспитателя
методическая разработка на тему

Ермолинская Алевтина Викторовна

Результаты использования новых образовательных технологий в образовательном процессе воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultaty_ispolzovaniya_novyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя

Перед образовательными учреждениями сегодня стоит множество непростых задач. В ситуации обновления Российского государства и общества очевидна необходимость развития системы дошкольного образования. Современное общество меняется, меняются и его приоритеты. Одна из самых важных задач – воспитать ребёнка всесторонне развитого, обладающего информационной культурой, что позволит ему   успешно адаптироваться в современных жизненных условиях. Достичь этой цели возможно через активное внедрение и использование в воспитательном процессе современных образовательных технологий, а также  здоровьесберегающих и информационно – коммуникационных. Дошкольный возраст – время закладывания и формирования навыков и умений, переходящих в фундаментальные навыки, сопровождающие человека на протяжении всей его жизни.

 После внедрения ФГОС в систему дошкольного образования, воспитатель должен заниматься развитием ребёнка, основываясь на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса. Педагог должен  решать задачи не только в рамках непосредственно – образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов,  в соответствии  со спецификой дошкольного образования, а также  строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми. Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании – залог успешного развития личности ребёнка.  

Выстраивая воспитательно - образовательный процесс (в своей работе), мною  применяются новые образовательные технологии.  При организации непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов, использую  игровую технологию. Чтобы привлечь и сконцентрировать внимание детей на НОД мною используются игровые моменты, а также в ходе НОД, часто используются дидактические и подвижные игры, что делает НОД более интересным, помогает в закреплении знаний и организации детей на непосредственно образовательную деятельность. В ходе режимных моментов также используются дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые и подвижные игры.  Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения… ».  Подобную мысль высказывал и А. И. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут…  В игровой деятельности ребенок приобретает и учится пользоваться своим социальным опытом, знаниями.

Современные образовательные технологии применяются мной на протяжении всего периода посещения детьми дошкольного образовательного учреждения, при различных видах деятельности, а также при работе с родителями.

 В современном обществе происходит перемена педагогического процесса, который предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям. Источник этого процесса - воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, людям других национальностей, родному дому, к малой родине, стране, государству. Патриотическое воспитание в ДОУ можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном обществе, недостаток теоретических и методических разработок. В русле требований ФГОС ДО, духовно-нравственному воспитанию необходимо уделять самое пристальное внимание.  Опираясь на Концепцию ФГОС ДО - этот социальный заказ должен реализовываться на начальных ступенях дошкольного образования. В своей работе я сталкиваюсь с тем, что у детей слабо сформирована способность оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, к малой родине, государству. Я сформулировала проблему на основе проведенного анализа. Для успешного решения проблемы патриотического воспитания нужна консолидация всех педагогов ДОУ и родителей. В процессе воспитания вскрылись пробелы сформированности представлений детей о родном городе. Часто дошкольники не знают, чем гордится их город, знаменитых людей своего родного города. Наблюдения за взаимоотношениями детей друг с другом, взрослыми показывают, что нравственные качества в воспитании отодвинуты на второй план. Своей задачей ставлю духовно – нравственное совершенствование детей. Использование примеров из общественной жизни, положительных поступков сверстников, использование игр направленных на снятие эмоционального напряжения в детской среде должно в этом помочь. Успешнее решать проблемы патриотического воспитания поможет внедрение новых образовательных технологий. В решении этой задачи  я, вместе с педагогами ДОУ, использую проектную  технологию.  Разработанный проект, к празднику 9 Мая, дал положительный результат. В результате работы над проектом, дети  узнали о ветеранах ВОВ, командирах, солдатах, а также боевой технике, оружии.   Наш воспитанник выступал на городском фестивале «Когда поют солдаты», где занял первое место.

Мною также были разработаны и другие проекты: «Чудесная глина», «Осенняя фантазия»,  которые также дали положительные результаты. Проектная деятельность позволяет дать детям более глубокие знания, дети легче включаются в образовательный процесс. Образовательный процесс становится более интересным, а полученные знания более целостными.

 В своей работе иною часто используются ЭОР. Преимущества использования информационно – коммуникативных технологий в обучении неоспорима: это и возможность оперативного контроля знаний, и внесение элемента занимательности, создание условий для индивидуальной работы. Применение электронных ресурсов, позволит оптимизировать возможности традиционных форм деятельности детей и внести новизну в процесс воспитания и обучения, способствовать развитию мышления, самостоятельности. Дошкольник учится не бояться проявлять инициативу в решении предлагаемых заданий.

 В современной жизни воспитание и образование детей уже невозможно без использования электронных образовательных ресурсов.  ПК быстро входит в жизнь наших детей. В отличии обычных средств обучения мультимедиа технологии значительно расширяют возможности в сфере развития, учат самостоятельно приобретать новые знания, служат для массовой коммуникации детей. Использование электронных пособий актуально. Они экономичны (не требуют больших затрат для изготовления), практичны (в отличие от обычных пособий,  не требуют много места для хранения, особого ухода).

В непосредственно образовательной деятельности, а также в режимных моментах я использую:

- прослушивание  дисков (музыка для детей, детские песни, песенки из мультфильмов, звуки природы)

- просмотр мультфильмов  (обучающих и развлекательных).

Эта технология  позволяет достаточно быстро  и легко преподнести наглядный материал, запомнить его и усвоить.

На мой взгляд, работа  в инновационном режиме позволяет организовать воспитательно – образовательный процесс более интересно и эффективно, а также повышает мотивацию у детей.

Работа с Интернет-ресурсами  позволила познакомиться мне с системой образовательных порталов,  в частности, с Федеральным порталом «Российское образование», Российским образовательным порталом, Федеральным порталом «Информационно – коммуникационные технологии в образовании» и др. Представленная на сайтах информация очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включая различные энциклопедии, справочники, словари, это информация по различным видам деятельности. Работа  в инновационном режиме – становится интересной и самому воспитателю. Тем самым воспитатель повышает свой социальный статус, также повышает авторитет.

 ТРИЗ в ДОО (теория решения изобретательских задач)

 Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения  и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Дошкольный возраст уникален, так как  сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить  этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.  Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом: « Творчество во всем». Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность,   а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

      ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.  Именно поэтому я применяю ТРИЗ – технологии на занятиях, в коллективной деятельности  и в свободной деятельности. Устанавливаем, вместе с детьми,  целую систему игровых  и сказочных задач Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать  необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо - плохо»,  с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны ТРИЗ. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети сочиняют сказки с помощью схем. Эту работу я начала со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Затем попробовали придумывать сказки сами. Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро  меняющемся мире.

         Здоровьесбережение – важное направление в деятельности ДОУ. Причин детского нездоровья много. Это факторы внешней среды, недостаток физической активности детей и др… Задача дошкольного учреждения, помочь ребенку сохранить и развить физические качества, привить любовь к физкультуре и спорту. Это значит, что рядом с ребенком нужен воспитатель - образец для подражания. В своей работе реализую технологию здоровьесберегающего обучения, в которой решаю следующие задачи:

  1. Овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
  2. Формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и ценностного отношения к своему здоровью у детей,  родителей;                        

3. Увеличение резервов здоровья.

В своей работе я придаю большое значение  таким технологиям, как физминутки, пальчиковые игры, а также   стараюсь выполнять требования СаНПиН (соблюдение режима, пропаганда ЗОЖ среди родителей и детей, проведение консультаций по профилактике различных заболеваний.) Выполнение требований ФГОС ДО поможет сохранить и укрепить здоровье будующего первоклассника. В этой связи направление здоровьесберегающей деятельности ДОУ становится одной из приоритетных задач.

       Важным показателем результатов моей работы является здоровье детей. В группе создала оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья.  Большую роль отвожу подвижным играм, особенно на свежем воздухе с двигательными заданиями, что способствует укреплению здоровья детей. Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения работоспособности детей, является закаливание организма. Выработана потребность в ежедневной активной двигательной деятельности; развиты физические качества: быстрота, ловкость,глазомер.                                                                                                                                       В группе имеется «уголок здоровья», дидактические игры спортивного содержания, художественная и познавательная литература, журналы о спорте и спортсменах. На участке детского сада  и в спортивном зале имеется стационарное, а также  выносное спортивно-игровое оборудование.  Думаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять

   В своей работе особое внимание обращаю  на личностно – ориентированный подход в воспитании детей, на развитие индивидуальных качеств  каждого ребёнка, творчества, фантазии. Моя профессиональная деятельность направлена на разностороннее  развитие и сохранение психического здоровья детей. Личностно – ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики,  обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия его развития. Личностно – ориентированным называется обучение, при котором во главу ставится личность ребёнка, его самобытность.           Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход обучения, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.

     Использую следующие методы и приемы обучения:

- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;

- проблемные и игровые обучающие ситуации;

- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);

- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);

- учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

В реализации личностно – ориентированных технологий мне оказало большую помощь   прохождение курсов повышения квалификации   по Именному образовательному чеку по теме «Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» СИПКРО.

      Результатом своей  работы считаю то, что дети с удовольствием работают на занятиях. Ребята  получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность,  бодрость.

 Использование новых образовательных технологий и их интеграция делает образовательный  процесс целесообразным, результативным, эффективным, системным, целостным, концептуально ориентированным,  управляемым, корректируемым интегративным, современным.

    Главная цель дошкольного образования, способствовать развитию творческой личности, умеющей адаптироваться в обществе, компетентной в сфере общения. Чтобы быть успешным ребенок должен овладеть коммуникативно-речевыми навыками общения:  чисто произносить все звуки родного языка, устанавливать контакт с знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми, задавать вопросы, обращаться за помощью при поиске информации, договариваться и обозначать проблему в конфликтной ситуации, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, принимать и предлагать свою помощь другим в игре или при выполнении задания. Семья и дошкольное учреждение – два института социализации детей. Поэтому только при их взаимодействии возможно гармоничное развитие ребенка. Современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Наши консультации нужны родителям. ДОУ берут на себя информационно-просветительскую функцию.  В своей работе я использую  различные формы и методы. Это организация  родительских собраний, консультации, анкетирование, наглядные пособия  и др. В заключение хочется отметить,  не смотря на все трудности и проблемы, которые сопровождают дошкольное образование в нашем регионе, все же оно стремительно развивается. И это важно, поскольку дошкольное образование – актуальное направление развития России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Использование новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольный уровень образования на современном этапе переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самоценности детства.Успешность осуществления позитивных для общества перемен связ...

Проект программы по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ

Проект программы состоит из двух условно выделенных блоков и рассчитан на детей в возрасте от 3 до 7 лет.В 1 блоке рассматриваются задачи ИКТ без использования компьютеров, ориентированные на развитие...

Проект программы по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ

Использование компьютеров в образовании уже давно стало повсеместным явлением. Каждому человеку в современном обществе необходимо освоить не только традиционные, но и новейшие средства для осуществлен...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе музыкального руководителя

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе  музыкального руководителя.Освоение информационных тех...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе инструктора по физической культуре СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Дмитриевой Тамары Игнатьевны

Структурное подразделение государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы  № 4городского округа Отрадный  Самарской областидетский сад № ...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в соответствии с направленностью группы...

КОНСПЕКТ Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области физическая культура (плавание)Здоровьесберегающая образовательная технология. Развивающая образовательная технология. Игровая образовательная технология

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга   КОНСПЕКТ Совместная деятельность с дет...