Самоанализ НОД за 15 минут для педагогов
статья на тему

Воспитатели часто обращаются к вам с вопросом, как правильно проанализировать образовательную деятельность с детьми? В чем их проблема: они не знают структуру анализа или не понимают его цели? Предлагаем удобную схему самоанализа НОД. С помощью уточняющих вопросов воспитатели быстро выявят недочеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_nod_za_15_min.docx88.55 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ НОД за 15 минут: рекомендации воспитателям

Воспитатели часто обращаются к вам с вопросом, как правильно проанализировать образовательную деятельность с детьми? В чем их проблема: они не знают структуру анализа или не понимают его цели? Предлагаем удобную схему самоанализа НОД. С помощью уточняющих вопросов воспитатели быстро выявят недочеты.

Современный воспитатель должен уметь анализировать и оценивать собственную педагогическую деятельность и работу коллег. Без этих умений невозможно представить его профессиональное развитие. Но если оценка занятия с детьми1, которое провел другой педагог, не составляет труда, то самоанализ непрерывной образовательной деятельности (далее — НОД) вызывает у воспитателей затруднения. С чем это связано?

Одна из главных причин в том, что воспитатель в данном случае не внешний наблюдатель, а участник, он находится внутри процесса.

Вторая причина — необходимость ежедневно говорить просто, чтобы понимали дети. В результате не всегда получается переключиться на деловой стиль речи и профессиональную терминологию. Педагогам мешает психологическая инерция — привычка действовать стандартно в типовых ситуациях.

Еще одна причина — воспитатели боятся неправильно использовать термины, т. к. терминология в сфере образования в последнее время постоянно обновляется. Об этом свидетельствуют вопросы, которые они задают на педагогических сайтах, где есть обратная связь.

Методисты и педагоги используют разные схемы анализа НОД. Какую из них выбрать? Рассмотрим схему, которая поможет воспитателям сделать выводы в условиях ограниченного времени (приложение).

Данная схема самоанализа соответствует структуре НОД. Благодаря этому воспитатель может установить взаимосвязь между ее структурными компонентами, оценить их целесообразность и эффективность.

Ребенок познает мир, развивается, социализируется, приобретает определенные личностные качества в ходе деятельности. Поэтому и структура НОД будет примерно такой же, как структура деятельности человека в общем смысле:

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/yhexqr.jpg

Воспитатель так организует образовательную деятельность, чтобы ребенок исходя из своих потребностей и мотивов совместно с ним поставил цель, выбрал средства, осуществил деятельность, получил результат и осмыслил его.

В отличие от схем анализа, в которых рассматриваются отдельно различные аспекты без привязки к этапам НОД (формы и методы, организация развивающей предметно-пространственной среды, стиль общения педагога с детьми и пр.), такая схема представит занятие целостно и даст больше информации для понимания замысла педагога и качества его реализации. Это будет не пересказ основных моментов, а именно анализ.

В начале анализа воспитатель озвучивает цель НОД и ее задачи. Далее объясняет, как поэтапно воплощалась идея занятия. Предлагаемая схема анализа содержит уточняющие вопросы, которые педагог использует в качестве ориентиров. С их помощью он определяет достоинства и недочеты НОД.

Некоторые вопросы можно включить в анализ любого из этапов НОД. Например, вопрос о создании ситуации успеха и психологического комфорта или вопрос об использовании диалоговых форм.

Данная схема удобна тем, что любой вопрос легко трансформируется в ответ или начало ответа — отправную точку — для построения связного высказывания о каком-либо аспекте анализируемого этапа. Это облегчает задачу воспитателя при самоанализе НОД.

НАПРИМЕР:

Была ли цель привлекательна для воспитанников? — К сожалению, не для всех детей поставленная цель оказалась привлекательной. Два мальчика не проявили интереса к организованной деятельности и захотели играть с машинками. Только во второй половине занятия они присоединились к остальным. Считаю, что нужно более тщательно продумывать этап мотивации и постановки цели, использовать другие приемы, чтобы в следующий раз вся группа была увлечена общим делом.

Осуществлялась ли в ходе самостоятельной работы педагогическая поддержка? Каким образом? — В ходе самостоятельной работы я стремилась осуществлять педагогическую поддержку через подсказку, похвалу, подбадривание, тактильный контакт. Двоим воспитанникам оказывала практическую помощь, так как у них низкий уровень развития моторики по сравнению с другими детьми. Но вместе мы достигли желаемого результата.

КАКИЕ ВОПРОСЫ НЕ ВКЛЮЧЕНЫ В АНАЛИЗ НОД?

  • Формальные вопросы. Например, вопрос об интеграции образовательных областей или соответствии материала возрастным особенностям детей.
  • Выполнение санитарно-гигиенических требований. Эти требования в ДОО должны выполняться по умолчанию. Однако если педагог нарушил их, обратите на это внимание.
  • Вопросы о формах и методах организации детской деятельности. Они могут быть названы, но не списком, а в контексте анализа конкретного этапа, с обоснованием их выбора

Все этапы НОД должны быть целесообразными, т. е. соответствовать цели. Анализ этапа рефлексии — один из самых сложных. Как понять, насколько рефлексия НОД соответствовала цели? Существует несколько вариантов:

  • обсудить и оценить результаты деятельности, сравнить результаты с замыслом;
  • обсудить процесс деятельности, удовлетворенность процессом и результатом;
  • выявить ценность полученного нового знания, умения;
  • провести рефлексию настроения и эмоционального состояния;
  • выявить перспективы и новые возможности.

Например, если цель НОД — сформировать навык, то в ходе рефлексии педагог обсуждает с детьми результаты деятельности, сравнивает их с замыслом: «Получилось ли у нас все так, как мы задумали в начале занятия?».

Если цель заключалась в развитии взаимодействия между детьми, то следует обсудить именно процесс деятельности и взаимодействие между воспитанниками в этом процессе: «Дружно ли вы работали? Кто и как помог товарищу? Удалось ли вам договориться?».

Если воспитатель планировал сформировать или закрепить какое-то знание и донести до воспитанников его ценность, то он обсуждает, где и как в жизни дети будут его применять (например, правила дорожного движения).

Если воспитатель стремится развивать воображение и умение планировать, то в итоге НОД стоит поговорить с детьми о перспективах деятельности: «А как еще можно.? Что можно было бы добавить к.? Что ты будешь делать в следующий раз.?».

Кроме того, в работе с детьми всегда следует фиксировать внимание на эмоциональной составляющей совместной деятельности. Это важно для формирования положительной самооценки ребенка, его самоутверждения.

Таким образом, с помощью предлагаемой схемы самоанализа НОД воспитатель покажет целесообразность всех ее этапов и определит, достигнута ли поставленная цель. Главное, что вывод будет подкреплен аргументами (развернутыми ответами на вопросы), а педагог продемонстрирует умение видеть плюсы и минусы организованной им образовательной деятельности.

Приложение

Схема самоанализа НОД

Этап НОД

Вопросы-ориентиры

Мотивация

Как педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью?
Какие приемы использовал для создания и поддержания положительной мотивации к деятельности?
Удалось ли педагогу поддерживать мотивацию к деятельности (познавательный интерес, активность) на протяжении всей НОД?

Постановка цели

Была ли четко сформулирована детская цель?
Цель НОД сообщил педагог или дети поставили ее совместно с ним в ходе диалога, обсуждения?
Была ли цель привлекательна для воспитанников?
Дети поняли, что должно стать результатом занятия?

Совместная работа по нахождению способов деятельности

Как происходил выбор способов деятельности?
Опирался ли педагог на знания и опыт детей?
Была ли предоставлена детям возможность выбрать средства и способы деятельности, партнеров по деятельности?
Какие виды деятельности организовал педагог?
Насколько они соответствовали поставленной цели?
Удалось ли педагогу занять партнерскую позицию по отношению к воспитанникам? Что на это указывало?
Что преобладало на данном этапе НОД: диалог или монолог педагога?
Соответствовала ли организованная развивающая предметно-пространственная среда цели и задачам НОД?
1

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Определил ли педагог в ходе НОД, что могут сделать дети самостоятельно, а что совместно с ним?
Поддерживал ли педагог детей в ходе самостоятельной работы? Каким образом?
Организовал ли педагог развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной работы воспитанников?
Насколько развивающая предметно-пространственная среда способствовала достижению детской цели?
Взаимодействовали ли воспитанники между собой в ходе самостоятельной работы?
Способствовал ли педагог этому взаимодействию?
Создавал ли педагог ситуацию успеха и психологический комфорт в ходе НОД? Что на это указывало?

Рефлексия (подведение итогов, обсуждение результатов)

Каким образом педагог подвел итог НОД?
Насколько целесообразен выбор такой формы рефлексии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА

Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных  документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...

Самоанализ НОД за 15 минут: рекомендации воспитателям

Статья из журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Светлана Юркова, методист МБУ «Центр развития образования» г. Калачинска Омской областиhtt...

Схема самоанализа за 15 минут

Памятка для воспитателей...

Консультация для педагогов «Открытие нового дня – минуты вхождения в день»

Минутами вхождения в день можно назвать такие встречи, в ходе которых особое внимание уделяется минутам наблюдении, раздумий и любовании....

Самоанализ по теме: «Качество работы педагогов по развитию творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности» 2020-2021уч.г.

Самоанализ по теме: "Качество работы педагогов по развитию творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности...