Формирование готовности педагогов к реализации ФГОС ДО
статья на тему

Шолохова Александра Сергеевна
Статья посвящена проблеме подготовки педагогов детского сада к деятельности по реализации ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1542279577034_11.10.2018_sholohova_a.s.docx186.51 КБ

Предварительный просмотр:

Шолохова А.С.

Город: Санкт-Петербург

УДК371.13

Формирование готовности педагогов детского сада к реализации ФГОС дошкольного образования 

Ключевые слова:  ФГОС ДО; дошкольное образовательное учреждение; готовность; развивающая предметно-пространственная среда.

Аннотация: Статья посвящена проблеме подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений к деятельности по  реализации  ФГОС. Обозначены направления и содержание деятельности   по формированию готовности педагогических коллективов к реализации стандартов.

В последнее десятилетие в системе дошкольного образования проходят значимые преобразования. В сентябре 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  В соответствии с этим законом дошкольное образование впервые за всю историю развития стало полноценным уровнем образования,  наряду с начальной и средней школой, вузом.  С января 2014 года действует Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО.) – нормативный документ, регулирующий отношения в сфере дошкольного образования, возникающие при реализации основных образовательных программ дошкольного образования. По мнению А.Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования, «задача стандарта – позитивная социализация и индивидуализация личности.. . Стандарт – поддержка разнообразия детства» [2, 9с.] В связи с введением ФГОС одним из направлений образовательного менеджмента, в дошкольных образовательных учреждениях, становится  подготовка педагогического коллектива к деятельности по реализации стандарта.

Цель статьи: представить систему работы по формированию готовности педагогов к реализации ФГОС как составляющую образовательного менеджмента  дошкольного образовательного учреждения.

На основе проведенного нами анализа учебно-методических материалов по реализации ФГОС, мы выделяем компетенции, необходимые педагогу ДО в деятельности, обеспечивающей выполнение требований стандарта. Ими являются:

- компетенция  использовать в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям;

- компетенция осуществлять образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;

- компетенция оказывать поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- компетенция  создавать условия для выбора детьми дидактических материалов, видов активной деятельности, участников совместной деятельности и общения;

- компетенция обеспечить защиту детей от всех форм физического и психического насилия;

- компетенция организовывать и осуществлять психолого-педагогическую поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- компетенция планировать вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность. [2, 67 с.]

Анализ специальных исследований и литературы[3,6,9,10.] по рассматриваемой в статье проблеме, позволил нам предположить, что система работы по формированию готовности педагогов к реализации ФГОС, может иметь трехзвенную структуру. Основными компонентами этой системы являются: мотивационный, теоретический и практический.

Далее мы представим схему - модель, в которой  раскрыто содержание деятельности по каждому из этих направлениям  (Рис. 1.).

F:\схема 2.jpg

Рис. 1 Система работы по формированию готовности педагогов к реализации ФГОС.

Раскроем содержание деятельности в рамках выше обозначенных  компонентов на примере работы ГБДОУ «Детский сад №93 Красногвардейского района Санкт-Петербурга». Во-первых, это - формирование готовности педагогов ДОУ к созданию  развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) и, во-вторых, - формирование готовности педагогов к эффективному   взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников.

Формирование готовности педагогов ДОУ к созданию  развивающей предметно-пространственной среды.

1. Мотивационный компонент:

- Обеспечение установки педагогов на приобретение знаний, умений и качеств, для организации РППС в контексте реализации ФГОС дошкольного образования;

- создание условий для формирования мотивации  педагогических работников к деятельности по освоению и апробации новых форм, видов и содержания деятельности по организации РППС;

2. Теоретический компонент:

- Ознакомление педагогов с требованиями стандарта, разъяснение структуры;

- Обучение педагогов программированию своей деятельности по организации РППС в контексте реализации стандарта;

- Повышение профессиональной компетентности педагогического состава в вопросах организации РППС (курсы повышения квалификации), разработка новых подходов (с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к созданию РППС;

3. Практический компонент:

- Внедрение в практическую деятельность новых подходов к организации РППС;

- Создание РППС, отражающей содержание образовательных областей согласно перечню ФГОС дошкольного образования:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

- Умение корректировать свою деятельность по организации РППС.

Формирование готовности педагогов к эффективному   взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников.

1. Мотивационный компонент:

- Формирование мотивации педагогических кадров к работе по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников.

 - Приоритетная ориентация педагогов на продуктивное взаимодействие с семьями воспитанников.

2. Теоретический компонент:

- Систематизация знаний об организации, методах и формах взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников;

- Знание содержания форм взаимодействия с родителями (законными представителями).

- Ознакомление родителей (законных представителей) с требованиями ФГОС дошкольного образования, а так же с содержанием основной образовательной программы  (далее ООП); [9, 271-272 с.]

3. Практический компонент:

- Планирование деятельности педагога по взаимодействию с родителями (законными представителями);

- Внедрение в практическую деятельность форм взаимодействия с родителями (законными представителями):

* анкетирование (позволит выявить наиболее интересующие родителей вопросы, образовательные потребности);

* круглый стол (позволяет участникам обмениваться мнениями, об образовательном процессе), здесь педагог выступит в двух ролях: ведущий, наблюдатель;

* вечер вопросов и ответов (позволит родителям обсудить с педагогом некоторые проблемы развития детей)

* день открытых дверей (дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями и правилами)

* групповые родительские собрания (традиционная форма работы с родителями)

* праздники (утренники, соревнования, концерты (помогут создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса)) [2, 91-95 с.];

Таким образом, содержание деятельности в обозначенных направлениях  обеспечивает мотивацию, теоретическую и  методическую подготовку формирование компетенций педагогов в деятельности по созданию и развитию развивающей предметно-пространственной среды, оптимизации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ, что является необходимым условием реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.  

Список литературы:

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.firo.ru/   (Дата обращения: 02.10.2018)

2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах// Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой – СПб.: КАРО, 2015.-112с.

3.  Новикова Т. П., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А. Проблемы готовности организаций дошкольного образования к реализации ФГОС // Педагогическое образование и наука. N5. 2013.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. [Электронный ресурс].  - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3071  (дата обращения 3.10.2018)

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149753/ (дата обращения 3.10.2018)

6. Дядюнова И.А., Антонов Ю.Е., Песняева Н.А. Готовность педагогов  дошкольного образования к реализации ФГОС. [Электронный ресурс].  - Режимдоступа:http://www.apkpro.ru/doc/7%20%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%201.%20%D0%94%D1%8F%D0%B4%D1%8E%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%98.%D0%90..pdf(дата обращения 30.09.2018)

7. Примерная Образовательная Программа Дошкольного Образования «От рождения до школы»// Под общ.ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: издание 2-е, исправленное Москва:  Изд-во МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014 г.  335 с.

8. Глебова Г. Ф. Формирование готовности учителя к проектированию исследовательской деятельности как направление образовательного менеджмента школы // Учитель и время: Десятые педагогические чтения, посвященные памяти А. Е. Кондратенкова / Смол.гос. ун-т. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. С. 44−60.

9. В. Н. Виноградов, Г. Ф. Глебова, О. Г. Прикот / Инновационный менеджмент школы; М-во образования и науки РФ, Смол.гос. ун-т. - Смоленск: СмолГУ, 2012. - 471 с

10.Сборник статей / Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / сост. Н.В. Нищева. – СПб.:  ДЕТСТВОПРЕСС, 2014. – 384 с.

Sholokhov A.S.

3rd year student of the master's program in pedagogical education (educational management), Smolensk State University.

Formation of the readiness of kindergarten teachers to implement the GEF of preschool education

Keywords: GEF TO; pre-school educational institution; readiness; developing subject-spatial environment.

Annotation: The article is devoted to the problem of training teachers of preschool educational institutions for the implementation of the GEF. Indicates the direction and content of activities on the formation of the readiness of teaching staff to implement the standards.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»:

·         определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;·         составление перечня изменений, которые след...

Приоритетные направления в системе работы по формированию готовности педагогов ДОУ к реализации программ оздоровительной направленности

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.Здоро...

Готовность учреждения для реализации ФГОС: «ГКОУ ЦИО «Южный» дошкольное отделение.

Презентация на тему:" Готовность учреждения для реализации ФГОС:«ГКОУ ЦИО «Южный» дошкольное отделение."...

Педагогический совет: "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов при реализации ФГОС дошкольного образования"

Цель: оценка роли инновационной деятельности педагогами, как важнейшего фактора повышения качества образования при реализации ФГОС дошкольного образования....

Статья. Образовательный краудсорсинг, как условие обеспечение готовности педагогов к реализации инновационной деятельности в ДОУ.

В статье раскрываются методические аспекты использования образовательного краудсорсинга, как условия обеспечения готовности педагогов к реализации инновационной деятельности в ДОУ.Образовательный крау...