Формирование этнокультурной компетенции у детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)
статья на тему

Смирнова Алина Вячеславовна

В статье описан опыт работы дошкольных групп МОБУ "Сенькинская средняя общеобразовательная школа"" по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Раскрыт опыт сотрудничества с родителями по обучению детей марийскому языку, приобщению их к истории, культуре и быту марийского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.В. Смирнова,

старший воспитатель

МОБУ «Сенькинская СОШ»

Формирование этнокультурной компетенции детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

        В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня педагогическую общественность в каждом регионе России. Детский сад, как образовательное учреждение, выполняет основную часть работы в этнокультурном воспитании. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа.

            С августа 2014 года дошкольные группы  МОБУ «Сенькинская СОШ»  Медведевского района Республики Марий Эл начали работу в рамках районной инновационной площадки по теме  «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в рамках этнокультурного образования». Основная цель деятельности нашего детского сада в данном направлении стала разработка модели сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в рамках этнокультурного образования, передаче и укреплению языкового наследия. По  выбранному направлению в детском саду были проведены педагогические советы, консультации («Основные направления совместной работы детского сада и семьи по этнокультурному образованию», «Двуязычное образование детей в дошкольной организации: сущность, особенности, условия его реализации»). Разработан методический материал: перспективные и календарные планы кружковых работ, конспекты организованной образовательной деятельности, развлечений, праздников и т.д.

 Работа с родителями началась с анализа их настроя и ожидания по организации этнокультурного образования детей в детском саду и семье. Провели анкетирование, беседовали лично. Проведенное анкетирование показало, что многие родители изъявили желание, чтобы их ребенок изучал язык, историю, культуру и быт марийского народа. Затем провели родительские собрания «Не забудем родной язык», «Марий Эл – Родина моя».

С целью создания этнокультурной среды приступили к совместному оформлению развивающей предметно-пространственной среды в каждой возрастной группе. Подобрали картинки на шкафчики, двери, уголки с национальным уклоном ((Например, тумыр – барабан, йыдал – лапти, перемеч - ватрушка и т.д.). В раздевалках оформлены мини-выставки по темам: «Семья в национальной одежде», «Достопримечательности Республики Марий Эл», «Ягоды наших лесов»,  и т.д. Все названия картинок, уголков, мебели, игрушек подписали на марийском языке, чтобы родители могли произносить эти слова своему ребенку. Названия групп и групповые помещения подписали на марийском языке, приделав на все двери таблички. Мебель и стены оформили национальным орнаментом.

Совместно с родителями оформили этнокультурные уголки в каждой группе. На одной из стен в групповой комнате постоянно меняется оформление в соответствии с сезонными изменениями. Картинки также подписываются на марийском языке. Родители вместе с детьми в каждой группе оформили семейные альбомы. Дети учатся называть членов семьи на марийском языке. Они очень гордятся своей семьей и с гордостью рассказывают о своих родственниках. Воспитатели для развития самостоятельной познавательной активности детей оформили лепбуки: «Марийская изба», «Марийские народные праздники», «Моя Родина – Республика Марий Эл», «Растительный мир марийского края» и другие.

Достопримечательностью детского сада является мини-музей, оформленный под марийскую избу. В музее имеется марийская печь, лавка, стол, ткацкий станок, домашняя утварь (чугунные изделия, деревянная утварь, изделия из бересты, глины), предметы рукотворного мира (мужской и женский национальный костюм, марийская вышивка, коврики) и другое. Материальная база мини-музея регулярно пополняется. В этом посильную помощь нам оказывают отзывчивые родители.

Ознакомление детей с марийским языком, традициями марийского народа организовано в форме кружковой работы, режимных моментов.  В детском саду функционируют такие кружки, как «Марийский язык», «Родной край», «Волшебный сундучок», «Фольклор».

Участие в проекте сделала жизнь детского сада более интересной и современной. На сегодняшний день дети с помощью взрослого могут поддержать простейший диалог на марийском языке. Многие родители желают изучить марийский язык, чтобы поддерживать его в семье, быть помощником своим детям. Желание родителей участвовать в проекте усиливается, ведь они замечают интересное и новое в воспитании их  детей, повышении детской активности и видят результат в овладении языком, приобщении к духовным богатствам своего народа.

Список источников:

  1. Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании: теория// Информационный научно-методический журнал «Педагогический родник».-2013.- №1(70).
  2. Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании: практика// Информационный научно-методический журнал «Педагогический родник».-2013.- №2(71).

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование этнокультурной компетенции детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Автор: Смирнова Алина Вячеславовна, старший воспитатель МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа», первая квалификационная категория Формирование этнокультурной компетенции детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Слайд 2

ЦЕЛЬ: Разработка модели сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в рамках этнокультурного образования, передаче и укреплению языкового наследия ЗАДАЧИ: Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Развивать интерес к национальным традициям, промыслам, декоративно – прикладному творчеству народа. Формировать чувство толерантности, чувства уважения к другим народам, их культуре. Обогащать и развивать речевую культуру посредством изучения родного языка и знакомства с его языковыми особенностями. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей марийскому языку в семье и детском саду. Воспитывать уважение к прошлому своего народа, любви к родному краю.

Слайд 3

Развивающая предметно-пространственная седа в группах

Слайд 4

Этнокультурные уголки в группах

Слайд 5

Лепбуки

Слайд 6

Мини-музей

Слайд 7

Дополнительное образование этнокультурной направленности

Слайд 8

Участие воспитанников на мероприятиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система внедрения лыжной подготовки в практику дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Сообщение из опыта работы на методическом объединении для инструкторов по физкультуре по теме "Система внедрения лыжной подготовки в дошкольном образоватедльном учреждении"...

Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Доклад из опыта работы на городском семинаре "Физическое воспитание детей"...

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» из опыта работы

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»Белашова Татьяна Анатольевна Воспитатель первой младшей группы Цель: содействовать...

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы

      Актуальность педагогического опыта экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экол...

Создание современного имиджа дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Раскрываются особенности формирования имиджа образовательного учреждения на примере МДОУ "Детский сад №69" ЭМР Саратовской области...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...