Конспект педагогического совета-деловой игры «О правилах хорошего тона за столом»
методическая разработка на тему

Блинова Наталия Викторовна

Автор-разработчик:  Блинова Наталия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 24 Приморского района Санкт-Петербурга.

Адресованность:  педагогические работники ГБДОУ

Длительность мероприятия: 60 мин.

ЦЕЛЬ: совершенствование работы ДОУ по формированию у дошкольников культуры поведения за столом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_delovaya_igra_kultura_povedeniya_za_stolom.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

«О правилах хорошего тона за столом»

Автор-разработчик:  Блинова Наталия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 24 Приморского района Санкт-Петербурга.

Адресованность:  педагогические работники ГБДОУ

Длительность мероприятия: 60 мин.

ЦЕЛЬ: совершенствование работы ДОУ по формированию у дошкольников культуры поведения за столом.

Предварительная работа.

  1. Оперативный контроль «Организации питания».
  2. Самоанализ педагогов «Культура поведения за столом».
  3. Подготовить задания педагогам.
  • Изучение программы образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 24
  • Изучение программы «Я, ты, мы».
  1. Подбор методической литературы; материала для практических заданий
  2. Подготовить выставку дидактических, развивающих игр и наглядных пособий по теме педсовета
  3. Выбрать капитанов команд для деловой игры

Повестка дня:

  1. Короткий отчет по выполнению ранее принятых решений -  заведующий ДОУ.
  2. Вступительное слово– актуальность темы педсовета старший .воспитатель
  3. Итоги оперативного контроля «Организация питания» и самопроверки педагогов «Культура поведения за столом» - ст.воспитатель
  4. Представление педагогами групп, игр и пособий по теме педсовета
  5. Педагогический тренинг (см.приложение)
  6. Деловая игра:
  • Знакомство с ходом и правилами игры, выбор жюри, жеребьевка
  • Работа в командах с пословицами и поговорками (отобрать по теме педсовета, предложить возрастную группу, в которой можно использовать эти пословицы и поговорки, обосновать свой выбор)
  • Инсценировки педагогических ситуаций
  1. Подведение итогов
  • Домашнее задание педагогам
  • Принятие решений, направленных на совершенствование воспитательно-образовательного процесса

Ход педагогического совета

1.Актуальность темы.

Тема тематического педагогического совета «О правилах хорошего тона за столом» выбрана не случайно, т.к.навыки общения формируются у человека с ранних лет и очень важно, чтобы педагог помог свои воспитанникам осознать, что общепринятые правила поведения в обществе (этикет) – это всего лишь внешняя сторона общения. За хорошими манерами скрываются полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого.

        Педагоги должны помочь детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией.

        Для того чтобы научить своих воспитанников правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, соблюдать правила этикета и в частности, правила хорошего тона за столом, педагоги могут предложить детям проблемные ситуации, решение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками, или сюжеты, для игр-драматизация различного содержания.

        Для правильной и грамотной работы по этому направлению педагогам необходимо знать программные цели и задачи в воспитании детей своей возрастной группы, которые раскрыты в Образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 24, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», а также в программе социально-эмоционального развития детей «Я, ты, мы» О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина.

        Педагоги должны личным примером подтверждать правила этикета, правила хорошего тона за столом.

        Необходимо также привлекать к этой работе и помощника воспитателя, от которой во многом зависит и сервировка стола, и правильность подачи пищи детям.

        Поэтому разрабатывая тематический педагогический совет мы сочли необходимым оживить его деловой игрой, направленной на активизацию самообразования педагогов, овладением реальным опытом и умение решать трудные ситуации. Работа в командах сплачивает коллектив, побуждает педагогов высказывать свое мнение и находить общее компромиссное решение.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Педагогический тренинг (вопросы для обсуждения в командах)

1. Что означает термин «ЭТИКА»

2. Какие существуют трудности в воспитании культурного поведения детей?

3. В чем сущность этического воспитания детей?

4. Почему, на ваш взгляд им надо заниматься с дошкольного возраста?

5. Роль педагога в воспитании культуры поведения дошкольников заключается ………

6. Какая на ваш взгляд должна здесь проводится работа с родителями?

7. Какие педагогические методы и приемы наиболее эффективны в воспитании у детей культуры поведения за столом?

8. Перечислите известные вам методические пособия, литературу, игры, дет. худ. литературу по этическому воспитанию.

Работа в командах с пословицами и поговорками (отобрать по теме педсовета, предложить возрастную группу, в которой можно использовать эти пословицы и поговорки, обосновать свой выбор)

  1. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
  2. К обедне ходят по звону, а к обеду по зову.
  3. На чужой каравай рот не разевай.
  4. Аппетит приходит во время еды.
  5. Без соли, без хлеба худая беседа.
  6. На безрыбье и рак – рыба.
  7. Ешь пирога – хлеб береги.
  8. Хлеб да вода – богатырская еда.
  9. Щей горшок да сам большой.
  10. Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.
  11. Едешь на день, хлеба бери на неделю.
  12. За вкус не берусь, а горячо сварю.
  13. По сытому брюху хоть обухом бей.
  14. Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
  15. Вашими бы устами мед пить.
  16. Курочка по зернышку клюет да сыта бывает.
  17. Будет день, будет пища.
  18. Был муж, да объелся груш.
  19. Все перемелется, мука будет.
  20. Не единым хлебом жив человек.
  21. Обжегся на молоке, дует и на воду.
  22. Спасибом сыт не будешь.
  23. В здоровом теле – здоровый дух.
  24. В поле и жук мясо.
  25. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
  26. Поработаешь до поту, так и поешь в охоту..
  1. Сладок мед, да не по две ложки в рот.
  2. Не все едино, что хлеб, что мякина.
  3. Матушка рожь кормит всех сплошь, а пшеничка – по выбору.
  4. Хлеб всему голова.
  5. Что есть в печи, все на стол мечи.
  6. Смелому горох хлебать, а несмелому и редьки не видать.
  7. Глаза по  ложке, да не видят ни крошки.
  8. Зелен виноград не вкусен, млад человек не искусен.
  9. На вкус и на цвет товарищей нет.
  10. Тех же щей да пожиже влей.
  11. Всякому овощу свое время.
  12. Царю да киселю места всегда хватит.
  13. Потчевать можно, неволить грех.
  14. Живем да хлеб жуем.
  15. Хвались, да не поперхнись.
  16. Дорога ложка к обеду.
  17. Сухая ложка рот дерет.
  18. Живая душа калачика хочет.
  19. Кто ест скоро, тот работает споро.
  20. Кашу маслом не испортишь.
  21. Соловья баснями не кормят.
  22. Голодной курице просо сниться.
  23. Тот же блин да на другом блюде.
  24. Сытый голодного не разумеет.
  25. Голод не тетка, пирожка не подсунет.
  26. Привычка – не рукавичка, не повесишь на спичку.

Инсценировки педагогических ситуаций.

Инсценировка «За столом»

ЦЕЛЬ: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по воспитанию культуры поведения за столом: актуализированные проблемы, обмен опытом.

МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: хорошо подготовить все необходимое для обеда, можно использовать игрушечную посуду.

Х О Д    ИНСЦЕНИРОВКИ

I-я группа педагогов изображают обедающих детей, используя все приготовленное для этого. Их задача – совершить как можно больше ошибок: кушать неопрятно, громко разговаривать и т.д.

II-я группа педагогов изображает «воспитателя» и «помощника восп-ля», методически правильно работающих с детьми.

Задача противоположной команды отметить все нарушения со стороны «детей», а так же отметить и дополнить (по необходимости) методы и приемы применяемые «воспитателем».

После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.

Приложение: правила хорошего тона за столом.(для педагогов)

  1. Сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщина может ненадолго опереться на стол локтем.
  2. Не следует  играть приборами, хлебом, салфетками, складывать край скатерти трубочкой, протягивать во всю длину ноги пол столом.
  3. Во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над
    тарелкой. Голову можно слегка наклонить и на эту высоту поднести вилку и ложку.
  4. Не дуйте на горячую еду и напитки.
  5. Не следует причмокивать и прихлебывать.
  6. После еды нож и вилку принято складывать в тарелки параллельно, ручками
    правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использоваться при следующем блюде, кладут их на стол.
  7. Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то все время держите вилку в левой
    руке, нож — в правой, не перекладывая их из руки в руку.
  8. Когда запиваете еду каким-либо напитком, следует сначала проглотить то,
    что находится во рту, а только потом пить.
  9. Жевать нужно спокойно, с закрытым ртом.
  10. Доедая последнюю ложку супа, не наклоняйте тарелку к себе.
  11. Если блюдо приправлено соусом, салфетку кладут на колени.
  12. Не мокайте хлеб в соус, даже если вы держите хлеб на вилке.
  13. Салат берут не ножом, а вилкой.
  14. Когда режете мясо, пальцы должны быть на ручке ножа.
  15. Передавая кому-либо нож, протягивайте его ручкой от себя.

Инсценировка «Сервировка стола».

ЦЕЛЬ: обратить внимание педагогов на характерные ошибки сервировки стола для детей, подачу пищи, взаимодействие педагогов с детьми и друг с другом.

МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: посуда для сервировки стола, «раздаточный стол», кастрюли и т.д.

Х О Д    ИНСЦЕНИРОВКИ

I-я группа педагогов изображающая «детей» демонстрирует хорошую культуру поведения за столом. «Воспитатель» и  «пом.восп-ля» стараются изобразить все возможные ошибки и недочеты в сервировке стола для детей, в правилах подачи пищи, организации питания.

Задача противоположной команды отметить все недочеты со стороны «воспитателя» и «помощника восп-ля», дать оценку их действий и уточнить правила организации питания.

После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Л.П.Ильенко «Новые модели методической службы в ОУ», Аркти, М., 2000
  2. К.Ю,Белая «Педсовет в дош.обр.учреждении. подготовка и проведение», Творч.центр, М., 2004
  3. О.Л.Князева, Р.Б.Стекина, «Я, ты, мы», Прсв., М., 2004
  4. О.Л.Князева, Р.Б.Стекина, «Как вести себя», Просв, М., 2004
  5. Под ред.В.В.Петрусинского «Игры – обучение, тренинг, досуг», М., 1994
  6. Корчинова О.В., «Детский этикет», Р-на-Д, Феникс, 2002
  7. Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки»-этикет для малышей, М, Прометей, 2001
  8. Н.В.Дурова «Очень важный разговор», М., Мозаика-Синтез, 2000
  9. С.А.Насонкина «Уроки этикета», СПб, Акцидент, 1996

Вопросы самоконтроля воспитателей

«Культура поведения за столом»

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1.

Как дети соблюдают правила культурного поведения за столом:

— правильно ли пользуются столовыми приборами

— пользуются ли бумажными салфетками:

а) без напоминания

б) с напоминанием

— дежурят по столовой с удовольствием

— без удовольствия

— вежливо ли обращаются друг с другом

— умеют ли обращаться к взрослым

2.

Отношение к приему пиши

(в % отношении)

— есть ли любимое блюдо

— равнодушны ли к еде

— аккуратно ли едят

— все ли съедают норму питания:

а) первое блюдо

б) второе блюдо

в) третье блюдо

Оперативный контроль

«Организация питания»

№ п/п

Вопросы к анализу

Коммен

тарии

Оценка

Гигиеническая обстановка:

- санитарное состояние;

- проветривание;

- размещение столовой мебели;

- выполнение режима питания;

Сервировка стола:

- учет требований сервировки стола и возраста детей;

- эстетика сервировки;

- оценка деятельности дежурных;

Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания:

- подготовка детей к приему пищи;

- организация гигиенических процедур;

- внешний вид детей, настроение и общение;

- обстановка в группе во время приема пищи;

навыки пользования столовыми приборами (ложка, вилка, нож);

- культура поведения за столом (есть ли дети с плохими привычками, их причины);

- врачебные назначения по инд-му питанию и их выполнение;

- вносятся ли изменения в рацион питания с учетом потребностей, функциональных изменений организма, аппетита детей и состояние здоровья;

Общение воспитателя с детьми во время приема пищи:

- умение преподнести блюдо (нелюбимое, новое);

- обращение внимания на вкусно приготовленную пищу, ее внешний вид;

- обучение правилам поведения за столом;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "О правилах хорошего тона за столом"

Консультация для родителей...

Консультация "О правилах хорошего тона за столом"

Консультация для родителей поможет сформировать навыки культуры поедения за столом у детей дошкольного возраста...

О гигиене и правилах хорошего тона за столом

Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют навыки культуры поведения за столом, которые выработаны долгим опытом. Назначение каждого правила – создать за столом удобство себе и другому. Работа ...

Консультация для родителей «О правилах хорошего тона за столом»

В рамках программы обучения и воспитания детей в детском саду большое внимание уделяется культуре поведения дошкольников....

"О правилах хорошего тона за столом"

Данный материал возможно использовать как консультационный материал для родителей детей дошкольного возраста....