Доклад на педагогическом совете "Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных группах"
статья

Организация РППС в дошкольных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_razvivayushchey_predmetnoy_sredy_1.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных группах

Подготовила старший воспитатель

ГБОУ школа «Содружество»

Котова Александра Вячеславовна

27.11.2017

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных группах ГБОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что во ФГОС дошкольного образования отдельно выделены требования к развивающей предметно- пространственной среде (п.3.3. ФГОС ДО).

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольных групп является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому созданная в группах развивающая предметно- пространственная среда многогранно влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.

 Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.

Педагоги дошкольных групп ставят перед собой следующие задачи по организации и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды:

  1. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  2. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
  3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
  4.  Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

В настоящее время педагоги стараются создать условия, способствующие позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных областей «Социально- коммуникативной», «Познавательной», «Речевой», «Художественно-эстетической», «Физической».

Все виды детской деятельности (игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность и др.) в пределах каждой образовательной области должны реализовываться на основе потенциала развивающей предметно- пространственной среды в дошкольных группах.

Педагоги учитывают всѐ, что может эффективно способствовать всестороннему развитию наших воспитанников, обеспечивать психическое и эмоциональное благополучие с учѐтом склонностей, интересов, уровня активности каждого ребѐнка. Также наши педагоги учитывают принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно- игровая среда в дошкольных группах отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изобразительной деятельностью, опытно- экспериментальной работой и т. д. Воспитатели создают атмосферу не только уюта и комфорта, но и стараются сделать пребывание детей в детском саду радостным. Ведь если создать в дошкольных группах развивающую предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности. Поэтому среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов.

В построении предметно-развивающей среды дошкольных групп мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия воспитанников, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.

В группах созданы условия, при которых ребенок чувствует себя психологически защищенным. Информативность среды была достигнута нами с помощью разнообразия тематики материалов и оборудования. Это позволило обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и создать условия для поддержания и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей воспитанников, поскольку в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка.

Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие развивающей предметно-пространственной среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программа – образовательной программы дошкольного образования. Создавая развивающую предметно-пространственную среду в дошкольных группах, мы стремились к тому, чтобы окружающая детей обстановка была уютной, комфортной, гармоничной и эстетичной, ведь красота формирует личность ребенка.

Как «театр начинается с вешалки», так и организация пространства в дошкольных группах начинается с оформления холлов. Оформлены уголки: «Правила дорожного движения»; «Информация для родителей»; «Наши достижения»; а также проводятся постоянные тематические выставки художественного творчества наших воспитанников. Большое внимание мы уделили оформлению центров в группах и кабинетах, предлагаемых ребенку демонстрационных пособий, раздаточного материала, игр и игрушек. Реализация принципа педагогической целесообразности помогла сделать группы привлекательным для детей, побуждает их к самостоятельной активной творческой деятельности, вызывает у них чувство радости, создает положительный эмоциональный настрой, вызывает у детей желание поддерживать порядок в уголках и воспитывает бережное отношение к тому, что их окружает.

Современные возможности позволяют придерживаться в оформлении групп единого стиля.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет воспитанникам объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы.

Интеграция образовательных областей позволяет использовать материалы и оборудование из одной области в ходе реализации задач другой области. Наполняемость среды обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса, учитывает возрастные возможности и особенности воспитанников, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Созданная нашим педагогическим коллективом развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальный психологический комфорт каждому воспитаннику, создает возможность для реализации его права на свободный выбор вида деятельности.

Педагогический коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно- пространственной среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия. «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И. Тихеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»

«Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»...

Доклад к семинару: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС реализующейся по программе Детство»

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

Доклад на тему: Построение развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования.

П остроение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования,,,,,,,,,,,,...

Доклад «Требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде»

Краткое описание требований к предметно - пространственнй среде....

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....

Доклад на педагогическом совете: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания является предметно-развивающая среда. Она включает: уголок по духовно-нравственному воспитанию; наполняемость книжного уголка по данной теме; ...