организация системы духовно-нравственного воспитания дошкольников
методическая разработка

Материал об организации работы дошкольников в связи с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sistemy_duhovno.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО.

     В наш интерактивный век,  духовно-нравственное  воспитание растущего  поколения должно стать  несомненно одной из самых актуальных проблем. Гаджеты, телевизоры вытеснили из умов детей и их родителей книги, печатные издания, наши  добрые русские сказки, русские народные игры, добрых и благородных героев былин и конечно это все негативно сказывается на воспитании и поведении детей.

     Мультфильмы и сказки,  которые заполонили  экраны часто не отличаются нравственной чистотой и духовностью. Материальные ценности во многих семьях ставятся на первое место, перекрывая собой духовность и чистоту помыслов и дел , от этого представления и представления гражданственной ответственности, патриотизма, доброты и справедливости, милосердия и великодушия стали обесценены.

     В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают, пожалуй главную необходимость

работы над воспитанием души ребенка  развитием нравственных и духовных качеств маленького человека.

     Сегодня в наше нестабильное время, каждый из нас воспитателей подрастающего поколения понимает, что необходимо  в первую очередь обратиться к возрождению и развитию духовных традиций нашего  Отечества, в своих духовных учреждениях, для того, чтобы была возможность воспитывать детей в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь к близким, к окружающему миру. Маленький ребенок зачастую еще не имеет своего жизненного опыта, поэтому взрослые, выступая  носителями духовно0-нравственных ценностей и культуры в поведении и мыслях в широком смысле, могут помочь ребенку приобрести этот опыт.

     Для успешной реализации воспитательного процесса необходимым является также, чтобы детский сад и семья работали в тесном  контакте и сотрудничестве, используя механизмы непрерывности  и преемственности.

     Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законе Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,  проблема духовно-нравственного воспитания  также отражена и в  Концепции модернизации образования.

 Стратегией воспитания в РФ до 2025 года является развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей, кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных,  традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

     Необходимо подчеркнуть, что в стенах детского сада можно создать все условия для духовно-нравственного воспитания будущего поколения. В дошкольном возраста мы педагоги можем и должны вложить все нравственные ценности о добре и зле, о поведении маленького человека в обществе, которые будут сопровождать ребенка всю жизнь, которые будут давать ему  положительный ориентир в дальнейшей жизни.

     Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться как в повседневной жизни, так и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Такие занятия являются условием полноценного духовно-нравственного развития, осуществляемого в системе воспитания.

В нашей группе ведется работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию. Цель данной работы: заложить основы правильного восприятия мира, развить чувство сострадания, милосердия, доброго общения, способствовать воспитанию будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное и религиозное, историческое прошлое и настоящее родной страны.

Задачи:

  1. Знакомство детей и родителей с основами духовно-нравственных традиций русского народа , укладом жизни, с особенностями подготовки и проведения праздников: Рождество Христово, «Пасха – светлое Христово воскресение», Троица, 23 февраля, 9 мая, День Матери, дни Ангела и день рождения детей совместно с участием родителей.
  2. Знакомство детей с Православными храмами.
  3.  Знакомство с иконами «Пресвятой Богородицы», «Иисуса Христа», «Святых»
  4. Привлечь родителей к деятельному участию в мероприятиях МДОУ
  5. Формировать чувство любви к  Родине на основе изучения национальных традиций.
  6. Знакомить детей с произведениями художественной литературы и произведениями православных писателей, так же с художниками и их живописью, связанными тематикой занятия.
  7. Развивать способности анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
  8. Развивать умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире и беречь ее.
  9. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду и его результатам.
  10. Воспитывать милосердие, сострадание, честность, отзывчивость, благодарность, чистоту помыслов.

Духовно-нравственное воспитание мы педагоги  должны осуществлять  обязательно совместно с семьей. Воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений воспитателя и родителей. На семейных примерах строятся понятия: «то такое хорошо, а что такое плохо».

 Мы в нашей группе опираясь на  книги «Добрый мир» Л.Л. Шевченко и книги современного православного автора Б.А. Ганога, Детское Евангелие, книги О добре, о семье, о честности. Строим свою работу так, чтобы в этой работе были задействованы не только дети, но и родители.

Родители помогают в оформлении детских праздников , участвуют в различных конкурсах:» Рождественские чтения», 9 Мая- день Победы и т.д.

Мы с детьми старшей и подготовительной группы готовили подарки для родителей на День Матери, «Рождество Христово», «Светлое Воскресение», для того, чтобы помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предыдущими поколениями, то что именно они родители ответственны за воспитание  своих детей, мы всегда приглашаем на праздники родителей.

На праздниках стараемся  донести до сознания родителей, что семья  -  это Малая церковь, где начинается первый духовный опят, его внутреннее наполнение, где определяются его ценности и приоритеты.

     Детский сад должен расширять представления детей об окружающем мире, который дан нам Богом.

     Я убедилась из опыта работы с детьми, что нередко детский сад является первым

 источником информации о вере, где впервые ребенок получает представление о Православии. С помощью образовательной системы МДОУ мы формируем представление о духовной жизни человека. Многие родители считают себя православными и мы сами себя считаем таковыми. Однако ни мы, ни они не ходят в Храм, считая себя еще не готовыми прийти в Храм Божий. Такие «православные» ощущают родство с  Православной Церковью, только через традиции православных праздников. Поэтому цель работы с родителями мы определили как просветительскую, т.е. знакомство родителей и детей с православной культурой и историей церкви.  Своей работой пытаемся вызвать интерес на основе системного  взаимодействия детского сада. Семьи и Церкви. Для реализации этой работы мы в своей группе выбрали три направления:

 - Мероприятия МДОУ, объединяющие Церковь, родителей и детей с целью знакомства с традициями православной Церкви, календарем с праздниками.

- Мероприятия детского сада с родителями, консультации, родительские собрания, практические занятия для родителей по духовно-нравственному развитию дошкольников.

-  Мероприятия с целью заинтересованности родителей в жизни ДОУ, выставки, поделки, совместные праздники православного и гражданского  календаря, спортивные и музыкальные праздники, досуги с участием родителей (благотворительные акции).

     Работа по духовно-нравственному воспитанию на основе сотрудничества с семьей дает свои положительные результаты. Опираясь на древнюю мудрость «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам.» мы и работаем в нашей группе по этой мудрости.

    Всем сотрудникам МДОУ желаю нести детям любовь и ваши труды не пропадут даром!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций  в духовно - нравственном воспитании....

Доклад «Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитания и образования детей дошкольного возрастав традициях православной культуры. где главным и основным признаком является любовь. Поэтому я изл...

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитывать детей в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь.  В своей презентации я показала, как мы в...

Сказки в системе духовно-нравственного развития младших дошкольников

Сказки в системе духовно-нравственного развития младших дошкольников.1 слайдСказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Материал предназначен для педагогов ДОУ .Представлен опыт работы ДОУ с семьей в деле духовно - нравственного вопитания....