Главные вкладки

    Педагогическая гостиная для начинающих педагогов «Организация и проведение ОД в ДОУ с учётом ФГОС ДО».
    методическая разработка

    Степурка Светлана Юрьевна

    Предварительный просмотр:

    С.Ю.Степурка

    старший воспитатель

    МБДОУ №27

    Педагогическая гостиная для начинающих педагогов «Организация и проведение ОД в ДОУ с учётом ФГОС ДО».

    Образовательная деятельность прописана в ФГОС в 5 образовательных областях, представляющие определенные направления развития и образования детей:

    Социально-коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие;

    Физическое развитие.

            Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

    В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами, восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

            Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

    Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

    с одним ребенком (индивидуальная);

    с подгруппой детей(подгрупповая);

    с целой группой детей (фронтальная). Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.

    Построение образовательной деятельности должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности ДОУ, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения.

    Выбор количества детей зависит от:

    возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    вида деятельности их интереса к данному занятию;

    сложности материала.

    Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

    По содержанию Образовательная Деятельность может быть интегрированной, т.е. объединять несколько образовательных областей. Интеграции, в рамках которой дети будут активно развиваться, и совершенствовать уже имеющиеся знания, умения, навыки, а так же получать новую информацию об окружающем мире в процессе взаимодействия друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой.

    Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

    Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

    Форма организации детей во время образовательной деятельности может быть различной: малыши сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате и т.д.

    Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)

    Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество  и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)

    Соблюдение структуры занятия:

    Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия.Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги  от лица персонажа).Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

    В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

    После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование.

    В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега  отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»).

    На протяжении всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»  

    Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии  и другое. (В зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по познавательному развитию на второй  младшей группе «В гости к Петушку» воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие дыхания и т.д.

    Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).

    Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку,  анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное -  это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см.пункт выше)

    Главные методы обучения

    Практические:

    опыт

    упражнение

    экспериментирование

    моделирование

    Наглядные:

    наблюдение

    демонстрация наглядных пособий

    Словесные:

    рассказ педагога

    беседа

    чтение художественной литературы

    Игровые:

    дидактическая игра

    воображаемая ситуация в развёрнутом виде

    Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО.

    1. Здоровьесберегающие технологии

    2. Технологии проектной деятельности

    3. Технологии исследовательской деятельности

    4. Информационно-коммуникационные технологии

    5. Личностно ориентированные технологии

    6. Технология портфолио

    7. Игровые технологии


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для молодых педагогов "Организация и проведение Новогодних утренников в ДОУ"

    Консультация поможет молодым специалистам организовать новогодний утренник в ДОУ...

    Педагогический совет «Создание условий для развития элементарных математических представлений у дошкольников с учётом ФГОС ДО»

    Педагогический совет построен по  образу образовательной деятельности для детей. В ходе педагогического совета каждый педагог может проявить себя...

    Педагогическая гостиная «В помощь молодому воспитателю» по теме: «Организация и проведение НОД в ДОУ с учётом ФГОС ДО»

    Мероприятие адресовано начинающим воспитателям дошкольных образовательных учреждений города Канска...

    Педагогический совет «Создание условий для развития элементарных математических представлений у дошкольников с учётом ФГОС ДО»

    middot;      Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.&mid...

    Трансляция педагогического опыта на семинаре-практикуме: "Организация и проведение подвижных игр в различных видах деятельности".

    Ознакомление педагогов с развитием организаторских способностей детей через подвижные игры....

    Педагогическая гостиная. Совместная деятельность педагогов с детьми и родителями « В гостях у сказки»

    Формирование коммуникативных способностей детей. Создание условия для сотрудничества семьи и детского сада....

    Консультация для педагогов "Организация и проведение утренников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

    Праздничные утренники в детском саду - важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в ДОУ. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему п...