Модель программы взаимодействия ДОО с родителями через реализацию регионального компонента "Загадки Азовского побережья..."
методическая разработка

Шевченко Ольга Анатольевна

В основе нашей модели лежит идея помочь, направить, поддержать, а главное дополнить воспитательную и  образовательную деятельность родителей.

              Раскрывая сущность основной цели данной разработки, авторы попытались создать условия для успешной социализации детей посредством эффективного взаимодействия с воспитателями и родителями по следующим направлениям:

- воспитание любви к своей малой родине  (привлечения внимания к интересным местам нашей станицы,  а также к некоторым объектам флоры и фауны);

- организация активного семейного отдыха, учитывая зоны ближайшего и актуального развития  своего ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №36

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

Модель программы

 взаимодействия ДОУ с родителями

 через реализацию регионального компонента

(старший дошкольный возраст)

«Загадки Азовского побережья…»

Авторы: 

Шевченко Ольга Анатольевна, старший воспитатель,

Баталова Эльвира Зиноровна, воспитатель, Шемякина Оксана Анатольевна, воспитатель.

Тамань, 2016 г.

Цель: вовлечение родителей в образовательное пространство дошкольного учреждения. Объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах   развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста  через реализацию регионального компонента основной образовательной программы  МБДОУ ДС КВ №36.

   Задачи:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  2.  Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  3. Содействовать поддержанию интереса к родной станице, ее достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, особенностям флоры и фауны.
  4. Развивать умения включаться в коллективную деятельность (как со сверстниками,  так и со взрослыми – воспитатели, родители): обсуждать ее ход, договариваться о совместных продуктивных действиях (о выборе материала, средствах  и технике выполнения), а также представлять совместные  результаты  деятельности.

Контингент участников: дошкольники (6-7 лет), родители, воспитатели ДОУ/

Актуальность и новизна программы.

        В  рамках введения ФГОС  дошкольного образования    одним из принципов дошкольного образования   является: «принцип сотрудничества  Организации с семьей». Это по-новому  определило направление работы нашего учреждения в аспекте взаимодействия с семьями воспитанников: от традиционной «назидательной» помощи  родителям  («делайте, именно так…) к вовлечению родителей в образовательный процесс  в качестве полноправных участников.

          В основе нашей модели лежит идея помочь, направить, поддержать, а главное дополнить воспитательную и  образовательную деятельность родителей.

              Раскрывая сущность основной цели данной разработки, авторы попытались создать условия для успешной социализации детей посредством эффективного взаимодействия с воспитателями и родителями по следующим направлениям:

- воспитание любви к своей малой родине  (привлечения внимания к интересным местам нашей станицы,  а также к некоторым объектам флоры и фауны);

- организация активного семейного отдыха, учитывая зоны ближайшего и актуального развития  своего ребенка.

Этапы реализации программы.

I. Организационный этап.

1. Заседание круглого стола «Земля таманская – наш общий дом…» (участники: родители, воспитатели).

          Цель: введение родителей в предстоящую деятельность (знакомство  с примерным планом мероприятий в рамках данного проекта), а  также обобщение и уточнение уровня знаний о станице, ее истории, достопримечательностях и т.д.

          Конечный продукт: каждая семья готовит мини-сочинение «Любимые места Тамани…» (иллюстрациями к тексту могут быть рисунки ребенка или фото) (см. приложение 1).

2. Анализ результатов заседания круглого стола (воспитатели группы): выбор форм и средств и методов дальнейшего взаимодействия.

II. Основной (практический) этап.

3. Интерактивная экскурсия в Таманский археологический музей.

            В музыкальном зале организуется видеоэкскурсия по музею. (Учитывая исключительную занятость родителей, специалист музея проводит экскурсию для детей и их родителей в дошкольном учреждении с использованием мультимедийной установки.)

Цель:  привлечь внимание родителей и детей  к исторической ценности нашего полуострова, активизировать познавательную активность.

4. «Ярмарка маршрутов».

            Родители совместно с детьми разрабатывают маршрут-схему от места проживания до любого объекта станицы (детского сада, музея, парка и т.д.). В группе воспитатель с детьми организуют так называемую ярмарку: каждый ребенок представляет  результат  работы  своей семьи (фото 1)

Цель: продолжать формировать навыки  работы   с картами-схемами (составлять совместно с взрослыми, а «читать» карту-схему - самостоятельно); развивать умение анализировать схему расположения предметов в пространстве. Вызвать у детей и их родителей желание совершать пешие  прогулки  по улицам станицы.

5. Составление группового фотоальбома «Давайте удивляться!».  

             Дети приносят фотографии интересных и красивых  объектов флоры и фауны Тамани (для более детального ознакомления с принесенными фото воспитатель организует  в группе игровую ситуацию «Голос  за кадром…»:  ребята  (по желанию) комментируют изображенное на фото от лица, например, подсолнуха, паука,  краба  (см. фото 2)  и т.д….

Цель: вызвать интерес к удивительным объектам флоры, фауны Тамани, учить составлять описательный, сюжетный рассказ, используя прием олицетворения, развивать при этом умение раскрепощаться.

6. Участие родителей в создании картотеки занимательных задач, ребусов и загадок «Посмотри, подумай и реши».

            Дети, уходя домой вытаскивают из чудесного мешочка картинку (или  фото) с изображением, непосредственно имеющим отношение к побережью Таманского полуострова  (например: дельфина, теплохода, птицы баклан,  и т.д….). Родители получат задание, придумать любую задачу, загадку или ребус, связанную по смыслу с изображением на картинке (приложение 2).

Цель: развивать умение составлять арифметические задачи, придумывать загадки; способствовать укреплению детско-родительских отношений в результате выполнения совместной деятельности.

7. Создание условий для свободного выбора детьми видов деятельности, участников совместной деятельности, а также  содержания предложенной ими деятельности.

             Для этого воспитатель  знакомит дошкольников со схемой сквера им. М.Ю. Лермонтова (схема 1.) Схема и набор значков-флажков находятся в группе в свободном доступе для детей. Взрослый поясняет, что дети могут обозначить любое место на схеме (самое любимое, самое интересное, непонятное, неизведанное). В результате подсчета флажков воспитатель продумывает содержание экскурсии с учетом мнения детей.

8. Организация непосредственно-образовательной деятельности-экскурсии в сквер имени М.Ю. Лермонтова с участием родителей «Знакомыми тропинками нескучно мы идем…» (приложение 3).

Цель: учить применять   знания о своей малой родине  в нестандартных ситуациях, формировать  мыслительные процессы (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); совершенствовать воображение и развитие творческих способностей, конструктивные навыки.

9. Квест-игра для совместного участия детей и родителей (проводится в выходной день без участия педагогов).

            Семьи получают от воспитателя карточку с заданиями (приложение 1.1), которые выполняются в строгой последовательности, находясь в сквере на набережной. Результатом правильного выполнения всех заданий будет являться фото определенного объекта.

III. Заключительный этап.

10. Видео-кафе «О Тамани с любовью…». В музыкальном зале организуется  кафе (для каждой семьи отдельный столик с угощениями, на стене экран и мультимедийное оборудование).

           Каждая семья представляет презентацию на тему: «О Тамани с любовью…»  (в любом формате участники готовят отчет об интересных уголках  станицы, где они провели незабываемые минуты  отдыха).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС

Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...

Взаимодействие с родителями через реализацию программы "Социокультурные истоки"

Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических ...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента»

Создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляе...

«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

В своей работе мы хотим вас познакомить с традициями празднования разных народов проживающих на территории нашей Республики Адыгея старинного летнего праздника, связанного с водой: «Вардавар&raq...

Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие педагогов и родителей для реализации современной модели художественно – эстетического образования в ДОУ».

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи....