Система работы «Организация проектной деятельности в ДОО с учётом ФГОС ДО»
календарно-тематическое планирование

Чудакова Ольга Владимировна

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы

«Организация проектной деятельности в ДОО с учётом ФГОС ДО»

1. Обоснование актуальности проблемы.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Основными документами, регламентирующими работу дошкольного учреждения в инновационном режиме проектирования, являются: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2011--2015 годы; Локальные акты дошкольного учреждения.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами.

2. Теоретическая база опыта.

При организации своей работы по проектной деятельности я опиралась на:

  1. Теоретические и практические исследования отечественных педагогов - Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, М.П. Зуйковой, Т.С. Лагода, О.С. Евдокимовой, В.Н. Журавлевой, Т.Г. Казаковой;
  2. Л.В. Михайлова — Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада».
  3. Виноградов Н.А., Панков Е.П. «Образовательные проекты в детском саду»
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
  5. Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
  6. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» и т.д.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОО. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта  и  с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности в систему работы «Организация проектной деятельности в ДОО с учётом ФГОС ДО», обеспечивающей оптимальную инновационную деятельность.

Цель:

Способствовать организации в ДОО системы работы по внедрению в образовательный процесс новой инновационной технологии – «метод проектов».

Задачи:

1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Совершенствовать рост профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

3. Стимулировать и поддерживать инновационную педагогическую деятельность в ДОО.

4. Способствовать установлению партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

В основе инновационной деятельности лежат следующие принципы:

Принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.

Принцип деятельностного подхода – познание мира, получение знаний через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых

Принцип свободы выбора – право выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.

Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизной данного опыта является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей познавательных интересов, структуризация практического и диагностического материала.

3. Технологическая схема опыта.

Система работы представляет собой практические рекомендации, в которых представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.

В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:

  • построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
  • создание единого образовательного пространства;
  • постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
  • создание банка данных;
  • обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
  • совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;
  • активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города;
  • вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый:

I этап - подготовительный этап:

Разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектная группа (заведующая  Воробьёва Н.В., старший воспитатель Чудакова О.В., воспитатель высшей квалификационной категории Иконникова Е.В.), основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.

В его задачи входит: руководство образовательными проектами, консультирование педагогов, утверждение проектов, контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.

Проектной группой разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Второй этап – основной.

На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями.

На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОО, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

Третий этап – заключительный: 

Подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в конференциях и семинарах разного уровня, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

План мероприятий

по повышению уровня проектной деятельности педагогов

п/п

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

Исполнители

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов

1.

Разработка нормативно-правовой базы: положение о проектной деятельности; положение о временных творческих группах.

Создание нормативно-правовой базы

Заведующая,

Старший воспитатель

Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов

2.

Разработка программы повышения уровня проектной деятельности педагогов

  • Овладение педагогами знаниями теоретических и технологических основ проектирования и практическими проектировочными умениями.
  • Включение педагогов в активную деятельность по реализации проектов.

Старший воспитатель, педагоги ДОО

3.

Разработка методических рекомендаций для педагогов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Старший воспитатель, проектная группа

4.

Разработка механизма реализации проекта в ДОУ

Механизмы реализации проектов

Старший воспитатель, проектная группа

Организация работы с педагогическими кадрами

по обучению проектной деятельности

5.

Консультация: «Значение проектной деятельности в ДОУ с учетом ФГОС»

Семинар-практикум "Проектная деятельность как инновационный метод обучения дошкольников в соответствии с ФГОС"

Мастер-класс «Организация проектной деятельности в ДОУ»

Педсовет «Организация проектной деятельности в ДОУ»

Повышение уровня теоретических знаний педагогов.

Появление интереса к проектной деятельности.

Повышение знаний о проектной деятельности

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Старший воспитатель

6.

Организация работы проектной группы

Разработка материалов по реализации проектов

проектная группа

7.

Составление перспективного плана детских проектов.

Создание творческих групп педагогов.

Накопление педагогами практических навыков проектирования

Старший воспитатель,

проектная группа, воспитатели

8.

Целенаправленный поиск партнеров (встречи, переговоры, анкетирование и др.)

Обсуждение сотрудничества с социальными институтами (библиотека, МОУ СОШ № 1, музей краеведческий, ЦВР)

Заведующая, старший воспитатель

9.

Заключение договоров с социальными институтами по организации совместной деятельности

Социальное партнерство с учреждениями культуры, образования

Заведующая Старший

воспитатель

10.

Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности на 1 год

Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

11.

Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на 1 год

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

12.

Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОО

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

13.

Составление и реализация перспективного плана проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей с социальными институтами села

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

14.

Организация работы методического кабинета по направлениям (разделам): нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации.

Оказание методической помощи в рамках реализации проекта.

Подбор материалов по проектной деятельности

Старший воспитатель

Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности

15.

Мониторинг проектной деятельности

  • Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  • Внесение коррективов в планирование и организацию работы

Старший воспитатель, воспитатели и специалисты ДОО

16.

Анализ результатов проектной деятельности (мониторинг)

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

17.

Анкетирование проектной деятельности педагогов

Определение уровня:

знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе;

включенности педагогов в проектную деятельность

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

18.

Представление опыта работы ДОО на различных уровнях

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.

Обобщение и распространение опыта

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

19.

Определение перспектив работы ДОО по проектной деятельности

План работы по проектной деятельности на перспективу

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

4. Предполагаемые результаты.

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении уже 2х лет (из 3х лет запланированных на реализацию) позволяет сделать следующие выводы:

Метод проектов успешно реализуется в сочетании с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОО, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОО и семьи к совместной творческой деятельности.

Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОО, привлечение внебюджетных средств.

5. Демонстрация опыта в педагогическом сообществе.

Год участия

Уровень мероприятия

Название мероприятия

2014-2015 уч.г.

Внутри ДОО

1.Педсовет «Организация проектной деятельности в ДОУ»

2.Семинар «Проектная деятельность как инновационный метод обучения дошкольников в соответствии с ФГОС»

3.Мастер-класс «Организация проектной деятельности в ДОУ»

4.Мастер-класс «Песочная терапия. Мотивационные игры с песком»

2015-2016 уч.г.

Муниципальный

Методическое объединение района:

1. «Использование вариативных методик в речевом развитии дошкольников» (делилась опытом работы - сертификат)

2. «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» (делилась опытом работы - сертификат)

3. «Театрализованная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

2016-2017 уч.г.

Региональный

Международный, всероссийский

1.Выступление на курсах «Система работы по речевому развитию ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО» (делилась опытом работы - сертификат)

Конкурсы:

1. Лауреат всероссийского конкурса: «Рассударики», номинация «Сайт (блог, страница)»

2. Диплом за 3-е место во Всероссийском конкурсе: «Знание норм и правил аттестации педагогических работников»

3. Свидетельство о создании портфолио (разместила своё электронное портфолио на образовательном проекте)

4. Диплом за 1-е место во всероссийском конкурсе «Доутесса». Блиц – олимпиада «Инновационная методическая работа в условиях введения ФГОС ДО»

Публикации на сайтах Интернета:

1. Свидетельство о публикации эссе «Что значит быть старшим воспитателем детского сада»

2. Свидетельство о публикации. Проект «Метод песочной терапии в работе по речевому развитию»

Публикации статей в СМИ:

1. Статьи в газету Наша жизнь:

- «Научился сам, расскажи другому»;

- «День матери»;

- «Широкая масленица»;

- «Детский сад – второй ваш дом»

6. Результативность деятельности по проекту.

Система работы «Организация проектной деятельности в ДОО с учётом ФГОС ДО» в дошкольном учреждении запланирована на 3 учебных года (2014-2017 г.)

На протяжении прошедших 2-х лет педагогами было разработано и реализовано множество проектов по следующим направлениям:

  • познавательно-речевое («Домашние животные», «Кто живет в лесу?» «Витаминный калейдоскоп», «Птицы средней полосы России», «Поможем пернатым друзьям», «Мир моря», «Открытый космос»);
  • социально-личностное (такие проекты как «Моя милая мама», «Моя семьЯ», «Маленький ребёнок в большом городе»);
  • художественно-эстетическое («Зимняя фантазия», «Осень щедро дарит нам», «Что такое натюрморт?», «Цветная экология», «Волшебный мир сказок»).

Первые проекты стали отправной точкой для внедрения в деятельность нашего учреждения технологии проектирования.

В перспективе планируем продолжать инициировать педагогов к использованию технологии проектирования в художественно-эстетическом, нравственно-патриотическом и экологическом развитии воспитанников, во взаимодействии с социальными партнёрами, родителями.

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:

  • способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
  • даёт педагогам возможность саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Работа над проектами способствовала повышению уровня освоения детьми материала (приложение № 1 приложить монитринг): ноябрь 2014 год: высокий 43%, средний вырос всего на 5,4 % , так как увеличилось количество детей с высоким уровнем освоения материала, детей с низким уровнем освоения материала не выявлено. Занимаясь исследованиями в уголке экспериментирования, дети значительно расширили свои знания: (сделать письменный анализ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в детском саду: система работы.

Участие в проекте дает ребенку возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе со сверстниками, проявить свои способности, применить знания и личный опыт. Воспитателю проект дает воз...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания.......

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...

План работы творческой группы ДОУ "Организация проектной деятельности в ДОУ в условиях ФГОС ДО" на 2020-2021 уч.г.

В данном материале представлен план работы ТГ ДОУ "Организация проектной деятельности в ДОУ в условиях ФГОС ДО" на 2020-2021 уч.г....

"Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста с учётом ФГОС"

В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным...

Организация проектной деятельности в детском саду: система работы воспитателя.

В данной статье описаны основные аспекты организации проектной деятельности в дестком саду....