Получение информации для оценки качества дошкольного образования
статья

Колобова Ольга Константиновна

Оценка качества дошкольного образования может осуществляться как непосредственно самой образовательной организацией (внутренняя оценка качества), так и внешними субъектами: учредителем, уполномоченными надзорными органами, профессиональными и независимыми экспертами (внешняя оценка качества). Для каждого субъекта оценки важно, чтобы источники информации были надежными, а информация - достоверной. В процессе оценивания каждый из субъектов решает свои практические задачи, которые в итоге определяют выбор источников и способ получения информации, методов измерения и оценки показателей. При этом у субъектов независимой оценки качества образования этот выбор ограничен доступными источниками данных.

            Первоисточниками сведений о качестве дошкольного образования является сама образовательная организация. Все остальные источники транслируют и (или) интерпретируют первичную информацию, собранную в образовательной организации. Примером трансляции информации могут служить опубликованные данные государственной статистики. Итоговые акты, справки, отчеты, доклады, составленные по результатам проведенных оценочных процедур, - это примеры интерпретации информации теми или иными субъектами оценивания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Оценка качества 18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Получение информации для оценки качества дошкольного образования

        Оценка качества дошкольного образования может осуществляться как непосредственно самой образовательной организацией (внутренняя оценка качества), так и внешними субъектами: учредителем, уполномоченными надзорными органами, профессиональными и независимыми экспертами (внешняя оценка качества). Для каждого субъекта оценки важно, чтобы источники информации были надежными, а информация - достоверной. В процессе оценивания каждый из субъектов решает свои практические задачи, которые в итоге определяют выбор источников и способ получения информации, методов измерения и оценки показателей. При этом у субъектов независимой оценки качества образования этот выбор ограничен доступными источниками данных.

        Первоисточниками сведений о качестве дошкольного образования является сама образовательная организация. Все остальные источники транслируют и (или) интерпретируют первичную информацию, собранную в образовательной организации. Примером трансляции информации могут служить опубликованные данные государственной статистики. Итоговые акты, справки, отчеты, доклады, составленные по результатам проведенных оценочных процедур, - это примеры интерпретации информации теми или иными субъектами оценивания.

        Интерпретированная (вторичная) информация всегда субъективна и зависит от профессиональной компетентности и степени социальной ответственности авторов ее содержания. Так, например, результаты мониторинга в значительной степени отражаются качеством подбора показателей, их измерения и оценки. Итоги опросов общественного мнения сильно зависят от конкретности формулировок задаваемых вопросов. Однако нет ничего обиднее несправедливой оценки, а социальный и управленческий эффекты от такой оценки будут только отрицательными. Справедливость оценки качества образования зависит, во-первых, от выбора источников информации, во-вторых, от подбора показателей, методики измерения, критериев оценки.

        В настоящее время наиболее достоверным источником информации является статистическая отчетность. Поэтому при оценке качества дошкольного образования нужно стараться использовать, преимущественно, официальные статистические данные. При отсутствии в статистической отчетности данных, необходимых для оценки качества образования, организуется целенаправленный сбор информации из других источников.

        Сбор информации о качестве дошкольного образования может проводиться различными способами: анализ документации, наблюдения, опросы (устные и письменные), проверки деятельности организации, снятие замеров и проб для их последующего анализа. Лучше всего выбирать такой способ, который позволит получить наиболее достоверную информацию при наименьших трудозатратах.

Анализ документов.

        Для оценки качества дошкольного образования могут изучаться документы, представленные в любой форме: текстовой, табличной, фотографической , и др.

        Самую удобную для анализа форму имеют статистические отчеты. Росстат ежегодно издает приказы, утверждающие статистический инструментарий для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, численностью, условиями и оплатой труда работников данной отрасли. Заполненные в соответствии с такими приказами формы отчетной документации могут служить источниками информации о качестве и доступности дошкольного образования (таблица)

        В документах, не являющихся формами статистической отчетности, могут содержаться как формализованные, так и неформализованные показатели оценки качества. Непосредственному измерению поддаются только количественные данные, содержащиеся в документах. Если документы содержат данные в словесном описании, то для проведения анализа их унифицируют и формализуют.

        Например, для сбора информации о качестве условий предоставления образовательной услуги составляется перечень материально-технических объектов (помещений, оборудования), которые должны быть представлены в отчетных документах. Затем определяются признаки этих объектов, самый простой из которых - наличие или отсутствие объекта. Более сложные признаки могут содержать такие характеристики, как количество объектов, их безопасность (соответствие требованиям безопасности), частота использования. Итоги анализа документов оформляются в табличной форме.

Наблюдение и опрос.

        Одним из способов получения информации о качестве дошкольного образования является наблюдение. Оно осуществляется в соответствии с поставленной целью по заранее разработанному плану, в котором перечисляются изучаемые качественные характеристики дошкольного образования. Кроме того, в плане указывается, где именно в процессе наблюдения эти характеристики могут быть обнаружены.

        Для решения задач оценки качества дошкольного образования интересен метод моментных наблюдений, который широко используется в практике нормирования труда, для учета затрат и потерь рабочего времени на выполнение той или иной работы. Моментные наблюдения основаны на регистрации фактов, наблюдаемых в течение непродолжительных моментов времени, и могут использоваться не только для изучения эффективности рабочего времени, но и для изучения качественных характеристик  образовательного процесса. Например, во время ежедневного обхода учреждения руководитель составляет собственное мнение об организации работы с детьми, о психологической атмосфере и соблюдении режимных моментов. Правда, наблюдение, организованное подобным образом, пригодно только для вынесения субъективных оценочных суждений.для формализации моментных наблюдений необходимо иметь соответствующий план с четким определением наблюдаемых свойств и их признаков. Признак явления, который наблюдался один-два раза, еще не является основанием для последующей оценки качества работы. Моментные наблюдения проводятся системно в течение продолжительного промежутка времени. Результаты наблюдений обязательно фиксируются сразу после обхода. Для облегчения измерительных процедур итоги наблюдения, как и в случае с анализом документов, целесообразно оформлять в табличной форме.

        Опросы используются для выяснения общественного мнения, в т.ч. мнения персонала о работе образовательной организации в целом и о качестве своей работы (для самооценки). Особо выделяются экспертные опросы, когда те или иные показатели качества оценивают эксперты, хорошо знающие предмет исследования. Самое главное, что только при помощи опроса можно узнать, удовлетворяет потребителей качество услуг дошкольного образования или нет.

        Данные, полученные в ходе опроса, представляют собой усредненное субъективное мнение. Поэтому между сведениями, полученными в ходе опросов, и истинным положением дел всегда будет некое противоречие, которое следует иметь в виду при оценке качества образования. Также при этом следует понимать, что мнение потребителя нередко формируется под внешними воздействиями рекламного характера. Тем не менее, потребитель является основным заказчиком услуг дошкольного образования. И, следовательно, при планировании мер по улучшению качества образования необходимо в первую очередь ориентироваться на мнение потребителя.

        Опросы бывают письменными (анкетирование) и устными (интервью), могут проводиться  при непосредственном контакте с респондентами или с использованием средств массовой коммуникации (телефон, почта, Интернет, СМИ).

        Информация, получаемая в ходе опросов, подразделяется на стандартизованную (когда респондент выбирает один или несколько вариантов ответов) и нестандартизованную (ответы на вопросы даются в свободной форме). Учитывая, что измерению поддается только стандартизованная информация, для оценки качества целесообразнее использовать вопросы с готовыми вариантами ответов.

        Степень достоверности информации, полученной в ходе опросов, тем выше, чем тщательнее и точнее сформулированы вопросы. Исследователи выделяют такие типичные ошибки, как сложность и неоднозначность формулировок, допускающие их двоякое толкование; использование вопросов, наводящих на тот или иной ответ; наличие в вопросах преувеличений и ярлыков. Чтобы избежать этих и других ошибок, лучше всего при проведении опросов пользоваться готовыми методиками, разработанными социологами. По итогам опросов оформляется сводная таблица результатов.

Изучение открытых источников данных.

        Правительством РФ принимаются меры, призванные обеспечить доступность необходимой информации как для населения в целом, так и для субъектов независимой оценки. Как указывалось выше, у субъектов независимой оценки качества выбор источников получения информации ограничен открытыми источниками данных.

        В статье 97 Закона №273-ФЗ определено, что органы государственной власти, местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны обеспечивать открытость и доступность информации о системе образования. Такая информация включает данные официального  статистического учета, мониторинга системы образования и иные данные, получаемые при осуществлении функций управления органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

        Значительная часть информации об образовательных организациях представлена на федеральном портале bus.gov.ru «Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. Информация на данный портал поступает непосредственно из образовательных организаций в порядке, установленном приказом Минфина России от 21.07.2011. №86н.

        Субъекты независимой оценки качества образовательной деятельности также могут получить необходимую информацию на официальном сайте образовательной организации или запросить  информацию в органах управления образованием, если она на официальном сайте не размещена. В соответствии с Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013. №582, образовательная организация публикует на своем официальном сайте большой объем обязательной информации, в т.ч. отчет о результатах ежегодного самообследования.

Изучение источников данных органами управления образованием.

        Доступность информации о качестве образовательной деятельности важна не только для субъектов независимой оценки качества, но и для органов управления образованием и образовательных организаций. В настоящее время работники отрасли имеют возможность, используя различные информационные ресурсы, получить сведения о показателях деятельности образовательных организаций, систем образования разных регионов РФ и использовать их для сопоставительного анализа при оценке качества и определении критериев оценки.

        Не все данные ресурсы имеют открытый доступ, однако сама возможность получения такой информации органами управления образованием очень важна, в т.ч. для удовлетворения информационных потребностей других субъектов оценки качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Оценка качества дошкольного образования»

работа старшего воспитателя с педагогами по  знакомству  с проектами нормативных документов для оценки качества дошкольного образования; их значимости в форме круглого стола....

Разработка модели оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада.

В статье представлены особенности управления качеством дошкольного образования.Представлены компоненты оценки качества дошкольного образования.Описана примерная модель оценки качества дошкольного обра...

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных организаций "Оценка качества дошкольного образования"

Презентация содержит практический материал для старших воспитателей, заместителей заведующих дошкольных образовательных организаций, педагогов ДОО об оценке качества дошкольного образования в соответс...

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...