Статья "Научная лаборатория в детском саду"
статья

Сегодня мы все чаще сталкиваемся с тем, что дети становятся все менее любознательными и активными. Огромное количество дорогих игрушек и гаджетов не развивают интереса и самостоятельности ребенка, не будят фантазию. Информацию об окружающем мире дети чаще всего получают в готовом виде. Но, не смотря на упрощении получения знаний, ребенку дошкольного возраста свойственна направленность на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями этого мира. Дети стремятся познать мир, исследовать, изучить, открыть неизведанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья "Научная лаборатория в детском саду"

Если задаться вопросом, каким вы видите ребенка в детском саду, то вы мне наверняка скажите, что это здоровый, активный, общительный, любознательный ребенок, которому в детском саду комфортно, спокойно, интересно. И в нашем педагогическом арсенале есть такие инструменты, которые позволяют сделать жизнь наших детей насыщенной, интересной и увлекательной. Одним из направлений работы в детском саду является познавательное развитие дошкольников через детскую экспериментальную деятельность. Дети всегда с увлечением и большим интересом ведут научную работу, проводят опыты и изучают явления и свойства объектов окружающего мира. А результаты своей работы фиксируют в дневниках наблюдений. Для ребят это очень важно. Т.к. они получают таким образом практический результат своей деятельности. У нас накопился большой объем материалов по данной теме. И в результате появилась идея создать «Научную лабораторию», которая будет  знакомить детей с объектами неживой природы.

Вы мне можете возразить, что в детском экспериментировании  нет ничего нового. Все уже придумано и открыто. В интернете можно найти описание самых разных опытов с дошкольниками, купить оборудование и проводить эти опыты в домашних условиях. И здесь я вами соглашусь. Все это так. «Мы не открывали Америку», не изобретали новые законы природы. Все уже открыто: вода мокрая, из сухого песка нельзя ничего построить, магнит притягивает железные предметы. Это действительно так. Но наши дети этого не знают, пока сами не убедятся в этом. Они, проживая каждый свой день, заново открывают законы нашего мира. И здесь, мы взрослые можем помочь детям, сделать так, чтобы им было понятно, интересно, а главное захотелось изучать мир, узнавая все новые его тайны.

Наша Лаборатория с одной стороны позволяет привлечь внимание ребенка, заинтересовать его. А с другой стороны позволяет ребенку стать полноценным самостоятельным исследователем, главным действующим лицом.

Организация такой лаборатории дает нам возможность:

  • работать с детьми небольшими подгруппами (одновременно в лаборатории может находиться до 10 детей);
  • использовать материалы, которые не используются в группе при большом количестве детей;
  • не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («прольешь», «испачкаешься»).

Опыты и эксперименты мы подбирали так, чтобы они были доступны и понятны детям, не требовали сложного оборудования и были бы безопасны.

Для ребенка источником открытий и новых познаний может стать любой предмет, поэтому в лаборатории используются различные емкости, бросовый материал, приборы – помощники. Лаборатория оснащена новыми современными играми, материалами и оборудованием для экспериментирования.

Чтобы детям было интересно, в лаборатории поселись четыре веселых человечка, которые помогают детям знакомиться с явлениями окружающего мира и отвечают за работу одного  из четырех центров:

Центр Воды, где дети изучают не только свойства воды, но и других жидкостей;

Центр Песка, где можно изучать не только свойства песка, но и глины, камней, а старшие дошкольники знакомятся с основами минералогии.

Центр Воздуха, позволяет познакомиться не только с воздухом, но и узнать секреты звука и света.

Центр Магнита, где  раскрываются секреты разных материалов.

В лаборатории вместе с детьми придуманы и оформлены правила поведения. Разработаны и наглядно оформлены алгоритмы проведения опытов.

Работа в лаборатории рассчитана на детей от трех до семи лет. В младшей группе на занятие отводится 15 минут, в средней – 20 минут. С ребятами старшей и подготовительной группы – 25 – 30 минут.

Использование свето – песочного стола, мультимедиа и компьютерных технологий обогащает процесс обучения и развития детей, сделав его нагляднее, интереснее и разнообразнее.

А теперь на примере знакомства детей с магнетизмом посмотрим, как это происходит в разных возрастных группах.

Для самых маленьких магнит – это игрушка, они манипулируют им, используют в игровой деятельности. Здесь наши главные помощники – яркие атрибуты, которые вызывают у ребенка интерес, желание включиться в игру. Итогом может быть создание картины из магнитной мозаики, бусы для куклы – то, что можно дальше использовать в игре. В средней группе детям становится интересно понять, а все ли материалы притягивает магнит. Начинается настоящая научная работа. Дети проводят опыты, выясняют, что притягиваются не все предметы. Результаты опыта дети могут зафиксировать в рабочих листах, рисунке или коллаже. Старшие дошкольники решают более сложные задачи: зависит ли сила магнита от его размера, как эту силу измерить, все ли металлы притягивает магнит и т.д. А результатом деятельности становится ведение настоящего научного дневника, где результаты опытов фиксируются в виде определенных символов и схем.

Т.о. решаются следующие задачи:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
  2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, линейка, сантиметровая лента, бинокль).
  3. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение).
  4. Активное использование результатов исследования в практической (игровой, бытовой) деятельности детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-лаборатория в детском саду

перечень необходимых материалов для мини - лаборатирии в детском саду...

Образовательная программа "Экологическая лаборатория в детском саду"

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с...

Презентация На тему "Лаборатория в детском саду"

Презентация на тему:  «Лаборатория в детском саду». Своё выступление хочу начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского«Прежде чем давать знания, надо научить наблюда...

Конспект НОД лаборатория в детском саду в старшей группе "Свойства воды" (октябрь 2015 года)

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе по ознакомлению детей со свойствами воды: вода без запаха, без вкуса, прозрачная....

Экспериментальная лаборатория в детском саду

Лаборатория — источник знаний о свойствах живой и неживой природы. Лаборатория - это специально приспособленное и оснащенное место для проведения исследовательской работы....

Консультация для педагогов «Лаборатория в детском саду»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14380834","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"190","width":"270"}}]]Консультация для педагогов«Лаборатория в детском с...