Работа детского сада зимой
статья

Зверева Татьяна Александровна

Работа детского сада зимой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_detskogo_sada_zimoy.docx84.96 КБ

Предварительный просмотр:

Работа детского сада зимой: требования СанПиН

Степанова Марина, д-р мед наук, проф., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Научный центр здоровья детей» РАМН

Наступление холодного времени года накладывает свой отпечаток на работу детского сада. Морозная, нередко ветреная, с перепадами температуры и снегопадами погода требует от администрации дошкольной образовательной организации дополнительных усилий для создания безопасных условий пребывания воспитанников. На что следует обратить внимание в зимний период?

Уход за участком детского сада

Прежде всего, следует начать с участка детского сада: как и в любое время года, зимой он должен поддерживаться в состоянии, пригодном для прогулок и физкультурных занятий дошкольников.

Одно из главных требований по уходу за территорией — регулярная уборка снега. Для этих целей необходимо проверить наличие и исправность соответствующего инвентаря.

При очистке территории от снега особое внимание следует уделить дорожкам, групповым площадкам, навесам. В целях профилактики травматизма участок детского сада, особенно дорожки и ступеньки, обрабатывают противогололедными средствами. Согласно п. 3.19 СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее — СанПиН 2.4.1.3049–13), использование химических реагентов в детском саду не допускается. Следовательно, в качестве противогололедного средства следует использовать песок.

Очень важно своевременно удалять наледь и сосульки с крыши здания. У входа в детский сад необходимо разместить скребки, коврики, решетки — для того, чтобы удалять снег с обуви детей. В районах Крайнего Севера для создания благоприятных условий организации прогулки на свежем воздухе необходимо позаботиться о ветро- и снегозащите территории детского сада.

Зимой световой день короткий, поэтому в целях безопасности участок детского сада обеспечивается искусственным освещением. Мощность его должна быть такой, чтобы уровень освещенности составлял не менее 10 лк на земле в темное время суток. Для детского сада, в котором воспитываются слепые и слабовидящие дети, этот показатель составляет не менее 40 лк (п. 10.5 СанПиН 2.4.1.3049–13).

Утепление здания и помещений

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/ymkrv9.jpg

С учетом климатических условий рекомендуется полы в помещениях групповых, расположенных на первом этаже, предусматривать утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом.
СанПиН 2.4.1.3049–13. П. 5.5

Еще до наступления холодов следовало позаботиться об утеплении здания детского сада. Окна должны быть утеплены так, чтобы сохранилась возможность для полноценного проветривания групповых помещений и спален с помощью фрамуг и форточек, и ничего не мешало их полноценному открытию. Важной мерой в сохранении оптимального воздушно-теплового режима в помещениях детского сада является оборудование входа в здание двойным, а в северных регионах — тройным тамбуром. Глубина тамбура должна составлять не менее 1,6 м.

Не менее важна и исправность системы отопления. В качестве обогревательных приборов в детских садах могут использоваться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Согласно требованиям п. 8.2 СанПиН 2.4.1.3049–13 в дошкольных образовательных организациях не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также приборов с инфракрасным излучением. Температура поверхности обогревательных приборов должна быть не выше 80 °С. Для профилактики ожогов и травм отопительные приборы оборудуют регуляторами температуры и ограждают съемными деревянными решетками. Древесно-стружечные плиты и полимерные материалы для этой цели не используют, т. к. при нагревании они могут выделять загрязняющие воздух вещества.

Температура воздуха в групповых помещениях для детей раннего возраста должна составлять 22–24 °С, для дошкольников постарше — 21–23 °С, а в спальных помещениях независимо от возраста детей - 19–20 °С. Для теплового комфорта детей имеет значение температура пола в групповых помещениях, расположенных на первом этаже. В зимний период ее рекомендуют поддерживать на уровне не ниже 22 °С.

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/5jcwpq.jpg

Самые эффективные способы проветривания помещений - сквозной и угловой.

Согласно п. 8.6 СанПиН 2.4.1.3049–13 длительность проветривания помещений в зимний период определяется температурой воздуха снаружи, направлением ветра, эффективностью функционирования отопительной системы. Напомним, что проветривание групповых помещений проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин до их возвращения с прогулки или занятия. В спальных помещениях в холодное время года проветривание заканчивают за 10 мин до отхода детей ко сну.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2–4 °С. Контроль температуры воздуха во всех помещениях длительного пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на высоте 0,8–1 м на внутренней стене.

Укрепление здоровья воспитанников

Суровые климатические условия северных широт, длительная нехватка солнца в зимний период могут отрицательно сказаться на здоровье дошкольников. Если не принять специальных профилактических мер, воздействие этих факторов может снизить защитные силы детского организма, способствовать развитию ряда простудных заболеваний.

В условиях короткого светового дня необходимо предпринять дополнительные меры по профилактике у детей заболеваний, вызванных ультрафиолетовым голоданием, гиподинамией и гипоавитаминозами. Восполнить недостаток ультрафиолетового излучения поможет использование специальных ультрафиолетовых ламп в системе общего освещения. В групповых и спальнях устанавливают одну лампу на 5 м² площади помещения при экспозиции 240 мин или одну лампу на 10 м² площади при экспозиции 480 мин в течение дня. Высота подвеса лампы должна составлять 2,5 м. Ультрафиолетовые лампы должны иметь заключение о возможности их использования в дошкольных образовательных организациях.

В рацион воспитанников зимой необходимо включать продукты с повышенной биологической ценностью, способные благотворно влиять на здоровье, продукты, содержащие биологически активные добавки, обогащенные незаменимыми пищевыми веществами, пробиотики, витаминизированные продукты и др. Можно прибегнуть к искусственной витаминизации. Ответственность за проведение витаминизации продуктов, организацию приема детьми витаминных препаратов несет медицинский работник детского сада.

Зимой в природе преобладает серый и белый цвета, возникает хронический недостаток в ярких цветах, особенно, зеленом. Снизить негативное влияние монохромного окружения помогут разнообразные цветовые решения интерьеров в детском саду и грамотное цветовое оформление участка.

Проведение прогулок

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/wsftu7.jpg

Даже в холодное время года суммарное пребывание ребенка на улице не должно быть меньше 3 ч.

В укреплении здоровья детей большую роль играют занятия физической культурой на открытом воздухе. Их рекомендуют проводить круглогодично хотя бы раз в неделю. Для детей 5–7 лет такая возможность сохраняется и в зимний период при безветренной погоде и температуре воздуха не ниже -15 °С.

При указанных погодных условиях детей до 4 лет на прогулки не выводят, а для дошкольников постарше сокращают продолжительность прогулок. Если температура воздуха опускается ниже -20 °С, а скорость ветра превышает 15 м/с, прогулки отменяют и для детей 5–7 лет, проживающих в средней полосе.

Регулярная, достаточная по продолжительности и рационально организованная прогулка выполняет разгрузочную роль, ослабляя негативное влияние интенсивной интеллектуальной и статической нагрузок, способствует их чередованию и поддержанию у детей уровня работоспособности, необходимого для освоения образовательной программы дошкольного образования, дополнительных общеразвивающих программ на протяжении учебного дня, недели. Прогулка не только создает наиболее благоприятные условия для реализации потребности ребенка в движении, но и выполняет воспитательную функцию.

Во время прогулки обязательно должны проводиться подвижные игры, чтобы предотвратить переохлаждение детей. По мнению специалистов, дошкольный возраст — самый подходящий период для обучения детей ходьбе на лыжах и катанию на коньках. Этот факт также нужно учитывать при планировании прогулок и занятий физической культурой. Зачастую территория детского сада не позволяет создать условия для лыжных занятий. Поэтому можно использовать близко расположенный парк или другую подходящую для этих целей защищенную от ветра территорию, которую необходимо заранее подготовить. Дорога к такой территории должна быть безопасна и занимать не более 5–7 мин ходьбы.

В условиях суровой зимы прогулки можно организовывать на отапливаемых верандах с принудительной вентиляцией, площадь которых определяется из расчета не менее 2 м2на ребенка. Температура воздуха на этих верандах должна быть не ниже 12 °С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные подвижные игры на участке детского сада зимой

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, смелость, ловкость, выносливость, проявляет смекалку, выд...

Конспект НОД в старшей группе детского сада "Зима пришла"

Конспект НОД помогает уточнить знания детей о зимних явлениях в природе, совершенствовать умения детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действит...

Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"

В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада....

Конспект НОД в старшей группе детского сада "Зимующие и перелётные птицы".

Материал занятия расширяет кругозор детей, развивает логическое мышление, наблюдательность, прививает детям любовь к природе....

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе детского сада "Зима"

Цель: уточнение представлений детей об основных признаках зимы.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Задачи образовательных областей:Образовательные: учить...

Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...

Наблюдения в детском саду. Зима.

Существует одна из форм познания окружающего мира -  наблюдение. Познавательное занятие не требует устойчивого внимания.  Оно включает в работу: восприятие, мышление и речь. Наблюдения ...