Совет педагогов
методическая разработка

Волкова Александра Владимировна

В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающего интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovet_pedagogov.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников  № 9 «Колокольчик»

Совет педагогов по теме:

«Оценка качества образования в ДОО. Мониторинг образовательных результатов»

В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающего интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.

 Понятие «мониторинг» (от англ. контроль, проверка) может быть употреблено, по крайней мере, в трех смыслах:

 - постоянное, непрерывное наблюдение за действием какой-либо системы для выявления их соответствия намеченным тенденциям и результатам раннего предупреждения нежелаемых событий;

 - отслеживание, оценка, прогноз состояния окружающей среды, в связи с хозяйственной деятельностью человека;

 - сбор информации с целью изучения общественного мнения по какому-либо вопросу.

Что понимают под управлением качеством воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении?

 Сегодня под понятием качества образования понимается комплексная характеристика образования, выражающая  степень его соответствия потребностям заказчика образовательных услуг – родителей детей дошкольного возраста - и меру их удовлетворенности,  соответствие кадрового потенциала и развивающей предметной среды, образовательной программы Федеральным государственным требованиям,  оценку освоения ребенком программы дошкольного образования и его возможностей для перехода на следующий уровень образования.

 Однако следует сразу оговорить, что оценка качества образования не является синонимом качества воспитательно-образовательного процесса. Это можно понять, проанализировав подходы к управлению. В первом случае, в основном, ДОО рассматривается как 1. организация – открытая система, взаимодействующая с внешней средой, которая развивается и приобретает новые качества. Это предполагает использование системного и деятельностного подхода к управлению качеством.

Во втором – процессного и ситуативного подхода к управлению, когда особое внимание уделяется координации воспитательно-образовательного процесса с процессами управления ДОО;  определению полномочий, прав и ответственности за управление данными процессами и их ресурсное обеспечение; проведение мониторинга запросов родителей и удовлетворенности результатами педагогического процесса и процесса управления качеством работы ДОО; проведению образовательного мониторинга, характеризующего динамику развития ребенка в процессе его воспитания и обучения в ДОО.

 Поэтому для того, чтобы оценить уровень управления качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОО, эксперт должен провести мониторинг данных видов деятельности руководителя и педагогов ДОО и их влияние на динамику развития детей.

 Кто и как управляет качеством образования в ДОО?

 Функция управления, естественно, принадлежит заведующей и старшему воспитателю детского сада. Однако сегодня, в условиях реализации государственно-общественной системы управления образованием, в управлении образовательным учреждением участвуют и сотрудники, и родители воспитанников.

При этом интеграция всех управленческих и педагогических сил ДОО и семьи должна быть направлена на соотнесение:

 - целей и результатов воспитательно-образовательного процесса;

 - целей и результатов деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса;

 - целей и результатов функционирования и развития ДОУ.

 Как можно повысить качество образовательного процесса?

 Однозначных ответов по указанному  вопросу может и не быть. Все зависит от типа и вида образовательного учреждения, контингента воспитанников и условий для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

В нашем детском саду система управления качеством коррекционно-педагогического процесса включает систему управления качеством:

 1. условий (модель предметно-развивающей среды, диагностика способности как методический инструментарий для анализа «точек роста» и проблемных областей коррекционно-педагогического процесса,

 2. процесса (методики развития способности в разных возрастных группах, комплекс функциональных и структурных методов развития способности воспитанников с нарушением интеллекта),

3. результатов (метод прогноза результатов коррекционно-педагогической работы в зависимости от уровня развития, система индикаторов качества коррекционно-педагогического процесса), - опирающуюся на индикаторную технологию, технологию опережающего управления и технологию управления качеством по результатам.

 Как правильно и эффективно осуществлять контроль качества образования в ДОО?

 На наш взгляд, система контроля управления качеством в ДОУ может рассматриваться с позиций двух подходов:

 1) как педагогическая деятельность, направленная на решение ряда развивающих, воспитательных и обучающих, коррекционных задач в меняющихся обстоятельствах воспитательно-образовательных и коррекционно-педагогического процесса, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются во взаимодействии с детьми оптимальные, органичные для данной деятельности, традиционные и нетрадиционные педагогические решения;

 2) как условия взаимодействия различных компонентов внешней и внутренней структуры воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процесса, обеспечивающие их единство, целостность и гибкость функционирования.

 Первый подход должен лежать в основе оперативного контроля качеством воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процесса и промежуточного мониторинга освоения образовательной программы, связанного с оценкой согласованности задач и результатов процессов воспитания, обучения и развития – освоения образовательных областей.

 Особое значение здесь имеет оценка качества педагогического взаимодействия между педагогом и ребенком. Ведь именно она отвечает за формирование у участников воспитательно-образовательного процесса личностных и профессиональных смыслов, которые позволяют характеризовать данный процесс как содержательный процесс, связанный с личностными новообразованиями на рубежном этапе оценки качества, а не просто процесс количественных изменений, связанных с освоением тех или иных компетенций, развитием тех или иных способностей.

Развитие ребенка должно быть здесь оценено с точки зрения способностей и компетенций, которые формируются у него в ходе освоения образовательных областей,.

При этом такое развитие должно быть рассмотрено через призму его взаимосвязей с компонентами внешней (среда, участники воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процесса, их взаимодействие) и внутренней (целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативный компоненты) структур в контексте формирования таких качеств данного процесса, как единство, целостность и гибкость. Тогда развитие будет характеризоваться переходом на новую ступень, связанную с изменением позиции личности и формированием ценностного отношения к миру. Именно об этом говорится в ФГОС ДО.

В итоге хочу сказать, что по окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам мониторинга, самообследования который мы сдаем в УО администрацию г. Канска определяется эффективность проведённой работы всего педагогического состава  за год и сопоставление с нормативными показателями. Исходя из внешней оценки, нами вырабатываются и определяются проблемы,  пути их решения и приоритетные задачи ДОО для реализации в новом учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы педагога-психолога

Материал поможет  родителям  в  воспитании  детей дошкольного  возраста...

Советы педагогам

Советы педагогам пло профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста...

мастер класс педагогов во время совета педагогов

В мае 2016 года в детском саду № 20 "Аллюки" г. Азнакаево РТ проходил совет педагогов, во время которого педагоги показывали мастер класс по нетрадиционным техникам рисования. Совет прошел очень позит...

Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

Фрагмент Совета педагогов в форме интерактивной игры «Педагогическая рыбалка» по теме: Использование инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с целью развития творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.

Цель: стимулировать интерес к педагогическому поиску, повышать педагогическую компетентность воспитателей по вопросам использования  инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с цель...