Формы и методы работы с молодыми педагогами
статья

Болдарева Лариса Алексеевна

Первый год работы молодого воспитателя самый трудный. Именно в этот период он держит главный экзамен –надо зарекомендовать себя знающим, любящим свое дело педагогом, заслужить уважение детей,  коллег, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_raboty_s_pedagogami.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с молодыми педагогами.

Первый год работы молодого воспитателя самый трудный. Именно в этот период он держит главный экзамен –надо зарекомендовать себя знающим, любящим свое дело педагогом, заслужить уважение детей,  коллег, родителей.

Мы стараемся помочь молодым педагогам войти в новый коллектив. В первой беседе рассказываем о традициях нашего учреждения, о людях и делах. Знакомим с воспитателями и предлагаем понаблюдать за работой опытного педагога. Выясняем интересы молодого коллеги, узнаем, с детьми какого возроста он хотел бы начать работать. Помня, что  правильная расстановка педагогических кадров является очень важной задачей, на первом же педсовете утверждаем наставника. Вначале мы назначали в одну группу опытного воспитателя и молодого специалиста. Однако практика показала, что такой подбод не всегда дает хорошие результаты. Зачастую подавляется инициатива и творчество молодых. Поэтому по оканчании учебного  года вместе с молодым воспитателем выбираем ему напарника, учитывая характер, знание опыт и духовные потребности каждого.

В начале работы важно практически помочь  молодому педагогу, особенно при организации детского коллектива.

 Маленькие дети учатся быть дорожелательными, внимательными, вежливыми на примере воспитателя. Поэтому стараемся, объяснить, как должен  выглядеть педагог в глазах детей, чтобы они стремились ему подражать. Подробно рассказываем, что каждый момент деятельности взрослого находится под внимательным, пытливым ребячьим взглядом. Предлагаем в первую очередь узнать, какие черты характера свойственны каждому ребенку. Советуем обратить внимание на детей, которые не могут подружиться со сверстниками, проявляют черты эгоизма, жестокости. Иногда молодой педагог ошибается в своих суждениях о детых. Например, подвижный, живой  ребенок кажется ему недисциплинированным, а замкнутый, малоактивный -примерным. Мы стараемся учить понимать каждого ребенка, проявлять разумную требовательность.

 Чтобы помочь начинающему воспитателю в работе, часто бываем в группе, наблюдаем отдельные режимные моменты, процессы деятельности, положительные моменты, выясняем причины неудач. О первых посещениях предупреждаем заранее. Прежде всего, отмечаем как педагог управляет коллективом, организует режимные моменты. В беседе анализируем работу педагога, с группой детей и с  каждым ребенком в отдельности. При последующем посещениях заостряем внимание на том, какие методические приемы используются, как осуществляется руководство играми, как происходит переключение детей о одного вида деятельности к другому.

Советует молодому педагогу творчески подходить к опыту наставника, не копировать  его, а взяв наиболее ценное, выработать свою систему.

Анализируя работу воспитателя сначала отмечаем удачные методы и приемы, а затем даем подробный разбор недостатков и их причин. Вместе с педагогом обсуждаем план его работы за день, проявляем интерес к  результатам проведенной непосредственно образовательной деятельности, к поведению детей на прогулке, их взаимоотношениям в игре и труде.

 При разбое оценки организованной деятельности и режимных моментов всегда представляем возможность воспитателю проанализировать свою работу по предложенному плану:

-в чем заключалась подготовка?

-какие воспитательные задачи вы ставили?

-что из намеченного удалось выполнить?

-на основе каких фактов это можно подтвердить?

 -что вызвало затруднения и в чем их причины?

- какие сделаны выводы для улучшения работы в дальнейшем?

Таким образом, подводим педагогов к анализу и оценке своего труда.

         Контролируя работу молодых воспитателей, убедились, что не все умеют принимать на практике теоретические знания, использовать необходимые приемы и методы. В таких случаях стараемся раскрыть причину ошибок, добиваемся, чтобы педагог  сам увидел свои недочеты и пути исправления. Например, воспитатель не уложился  во время, отведенное для НОД. Анализ работы показал слабую подготовку воспитателя: нечетко поставленные вопросы, многословные объяснения, а отсюда и недостаточная заинтересованность детей. Кроме того, педагог не учитывает, как усвоил материал каждый ребенок.  Такие наблюдения оказывают действенную помощь.

 Молодым педагогам предлагаем посетить НОД опытных воспитателей, а затем проанализировать его содержание и методику, чтобы взять для себя наиболее ценное.

 Планируя работу предусматриваем постоянный контроль за воспитательно-образовательным процессом: указываем вид и тему проверки, заранее продумываем методы, наблюдения деятельности детей и воспитателя.          Для молодых педагогов трудным моментом является планирование и учет работы. Поэтому данному вопросу уделяем особое внимание. В начале учебного года проводим консультации по правильному планированию воспитательно-образовательной работы  и ведению ее учета. В первые  дни самостоятельной деятельности педагога помогаем составлять планы, готовится к НОД, подбирать методическую литературу. В дальнейшем стараемся привлечь молодого воспитателя к оснащению методического кабинета. Даем задание подготовить материал к НОД подбирать литературу к  консультации, выступлению. В конце учебного года предлагаем подготовить вопросы для обсуждения на педагогических совещаниях, назвать темы открытых просмотров, также предлагаем продумать и написать темы групповых родительских собраний консультаций.

         Большие трудности испытывают молодые педагоги при установлении контактов с родителями. В первое время стараемся чаще бывать в группе утром, во время приема детей, и вечером. К беседам с воспитателям о жизни детей в группе, об их делах привлекаем родителей. Это укрепит авторитет педагога и вместе с тем помогает ему более свободно, уверенно общаться с родителями. Если родители видят интерес к своему ребенку со стороны педагога, то они прислушиваются к его мнению, охотно рассказывают детям.

        На базе методического кабинета работает школа молодого педагога, действуют практикумы, на которых изучаются различные педагогические вопросы, например о единстве требований к детям, о подготовке к НОД, об организации деятельности  детей, применение ИКТ в работе и др.

 Возросшие в связи с ФГОС требованиями к качеству воспитания и образования нацеливают  на создание необходимых условий для работы молодых педагогов, повышая их профессионального уровня. В этом гарантия зрелости и мастерства педагога.

Работа проводимая в МБДОУ№36, помогает молодым  воспитателям полюбить свою профессию, понять что для овладения всеми тайнами искусства надо постоянно учиться.

Работа с молодыми кадрами.

Ежегодно в ряды педагогов МБДОУ№36  вливается новое, молодое поколение- выпускники педагогических колледжей. И именно от нас  зависит, станут ли они опытными мастерами своего дела или же останутся равнодушными к своей профессии. Обстоятельства сложились так, что в течение двух лет изменился педагогический состав детского сада- пришли выпускники педагогического колледжа. Очень важно ввести нового человека в коллектив, показать, как его ждут здесь. Нужно было так организовать работу, чтобы помочь молодым воспитателям в короткий срок освоиться в коллективе.

 В нашем коллективе трудятся опытные, знающие люди.  Мы заботимся о том, чтобы у молодого педагога был чуткий и внимательный наставник. Перед началом  их совместной работы я беседую с опытным педагогом  о том, как помочь молодому коллеге в организации детского коллектива, в подготовке и проведении первых НОД. Под руководством старших опытных педагогов молодые воспитатели делают самостоятельные шаги в освоении профессии. В первые месяцы работы педагога используем только предупредительный контроль. Начинаем с выявления умения организовывать отдельные режимные моменты, переключать детей с одного вида деятельности на другой, провести игру и т. д. Иногда используем наблюдение и в течение  дня. Свои впечатления отражаю в личном дневнике. Наиболее трудные НОД предварительно обговариваем с педагогом, показываем, как их провести. Во время беседы о просмотренной непосредственно организованной деятельности часто присутствует наставник. В первую очередь спрашиваю воспитателя, что он считает удачным в проведении НОД, а что не получилось. Сама стараюсь подчеркнуть, в начале положительное и только потом перехожу к недостаткам. Стремлюсь в своих оценках не быть категоричной. Анализирую  причины неудач при проведении НОД, обращаю внимание  на подготовку к нему, на умение пользоваться наглядным и раздаточным материалом.  

Одной из эффективных форм работы с начинающими педагогами являются коллективные просмотры педагогических процессов у более опытных педагогов с последующим их обсуждением и анализом, на практике учатся анализировать педагогический процесс. Это облегчает им применять в своей работе наиболее эффективные методы и приемы.

А также наиболее  значимая приемлемая форма  семинары –практикумы, и работа по изучению, обобщению и внедрению передового  педагогического опыта, по планированию воспитательно-образовательной работы, перспективному планированию.  

На базе  методического кабинета МБДОУ №36 работает школа молодого педагога, действуют практикумы, на которых изучаются различные педагогические вопросы, например о единстве требований к детям, о подготовке к НОД, об организации деятельности  детей, применение ИКТ в работе и др.

В помощь воспитателям создана библиотечка «Самообразование- путь к педагогическому мастерству».

Какого содержание работы наставников в школе молодого педагога? Он заседает один раз в месяц. На этих заседаниях заслушивается информация о  выполнении плана каждым наставником. Основное внимание уделяется  анализу успехов или причин отставания в работе, того или иного молодого воспитателя. Оценивается состояние профессионального развития, даются рекомендации наставнику, в каком направлении действовать дальше. Практика подсказала  нам необходимо иметь следующие планы: молодого педагога и наставника.  В план включаются все моменты работы, которые  нужно посмотреть у наставника, вопросы, по которым нужно проконсультироваться. При этом наставник рекомендует литературу,  или советует ознакомится с опытом работы, учитывая недостатки практической  подготовки молодого воспитателя.

  Наставник же в своем плане отражает те моменты, которые следует показать молодому воспитателю (режимные моменты, НОД, работу с родителями и др.), анализ его работы, обсуждение  с ним  применение ИКТ в работе с детьми. При этом наставник так же планирует свою работу, чтобы не вносить изменения в планы молодого воспитателя. О выполнении своего плана и о ходе выполнения плана молодого педагога наставник отчитывается на педагогическом совете. Однако при этом  не снимается ответственность и со стороны молодого воспитателя. В ходе посещения  школы молодого педагога мы уделяем  большое внимание  формированию положительного отношения к труду, ответственности, позитивных  моральных качеств. Выявить, в какой степени начинающий воспитатель овладел навыками работы с детьми, помогают определенные  нами критерии педагогического труда. Одним  из ведущих  критериев мы считаем качество выполнения ООП ДО. Выполнение программы находится на контроле, как у молодого воспитателя, так и у наставника. Следовательно, школа молодого педагога не только выполняет огромную работу по совершенствованию  квалификации молодого воспитателя, но и участвует в расстановке  педагогических кадров. Такая работа  способствует росту педагогического коллектива, помогает воспитывать желание пополнять и совершенствовать свои знания, потребность трудиться с полной отдачей.

Атмосфера искренности и доверия всегда определяет успех. Главное в работе с молодыми уметь увидеть и  поддержать первые, быть может, пока робкие попытки сделать что-то интересное, не подавлять, а формировать творческую личность, умело использовать в интересах задор, энергию, желание действовать.

Комплексное использование различных форм работы обеспечат молодым воспитателям осваивать профессиональное мастерство. Считаем, что вопрос организации работы с молодыми кадрами мы решаем правильно. Авторитет ДОУ, дружеские советы старших педагогов стимулируют их на творческое отношение к делу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами: конкурс "Адаптация педагогов к ДОУ"

Первые годы работы для молодого специали­ста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе. Благодаря проведению нетра...

Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами

      Повышение уровня мастерства молодых педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы дошкольного учреждения и представляет важное звено в целос...

"Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами".

Данный материал является методическим пособием, разработанным на уровне образовательной организации....

Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"

В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой  работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....

«Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами ДОУ»

Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, не имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии. Вот почему особого внимания требуют именно ...

Использование кейс - метода в работе с молодыми педагогами

Использование кейс метода эффективно влияет на работу с молодыи специалистами...

Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"

Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....