Педагогический совет в форме Деловой игры для педагогов «Телемост».
методическая разработка на тему

Дейнеко Ольга Викторовна

Педагогический  совет  в форме Деловой игры для педагогов «Телемост» был проведён с целью: закрепления и уточнения знаний педагогов о требованиях ФГОС к РППС дошкольного учреждения, проведения анализа развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОУ и определения пути совершенствования работы в данном направлении в условиях реализации Образовательной программы. На педагогическом совете была  проведена творческая мастерская "Педагогические находки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический  совет  в форме Деловой игры для педагогов «Телемост» 

Цель: закрепить и уточнить знания педагогов о требованиях ФГОС к РППС дошкольного учреждения, провести анализ развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении в условиях реализации Образовательной программы.

1. Деловая игра для педагогов «Телемост».

 Раздается сигнал звонка по скайпу, включается видеосвязь. Появляется Волосовец Татьяна Владимировна – директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии наук.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня наш телемост посвящён очень важной теме - созданию предметно-пространственной развивающей среды в группах в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитием способностей и творческого потенциала каждого ребенка, т.е. создание такой развивающей предметно-пространственной среды, которая бы выполняла функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную. Поэтому в начале нашего разговора необходимо понять, какое различие имеют два схожих термина характеризующих пространственную среду: развивающая предметная среда и образовательная среда.  

 1 задание:  

В ФГОС ДО употребляются два сходных термина, которые несут в себе  разное содержание и которые следует различать:

       Развивающая предметная среда – это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства организации (группы).

       Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, в том числе, РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте.

Волосовец Т.В.

В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Задача педагогов состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. В связи с этим предлагаю вам проверить свои знания об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды и  ответить на вопросы, которые вы найдёте в сундучке.

2. задание Блиц - опрос:

Вопросы:

1. От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)

2. Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)

3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Волосовец Т.В.

Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.

     Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития. Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка. И я вновь предлагаю вам ответить на вопросы, которые вы найдёте в сундучке.

3 задание. Назовите зоны в группе для организации разных видов активности:

1 - рабочая

2 – активная

3 – спокойная

4 задание. Перечислите, основные центры развития в группах и распределите по зонам активности:

Активная зона:   центр игры, физкультурный центр, центр музыки, центр театрализованной деятельности.

Спокойная зона:  

центр книги,  уголок уединения, экологический центр, центр занимательной математики

Рабочая зона: центр познавательной и исследовательской деятельности

центр изобразительной и творческой деятельности

центр мелкой моторики

5 задание.  Вставьте слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.

     Педагогам раздаются памятки с заданиями.

     Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.

Младший дошкольный возраст

1.Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………

2.Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

3.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ:                                                                                                        

1. в двигательной активности.

2. с педагогами и со сверстниками,

3. эмоциональное благополучие

Средний дошкольный возраст

1.Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

2.Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей ……………………………………………………..

3. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ.

1. понимать окружающих людей,

2. играть и заниматься отдельными подгруппами.

3. уединения.

Старший дошкольный возраст

1. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ___________________________________________________ сфер личности.

2. Обязательными в оборудовании являются материалы, __________________________ : развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.

Ответ:

1. интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной

2. активизирующие познавательную деятельность.

Волосовец Т.В.

Развивающая среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, а также служит непосредственным организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс. Поэтому педагог, для обучения и саморазвития личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи:

- конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;

- обеспечить продуктивность использования предметно-развивающей среды.

      В каждой группе вы создаёте своё индивидуальное пространство и у каждого педагога есть свои творческие решения по созданию развивающей предметно-пространственной среды, поэтому предлагаю перейти к практической части нашего телемоста и послушать педагогов.

Ведущий: Это действительно так. И сейчас у нас пройдет творческая мастерская «Педагогические находки», где педагоги представят результаты своего домашнего задания: как с минимумом финансовых затрат возможно пополнить или изменить РППС групп. Педагоги представляют свои педагогические находки.

2. Творческая мастерская «Педагогические находки».

  • Игровой центр – универсальная среда группы.
  • Использование  интерактивной папки – лэпбук для развития детской инициативы и пополнения ППРС.
  • Центр театральной деятельности в группе.
  • Содержание и назначение уголка уединения в группе
  • Дидактические пособия Воскобовича В. в оформлении предметно-пространственной среды.
  • Центр занимательной математики  в группе.
  • Оформление экологического центра.
  • Особенности организации уголка для родителей.

3. Итоги тематического контроля «Создание предметной развивающей среды в группах в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Рефлексия:

Рисуем ладонь, каждый палец - это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

БОЛЬШОЙ - для меня было всё было важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила новую информацию.

БЕЗЫМЯННЫЙ – мне было трудно (мне не понравилось…).

МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно информации.

Итог.

Ведущий: Притча: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. 

Решение педагогического совета:

  1. Продолжать работу по развитию детской инициативы и самостоятельности в соответствии с их возрастом, создавая в каждой возрастной группе развивающую предметно-пространственную среду.

Ответственный:  педагогический  коллектив. Срок: постоянно.

  1. Признать состояние работы по внедрению предметно – развивающего пространства в группах удовлетворительной.
  2. Всем педагогам составить полный перечень игрового и дидактического материала своей группы (кабинета) на электронном носителе и бумажном (паспорт группы).

Ответственный:  педагогический  коллектив.  Срок: до 01.02.2019г.

  1. Создать оптимальные условия для свободной и самостоятельной игровой деятельности детей. Для этого необходимо:

- расширить состав ролевой атрибутики, позволяющей детям принимать игровую роль (особое внимание обратить на наличие и размещение атрибутов мужских ролей);

- разнообразить  специальные зоны и комплекты для режиссерской игры, создавая маркеры пространства для её организации, расширяя набор игровых персонажей.

Ответственные:  воспитатели.  Срок: до 01.02.2019г.

  1. Обогатить предметную среду групп материалами для детского экспериментирования, направленного на познание естественно-научных представлений (лупы, магниты,  механические игрушки, безопасные предметы для  организации самостоятельного экспериментирования).

Ответственные:  воспитатели.  Срок: до 01.02.2019г.

  1. Расширить возможности детей в самостоятельных занятиях рисованием, лепкой и аппликацией, предоставляя широкий спектр изобразительных материалов, обеспечивая возможность хранения своих работ, демонстрации своих успехов в изобразительной деятельности  каждому ребёнку с помощью выставок, индивидуальных папок.

Ответственные:  воспитатели.  Срок: постоянно.

  1. Дооборудовать музыкальные уголки.

Ответственные:  воспитатели.  Срок: до 01.02.2019г.

  1. В подготовительных группах оформить сюжетно-ролевую игру «Школа».

Ответственные:  воспитатели подготовительных групп.  

Срок: до 10.12.2018г.

  1. Оформлять предметно-пространственную среду  в соответствии с комплексно-тематическим планированием (темой недели), давая  детям возможность самостоятельно изучать и закреплять получаемый в соответствии с темой  познавательный материал.

Ответственные:  воспитатели.  Срок: постоянно.

  1. Сделать предметную среду группы, более гибкой и динамичной, дающее         возможность самостоятельно изменять пространство (как педагогами, так и детьми).

Ответственные:  воспитатели.  Срок: постоянно.

  1. Обеспечить свободный доступ к игрушкам и материалам для самостоятельной деятельности детей по всем направлениям образовательной программы.

Ответственные:  воспитатели.  Срок: постоянно.

  1. Совершенствовать технологию работы педагогов по организации предметно – развивающего пространства в группах.

Ответственный:  заместитель заведующего.  Срок: в течение учебного года.


Использованная литература:

  1. Дизайн детской предметной развивающей среды, Грашин А., Издательство: Архитектура –с, 2008.
  2. Моделирование развивающей. предметно-пространственной среды в детском саду. Методическое пособие, Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П., Издательство: Сфера, 2017.
  3. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО, Волкова Н.Н., Издательство: Учитель, 2016.
  4. Организация развивающей предметно-простр. среды как основной механизм реализации ФГОС ДОО.ФГОС, Издательство: Учитель, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Мероприятие для педагогов в форме деловой игры "Безопасность и здоровье дошкольников"

Данная публикация содержит конспект деловой игры для педагогов на тему "Безопасность и здоровье дошкольников". Позволит актуализировать  и закрепить знания педагогов....

Конспект мероприятия для педагогов в форме деловой игры "Знаем ли мы права детей"

В данной публикации представлен конспект деловой игры "Знаем ли мы права детей". Способствует расширению правовых знаний педагогов....

Презентация Деловой игры для педагогов «Телемост».

В презентации вы найдёте слайды к проведению педагогического совета в форме деловой игры "Телемост"...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры»

Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию двигательной активности, через подв...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста»

Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Расширить знания педагогов о театрализованной деятельности, показать целесообразность использования в совместной деят...

Мастер - класс в форме деловой игры с педагогами

Расширение знания педагогов о культуре общения....