Педагогический совет на тему: «Чтение художественной литературы как метод приобщения детей к ценностям литературного наследия русского языка»
методическая разработка

Калашник Наталья Сергеевна

Педагогический совет в ДОУ

Тема: «Чтение художественной литературы как метод приобщения детей к ценностям литературного наследия русского языка»

Цель: Способствовать росту профессионального мастерства педагогов через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.

Повестка дня:

 

1.     Сообщениена тему:  «Чтение — как один из истоков мышления и умственного развития детей дошкольного возраста»

 

2.     Сообщение на тему: «Методика организации деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой».

 

3.     Сообщение на тему: «Как правильно читать книги  детям и приучать их к этому занятию?»

 

4.     Сообщение-презентация  на тему: «Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжного уголка в ДОУ».

 

5.     Освещение итогов смотра-конкурса «Лучший уголок книги в группе» (старший воспитатель Калашник Н.С.).

 

6.     Сообщение на тему: «Аудиокнига, как эффективный метод ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой».

 

7.     Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы»

 

8.     Принятие решений педагогического совета.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад первой категории № 1 «Русалочка»

п. Гигант Сальского района

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

на тему: «Чтение художественной литературы

как метод приобщения детей

к ценностям литературного наследия русского языка»

Составитель:

Н.С. Калашник

старший воспитатель

МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант

П. Гигант

Январь 2019 г.

Тема: «Чтение художественной литературы как метод приобщения детей к ценностям литературного наследия русского языка»

Цель: Способствовать росту профессионального мастерства педагогов через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.

Повестка дня:

  1. Сообщение старшего воспитателя Калашник Н.С. на тему:  «Чтение — как один из истоков мышления и умственного развития детей дошкольного возраста»

  1. Сообщение старшего воспитателя Калашник Н.С. на тему: «Методика организации деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой».

  1. Сообщение воспитателя Панченко Н.В. на тему: «Как правильно читать книги  детям и приучать их к этому занятию?»

  1. Сообщение-презентация воспитателя Куриленко И.В. на тему: «Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжного уголка в ДОУ».

  1. Освещение итогов смотра-конкурса «Лучший уголок книги в группе» (старший воспитатель Калашник Н.С.).

  1. Сообщение воспитателя Лупоносовой Н.С. на тему: «Аудиокнига, как эффективный метод ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой».

  1. Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы»

  1. Принятие решений педагогического совета.  

Вступительное слово ведущего.

Сообщение старшего воспитателя Калашник Н.С. на тему:  «Чтение — как один из истоков мышления и умственного развития детей дошкольного возраста»

«Чтение — это один из истоков мышления

и умственного развития» 
В. А. Сухомлинский

  Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит.

Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

  Но, как известно, современные дети всё чаще проводят свое свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. 

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. 
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. 

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя. 
Воспитатель должен быть компетентен в вопросах приобщения детей дошкольного возраста. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к художественной литературе, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка. 

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному. 
Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека. 

  1. Сообщение старшего воспитателя Калашник Н.С. на тему: «Методика организации деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой».

Сообщение старшего воспитателя Калашник Н.С. на тему: «Методика организации деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой»

Методы ознакомления с художественной литературой

Основная образовательная программа предусматривает проведение занятий по ознакомлению с художественной литературой. Но знакомство с литературными произведениями ни в коей мере не заканчивается и не ограничивается занятиями. Рекомендованный список художественных произведений для каждой возрастной группы – это лишь минимум, который должен быть усвоен в течение года. Поэтому, свободное время активно используется воспитателями для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей, лучше познакомит их с произведениями русской и мировой литературы.

     Знакомство с книгой, с художественными произведениями  осуществляется в разных видах  детской деятельности  с использованием разнообразных методов обучения.

- Какие вы знаете методы ознакомления с художественной литературой?:

 словесный, наглядный и практический.

Сейчас вам к каждому методу нужно назвать приемы.

 (Перечень приёмов к каждому методу вывешивается на мольберте)

Словесный метод:

- чтение произведений,

- вопросы по содержанию произведений.

- пересказ произведений,

- заучивание наизусть,

- беседа по произведению,

- прослушивание грамм- и аудиозаписей.

Практический метод:

- элементы инсценировки,

- игры-драматизации,

- дидактические игры,

- театрализованные игры,

- использование разных видов театра,

- игровая деятельность.

Наглядный метод:

- показ иллюстраций, картин, игрушек,

- элементы инсценировки,

- движения пальцами, руками,

- схемы,

 - просмотр видео - диафильмов,

- оформление выставок, музеев.

Основными формами ознакомления с художественной литературой являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Формы работы с книгой в детском саду

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение, рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

· чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

· чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика - усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

· чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки "Три медведя" сопровождается показом игрушек и действий с ними);

· настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке "Репка");

· кукольный и теневой театр, фланелеграф;

· диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

· оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

· чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

· обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

· определение программного содержания - литературной и воспитательной задач;

· подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым "предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями". С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов - обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная - деревянная, горница - комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой ("течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку" - при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Вместе с тем, анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Так, читая сказки А. С. Пушкина, нет необходимости объяснять понятия "столбовая дворянка", "соболья душегрейка", "пряник печатный", так как они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.

Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.

В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Использование художественной литературы вне занятий

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.

При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:

а. выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой; воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.

б. всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена.

Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание.

Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение обычно дается помимо занятия. Но иногда первичное знакомство с произведением происходит не на занятии. Так, в младших группах рассматривается картинка или игрушка, и читаются стихи А. Барто об игрушках. В более старшем возрасте также вне занятий могут быть впервые прочитаны стихи при восприятии красивых явлений природы (снегопад, ледоход, березовая роща). В этих случаях на занятиях закрепляют материал, с которым дети были ознакомлены в процессе наблюдения.

Воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами. Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е. Благининой "Научу обуваться и братца" ("Я умею обуваться, если только захочу, я и маленького братца обуваться научу. Вот они, сапожки: этот - с левой ножки, этот - с правой ножки"). Успокаивая ребенка, педагог перебирает его пальчики и приговаривает потешку: "Пальчик-мальчик, где ты был? - С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил" Во время умывания воспитатель читает стихи: "Водичка-водичка, умой мое (Витино, Вовино) личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок". Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.

В более старшем возрасте систематически расширяется литературный багаж за счет чтения программных и внепрограммных произведений русской и мировой литературы. Дети среднего возраста проявляют интерес к сказкам о животных и волшебным. В старших группах особый интерес представляет чтение книг в течение длительного времени (чтение с продолжением), таких, как "Приключения Незнайки и его друзей" Н. Носова, "Золотой ключик" А. Толстого и др.

Помимо занятий возможно планирование чтения с целью натолкнуть детей на игру.

Часто дети сами просят педагога почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. Такие просьбы стоит поддерживать. Правда, с содержанием книги следует ознакомиться заранее.

Педагог-психологи считают, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3 - 4 лет не следует читать больше 10-15 мин, детям в возрасте 5 - 6 лет - больше 25 мин, детям 6 - 7 лет - 30 - 35 мин.

Осуществление второй задачи связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем, - воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения. Решение любой из этих задач может рассматриваться в двояком плане: воспитание у детей недостающих качеств и закрепление уже имеющихся. Соответственно подбирается литература. Для воспитания недостающих качеств М. М. Конина рекомендовала прием "сгущенности чтения" литературных произведений по определенной теме на короткий отрезок времени. Чтение сопровождается беседами. Дети будут слушать, запоминать, рассказывать о прочитанном, а иногда и поступать в соответствии с поступками литературных персонажей. Ребенок самостоятельно переходит к хорошим поступкам. Вначале ему требуется подтверждение, правильно ли он сделал, а позднее совершение хороших поступков доставляет ему удовольствие и без одобрения. Такие порывы детей надо поддерживать и относиться к ним серьезно, с пониманием.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: "Почему говорят, что книга - друг человека?" Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

  1. Сообщение воспитателя Панченко Н.В. на тему: «Как правильно читать книги  детям и приучать их к этому занятию?»

Испокон века книга растит человека.

Иная книга обогащает, а иная – с пути совращает.

Русские народные пословицы

Чтение книг  - один из самых действенных и приятных методов развития малыша. Какими должны быть книги, как читать книги ребенку и какую роль должен играть сам ребенок при чтении книг, чтобы это занятие было желанным и эффективным?

От 2-х до 3-х лет

 Двухлетний ребенок осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, педагог широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом, в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читают ему о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью движений взрослого узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…

 К трем годам ребенок уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.

 Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно.

 В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.

 Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз, перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно.

От 3-х до 6 лет

 В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы дети не заблудились в литературных событиях и образах, просите их пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет и память и логику.

 Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

 В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

 * сначала читаете ребенку текст "глаза в глаза" и не показываете картинок;

 * дальше вместе рассматриваете обложку, затем медленно перелистываете страницы;

 * обдумываете, что изображено на обложке, разграничиваете иллюстрации и надписи;

 * демонстрируете порядок чтения надписей сверху вниз, выделяете среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;

 * соотносите фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке

 * читать следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

 Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.

 Педагогам и родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.

  • Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.
  • Во-вторых, старайтесь всегда читать выразительно.

Подробнее остановимся на выразительном чтении. От того, как взрослый прочитает книгу, как сумеет раскрыть детям заключенные в книге таинства, зависит и интерес к произведению. Если прочитаете её выразительно, с увлеченностью, то и ребенок проникается вашим настроением и ребенок надолго запомнит чтение книги. 

Чтобы выразительно прочитать книгу, нужно хорошо осмыслить текст, глубоко проникнуть в мысли автора.

Рассмотрим основные средства выразительного чтения.

Главным средством выразительного чтения является интонация. Интонация бывает: веселой, ласковой, ленивой и т.д. Повышение и понижение голоса создают мелодию речи. При чтении важно соблюдать знаки препинания. Точка требует понижение голоса и логической паузы. 
Поза, мимика и жест дополняют выразительное звучание текста. Мимика облегчает маленьким слушателям восприятия смысла литературного текста, так как лицо чтеца обычно выражает настроение произведения.
Жест он же может подменять собой слова, и лишь усиливает отдельные моменты.

Для выразительного чтения нужно знать технику речи. Речь связана с дыханием. Чтобы не было затруднений в речи нужно правильно использовать дыхание.  Для этого необходимо соблюдать следующие правила дыхательного и голосового режима:

1. Не заниматься чтением в душной комнате.

2. Перед чтением сделать глубокий вдох.

3. Читать на выдохе медленно, экономно расходуя воздух, находящийся в легких.

4. В процессе чтения необходимо быстро и незаметно добирать воздух, пользуясь для этого каждой паузой.

  • В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в группе изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере, книги должны храниться в определенном месте. Детям следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в группу, как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к «новой» встречи.
  • В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Дети могут занять удобную для них позу 9усли чтение происходит вне занятия). Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните детям, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте вопросы к ним, попытайтесь выяснить, поняли ли они, о чем идет речь, или что-то им не ясно. Обязательно объясните то, что дети не поняли, и прочтите текст еще раз.        
  • В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, и не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересованы ли дети или уже нет.

  1. Сообщение для педагогического совета воспитателя Лупоносовой Н.С. на тему: «Аудиокнига, как эффективный метод ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой» 

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает ЧТО или О ЧЕМ говорится. Во-вторых, КТО говорит (понять это помогают характерные индивидуальные особенности голоса каждого человека). Наконец, КАК говорят, т. е. с каким эмоциональным отношением.

 

Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими. Многое способны также «рассказать» тембр голоса, манера говорить и интонации. С их помощью можно узнать о чувствах и характере говорящего: голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, твердый и торжествующий и еще с множеством оттенков, выражающих самые различные чувства, настроения и мысли человека. Как правило, эмоциональный контекст речи созвучен ее логическому смыслу и значительно его усиливает.

Прослушивание аудиокниг с детьми может хорошо повлиять на развитие их способностей. Существует несколько причин, по которым детские аудиокниги являются отличным средством обучения. 

Аудиокнига (в современном понимании) — это озвученное профессиональными артистами и записанное на звуковой носитель литературное произведение. 

Для записи аудиокниги специально нанимаются профессиональные актеры. Их голоса обычно более приятные и спокойные, чем голоса обычных людей. Актеры проявляют большую увлеченность к рассказу. Если дети слушают кого-то, читающего рассказ с энтузиазмом, они, вероятнее всего, воспримут суть рассказа намного лучше. Хорошо составленная аудиокнига включает в себя музыкальное сопровождение и звуковые эффекты, соответствующие сюжетной линии рассказа. Это привлечет внимание детей и поможет им представить историю и образы лучше, обогащая, таким образом, свое творческое мышление. Они услышат слова, произносимые правильно, и их словарный запас начнет стремительно увеличиваться.

Необходимо развивать способности слухового восприятия у детей в раннем возрасте. Аудиокниги для детей снабдят их этим навыком. Дети понимают, что они должны быть внимательны, чтобы воспринять рассказ полностью, и это важный стимул для них, как только они начнут ходить в школу. Обучение слуховому восприятию в раннем возрасте посредством аудиокниг поможет повысить их внимательность для последующей жизни. 

Эффективным методом привлечения внимания детей к прослушиванию может стать совместный процесс создания аудиокниги, то есть, организовать запись произведения с участием самих детей. В этом процессе могут принять участие все дети, исполняющие роли героев сказок или других произведений (во время театрализации или пересказа). Воспитатель может быть рассказчиком, дети – главными героями. Если героев произведения недостаточно для участия всех детей, остальным можно предложить исполнять роли звукооператоров, например, изображать шелест листьев, голоса животных, шум ветра и журчание ручья и т.д. Кроме того, дети могут петь, читать стишки или играть на музыкальных инструментах.

После того, как дети достигнут того возраста, когда они не будут слушать аудиокниги, они придут к мысли, что сами могут прочитать другие рассказы тех же самых авторов, если они заинтересованы в этом. Дети, которые смотрят кино или телепередачи, скорее всего, будет покупать книги с их любимыми героями. Аудиокниги действуют подобным образом. Дети захотят продолжить получать удовольствие от своих любимых героев и авторов. Во всяком случае, аудиокниги для детей помогут освоению чтения. 

Стоит ли давать детям  слушать аудиокниги? 

Давайте рассмотрим все за и против использования детских аудиокниг. 

Преимущества прослушивания детских аудиокниг

  1. Развитие навыка слухового восприятия. 

Важным умением для ребёнка является умение воспринимать информацию на слух и концентрировать внимание. Этот навык пригодится ему не только во время учёбы, но и в дальнейшей жизни. Детские аудиокниги помогают этот навык развивать. 

  1. Аудиокниги способствуют развитию памяти у ребёнка. 
    После того, как малыш прослушает сказку, зачастую ему очень захочется поделиться ее содержанием с родителями. Пересказывая услышанное, малыш тренирует память. 
  2. Увеличение словарного запаса. 

Аудиокниги для детей помогают в развитии речи. Актёры, читающие детские аудиокниги, обладают правильной речью и хорошо поставленной дикцией. Подражая им, ребенок учится говорить правильно. Кроме этого, при прослушивании аудиокниг увеличивается его словарный запас. 

  1. Развитие творческих и музыкальных способностей малыша. 
    Слушая аудиосказки в исполнении профессиональных актёров, ребенок начинает проявлять артистические способности. Некоторые аудиокниги содержат отрывки из классических музыкальных произведений, что развивает в ребенке музыкальность, хороший вкус и любовь к музыке. 
  2. Отсутствие нагрузки на глаза. 

Современный ребёнок достаточно много времени проводит у телевизора и компьютера. Благодаря аудиокнигам ребенок знакомится с классической литературой, при этом сохраняя ясное и четкое зрение. 

  1. Удобство использования. Прослушивание аудиокниг можно совместить с каким-либо другим занятием, например, рисованием или уборкой групповой комнаты.

Но, к сожалению, в мире нет ничего идеального.

Недостатки прослушивания детских аудиокниг

  1. Отсутствие навыка визуального восприятия информации. 
    Детские аудиокниги могут отбить охоту к чтению книг — привыкнув слушать, малыш перестанет читать. Умение воспринимать информацию на слух будет развито хорошо, а с визуальным восприятием могут возникнуть проблемы. 

Совет: Можно попробовать убить двух зайцев одним выстрелом и совместить прослушивание аудиокниги с чтением книги обычной. Так ребенок будет воспринимать информацию и на слух, и визуально. Особенно это полезно, если ребенок испытывает трудности с одним из видов восприятия информации — второй вид будет как бы «на подхвате».

  1. Еще один существенный аргумент в пользу природных звуков: ребенок должен уметь определить источник звука. Например, вы гуляете с малышом, и слышите пение птицы. Ребенок вертит головкой, желая увидеть источник звука, и когда находит, показывает туда пальчиком. При слушании любых воспроизводящих средств, звук заранее «статичен» и имеет постоянный источник. Любой «натуральный» звук в смысле развития слухового восприятия важнее, чем все специально разработанные средства. Ведь в природе есть уникальное разнообразие частот! Лучше слушать чириканье воробьев или бульканье воды, нежели «развивать» слух электронной музыкой.

 

Помните! 

Ребенок может извлечь много пользы от прослушивания подобных историй. Он приобретет ценные навыки мышления, слухового восприятия и навыки общения, которые сыграют большую роль в дальнейшей жизни. Однако, детская аудиокнига не должна заменять чтение, а только дополнять его. Не стоит использовать аудиокниги как способ отделаться от детей.

  1. Сообщение для педагогического совета воспитателя Куриленко И.В. на тему: «Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжного уголка в ДОУ» 

                                                               Детские книги пишутся для воспитания,

                                          а воспитание – великое дело,

                                            им решается участь человека.

Белинский В. Г.

Что такое уголок книги? 

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.            Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги.

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

2. Нужно продумать правильное освещение:

Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

– Полочки (обязательно прикреплены на высоте, соответствующей возрасту детей), открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Младшие группы. 

–  Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,

–  Его устройством и назначением,

–  Приучает рассматривать книги (картинки) только там,

–  Сообщает правила, которые нужно соблюдать:

  • брать книги только чистыми руками,
  • перелистывать осторожно,
  • не рвать, не мять, не использовать для игр.
  • после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.

– В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

– В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.

– Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

– Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

– Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Средние группы.

– Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.

– Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.

– Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности

– иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).

Старшие группы.

– Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?

– 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.

– Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

– Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы:

В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.

– На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.

– Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.

Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).

– Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

- Каким образом происходит замена книг? 

– Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги.

Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания.

Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.

- Как долго стоит каждая книга на витрине?

– В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.

- Нужны ли тематические выставки книг?

– В группах устраивают тематические выставки книг.

Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.

Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки.

Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)

Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния

Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться

Руководство.

– Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями

– Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.

Рекомендации воспитателям

«Основные требования к оформлению книжных уголков»

1.Рациональное размещение в группе.

- Оборудование уголка (хорошо освещенное место, стол и стулья для детей, полочки или стеллажи для книг)

- Оригинальность и эстетика оформления уголка, состояние книг, журналов

2.Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы

3.  Соответствие интересам детей.

- Наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств).

- Разнообразие литературы по жанру (произведения малого фольклора, поэзии, проза, энциклопедии, произведения классиков и современников, наличие познавательной литературы).

- Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой

- Наличие тематических выставок

- Наличие разделов «Моя любимая книжка» (книги, принесённые из дома), «Книжки моей бабушки», «Научно-достоверно» (энциклопедии).

- Наличие ТСО, аудио записей со сказками, рассказами

- Книги из «книжной мастерской» (старший дошкольный возраст).

- Наличие периодических детских изданий (журналов).

4. Постоянная сменяемость.

5. Эстетическое оформление.

6. Востребованность.

- Материалы о писателях, поэтах, художниках-иллюстраторах (накопительная папка).

  1. Деловая игра

Тема: «Знатоки детской художественной литературы».

  1. МОЗГОВОЙ ШТУРМ

  1. Из каких частей состоит книга? (слайд 2-6)

Обложка – лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.

Форзац – разворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой.

Корешок – полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

Титульный лист – заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

Страница – одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

2) Какие литературные жанры вы знаете?  (слайд № 7)

(Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.)

3) Какая самая главная задача при ознакомлении детей с художественной литературой, на ваш взгляд? Определите ее. (Ответы педагогов.) Развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. Развивать чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительность средств (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Совершенствовать  художественно-речевые  исполнительские  навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. Помогать детям, объяснять основные различия  между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Знакомить детей с иллюстрациями известных  художников.

4) Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Ответы педагогов.)

Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить произведения о зиме, о животных, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т. д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

5) Какова схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой? (1 – вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения; 2 – основная часть – работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов; 3 – заключительная часть.)

6) Какие вы знаете методы и приемы, способствующие лучшему восприятию произведений? (слайд № 8)

6.1. Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (Ответы педагогов.)

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

7) Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

8) Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время?

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т. п. Ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте.

Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

9). Назовите особенности сказок.

● Трехкратное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя.

● Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго.

● Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка.

● Встречается число 7: в «Репке» 7 персонажей, «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов».

● Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.

● Почти во всех сказках счастливый конец.

● Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.

2. ДОГОНЯЛКИ

Сказочные заклинания (слайд № 9)

Кто говорил  такие волшебные слова?

- По  щучьему велению, по моему хотению. (Емеля в Р.Н.С. «По щучьему велению).

- Сивка-бурка, вещий  каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. (Иванушка - дурачок  в Р.Н.С. «Сивка- Бурка»).

- Сим - сим, открой дверь! (Али-Баба, арабская сказка «Алибаба и сорок разбойников).

- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…

(Женя из сказки Катаева  «Цветик-семицветик»).

-Раз, два, три. Горшочек вари! (девочка из сказки Братьев Гримм «Горшочек  каши»).

- Кара-барас.  (Мойдодыр  К. Чуковского).

- Крекс, пекс, фекс. (А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).

- Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед  луной. Бурум-шурум, шалты- балты. Кто ты? Кто я? Был-я, стал- ты. (Нильс. С Лагерлеф «Чудесное путешествие  Нильса с дикими гусями»).

3. «Шуточная реклама»

Послушайте и назовите, кто из литературных  и сказочных героев мог бы дать  такие объявления. Назовите автора и название произведения 

1.  Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.

( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Несу золотые яйца. Дорого.

( Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

( Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Отмою всё!

( Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапорчка»)

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

(Доктор Айболит, К.Чуковский «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.

( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.

(Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

(Бабушка, р.н.с. «Колобок»)

 10. Меняю избушку  на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга)

4.  Игровое моделирование «Солнце»

В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. И задача воспитателя познакомить детей не только с художественными произведениями, но и дать первые представления о писателях. Знакомя с новыми произведениями, вы в обязательном порядке называете автора, название произведения, показываете портрет писателя. Если собираетесь читать новое произведение уже известного детям автора, то обязательно вспоминаете о прочитанных книгах. А уже в старших группах детям специально рассказывают о жизни писателя и его книгах. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя,  желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Одной из форм работы по ознакомлению с жизнью и творчеством питателя являются тематические выставки. Вы в книжных уголках оформляли тематические выставки, посвященные творчеству многих детских писателей, проводили литературные викторины. Но чтобы рассказать детям об авторе, надо самому прежде познакомиться с биографией писателя.

Сейчас мы с вами снова немного поиграем. Представьте, что сегодня хмурый день, так как у солнца спрятались лучи. И ваша задача – найти эти лучи. В центре солнца написан автор,  а на лучах – названия произведений. Вам необходимо подобрать лучи, чтобы получилось яркое, радостное солнце.

(Воспитатели выполняют задание).

К. И. Чуковский («Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Телефон», «Путаница»)

С. Маршак («Теремок», «Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»).

5. Загадки – быстро отгадки

 Вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

1. Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)

2. Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

3. В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

4. Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)

5. Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)

6. Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)

7. Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

8. Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)

9. Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)

10. У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)

6. Назови жанр произведения.

К какому виду творчества это относится? 
• «Как аукнется, так и откликнется» (Пословица) 
• «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка) 
• «На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает. » (Небылица.) 
• Пусть у кошки заболит, У собачки заболит, Будет кошка инвалид.  И собачка инвалид! А тебе пусть повезет – У тебя вся хворь пройдет (Потешка) 
• «В некотором царстве, в некотором государстве… » (Сказка) 
• «Ехала машина темным лесом, 

    За каким-то интересом. 
   Инте-инте-интерес, 
   Выходи на букву С» (Считалка) 
• -«Расскажу-ка я вам про дела старые, 
    Да про старые, про бывалые, 
    Да про битвы, да про сражения, 
    Да про подвиги богатырские… » (Былина.) 
• -«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка) 
• И тогда наверняка вдруг запляшут облака, 
 И кузнечик запиликает на скрипке. (Песня) 
• Поленился утром Вова
 Причесаться гребешком, 
 Подошла к нему корова, 
 Причесала языком! (Частушка) 
• Добра соль, а переложишь — рот воротит. (Поговорка) 
• "Ай, Моська! знать, она сильна, 
   Что лает на Слона! " (Басня) 


7. Сказочный финворд (слайд № 10)

Составь слово из слогов и отгадай сказку


Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки. 

1 команда
Кашечрохав («Хаврошечка») .
Боклоко («Колобок») 
Зоркомо («Морозко») 
Очвокамйюд Дюймовочка

2 команда
Дыродйом Мойдодыр
Гукароснеч («Снегурочка») 
Комерет («Теремок») 
Щеинакатар («Тараканище») 

8.ОБГОНЯЛКИ

Участники должны вспомнить название сказки. 

- О многодетной маме. («Волк и семеро козлят».) 
- О ветеринаре. («Доктор Айболит».) 
- Об общежитии для зверей. («Теремок».) 
- О хлебобулочном изделии. («Колобок».) 
- О деревянном мальчике. («Буратино».) 
- О трудолюбивой девочке. («Золушка».) 

  1. Заключительное слово ведущего.

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М.Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной  времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

Заключение.

В детской книжке сто картинок,

Сто стихов и сто историй,

Сто вопросов и ответов,

Тьма загадок и затей.

Обо всем расскажет книжка,

Мир большой покажет книжка,

Доброму научит книжка

Наших с вами малышей.

Там под яркою обложкой

Проживают тетя Кошка,

Храбрый олененок Бэмби,

Бармалей и Айболит.

Злой всегда там проиграет,

Жадный больше потеряет,

А кто друга выручает,

Смело слабых защищает

И в беде не унывает –

Непременно победит!

И пускай придумать сказку

Соберется мудрый взрослый,

Пусть другой почтенный взрослый

Книжку ту решит издать,

А художник вдохновленный

Кисть возьмет свою и краску

И для этой детской книжки

Сказку станет рисовать.

Много новых нужных книжек

Для девчонок и мальчишек

Обязательно напишут,

Нарисуют, издадут –

Интересных, разных, ярких,

О морях и странах жарких.

Эти книжки все ребята обязательно прочтут!

А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»

  1. Решение педсовета:

  1. Продолжать использовать разнообразные формы и методы работы с детьми. Прививать детям любовь к книге. Срок – систематически. Ответственные – воспитатели групп.
  2. Продолжать пополнять предметно-развивающую среду необходимым материалом. Срок – систематически. Ответственные – воспитатели групп.
  3. Создать аудиотеку в группах для прослушивания программных произведений художественной литературы. Срок – до 15.02.2019 г.
  4. Вести просвещение родителей по пропаганде чтения и любви к книге. Срок - систематически. Ответственные – воспитатели групп.
  5. Создать календарь праздников и событий по творчеству детских писателей и поэтов, художников-иллюстраторов. Срок – до 22.02.2019 г. Ответственный – старший воспитатель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Чтение художественной литературы как метод приобщения детей к ценностям литературного наследия русского языка» Педагогический совет

Слайд 2

Повестка дня Сообщение старшего воспитателя Калашник Н.С. на тему: «Чтение — как один из истоков мышления и умственного развития детей дошкольного возраста» Сообщение старшего воспитателя Калашник Н.С. на тему: «Методика организации деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой». Сообщение воспитателя Панченко Н.В. на тему: «Как правильно читать книги детям и приучать их к этому занятию?» Сообщение-презентация воспитателя Куриленко И.В. на тему: «Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжного уголка в ДОУ». Освещение итогов смотра-конкурса «Лучший уголок книги в группе» (старший воспитатель Калашник Н.С.). Сообщение воспитателя Лупоносовой Н.С. на тему: «Аудиокнига, как эффективный метод ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой». Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы» Принятие решений педагогического совета.

Слайд 3

Методы ознакомления с художественной литературой

Слайд 4

Основные методы Методы Приемы Словесный метод: - чтение произведений, - вопросы по содержанию произведений. - пересказ произведений, - заучивание наизусть, - беседа по произведению, - прослушивание грамм- и аудиозаписей. Практический метод: - элементы инсценировки, - игры-драматизации, - дидактические игры, - театрализованные игры, - использование разных видов театра, - игровая деятельность. Наглядный метод: - показ иллюстраций, картин, игрушек, - элементы инсценировки, - движения пальцами, руками, - схемы, - просмотр видео - диафильмов, - оформление выставок, музеев.

Слайд 5

Основные формы Чтение воспитателя по книге или наизусть Рассказывание воспитателя Инсценирование. Заучивание наизусть

Слайд 7

Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях Чтение или рассказывание одного произведения Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала Чтение как часть занятия по развитию речи Типы занятий

Слайд 8

Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях Обоснованный выбор произведения Определение программного содержания Подготовка воспитателя к чтению произведения литературный анализ художественного текста воспитателем; работа над выразительностью передачи. Подготовка к занятию

Слайд 9

Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях. Обоснованный выбор произведения Определение программного содержания Подготовка воспитателя к чтению произведения литературный анализ художественного текста воспитателем; работа над выразительностью передачи. Активизация личного опыта детей Объяснение незнакомых слов Подготовка к занятию ПЕДАГОГ ДЕТИ

Слайд 10

Структура типичного занятия I часть. Вступительная (облегчающая последующее восприятие произведения) II часть. Основная (работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов): знакомство с произведением беседа о прочитанном повторное чтение текста III часть. Заключительная (подведение итогов, рефлексия)

Слайд 11

Регламентация времени, отведенного для чтения художественной литературы в детском саду 3 - 4 года – 10-15 мин 4 - 5 лет – 15-20 мин. 5 - 6 лет – 20-25 мин 6 - 7 лет – 30-35 мин

Слайд 12

Источник шаблона: Якушевская Юлия Сергеевна Учитель информатики МОУ «Кадетская школа-интернат № 9» г. Омска Сайт конкурса http://pedsovet.su При оформлении слайдов использовала векторный редактор Xara Xtreme Pro 5 и векторный клипарт.



Предварительный просмотр:

  • Как это закончилось?
  • Как это могло бы закончиться?
  • Как бы ты закончил эту историю?

ПОЧЕМУ?

  • Зачем автор написал это произведение?
  • Почему всё случилось именно так?
  • Кто рассказывает нам эту историю и почему?
  • Зачем её читать?

Только поговорив о прочитанном, вы сможете выяснить, действительно ли ребенок понял произведение. Это очень важно, так как если малыш не понимает чего-то, он теряет к этому интерес. Мы, взрослые, принимаем чтение как должное. Для ребенка же чтение – не простой процесс, его разум постоянно работает, пытаясь разобраться в прочитанном. Ему необходима наша помощь, чтобы понять, что стоит за печатным словом, на что стоит обращать внимание, что ему со всем этим делать.


МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант

БУКЛЕТ 

«Как привить детям дошкольного возраста

любовь к чтению?»

составитель:

старший воспитатель

Калашник Н.С.

п. Гигант

2019 г. 

Как же привить детям дошкольного возраста любовь к чтению?

Если педагоги или родители читают малышу каждый день, обсуждают прочитанное, он получает от процесса чтения положительные эмоции, понимает, что чтение – это познавательно и увлекательно. Сначала мы читаем ребенку вслух, потом он осознает, что может читать сам и самостоятельно узнавать что-то новое и интересное.


Как правильно читать ребенку?

Постарайтесь ежедневно отводить время для чтения вслух. Читайте только тогда, когда вы можете полностью уделить внимание книге. Когда вы читаете ребенку, устраивайтесь поудобнее –на стульчике, на ковре на полу (если дома, то на кровати, на диване). Старайтесь читать с выражением, голоса персонажей должны звучать по-разному. Полезно время от времени останавливаться и просить детей угадать, что может произойти дальше?

Один из способов привить ребенку интерес к чтению – это обсуждать с ним прочитанное.

Какие вопросы следует задавать по прочитанной книге?

Хорошая основа, которая побуждает работу мысли и на которой можно построить множество новых вопросов – это вопросы Киплинга.

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Вот примерный список вопросов, которые вы можете задавать ребенку о любом прочитанном тексте: сказке или рассказе, статье в журнале или книге. Постепенно он приучиться задавать их себе самостоятельно.

ЧТО? 

  • Что это за история, о чём?
  • Что произошло?
  • Что говорили (думали, чувствовали) герои?
  • Что они думали о будущем?
  • На что они надеялись?
  • Что могло бы (должно или не должно было) произойти?

КОГДА? 

  • Как давно это было?
  • Когда это произошло?
  • Что случилось до этого?
  • Что произошло дальше?
  • Что означает: «Когда-то», «Давным-давно»?

ГДЕ?

  • Где это случилось?
  • Можешь себе представить это место?
  • Это реальное или придуманное место?
  • Где еще это могло происходить?

КТО?

  • Кто это написал?
  • Как ты думаешь, кто здесь главный герой?
  • Кто помогал главному герою?
  • Кто мешал ему и почему?
  • Кто здесь может служить положительным примером?

КАК?

  • Как это началось?
  • Как это случилось?




Предварительный просмотр:

ШПАРГАЛКА

ВОПРОСЫ ПО ПРОЧИТАННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ

ЧТО? 

  • Что это за история, о чём?
  • Что произошло?
  • Что говорили (думали, чувствовали) герои?
  • Что они думали о будущем?
  • На что они надеялись?
  • Что могло бы (должно или не должно было) произойти?

КОГДА? 

  • Как давно это было?
  • Когда это произошло?
  • Что случилось до этого?
  • Что произошло дальше?
  • Что означает: «Когда-то», «Давным-давно»?

ГДЕ?

  • Где это случилось?
  • Можешь себе представить это место?
  • Это реальное или придуманное место?
  • Где еще это могло происходить?

КТО?

  • Кто это написал?
  • Как ты думаешь, кто здесь главный герой?
  • Кто помогал главному герою?
  • Кто мешал ему и почему?
  • Кто здесь может служить положительным примером?

КАК?

  • Как это началось?
  • Как это случилось?
  • Как это закончилось?
  • Как это могло бы закончиться?
  • Как бы ты закончил эту историю?

ПОЧЕМУ?

  • Зачем автор написал это произведение?
  • Почему всё случилось именно так?
  • Кто рассказывает нам эту историю и почему?
  • Зачем её читать?

ШПАРГАЛКА

ВОПРОСЫ ПО ПРОЧИТАННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ

ЧТО? 

  • Что это за история, о чём?
  • Что произошло?
  • Что говорили (думали, чувствовали) герои?
  • Что они думали о будущем?
  • На что они надеялись?
  • Что могло бы (должно или не должно было) произойти?

КОГДА? 

  • Как давно это было?
  • Когда это произошло?
  • Что случилось до этого?
  • Что произошло дальше?
  • Что означает: «Когда-то», «Давным-давно»?

ГДЕ?

  • Где это случилось?
  • Можешь себе представить это место?
  • Это реальное или придуманное место?
  • Где еще это могло происходить?

КТО?

  • Кто это написал?
  • Как ты думаешь, кто здесь главный герой?
  • Кто помогал главному герою?
  • Кто мешал ему и почему?
  • Кто здесь может служить положительным примером?

КАК?

  • Как это началось?
  • Как это случилось?
  • Как это закончилось?
  • Как это могло бы закончиться?
  • Как бы ты закончил эту историю?

ПОЧЕМУ?

  • Зачем автор написал это произведение?
  • Почему всё случилось именно так?
  • Кто рассказывает нам эту историю и почему?
  • Зачем её читать?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы»

Слайд 2

Обложка – лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.

Слайд 3

Форзац – разворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой.

Слайд 4

Корешок – полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

Слайд 5

Титульный лист - заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

Слайд 6

Страница - одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

Слайд 7

Литературные жанры : рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, скороговорка, считалка, потешка, пословица, басня и т.д.

Слайд 8

Методы Приемы Словесный метод: - чтение произведений, - вопросы по содержанию произведений. - пересказ произведений, - заучивание наизусть, - беседа по произведению, - прослушивание грамм- и аудиозаписей. Практический метод: - элементы инсценировки, - игры-драматизации, - дидактические игры, - театрализованные игры, - использование разных видов театра, - игровая деятельность. Наглядный метод: - показ иллюстраций, картин, игрушек, - элементы инсценировки, - движения пальцами, руками, - схемы, - просмотр видео - диафильмов, - оформление выставок, музеев. Методы и приемы

Слайд 9

Сказочные заклинания Кто говорил такие волшебные слова? По щучьему велению, по моему хотению. Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. Сим - сим, открой дверь! Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг… Раз, два, три. Горшочек вари! Кара-барас. Крекс, пекс, фекс. Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед луной. Бурум-шурум, шалты- балты. Кто ты? Кто я? Был-я, стал- ты.

Слайд 10

Сказочный финворд 1 команда 2 команда Кашечрохав Боклоко Зоркомо Очвокамйюд Дыродйом Гукароснеч Комерет Щеинакатар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников"

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого ч...

Педагогический совет на тему: «Чтение художественной литературы как метод приобщения детей к ценностям литературного наследия русского языка»

Педагогический совет на тему: «Чтение художественной литературы  как метод приобщения детей  к ценностям литературного наследия русского языка»...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников»

Выступление на педагогическом совете в детском саду. "Детское Экспериментирование - как метод познавательного развития дошкольников"...

Педагогический совет по теме "Речевое развитие дошкольников через приобщение к художественной литературе"

Это презентация педагогического совета, которая транслируется во время  проведения педсовета. Начинается она с актуальности темы - это результаты анкетирования  родителей и опроса детей. Зат...

Выступление на педагогическом совете по теме «Организация работы педагогов по приобщению родителей к ЗОЖ»

Приоритетным направлением нашей работы группах  оздоровительной направленности является работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Поиск эффективных способов сохранения и...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития, обеспечивающим духовное единство народа и объединяющее его моральные ценности....