Совет педагогов
методическая разработка
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающего интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovet_pedagogov.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Совет педагогов по теме:
«Оценка качества образования в ДОО. Мониторинг образовательных результатов»
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающего интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.
Понятие «мониторинг» (от англ. контроль, проверка) может быть употреблено, по крайней мере, в трех смыслах:
- постоянное, непрерывное наблюдение за действием какой-либо системы для выявления их соответствия намеченным тенденциям и результатам раннего предупреждения нежелаемых событий;
- отслеживание, оценка, прогноз состояния окружающей среды, в связи с хозяйственной деятельностью человека;
- сбор информации с целью изучения общественного мнения по какому-либо вопросу.
Что понимают под управлением качеством воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении?
Сегодня под понятием качества образования понимается комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия потребностям заказчика образовательных услуг – родителей детей дошкольного возраста - и меру их удовлетворенности, соответствие кадрового потенциала и развивающей предметной среды, образовательной программы Федеральным государственным требованиям, оценку освоения ребенком программы дошкольного образования и его возможностей для перехода на следующий уровень образования.
Однако следует сразу оговорить, что оценка качества образования не является синонимом качества воспитательно-образовательного процесса. Это можно понять, проанализировав подходы к управлению. В первом случае, в основном, ДОО рассматривается как 1. организация – открытая система, взаимодействующая с внешней средой, которая развивается и приобретает новые качества. Это предполагает использование системного и деятельностного подхода к управлению качеством.
Во втором – процессного и ситуативного подхода к управлению, когда особое внимание уделяется координации воспитательно-образовательного процесса с процессами управления ДОО; определению полномочий, прав и ответственности за управление данными процессами и их ресурсное обеспечение; проведение мониторинга запросов родителей и удовлетворенности результатами педагогического процесса и процесса управления качеством работы ДОО; проведению образовательного мониторинга, характеризующего динамику развития ребенка в процессе его воспитания и обучения в ДОО.
Поэтому для того, чтобы оценить уровень управления качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОО, эксперт должен провести мониторинг данных видов деятельности руководителя и педагогов ДОО и их влияние на динамику развития детей.
Кто и как управляет качеством образования в ДОО?
Функция управления, естественно, принадлежит заведующей и старшему воспитателю детского сада. Однако сегодня, в условиях реализации государственно-общественной системы управления образованием, в управлении образовательным учреждением участвуют и сотрудники, и родители воспитанников.
При этом интеграция всех управленческих и педагогических сил ДОО и семьи должна быть направлена на соотнесение:
- целей и результатов воспитательно-образовательного процесса;
- целей и результатов деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса;
- целей и результатов функционирования и развития ДОУ.
Как можно повысить качество образовательного процесса?
Однозначных ответов по указанному вопросу может и не быть. Все зависит от типа и вида образовательного учреждения, контингента воспитанников и условий для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
В нашем детском саду система управления качеством коррекционно-педагогического процесса включает систему управления качеством:
1. условий (модель предметно-развивающей среды, диагностика способности как методический инструментарий для анализа «точек роста» и проблемных областей коррекционно-педагогического процесса,
2. процесса (методики развития способности в разных возрастных группах, комплекс функциональных и структурных методов развития способности воспитанников с нарушением интеллекта),
3. результатов (метод прогноза результатов коррекционно-педагогической работы в зависимости от уровня развития, система индикаторов качества коррекционно-педагогического процесса), - опирающуюся на индикаторную технологию, технологию опережающего управления и технологию управления качеством по результатам.
Как правильно и эффективно осуществлять контроль качества образования в ДОО?
На наш взгляд, система контроля управления качеством в ДОУ может рассматриваться с позиций двух подходов:
1) как педагогическая деятельность, направленная на решение ряда развивающих, воспитательных и обучающих, коррекционных задач в меняющихся обстоятельствах воспитательно-образовательных и коррекционно-педагогического процесса, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются во взаимодействии с детьми оптимальные, органичные для данной деятельности, традиционные и нетрадиционные педагогические решения;
2) как условия взаимодействия различных компонентов внешней и внутренней структуры воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процесса, обеспечивающие их единство, целостность и гибкость функционирования.
Первый подход должен лежать в основе оперативного контроля качеством воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процесса и промежуточного мониторинга освоения образовательной программы, связанного с оценкой согласованности задач и результатов процессов воспитания, обучения и развития – освоения образовательных областей.
Особое значение здесь имеет оценка качества педагогического взаимодействия между педагогом и ребенком. Ведь именно она отвечает за формирование у участников воспитательно-образовательного процесса личностных и профессиональных смыслов, которые позволяют характеризовать данный процесс как содержательный процесс, связанный с личностными новообразованиями на рубежном этапе оценки качества, а не просто процесс количественных изменений, связанных с освоением тех или иных компетенций, развитием тех или иных способностей.
Развитие ребенка должно быть здесь оценено с точки зрения способностей и компетенций, которые формируются у него в ходе освоения образовательных областей,.
При этом такое развитие должно быть рассмотрено через призму его взаимосвязей с компонентами внешней (среда, участники воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процесса, их взаимодействие) и внутренней (целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативный компоненты) структур в контексте формирования таких качеств данного процесса, как единство, целостность и гибкость. Тогда развитие будет характеризоваться переходом на новую ступень, связанную с изменением позиции личности и формированием ценностного отношения к миру. Именно об этом говорится в ФГОС ДО.
В итоге хочу сказать, что по окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам мониторинга, самообследования который мы сдаем в УО администрацию г. Канска определяется эффективность проведённой работы всего педагогического состава за год и сопоставление с нормативными показателями. Исходя из внешней оценки, нами вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОО для реализации в новом учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы педагога-психолога
Материал поможет родителям в воспитании детей дошкольного возраста...
Советы педагогам
Советы педагогам пло профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста...
Совет педагогов на тему "Организация словарной работы с детьми на занятиях и вне их"
конспект совета педагогов...
мастер класс педагогов во время совета педагогов
В мае 2016 года в детском саду № 20 "Аллюки" г. Азнакаево РТ проходил совет педагогов, во время которого педагоги показывали мастер класс по нетрадиционным техникам рисования. Совет прошел очень позит...
Выступление на Совете педагогов «Персональный сайт как образовательный инструмент саморазвития педагога»
для педагогов...
Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?
Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...
Фрагмент Совета педагогов в форме интерактивной игры «Педагогическая рыбалка» по теме: Использование инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с целью развития творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.
Цель: стимулировать интерес к педагогическому поиску, повышать педагогическую компетентность воспитателей по вопросам использования инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с цель...