Создание современного имиджа дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)
методическая разработка

Раскрываются особенности формирования имиджа образовательного учреждения на примере МДОУ "Детский сад №69" ЭМР Саратовской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание современного имиджа дошкольного образовательного учреждения

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 69» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Общая характеристика дошкольного учреждения

Дошкольное учреждение было открыто как ясли-сад в 1976 году, работает в режиме полного дня с 7.00 до 19.00 в условиях пятидневной рабочей недели. В учреждении функционируют 10 групп: 7 групп общеразвивающей направленности, 1 группа кратковременного пребывания, 2 группы компенсирующей направленности для воспитанников с ОВЗ (нарушение зрения).

За основу работы взяты программы:

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М: издательство «Мозаика-синтез», 2016 год;

«Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной; М.,  Издательство « Экзамен» 2003 г.

Система дополнительного образования представлена кружками. Наряду с традиционным набором образовательных и оздоровительных услуг в учреждении появились современные услуги, востребованные родительской общественностью. На основе социального заказа родителей, интересов и способностей детей ДОУ предоставляет следующие дополнительные платные образовательные услуги: кружки художественно-эстетической направленности  «Танцевальная карусель», «Я леплю из пластилина», «Веселые нотки», кружок «Гениальность на кончиках пальцев»  на развитие мелкой моторики, кружок «Говорушечки», направленный на речевое развитие дошкольников.

Интерьер и развивающая предметно-пространственная среда помещений позволяют детям комфортно себя чувствовать, разумно сочетать активную деятельность со спокойными интеллектуальными играми и занятиями, располагают к дружеской беседе и релаксации.

В нашем детском саду функционируют музыкальный и спортивный залы, оснащенные всем необходимым для многофункциональной деятельности. Имеются кабинеты: учителя-дефектолога, логопеда, педагога –психолога. Комфортно чувствуют себя дети, родители и работники детского сада в «кабинете психологической помощи», сенсорной комнате. На территории детского сада проведены современные ландшафтные работы, детские площадки переоборудованы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями дошкольников.

Дошкольное образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Образовательный уровень педагогов: с высшим и средним профессиональным образованием. Больше половины педагогов имеют высшую и первую  квалификационную категорию.

Материально-технические и медико-социальные условия. В холле первого этажа оформлена выставки детских работ «Мир глазами детей». Для развития двигательной активности детей на территории ДОУ имеется физкультурная площадка, которая оснащена современным стационарным оборудованием. В едином стиле изготовлены малые формы на групповых прогулочных участках, зоны для отдыха и спокойных игр. Создана развивающая среда, уголок «нетронутой природы», огород, экологическая тропа.

Развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, способствует обогащенному развитию детей, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям воспитанников. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, детский сад имеет неповторимый облик и видится как особая зона культурной и эстетической деятельности детей, педагогов, родителей и нашего микрорайона. В каждой возрастной группе создана своя развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая эффективно реализовать программы и технологии, по которым работают педагоги.

В дошкольном учреждении налажена система взаимодействия всех служб: медицинской, методической, социально-психологической, логопедической, хозяйственной. Разработана комплексная программа по оздоровлению дошкольников «Будь здоровым, малыш!». Данная программа предусматривает: разработанную систему мероприятий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, состоящих на диспансерном учете. Широко используются дыхательная и коррегирующая гимнастика, гимнастика после дневного сна. Проводится утренняя гимнастика с включением оздоровительного бега, специальных упражнений по профилактике простудных заболеваний, нарушения осанки, плоскостопия. Особое внимание уделяется двигательному режиму, для этого используется соответствующий инвентарь и оборудование – шведская стенка, скакалка, самокаты, мячи разного диаметра. 

Одним из направлений медицинской работы является учет ослабленных, часто болеющих детей и их диспансеризация. За детьми, которые взяты на диспансерный учет постоянно осуществляется наблюдение за состоянием здоровья и их развитием. Для этого врач составляет план наблюдения. Проводится необходимый комплекс оздоровительных мероприятий. 

2.2. Анализ существующего имиджа дошкольного учреждения

Проанализировав внешнюю среду и внутренние ресурсы, мы выделили факторы, которые положительно влияют на формирование имиджа нашего ДОУ.

Территориальное местонахождение. Наш детский сад расположен в центральной части поселка. Это является положительным моментом для создания конкурентоспособности ДОУ.

Детский сад имеет достаточно большой опыт работы на рынке оказания образовательных услуг и пользуется спросом у населения поселка. Многие выпускники детского сада приводят к нам своих детей, объясняя свой выбор качеством образования в ДОУ. Анкетирование родителей показывает, что о нашем дошкольном учреждении узнают от своих знакомых, коллег по работе, которые довольны результатом образовательной деятельности учреждения.

Наш детский сад известен в профессиональных кругах и среди общественности. А это мы считаем важным условием создания конкурентоспособного учреждения и создания положительного имиджа.

Профессионализм руководителя и педагогов напрямую влияют на качество оказания образовательных услуг, а, следовательно, и на имидж детского сада.

Виды и качество образовательных услуг. Приоритетным направлением работы ДОУ много лет является физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками.

В ДОУ сложилась система ценностей, обычаев, традиций. Общие интересы, совместные мероприятия, творческие дела сплачивают коллектив, делают его более работоспособным и восприимчивым к инновациям.

Выпускники детского сада востребованы школами города. Их достижения, а также отзывы родителей об организации образовательного процесса, уровне обученности воспитанников также способствуют формированию имиджа нашего учреждения.

Открытость и интегрированность ДОУ позволяют устанавливать и расширять партнерские связи. Мы результативно сотрудничаем с филиалом детской библиотеки, детской школой искусств, музеем краеведения и др.

Свою миссию мы определяем так: создание учреждения, отвечающего запросам родителей, школы и интересам детей. Работу по созданию и поддержанию имиджа осуществляем по нескольким направлениям:

  • создание внешней атрибутики и рекламы деятельности;
  • дизайн ДОУ и групповых помещений;
  • повышение качества образовательной деятельности;
  • формирование корпоративной культуры, создание имиджа руководителя и его команды.

Внешняя атрибутика необходима для создания имиджа, именно она позволяет определенным образом позиционировать себя, представить уникальность образовательного учреждения. Для этой цели мы выпускаем для родителей информационные бюллетени рекламные проспекты, атрибутивные имиджевые характеристики ДОУ.

Визитка – необходимая вещь в современном мире. В ней содержится контактная информация адрес, телефон; фамилия, имя, отчество руководителя; отражены основные направления деятельности ДОУ; определена модель выпускника ДОУ. У нас есть свой вымпел, который переходит из группы в группу за определенные успехи.

2.3. Формированиe позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей

Создание позитивного имиджа образовательного учреждения в первую очередь возложено на его персонал, особенно на ту его часть, которая непосредственно вступает в тесный контакт с реальными и потенциальными потребителями образовательных услуг – педагога.

С целью выявления отношения родителей к ДОУ, создания позитивного имиджа в нашем дошкольном учреждении было проведено анкетирование «Ваше мнение о работе детского сада». Результат анализа показал, что следующее: что не все родители  имеют четкое представление о работе воспитателей, узких специалистов. Хорошо представляя себе режимные моменты, родители не всегда могли точно ответить, что осваивали их дети в ходе занятий, особенно, если после них не оставалось продуктов детского творчества.

О работе воспитателя родители имели только самое общее представление: встречает, кормит, выводит гулять, читает книжки. То же касалось и деятельности специалистов. Родители компенсирующих групп были знакомы с учителем-дефектологом, регулярно посещали индивидуальные и групповые консультации, держали связь через тетрадь с домашними заданиями. Однако другие родители слабо представляли себе деятельность учителя -дефектолога. То же касается деятельности педагога-психолога: большинство опрошенных полагали, что психолог нужен в учреждении, а вот чем он занимается в ходе занятий, знали немногие, либо знали частично. О работе музыкального руководителя было представление, что его задача – подготовка к утренникам и праздникам и т.д.

Таким образом, мы сделали вывод, что  на момент обследования имидж ДОУ был недостаточно сформирован. При общем положительном отношении к ДОУ, не было его четкого образа, целостного, эмоционально окрашенного. Возникала проблема его создания, особенно в глазах родителей как основных заказчиков и потребителей образовательных услуг ДОУ.

Данное направление работы получило еще большую актуальность в связи с участием дошкольного учреждения в областном конкурсе в номинации «Лучший коллектив ДОУ», участие узких специалистов во всероссийском конкурсе «Детский сад будущего», участие в научно-практических конференциях. Весь педагогический коллектив пришел к выводу, что необходимо создавать собственный имидж.

Мы спланировали целенаправленную и систематическую работу в данном направлении, распределили роли каждого подразделения и каждого сотрудника. Мотивация каждого работника строилась на той философии, которая лежит в основе деятельности ДОУ, четком осознании миссии учреждения, ее стратегических задач и путей их решения, которые изложены в Концептуальных положениях и программе развития ДОУ.  

В соответствии с позитивной установкой было сформировано и поведение персонала, т.к. первое впечатление от общения с сотрудниками весьма сложно исправить. Особое внимание уделялось рекламе и плакатам на стендах, объявлениям, стенды с фотографиями детей и педагогов, приказы, праздничные стенгазеты и пр.

В ходе совещаний, семинаров, совета педагогов коллектив ДОУ разработал единый фирменный стиль учреждения, олицетворяющий единство, открытость, надежность, доброжелательность ко всем его жителям и гостям. В каждой группе и у каждой службы был обновлен внешний вид документации.

На втором этапе важно было поддерживать этот имидж. Для начала достаточно соблюдать общую чистоту на всей территории. Стиль помещений соответствует функциям и согласовывается с общим стилем.

На каждом этапе мы занимались формированием определенных информационных материалов, предназначенных для внешнего представления.

Оформили краткую историческую справку, раскрывающую этапы становления, развития учреждения, изменение его статуса.

Разработали модель выпускника дошкольного учреждения, как один из основных компонентов информационных материалов.

Отразили в наглядной информации образовательную структуру ДОУ (что позволяет проследить возможности самоопределения детей внутри образовательного учреждения; особенности содержания образования – приоритетные направления деятельности, кружки, секции), новизну образовательных услуг, предлагаемых образовательным учреждением, их конкурентоспособность.

Сформировали образовательное пространство детского сада, через научно-практические связи учреждения.

Новое поколение сотрудников принимают и соблюдают положительные традиции коллектива, которые передают наши ветераны.

Мы стремимся к высоким результатам, достижениям в деятельности образовательного учреждении и транслируем свои достижения (призовые места, победы в конкурсах, участие в конференциях; социальная адаптация, т.е. портфолио достижений ДОУ, размещаем дипломы, грамоты на доске достижений, на сайте ДОУ).

Прорисовываем перспективы развития образовательного учреждения на ближайший период и информируем о них родителей.

Так же для создания и поддержания позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей – обновили родительские уголки и наглядный материал для родителей. Сами стенды для уголков родителей изготовлены администрацией детского сада, а содержание обеспечивается каждым педагогом и каждой группой.

Помимо аккуратно заполненного и регулярно обновляемого режима дня и расписания занятий, в уголок помещается информация о текущей жизни группы, полезные советы по охране здоровья, обучению и воспитанию ребенка данного возраста, предстоящих праздниках и общих делах.

Каждый материал подбирали исходя их интересов и потребностей родителей, а также текущих актуальных вопросов, волнующих как нас, так и родителей. Хорошим выходом для нас стали папки-передвижки, которые родители могли взять домой.

Кроме данных форм наглядной информации и агитации мы широко используем буклеты, мини-брошюры, в которых раскрывается какой-либо из вопросов, визитная карточка группы. Важным аспектом в оформлении наглядных материалов мы считаем соблюдение фирменного стиля, использование символа, информации о ДОУ – ведь это все показатель целостного подхода.

В деле имиджа важна каждая мелочь. Мы полагаем, что актуальная, отвечающая насущным вопросам, привлекательная, аккуратно и со вкусом оформленная, регулярно обновляемая наглядная информация для родителей позитивно влияет на имидж ДОУ в сознании родителей.

Вот уже несколько лет в ДОУ успешно работает Клуб «Мы и наши дети» Идея создания  клуба, где бы можно было поделиться своими мыслями о воспитании здорового ребенка,  традициях семьи, удачами, проблемами, обменяться опытом, встретиться с интересными людьми. Чтобы воплотить в жизнь задуманное была создана инициативная группа из самых активных и заинтересованных родителей и педагогов дошкольного учреждения.

В дошкольном учреждении успешно были проведены эффективные формы работы с родителями: «Мама, папа, я – спортивная семья – спортивный праздник, «Преданья старины глубокой…» – рождественские посиделки турнир – викторина «Роль отца в воспитании ребенка» и др.  

Нашими гостями стали медицинские работники, учителя, психологи, юристы и даже представители городской власти и служители православной церкви. И с каждой новой встречей увеличивается число слушателей и участников.

Так мы выявили, что благодаря  разнообразным формам работы повышается психолого-педагогическая компетентность родителей, их информированность и осведомленность в вопросах воспитания и развития дошкольников, появляется реальная возможность получить практическую помощь в решении имеющихся проблем. Устанавливаются более тесные взаимоотношения между ДОУ и семьей: родители знают и понимают проблемы ДОУ, становятся полноправными участниками педагогического процесса, а педагоги в свою очередь ближе узнают семью своих воспитанников, возрастает доверие и авторитет педагогов и повышается качество образования в детском саду.

Родительские собрания в группах перестали быть традиционными «протокольными» встречами, превратившись в целые события. Родители сами определяют тематику встреч, активно участвуют в их подготовке и проведении. В ходе таких собраний есть возможность высказаться каждому из присутствующих, здесь роль воспитателя – не монолог, а побуждение к диалогу, даже диалогам, в ходе которых вырабатывается единое решение.

Тем не менее, мы столкнулись еще с одной трудностью. Многие родители проявляют значительный интерес к жизни ребенка в детском саду, однако их занятость на работе не позволяет им активно участвовать в работе Клуба, родительских собраний.

В связи с этим, а также для создания и поддержания благоприятного имиджа ДОУ  был  разработан и запущен сайт ДОУ. В разработке концепции, дизайна, содержания сайта принимали участие как администрация и методическая служба, так и заинтересованные педагоги. Целью создания сайта являлось создание благоприятного имиджа ДОУ в Интернете, информирование родителей о жизни детского сада, возможность публикации официальных документов, предназначенных для публичного обсуждения (Публичный доклад) и др.

На заглавной странице сайта расположена краткая историческая справка о дошкольном учреждении, колонка новостей, а также находится навигатор по всему сайту.

На сайте, представлена информация о педагогах, работающих в детском саду, а также фотографии «Фотоальбома» из жизни групп. В данном разделе мы стараемся разместить информацию, отражающую что-то новое, яркое, происходившее у ребят, а также фотографии некоторых режимных моментов. Здесь немаловажно соблюдать определенные правила и законы, охраняющие личную жизнь граждан – фотографии детей мы публикуем в Интернете на сайте только после согласования с родителями.

Следующей рубрикой сайта является информация об учебной деятельности: основной программе, дополнительных циклах программ, обеспечивающих превышение государственных стандартов, а также дополнительном образовании: кружках и секциях, работающих в ДОУ. Информация о кружках и секциях позволяет родителям подробно познакомиться с ними, узнать, кто является руководителем кружка, определиться в своих предпочтениях. Это особенно актуально для вновь поступающих родителей, а также данная информация востребована для родителей всех возрастных групп.

Еще одним из разделов сайта являются советы и рекомендации узких специалистов: Учителя- дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, рекомендации музыкального руководителя по развитию творчества детей и музыкальных способностей, инструктора по физической культуре и др.

Педагоги предоставляют практический материал: как развивать речь, музыкальный слух и актерские способности, как справиться с детским упрямством, какие упражнения можно делать дома для профилактики нарушений письма у будущих первоклассников – вот далеко не полный перечень вопросов, затрагиваемых в публикациях сайта.

На сайте есть гостевая книга, где любой посетитель может оставить свои отзывы.

Таким образом, сайт детского сада, выполняет немаловажную роль в формировании имиджа ДОУ, так как позволяет родителям детей, в том числе тем, кто только планирует посещать наш детский сад, знать о его жизни. Последние опросы, а также отзывы в «Книге отзывов и предложений», в гостевой книге ДОУ говорят о позитивном имидже ДОУ, в сознании родителей он приобрел более завершенный вид.

Да и каждый педагог, каждый сотрудник детского сада стремится поддержать благоприятный образ детского сада у каждого из его посетителей. Это выражается во внешнем виде сотрудников, наличием пейджей, доброжелательном и уважительном тоне общения с родителями, посетителями, в том числе и в телефонных разговорах. А главное – каждый из работников разделяет философию, лежащую в основе деятельности ДОУ и гордится тем, что работает именно в ДОУ № 69.

Общая оценка деятельности детского сада родителями воспитанников, удовлетворенность тем, что их ребенок посещает именно «Детский сад № 69», осталась достаточно высокой, но к этому было добавлено более четкое представление о том, что происходит за его стенами. Итоговая родительская конференция, в которой каждая из групп представляла приоритетное направление своей работы, а также его результативность, безусловно, добавили положительных красок в общий имидж ДОУ в сознании родителей.

Таким образом, можно констатировать, что выбранные методы, приемы, общие подходы к формированию и поддержанию позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей оказались эффективными и принесли свои положительные результаты.

Подводя итог второй главе можно сделать следующие выводы:

  • деятельность МДОУ «Детский сад №69» можно привести в качестве примера успешного опыта по формированию имиджа образовательного учреждения;
  • дошкольное образовательное учреждение обладает сильными внутренними потенциалами: квалифицированные педагогические кадры, удовлетворительная обеспеченность материально-технической базой, обладает и сильными возможностями в позиционировании здоровьесберегающего образования;
  • целенаправленно созданный имидж ДОУ  представляет собой совокупность и систему составляющих, которые могут выстраиваться в рейтинговом ряду в зависимости от специфики детского сада  и целей его деятельности.  

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система внедрения лыжной подготовки в практику дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Сообщение из опыта работы на методическом объединении для инструкторов по физкультуре по теме "Система внедрения лыжной подготовки в дошкольном образоватедльном учреждении"...

Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Доклад из опыта работы на городском семинаре "Физическое воспитание детей"...

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» из опыта работы

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»Белашова Татьяна Анатольевна Воспитатель первой младшей группы Цель: содействовать...

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы

      Актуальность педагогического опыта экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экол...

Тема проекта «Создание положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в условиях сельского социума как фактор повышения инвестиционной привлекательности и расширения социального партнерства».

Тема проекта «Создание положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в условиях сельского социума как фактор повышения инвестиционной привлекательности и расширения социального партнер...

Формирование этнокультурной компетенции у детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

В статье описан опыт работы дошкольных групп МОБУ "Сенькинская средняя общеобразовательная школа"" по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Раскрыт опыт с...