Коррекционно - развивающие занятия в средней группе с ТНР 4 - 5 лет 2019 -2020 у.г
материал (средняя группа)

Лобаева Наталья Викторовна

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитие психических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного школьного обучения детей  и самореализация их во взрослой жизни.

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5) характеризует возрастающая произвольность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия волевой сферы в процессах восприятия, памяти, внимания.

Цель программы: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию ребенка.

Задачи программы:

1.Развитие визуального, аудиального и тактильного восприятия.

2.Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу

3.Развитие наглядно – образного мышления.

4.Развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установление равновесия.

5.Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной, долговременной и ассоциативной.

6. Развитие зрительно-пространственной ориентации.

7.Развитие мелкой моторики руки.

8.Развитие концентрации и распределения внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ д/с  «Росинка»

______ И.М. Карачарскова.

«_____» сентябрь 2019 г.

Коррекционно- развивающая программа средней  группы компенсирующей направленности для детей ТНР.

Подготовил педагог – психолог: Лобаева Н.В.

п. Пионерский 2019 г.

Коррекционно- развивающая программа средней  группы компенсирующей направленности для детей ТНР.

Пояснительная записка

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитие психических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного школьного обучения детей  и самореализация их во взрослой жизни.

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5) характеризует возрастающая произвольность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия волевой сферы в процессах восприятия, памяти, внимания.

Цель программы: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию ребенка.

Задачи программы:

1.Развитие визуального, аудиального и тактильного восприятия.

2.Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу

3.Развитие наглядно – образного мышления.

4.Развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установление равновесия.

5.Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной, долговременной и ассоциативной.

6. Развитие зрительно-пространственной ориентации.

7.Развитие мелкой моторики руки.

8.Развитие концентрации и распределения внимания.

Содержание программы:

Запланировано 55 занятия, два раза в неделю. Занятие проводятся подгрупповое в кабинете педагога – психолога.

Тематический план:

Тема

Цель

Формы работы, упражнения.

Кол-во часов

Литература

Октябрь

Занятие

№ 1.

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Совершенствование навыков счета.

3.Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса)

3.развитие внимания и памяти.

4.Развитие и общей и мелкой моторики.

5.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

« Колобки»

«Цветные кубики»

«Сколько»

«Счет»

«Зевака»

15мин

Шарохина В.Л коррекционно- развивающие занятия.ст 70-74

Занятие № 2

1.Развитие зрительного восприятия (цвет, величина).

2.развитие мышления

3.развитие речи.

4. развитие внимания и памяти.

5. развитие общей и мелкой моторики.

6. воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

7.Воспитание нравственно-волевых качеств.

«Детские забавы»

«Зимние приметы»

 «Продолжи ряд»

 «Какой предмет лишний»

15 ин

Шарохина В.Л коррекционно- развивающие занятия ст 74-79

Занятие № 3

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

2.Развитие внимания и наблюдательности.

3.Развитие мышления и речи.

4.Развитие памяти.

5.Развиттие общей и мелкой моторики.

«Время года»

«осень»

«Детские забавы»

Учим стихотворение.

Игра «Что изменилось»

20 мин.

Шарохина В.Л коррекционно- развивающие занятия ст 79-83

Занятие № 4

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

2.Развитие внимания и памяти

3.развитие мышления и речи.

4.развитие двигательных навыков.

Зад «осень»

Упр Детские забавы»

Игра «Найди отличия»

Пальчиковая гимнастика

20 мин

Шарохина В.Л коррекционно- развивающие занятияст 83-86

Занятие № 5

1.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

2.Развития внимания  

3.Развитие мышления и речи.

4.Развитие воображения и творческого потенциала.

5.Развитие общей и мелкой моторики.

Упр. « Что где лежит»

Зад « Дорисуй круги»

Игра «Запомни»

«Дорисуй овал»

20 мин

Шарохина В.Л коррекционно- развивающие занятия ст87-90

Занятие № 6

1.Развитие слухового и зрительного  восприятия.

2.Развитие внимание и памяти.

3.Развитие мышления и речи

4.Развитие мелкой моторики.

Упр « Части суток»

Зад . «Ночь»

« ам»

«Запомни картинки»

20 мин

Шарохина В.Л коррекционно- развивающие занятия ст 90-94

Занятие № 7

1.Развитие зрительного и слухового восприятия.

2.Развития внимания и памяти.

3.Развитие мышления  и речи

4.Развитие общей и мелкой моторики.

Упр « Чего не хватает»

Зад « Есть ли у зайчиков домик»

Упр « Зеркало»

Пальчиковая гимнастика.

20 мин

Шарохина В.Л коррекционно- развивающие занятия ст94-98

Занятие № 8

1.Развитие зрительного и слухового восприятия.

2.Развитие внимания и памяти.

3.Развитие мышления и речи.

4.Развитие общей и мелкой моторики.

Зад « Найди и зачеркни»

Игра « Зевака»

Игра «Листопад»

Физ. Минутка

20 мин

Шарохина В.Л коррекционно- развивающие занятия ст98-101

Ноябрь Занятие №9

1.Развитие произвольного внимания.

2.Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики руки.

3.Развитие мышления

Упр « Заплатка»

Упр. «Бантики»

Упр. «Родовые понятия»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст35-36

Занятие №10

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Развитие логического мышления методом исключения.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Снежинки».

Упр «Кто лишний?»

Упр. «Дорожки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст38-39

Занятие №11

1.Развитие произвольного внимания.

2.Развитие координации движений.

3.Развитие наглядно образного мышления.

Упр. «Вазы»

Пальчиковая игра «Коза рогатая»

Упр. «Собери картинку»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст39-40

Занятие №12

1.Развитие произвольного внимания.

2. Развитие зрительного восприятия

Упр. « Заплатка»

Упр. «Одинаковые рисунки»

Упр. «Сравни рисунки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст44-46

Занятие №13

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2. Развитие логического мышления

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Яблоки»

Упр. «Что лишнее?»

Упр. «Дорожки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст46- 47

Занятие №14

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие произвольного внимания.

3.Развитие координации движений.

Упр. «Путаница»

Упр. « Заплатки».

Упр «Лошадки».

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст48-50

Занятие №15

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие произвольного внимания.

Упр.  «Заплатки»

Упр. «Вазы и цветы»

Упр. «Одинаковые рисунки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст53-55

Занятие №16

1. Развитие зрительного восприятия

2. Развитие координации движений

3. Развитие логического мышления

Упр. «Маски»

Упр. «Кулачок»

Упр. «Что лишнее?»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст 55-57

Декабрь Занятие №17

1.Развитие зрительно – пространственной ориентации.

2. Развитие произвольного внимания

3. Развитие логического мышления

Упр. « Кто где?»

Упр. «Одинаковые рисунки»

Упр. «Фрукты, овощи, ягоды»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст 58-60

Занятие №18

1. Развитие наглядно образного мышления.

2. Развитие моторики руки

3. Развитие логического мышления

Упр. «Собери картинку»

Упр. «Дорожки»

Упр. «Что лишнее?»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст61-62

Занятие №19

1.Развитие моторики руки.

2.развитие логического мышления

3. Развитие зрительно – пространственной ориентации.

Упр «Дорожки»

Упр. «Что лишнее?»

Упр. «Птички»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное 15-20 мин развитие детей 4-5 лет. Ст65-66

Занятие №20

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Развитие произвольного внимания.

Упр. « Сложи картинку»

Упр. «Мальчики»

Упр «Да или нет»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст67-68

Занятие №21

1.Развитие восприятия, обучение детей соотносить геометрические фигуры и предметы.

2.Развитие зрительно – пространственной ориентации.

3. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Упр. «Соедини рисунки»

Упр. «Лабиринт»

Упр.  «Покажи фигуру»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст 72-73

Занятие №22

1. Развитие логического мышления

2. Развитие моторики руки

3. Развитие координации движений

4.Развитие произвольного внимания.

Упр. « Лишняя картинка»

Упр. «Боровичок»

Упр. «Дорожки»

Упр. «Заплатки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст75-76

Занятие №23

1. Развитие произвольного внимания.

2.Развитие мышления.

3. Развитие восприятия

Упр. « Лабиринт»

Упр. «Холодно - жарко»

Упр «Сравни рисунки».

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст77-78

Занятие №24

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания

2. Развитие логического мышления

Упр. «Жирафы»

Упр. «Лишняя картинка»

Упр. «Рукавички»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст79-80

Январь

Занятие №25

1.Развитие зрительно- пространственной ориентации.

2.Развитие зрительной памяти.

3.Развитие восприятия.

Упр. «Лабиринт»

Упр «Запомни игрушки»

Упр. «Сравни игрушки».

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст81-82

Занятие №26

1.Развитие произвольного внимания.

2. Развитие моторики руки

3.развитие логического мышления.

Упр. «Дорожки»

Упр. «Заплатки»

Упр. «Что лишнее?»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст84-85

Занятие №27

1.Развитие мышления.

2.Развитие внимания и зрительного восприятия.

3.Развитие внимания.

Упр. «Зима»

Упр. «Одинаковые рисунки»

Упр. «Запомни слова»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст86-87

Занятие №28

1.Развитие внимания и зрительного восприятия.

2.Развитие логического мышления.

Упр. «Сложи картинку»

Упр. « Заплатки»

Упр. «Что лишнее?»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст88-89

Занятие №29

1.Развитие произвольного внимания .

2.Развитие мелкой моторики руки.

3.Развитие зрительной памяти.

Упр. «Одинаковые рисунки»

Пальчиковая игра «Пальчики»

Упр. «Запомни игрушки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст90-91

Занятие №30

1.Развитие логического мышления.

2.Развитие произвольного внимания.

3.Развитие наглядно- образного мышления.

Упр. «Что лишнее?»

Упр. «Хлопни в ладоши»

Упр. «Собери картинку»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст92-93

Занятие №31

1.Развитие произвольного внимания и зрительно-пространственной ориентации

2.Развитие мышления

Упр. «Скопируй точки»

Упр. «Зима и лето»

Упр. «Заплатки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст94-95

Февраль

Занятие №32

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие моторики руки.

3.Развитие координации движений.

Упр. « Домики».

Упр. «Зайки и ежик»

Упр. «Дорожки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст. 96-97

Занятие №33

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2. Развитие координации движений.

3.Развитие зрительно пространственной ориентации.

Упр. «Одинаковые фигуры»

Упр.  «Кошки»

Упр. «Цапля»

Упр. «Скопируй точки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст99-100

Занятие №34

1.Развитие зрительно – пространственной ориентации.

2.Развитие внимания.

3.Развитие моторики руки.

Упр « Кто где»?

Упр. «Лишняя картинка»

Упр. «Дорожки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст101-103

Занятие №35

1.Развитие зрительного восприятия.

2. Развитие координации движений.

3.Развитие логического мышления.

Упр. «Заплатки».

Упр. «Замок».

Упр. «Соедини пары».

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст104-105

Занятие №36

1.Развитие наглядно- образного мышления.

2.Развитие внимания и слухового восприятия.

3.Развитие логического мышления.

Упр. «Собери картинку».

Упр. «Кто плавает».

Упр. «Лишняя картинка».

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст105-107

Занятие №37

1.Развитие мышления.

2. Развитие координации движений.

3.развитие зрительно пространственной ориентации и мелкой моторики руки.

Упр. « Три медведя»

Упр. «Соедини пары»

Упр. «Лабиринт»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст108-110

Занятие №38

1.Развитие моторики руки

2.Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

3.развитие зрительно – пространственной ориентации.

Упр. «Обведи узор»

Упр. «Лишняя картинка»

Упр. «Цыплята»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст110-112

Занятие №39

1. Развитие зрительно пространственной ориентации и мелкой моторики руки.

2.Развитие мелкой моторики руки.

3.Развитие произвольного внимания.

Упр. «Лабиринт»

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик».

Упр. «Подбери картинки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст113-114

Занятие №40

1.Развитие логического мышления методом исключения «лишнего» предмета.

2.Развитие внимания

3.Развитие зрительного восприятия.

Упр. «Что лишнее?»

Упр. «Четыре стихии».

Упр. «Юбки и блузки».

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст.115-117

Март

Занятие №41

1. Развитие зрительно пространственной ориентации.

2.Развитие мышления

3. Развитие координации движений.

Упр. «Скопируй точки»

Упр. «Соедини пары».

Упр. «Два медведя»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст.117-119

Занятие №42

1.Развитие моторики руки.

2.Развитие логического мышления.

3.Развитие произвольного внимания.

Упр. «Обведи рисунок»

Упр. «Что лишнее»

Упр. «Грибочки».

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст.120-121

Занятие №43

1.Раззвитие восприятия, наглядно – образного мышления и мелкой моторики.

2.Развитие произвольного внимания.

3. Развитие внимания и слухоречевой памяти.

Упр. «Недостающие детали»

Упр. «Скопируй точки»

Упр. «Подпрыгни на месте».

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст.122-121

Занятие №44

1.Развитие логического мышления.

2. Развитие координации движений.

3. Развитие моторики руки

Упр. «Что лишнее?»

Упр. «Про бабку»

Упр. «Обведи рисунок»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст.124-125

Занятие №45

1.Развитие восприятия, наглядно- образного мышления и мелкой моторики.

2.Развитие произвольного внимания и слухоречевой памяти.

3.Развитие произвольного внимания.

Упр. «Недостающие детали»

Упр. «Хлопни в ладоши»

Упр. «Скопируй точки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст.126-127

Занятие №46

1.Развитие логического мышления методом исключения «лишнего» предмета.

2.Развитие моторики руки.

3.Развитие восприятия.

Упр. «Что лишнее?»

Упр. «Обведи рисунок»

Упр. «Сравни животных».

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст.128-129

Занятие №46

1.Развитие зрительно- пространственной ориентации и мелкой моторики руки.

2. Развитие координации движений.

3.Развитие произвольного внимания.

Упр. «Лабиринт»

Упр. «У оленя».

Упр. «Скопируй точки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст.131-132

Занятие №47

1.Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи.

2.Развитие логического мышления.

Упр. «Котята»

Упр. «Одинаковые рисунки»

Упр. «Соедини пары»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст.134-134

Апрель.

Занятие №48

1.Развитие восприятия, произвольного внимания.

2.Развитие зрительно – пространственной ориентации и мелкой моторики руки.

Упр. «Снежинки»

Упр. «Лабиринт»

Упр. «Скопируй точки».

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст135-137

Занятие №49

1.Развитие произвольного внимания.

2.Развитие мелкой моторики руки и координации движений.

3.Развитие зрительного восприятия.

Упр. «Расставь значки»

Пальчиковая игра «Большаку – дрова рубить».

Игра «Подбери картинку»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст137-138

Занятие №50

1.Развитие зрительно – пространственной ориентации и мелкой моторики руки.

2.Развитие логического мышления.

3.Развитие внимания и зрительно- пространственной ориентации.

Упр. «Лабиринт»

Упр. «Соедини пары».

Упр «Скопируй точки».

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст140-141

Занятие №51

 1.Развитие логического мышления методом исключения «лишнего» предмета.

2.Развитие моторики руки.

3.Развитие восприятия.

Упр. «Что лишнее?»

Упр. «Обведи рисунок»

Упр. «Сравни животных».

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст

Занятие №52

1.Развитие логического мышления.

2. Развитие координации движений.

3.Развитие внимания.

Упр. «Соедини пары»

Упр. «Елочки»

Упр. «Четыре стихии»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст142-143

Занятие №53

1.Развитие зрительно – пространственной ориентации.

2.Развитие произвольного внимания.

3.Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи.

Упр. «Лабиринт»

Упр. «Расставь знаки

Упр. «Ежата»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст144-145

Занятие №54

1.Развитие логического мышления.

2.Развитие моторики руки.

3.Развитие внимания и зрительного восприятия.

Упр. «Соедини пары»

Упр. »Обведи рисунок»

Упр. «одинаковые рисунки»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст147-148.

Занятие №55

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Развитие логического мышления.

3.Развитие кратковременной, долговременной слуховой памяти.

Упр. «Сложи картинку»

Упр. «Соедини пары»

Упр. «Запомни слова»

15-20 мин

Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Ст150-152

Планируемые результат:

1.Достаточный уровень развития объема, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания у ребенка данного возраста.

2.Достаточный уровень развития произвольного и непроизвольного внимания.

3.Достаточный уровень развития мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).

4.Достаточный уровень развития произвольной ассоциативной памяти (зрительную, слуховую, тактильную, моторную)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в средней группе «Колобок».

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для средней группы "Колобок"...

Коррекционно- развивающие занятия в средней группе

Сентябрь — время диагностики детей дошкольного возраста. В средней группе обследование начинается с диагностики уровня тревожности по методике, разработанной Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Определ...

Коррекционно - развивающие занятия в подготовительной группе 6 -7 лет 2019 -2020 у.г

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебн...

Коррекционно-развивающее занятие для средней группы "Изучаем наши эмоции и способы правильно их выражать"

Мною были разработаны и реализованы ряд занятий с использованием сказкотерапии, направленные на снижение уровня агрессивности детей 3-4 лет. Представляю занятие как опыт работы в данном направлении....

В. Л. Шарохина «Коррекционно – развивающие занятия в средней группе» (конспекты занятий)

В. Л. Шарохина «Коррекционно – развивающие занятия в средней группе» (конспекты занятий)...