Социоигровая технология как средство развития дошкольников в условиях ФГОС ДО
статья

Потапенко Светлана Валерьевна

    Педагогические технологии, в том числе социоигровая, разви­вает ребенка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, выбора, мыс­лей. Социоигровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принуждение уступает место увлеченности. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг  другу, и своему собственном опыту, в результате чего проис­ходит эффект добровольного обучения, тренировки и науче­ния» (В.М. Букатов).

    Основная идея социоигровой техноло­гии организация самостоя­тельной деятельности детей, кoторой  ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит  и говорит. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsioigrovaya_tehnologiya_2019.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Комсомольский детский сад «Ромашка»

Социоигровая технология как средство развития дошкольников

в условиях ФГОС ДО

Методическое объединение

Старший воспитатель

Потапенко С.В.

        

2019 год

Социоигровая технология как средство развития дошкольников в условиях ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Педагогические технологии, в том числе социоигровая, развивает ребенка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, выбора, мыслей. Социоигровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принуждение уступает место увлеченности. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг  другу, и своему собственном опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М. Букатов).

Основная идея социоигровой технологии — организация самостоятельной деятельности детей, кoторой  ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит  и говорит.

Основатели социоигровой технологии - Е.Е. Шулешко, А.П.Ершова, В.М. Букатов вывели следующие законы общения:

- не унижайте ребенка, не оскорбляйте его;

- умейте  найти ошибку и имейте смелость признать ее;

- будьте взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными;

- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

 - поддержите, помогите подняться и победить;

- задувая чужую свечу, мы не желаем свою ярче;

- не возносите себя над другими, возносите ближнего;

- дети фантазеры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Цель применения социоигровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной  деятельности в атмосфере  взаимопонимания.

Задачи использования данной методики в развитии детей дошкольного возраста:

- формировать навыки дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи;

- элементарный самоконтроль речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью;

- развивать навыки полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя;

- взаимодействия «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый», «ребенок — родитель» для обеспечения душевного благополучия;

- создавать условия для развития личностных качеств и способностей всех субъектов образовательного пространства.
Принципы, лежащие в основе данной технологии, в высшей мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников.

         Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на  субъекта (а не объекта) воспитания, партнера по совместной деятельности.

Принципы организации социоигровой технологии

  • Педагог—равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно—то интересно.
  • Движение и активность.
  • Жизнь детей в малых группах.

Различают следующие формы организации социоигровои технологии и приемы, специально направленные на создание ситуации успешности, комфортности и коррекции речевых нарушений: игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, режиссерские, сюжетно-ролевые, сказкотерапия, метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки, приемы, социально направленные на создание ситуации успеха и комфортности, тренинги, самопрезентация.

Авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп.

  • Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача—пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников в зависимость друг от друга, обеспечивающую повышение мобилизации внимания.
  • Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать, они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.
  • Игровые разминки — объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьезным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
  • Задания для творческого самоутверждения, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
  • Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно применять в помещении.

Результаты реализации социоигровых технологий.

  • У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Ребенок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
  • Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
  • Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, себе, сверстникаM.
  • Отсутствует страх ошибиться.

Применяя социоигровые технологии в образовательном процессе ДОО, необходимо помнить о шести основных правилах и условиях, актуальных для развития детей дошкольного возраста.

1. Используется работа в малых группах или как их еще называют «группах сверстников».

Оптимальны для продуктивного общения и развития объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте — по 5—6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

Можно поделиться:

по цвету волос, глаз, одежды;

чтобы в имени хотя бы одна буква совпадала;

кто на каком этаже живет;

кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.

2.        «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек — лидер. Причем его дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.

3.        Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу итд.

4.        Смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность. Это должно стать деловым фоном для всех участников. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и свой конец и требует определенной сосредоточенности.

5.        Социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности.

Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

6.        В своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребенку вместе со своими товарищами добывать знания гораздо интереснее, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя что-то новое, только кто-то больше, кто-то меньше. Один из авторов социоигровой технологии, В.М. Букатов, писал: «У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нем — реанимация собственной интуиции... Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровой стиле...».

Общение детей в рамках данной технологии организуется в три этапа:

  • учим правилам и культуре общения (дети могут договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается речь);
  • ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
  • через общение мы обучаем дошкольников.

Основная задача, которую должны решить педагоги, состоит в том, чтобы в результате применения социоигровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребенка к успешному обучению в школе.

Литература

Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. СПб.; М., 2008.

Ершова А.П., Букатов В.М. Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: Справочно-метод. пособие. СПб.; М., 2014.