Публикация "Создание условий для непрерывного профессионального становления педагогов ДОУ на основе системного подхода" в сборнике по итогам городских педагогических чтений, 2019г.
статья

Попенова Ирина Викторовна

В статье рассматриваются вопросы методического сопровождения  педагогов ДОУ на основе системного подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для непрерывного профессионального становления педагогов ДОУ на основе системного подхода

Попенова И.В.,

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад 43 «Журавушка» 

Ориентация отечественного образования на качество продолжает оставаться главным приоритетом государственной политики в его модернизации, это находит отражение в Указе президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», модели «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики», законе «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и других документах.

Ключевой фигурой в реализации задач совершенствования дошкольного образования выступает личность педагога. От уровня его профессиональной компетентности зависит качество дошкольного образования.

Поэтому в нашем ДОУ создана система методического сопровождения деятельности педагогов, основная цель которой: создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций в контексте требований ФГОС ДО и профессионального стандарта воспитателя дошкольной образовательной организации.

Ведущими направлениями методической работы ДОУ являются: обучение педагогических кадров; научно-методическое обеспечение образовательного процесса; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.

Ведущими принципами методической работы являются: непрерывность, системность (соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы), целостность (образовательная деятельность носит интегративный характер, реализующий идеи глобального образования), дифференциация (учет уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов), научность (строится на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта).

В нашем учреждении используются разнообразные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации, мастерства и профессиональной компетентности. Как традиционные (педагогический совет, проблемные семинары, семинары-практикумы, индивидуальное и групповое консультирование, беседы, посещения и обсуждения открытых мероприятий, курсы повышения квалификации), так и современные (мастер-классы, мастерские, психологические тренинги, деловые игры, конкурсы, круглые столы, разработка и презентация моделей занятий с детьми, творческие группы, портфолио, проектная деятельность).

Одним из механизмов, позволяющим качественно и оперативно решать методические задачи, апробированным в учреждении, является создание временных творческих групп. Задачи, которые посильны и качественно решаются за счет их деятельности: проведение мониторинга, обобщение опыта работы, организация внедрения новых технологий, участие в проектах, грантах, конкурсах, способствуют укреплению имиджа ДОУ, повышают самооценку коллектива.

В ДОУ разработана система повышения профессиональной компетентности педагогов, которая выстроена в соответствии с уровнем образования, стажем педагогической деятельности, профессиональными интересами и дефицитами педагогов. Используются все возможные ресурсы: КК ИПК РО, ЛПИ «Сибирский федеральный университет», дистанционные курсы, работа городских методических объединений, Школа молодого педагога, творческие и проблемные группы, конкурсы профессионального мастерства («Воспитательский дебют», «Младший воспитатель года ДОУ»). В ДОУ составлен и ежегодно корректируется план аттестации педагогических кадров и план-график повышения квалификации педагогов с учетом качества и результатов их деятельности.

На базе ДОУ организован филиал кафедры педагогики ЛПИф «Сибирский федеральный университет». Основной задачей сотрудничества с которой является: создание благоприятных условий для обмена идеями, информацией и педагогическими технологиями, а также разработка проектов и программ в рамках согласованных приоритетных научно-педагогических направлений. Преподаватели ЛПИфСФУ оказывают консультативную помощь педагогам ДОУ.  Детский сад является базой для прохождения педагогической практики студентов ЛПИфСФУ.

На протяжении ряда лет в ДОУ сформирован стабильный работоспособный коллектив с положительным социально-психологическим климатом, который с 2013 года пополнился десятью молодыми специалистами в связи с открытием четырёх дополнительных групп. Возникла острая необходимость в создании условий для работы молодых педагогов и их профессионального роста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность.  Одним из таких мероприятий стал вечер «Мир моих увлечений», на котором педагоги имели возможность в неформальной обстановке лучше узнать друг друга, познакомиться с любимым делом каждого.

В ДОУ функционирует Школа молодого педагога, целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Заседания проходят раз в месяц по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов. К работе «Школы молодого педагога» привлекаются опытные, творческие специалисты. Но и сами молодые воспитатели занимают активную позицию. Для более глубокого изучения технологий дошкольного образования они готовят и проводят практикумы, мастерские, открытые занятия с последующим обсуждением увиденного, семинары-практикумы, где теоретический материал подкрепляется примером из практики, показом отдельных приемов и способов работы.

Эффективной формой профессионального роста начинающих педагогов, которая широко используется в нашем ДОУ, является наставничество. Опытные воспитатели-напарники оказывают молодым специалистам повседневную конкретную помощь, демонстрируя приемы взаимодействия с детьми и родителями.

В целях выявления, поддержки и мотивации творчески работающих молодых педагогов, повышения престижа воспитательского труда, распространения педагогического опыта и новаторства педагогов, был организован конкурс «Воспитательский дебют» среди молодых специалистов, который функционирует уже более пяти лет. В ходе конкурса воспитатели демонстрировали открытые мероприятия с детьми, мастер-классы, представляли ряд созданных ими дидактических игр. Многие мероприятия нашли положительный отклик у коллег дошкольного сообщества города и применяются как эффективные практики, например, проекты «Профессии наших пап», «Книжкина помощница», детско-родительский литературный клуб.

Таким образом, все молодые специалисты включены в систему методической деятельности ДОУ, активно посещают городскую Школу молодого педагога, занимаются самообразованием по выбранной ими методической теме.

Удачной формой повышения мастерства стал теперь уже традиционный ежегодный фестиваль «Калейдоскоп методических идей», в ходе которого педагоги каждой возрастной группы совместно представляли материал из опыта работы в одной из номинаций: «Конспект НОД», «Сценарий мероприятия с родителями», «Сценарий развлечения с детьми», «Авторская программа». На протяжении двух последующих лет в рамках фестиваля педагоги представляли результаты совместной проектной деятельности с детьми и родителями на суд экспертов -  преподавателей ЛПИфСФУ Газизовой Т.В. и Колесниковой Т.А., старших воспитателей ДОУ № 9, 31, 42. Что несомненно способствовало освоению педагогами технологии проектной деятельности.

Работа старшего воспитателя с педагогами-стажистами направлена на обобщение и распространение их опыта на уровне города и края (участие в ГМО, научно-практических конференциях, публикации в педагогических изданиях, конкурсах профессионального мастерства, выставка продуктов профессиональной педагогической деятельности «Палитра мастерства» и др.)

Для обеспечения благоприятного психологического климата в ДОУ, способствующего эффективной образовательной деятельности, организована работа по обучению педагогов способам эффективного взаимодействия. В результате у 92% педагогов отмечается удовлетворенность условиями работы в детском саду. Этому способствуют и неформальные мероприятия (поздравления с юбилейными и праздничными датами, вечера отдыха, совместные походы, спортивные соревнования и др.)

В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, т.е. проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут. Поэтому все педагоги нашего ДОУ в начале учебного года составляют свой образовательный маршрут. Целью и соответственно результатом реализации индивидуального образовательного маршрута является развитие профессиональной компетентности педагога.

Старший воспитатель сопровождает реализацию данного маршрута: педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ДОУ и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ДОУ (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, городские методические объединения, открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.). Характерными чертами индивидуального образовательного маршрута является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.

В индивидуальном образовательном маршруте отражаются три основных направления деятельности: самообразование педагога, деятельность педагога в профессиональном сообществе, участие педагога в методической работе ДОУ.

Согласно обозначенным направлениям деятельности определяются содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.

Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внутренних (существующих в педагогическом коллективе) и внешних стимулирующих факторов.

        Профессиональный стандарт ориентирует педагога не столько на освоение профессиональных знаний и умений, сколько на саморазвитие таких личных качеств, как готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность  и самостоятельность в принятии решений.

        Поэтому работа с педагогами ориентирована на создание оптимальных условий для развития личностных качеств педагогов через создание такой образовательной среды, в которой будет полностью реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом. Годовой план работы ДОУ разработан так, чтобы педагоги постоянно развивали свои профессиональные компетенции на различных методических  мероприятиях.

Таким образом, в настоящее время в педагогическом коллективе намечена тенденция повышения качества профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют:

- высокие результаты участия в профессиональных конкурсах различных уровней (11 раз педагоги становились победителями конкурса на денежное поощрение лучших педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений в рамках КЦП «Дети»; 2 воспитателя являются победителями краевого конкурса «Детские сады - детям»; 5 воспитателей являются финалистами городского конкурса «Воспитатель года»; 1 – победителем краевого конкурса «Воспитатель года - 2017» и др.);

-  активность педагогов в методической (100% педагогов представляют свой опыт на городских методических мероприятиях) и самообразовательной работе. 50% педагогов имеют публикации во всероссийских печатных педагогических изданиях, методических сборниках по итогам участия в городских и региональных научно-практических конференциях;

- намечающиеся изменения в мотивах их деятельности, освоение теоретических основ содержания современного дошкольного образования (100% педагогов прошли курсы повышения квалификации, 1 педагог обучается в ЛПИфСФУ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в  МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...

Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".

В статье представлен опыт организации развивающей предметно пространственной среды ДОУ, для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности....

Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".

Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирован...

Публикация в сборнике материалов городских педагогических чтений «Мирное разрешение конфликтов в образовательной организации: поколения в контакте»

В сборнике городских педагогических чтений «Мирное разрешение конфликтов в образовательной организации: поколения в контакте» представлены материалы из опыта   работы педагогов м...

"Обеспечение индивидуального подхода в музыкальном воспитании дошкольников" выступление на городских педагогических чтениях.

quot;Обеспечение индивидуального подхода в музыкальном воспитании дошкольников" выступление на городских педагогических чтениях....

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ –НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА.

Повышение качества образования, оптимизация технологий и способов организации образовательного процесса в настоящий момент ставят перед руководящими кадрами и педагогами образовательного учреждения но...