Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами
консультация на тему

Аббасова Светлана Андреевна

        Повышение уровня мастерства молодых педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы дошкольного учреждения и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«…Как бы человек успешно 
не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, 
если не будет учиться на опыте, никогда не будет

хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…"

А.С. Макаренко

Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами

        Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

        Повышение уровня мастерства молодых педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы дошкольного учреждения, и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.

            За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет». На этом фоне одной из первостепенных задач становится поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелёгкий путь воспитателя.

        Недостаток практического опыта у молодых специалистов, имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики, является серьезной проблемой. Ведь особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. И целью руководителя в отношении молодого педагога в начале трудовой деятельности является создание в  дошкольном учреждении условий для профессионального роста молодых специалистов, повышение их компетентности посредством применения не только традиционных, но и нетрадиционных форм работы.

          Задачи, решаемые в процессе реализации этих целей:  

  • обеспечить доступность и информативность для овладения профессиональными знаниями;
  • использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности молодых специалистов;
  •  поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в собственные возможности.  

        Работа с молодыми педагогами – это довольно кропотливый труд, который проходит в несколько этапов:

 І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;

ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе старший воспитатель активно привлекается педагога к показу занятий на уровне детского сада;

ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;

ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

        Активизация творческой деятельности молодых педагогов наиболее эффективна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы, поскольку их становление  происходило на информационно-коммуникативных технологиях в отличие от старого поколения педагогов.   Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

        Поэтому при работе с молодыми специалистами для лучшего усвоения ими теоретического и практического материала целесообразно использовать современные образовательные технологии, одной из которых является технология сотрудничества.

         Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве.  Наиболее интересный из них - обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

        Еще один нетрадиционный метод в работе с молодыми педагогами - Коучинг. Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности.  Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где  педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования. В процессе работы он выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником.

        Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между психологической помощью и профессиональным тренингом. Вести коучинг-сессию, конечно же, должен успешный и опытный член педагогического коллектива.

        Кейс-метод неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.  Кейс-метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай).  Педагогам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны педагогов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.  Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучаемых, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию.

          Кейс-метод   это не просто методическое нововведение,  распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение  конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала  педагогов.

       Технология открытого пространства предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Квик – настройка - это настрой педагога на успешную работу:

  1. Если   вы   хотите   нравиться   людям   -   улыбайтесь!   Улыбка,  солнечный    лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
  2. Вы самые лучшие, успешные и красивые, пусть все вершины покоряются ВАМ.

3. Люди подобные Вам, как золотая монета: чем дольше работают, тем
дороже ценятся.

  1. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и Вам
    стареть не дает.
  2. Трудности закаляют на пути к успеху.

«Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

 В наших руках возможность создать в детском саду  атмосферу доброжелательности, творчества и позитива.

Мастер-класс (практикум). Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Еще одной из форм поддержки молодых педагогов может стать нетрадиционная форма работы конкурс "Посвящение в педагоги".

Цели: выявить организаторские, творческие, интеллектуальные способности молодых специалистов, познакомить их с наставниками, присвоить звание "педагог".

Для подготовки и проведения требуется предварительная работа  с молодыми специалистами. Для этого  составляется сценарий мероприятия, в который включаются загадки, пословицы, подвижные игры.

          Отличительные черты  нашего педагогического коллектива - стабильность, работоспособность, профессионализм, инициативность, коллектив педагогов постоянно нацелен на новый, лучший результат. Разработка и применение вышеперечисленных новых технологий, форм и методов в системе нашего дошкольного учреждения способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры. Практика показала, что внедрение новых форм методического и психологического сопровождения педагогов позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов, улучшить взаимопонимание между семьями и дошкольным учреждением.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами: конкурс "Адаптация педагогов к ДОУ"

Первые годы работы для молодого специали­ста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе. Благодаря проведению нетра...

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Нетрадиционные формы работы с родителями»...

Статья "Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами"

«…со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, он никогда не будет хор...

Нетрадиционная форма работы с кадрами "Школа молодого педагога". Тема встречи "Если только захотим - на планету полетим"

Нетрадиционная форма работы с кадрами "Школа молодого педагога".Считается, что игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника. На самом деле взрослые любят играть не меньше, чем дети. Данная форма ра...

Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"

В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой  работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....

Доклад на тему «Наставничество, как форма работы с молодым педагогом»

Доклад на тему  "Наставничество, как форма работы с молодым педагогом"...

«Нетрадиционные формы работы с родителями». Консультация в рамках «Школы молодого воспитателя».

Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, ...