Методическое сопровождение педагогов по организации межгруппового взаимодействия
методическая разработка

Современная система образования направлена на перестройку деятельности дошкольного учреждения, что предполагает поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса.  В соответствии с этим возникла необходимость  в пересмотре технологий, методов работы с детьми в условиях реализации образовательной программы.

Одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решение коммуникативных задач, обеспечивает успешную адаптацию в социокультурном пространстве.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей.

С целью развития коммуникативной самостоятельности и активности дошкольников используем одну из коммуникативных технологий межгрупповое взаимодействие.

Для эффективного внедрения межгруппового взаимодействия с дошкольниками необходимо было обеспечить методическое сопровождение педагогов. Сделать так, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участникам образовательного процесса.

В связи с этим была поставлена  цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации межгруппового взаимодействия как способа развития коммуникативной самостоятельности и активности детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»

Методическое сопровождение педагогов по организации межгруппового взаимодействия как способа развития коммуникативной самостоятельности и активности детей дошкольного возраста

(представление опыта на  городских педагогических чтениях «Педагогический поиск: от профессионального мастерства педагогов к образовательным результатам учащихся»)

Старший воспитатель

Петрова О.В.

г. Лесосибирск 2017

Современная система образования направлена на перестройку деятельности дошкольного учреждения, что предполагает поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса.  В соответствии с этим возникла необходимость  в пересмотре технологий, методов работы с детьми в условиях реализации образовательной программы.

Одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решение коммуникативных задач, обеспечивает успешную адаптацию в социокультурном пространстве.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей.

С целью развития коммуникативной самостоятельности и активности дошкольников используем одну из коммуникативных технологий межгрупповое взаимодействие.

Для эффективного внедрения межгруппового взаимодействия с дошкольниками необходимо было обеспечить методическое сопровождение педагогов. Сделать так, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участникам образовательного процесса.

В связи с этим была поставлена  цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации межгруппового взаимодействия как способа развития коммуникативной самостоятельности и активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • обеспечить сопровождение педагогов в процессе освоения технологии межгруппового взаимодействия в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста;
  • мотивировать педагогов на самостоятельный творческий поиск и использование новых форм работы в данной технологии;
  • обобщить и распространить опыт работы на муниципальном, краевом, федеральном уровнях;
  • поддержка и поощрение педагогов, проявляющих  активность в поиске и освоении новых педагогических идей.

Процесс внедрения инновации   будет эффективнее, если организаторами деятельности станут педагоги, что позволит создать  основу для формирования собственного опыта реализации новых идей, самостоятельное приобретение новых знаний, умений, проявления многообразных возможностей в педагогическом творчестве и  самосовершенствовании.

В связи с этим для оказания помощи в организации методического сопровождения педагогов была создана «Группа консультантов» из числа педагогов, обладающих умением анализировать, обобщать, проектировать.   Основная задача группы заключалась не в том, чтобы незамедлительно оказать прямую помощь педагогу  в преодолении определённых трудностей, а в том, чтобы направить к самостоятельному решению возникшей проблемы.

Функции «группы консультантов»: совместно со старшим воспитателем разрабатывает структуру организации межгруппового взаимодействия,   план работы методических мероприятий на учебный год; оказывает консультативную  и методическую помощь педагогам по вопросам организации форм межгруппового взаимодействия; помогает в обработке и редактировании методических разработок; формирует в методическом кабинете подборку материалов по итогам проведенных мероприятий; подводит итоги, представляя результаты на ежемесячных открытых дискуссиях в ДОУ по реализации технологии; участвует в мониторинги результатов деятельности.

Как  старший воспитатель координирую работу «группы консультантов» и педагогического коллектива в целом  по внедрению технологии. Совместная продуктивная работа с «группой консультантов» позволила разработать и внедрить в практику технологию межгруппового взаимодействия. В результате анализа психолого-педагогической литературы было сформулировано понятие.

Под межгрупповым взаимодействием  понимаем – взаимодействие детей разных возрастных групп в различных видах детской деятельности, что создает условие на уровне межгруппового общения расширять и обогащать опыт совместной деятельности, развивать детскую инициативу и самостоятельность.

Определили цель: создание условий для формирования самостоятельности и инициативы дошкольников через развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами межгруппового взаимодействия.

Основные функции межгруппового взаимодействия.

Образовательные –  через организацию образовательного процесса в новых нестандартных формах воспитанники имеют возможность получить разнообразную информацию от детей, других групп; проверить и уточнить свои представления на обсуждаемую тему; продемонстрировать свои умения в каком-либо виде деятельности, проявить инициативу.

Развивающие – связаны со стимулированием творчества дошкольников, поддержкой речевой инициативы каждого ребенка. Развитие способности к анализу информации, аргументированному доказательству своих идей, умение взаимодействовать в группе, команде; выступать публично.

Воспитательные – направлены на умение дошкольников согласовывать свою позицию с позициями других участников; воспитывать  внимательное отношение к сверстникам, младшим дошкольникам, близким людям; формировать уважительное отношение к мнению других детей, воспитывать толерантность. Использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано.

Уровни межгрупповой коммуникации в образовательной организации могут быть одного или разного возраста, в котором участвуют от 2-х до 4-х детских групп. 

Ребенок, готовясь к взаимодействию с другой детской группой, не только попадает в условия, стимулирующие его инициативу, творчество, но продемонстрировав свою роль, выступление или поделку детям других групп, получив поддержку, глубже осознает и чувствует свою социальную значимость. Ребенок получает опыт взаимодействия вне своей обычной группы, с менее знакомыми или незнакомыми до взаимодействия с детьми. Тем самым возрастает ресурс, обеспечивающий успешность его настоящих и будущих, в том числе школьных коммуникативных умений.

Тематика содержания межгруппового взаимодействия определяется комплексно-тематическим планом, актуальными событиями страны, сезонными периодами, традициями детского сада. Тема может быть любой, но такой, чтобы она давала возможность старшим и младшим найти свой интерес, новизну в процессе взаимодействия. Основу содержания  составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей.

Основная задача – это вовлечение всех детей в обсуждение темы, обмен мнениями, уточнение и согласование позиций, выработка единого подхода. Воспитатели объединяет детей вокруг общих интересов. Идея или проблема вносится в детскую среду с помощью разных ситуаций: изложение проблемы или описание конкретного случая; демонстрация сюжета по видео; обсуждение текущих новостей, праздников, событий; подведение итогов по определенной теме (поделиться приобретенным опытом с другими).

  В ходе общения - педагог своими вопросами  направляет мысль детей по определенному руслу, наталкивает на воспоминание, догадки, суждения, умозаключения. Активность воспитанников стимулируется вопросами: «Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? В какую группу пойдем или пригласим к себе?». 

  Подготовка в рамках взаимодействия осуществляется в парах, группах, индивидуально в зависимости от мероприятия (изготовление афиш, билетов; подготовка атрибутов игры; места для размещения детей, репетиция). Организуется обсуждение результатов подготовки (готовность принятия гостей или передачи опыта). Предоставляется возможность детям самостоятельно определить, кто и в каком количестве пойдет  в другую группу пригласить или отдать продукт деятельности, уточняются правила этикета.

При организации взаимодействия детей разного возраста используем разные формы:

«Игралочка» - взаимодействия детей разных возрастных групп в условиях разнообразных игр (сюжетно-ролевые, игры-состязания, подвижные игры);

«Минутки-обучайки» - для передачи опыта детей старших возрастных групп младшим в разных видах самостоятельной детской деятельности,  полученный опыт дети могут распространить в своей возрастной группе; «Добрые дела» - оказание помощи в режимных моментах детям младшего возраста мобильными по составу командами старших дошкольников;

«Социальные акции» - каждая возрастная группа в соответствии с возрастными возможностями реализуют одну цель, создается общий продукт (изготовление открыток, плакатов, оформление ДОУ к празднику). Организуются микро-группы из воспитанников разных групп, для реализации поставленных задач (разместить плакаты на улицах города, распространить открытки, буклеты, развесить кормушки);

 «Мы дружим со школьниками» - совместные мероприятия с выпускниками детского сада (спортивные состязания, викторины, игротеки, концерты).

 Данные формы работы позволяют организовать деятельность детей по выбору и интересам, способствуют формированию навыков партнерского общения. Дают практику работы в команде, развивают любознательность,  умение планировать свою деятельность, предоставляя  возможности для личностного роста каждого ребенка.

Очень важно при организации межгруппового взаимодействия согласованность между педагогами групп.

При запланированном взаимодействии: определить цели и задачи мероприятия; время проведения; разработать содержание и способы образовательных действий (подготовить материал, продумать место расположения  атрибутов, размещение детей); выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей; продумать занятость воспитанников в подготовке и проведении мероприятия.

При незапланированном межгрупповом взаимодействии по инициативе одного ребенка или подгруппы детей организуется обсуждение о проведении предложенной деятельности. С какой группой вы бы хотели поделиться опытом? Как узнать, что это будет им интересно? Когда можно пойти в другую группу? Воспитатель группы определяет возможность осуществления инициативы и оказывает косвенную помощь в ее подготовке (подключить  других детей, расширить опыт детей, апробировать внутри группы).

По итогам межгруппового взаимодействия организуется обсуждение. Предоставляется возможность каждому педагогу проанализировать мероприятие. Старший воспитатель или руководитель «группы консультантов» акцентирует внимание на общем результате работы, на активности каждого из участников, отмечает достоинства и недостатки, что необходимо для выстраивания дальнейшей деятельности.

При организации межгруппового взаимодействия  педагоги осуществляют наблюдение за детьми, фиксируют результаты в дневниках наблюдений. Анализ помогает выявить менее активных детей,  и построить дифференцированную работу через индивидуальный подход (вовлечение в деятельность через других детей, учет предпочтений и интересов, статус помощника воспитателя, статус капитана).

 Результаты реализации межгруппового взаимодействия:  

  • разработаны - методические рекомендации по использованию технологии  «межгруппового взаимодействия»;
  • 100% педагогов овладели и используют технологию «межгруппового взаимодействия»; трансляция и распространение опыта на разных уровнях (76,5%);
  • 65% педагогов проявили инициативу в творческий подход в реализации межгруппового взаимодействия;
  • созданы условия в группах: для поддержки стремления дошкольников активно вступать во взаимодействие с детьми разных возрастных групп; проявления инициативности, самостоятельности в различных видах детской деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое сопровождение педагогов по организации межгруппового взаимодействия как способа развития коммуникативной самостоятельности и активности детей дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» с тарший воспитатель Петрова О.В .

Слайд 2

Цель методического сопровождения: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации межгруппового взаимодействия как способа развития коммуникативной самостоятельности и активности детей дошкольного возраста. Задачи: обеспечить сопровождение педагогов в процессе освоения технологии межгруппового взаимодействия в образовательном процессе с детьми; мотивировать педагогов на самостоятельный творческий поиск и использование новых форм работы в данной технологии; обобщить и распространить опыт работы на муниципальном, краевом, федеральном уровнях; п оддержка и поощрение педагогов, проявляющих активность в поиске и освоении новых педагогических идей.

Слайд 3

совместно со старшим воспитателем разрабатывает структуру организации межгруппового взаимодействия, план работы методических мероприятий на учебный год; оказывает консультативную и методическую помощь педагогам по вопросам организации форм межгруппового взаимодействия; помогает в обработке и редактировании методических разработок; формирует в методическом кабинете подборку материалов по итогам проведенных мероприятий; подводит итоги, представляя их результаты на ежемесячных дискуссиях в ДОУ по реализации технологии; участвует в составлении аналитических справок и отчетов, мониторинге результатов деятельности. Функции «группы консультантов»

Слайд 4

Под межгрупповым взаимодействие понимаем взаимодействие детей разных возрастных групп в различных видах детской деятельности, что создает условия на уровне межгруппового общения для расширения и обогащения опыта совместной деятельности, развития детской инициативы и самостоятельности.

Слайд 5

Цель: создание условий для формирования самостоятельности и инициативы дошкольников через развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами межгруппового взаимодействия. Основные функции межгруппового взаимодействия: о бразовательные р азвивающие в оспитывающие

Слайд 6

взаимодействие групп одного возраста; уровень межгрупповой разновозрастной коммуникации. Уровни межгрупповой коммуникации

Слайд 7

комплексно-тематическим планом; актуальными событиями страны; сезонными периодами, традициями детского сада. Тематика содержания межгруппового взаимодействия определяется:

Слайд 8

« Игралочка»; «Минутки-обучайки»; «Добрые дела»; «Социальные акции»; «В гостях у театра»; «Мы дружим со школьниками». Формы межгруппового взаимодействия:

Слайд 9

Запланированное взаимодействие: определить цели и задачи мероприятия; время проведения; разработка содержания и способы образовательных действий. Характер взаимодействия между педагогами:

Слайд 10

Незапланированное межгрупповое взаимодействие (по инициативе одного ребенка или подгруппы детей): организуется обсуждение с детьми возможности проведения предложенной деятельности; в оспитатель группы определяет возможность осуществления инициативы и оказывает косвенную помощь в ее подготовке; с педагогами при утверждении плана межгруппового взаимодействия на учебный год учитывается возможность незапланированного взаимодействия; акцентируется внимание педагогов на том, что инициатива детей должна быть реализована.

Слайд 11

1. Определение темы. Воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов. Идея или проблема вносится в детскую среду с помощью разных ситуаций: изложение проблемы или описание конкретного случая; демонстрация сюжета по видео; обсуждение текущих новостей, праздников, событий; подведение итогов по определенной теме (поделиться приобретенным опытом с другими). 2. Определение основных задач. Активность воспитанников стимулируется вопросами: (Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? В какую группу пойдем или пригласим к себе?). 3. Распределение обязанностей в подготовке запланированной деятельности. Мотивирование на межгрупповое взаимодействие:

Слайд 12

работа в парах, группах, индивидуально в зависимости от мероприятия; обсуждение результатов подготовки с детьми; предоставление возможности детям самостоятельно определить, кто и в каком количестве пойдет в другую группу пригласить или отдать продукт деятельности; обсуждение правил этикета. Конкретные действия (подготовка) – осуществление намеченных планов

Слайд 13

Реализация и фиксация (фото, видео) позволяют педагогам создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы и корректировки. Анализ. Подведение итогов, в ходе которого предоставляется возможность каждому высказаться, обсуждение вариантов дальнейшей деятельности.

Слайд 14

р азработаны методические рекомендации по использованию технологии «межгруппового взаимодействия»; 100% педагогов овладели и используют технологию «межгруппового взаимодействия»; 65% педагогов проявили инициативу и творческий подход в реализации межгруппового взаимодействия; т рансляция и распространение опыта на разных уровнях (ТМО КТ (42% педагогов), публикация в журнале «Дошкольное воспитание»); с истематизирован материал (сценарные разработки, структура проведения, фотоматериалы, видеосюжеты); с озданы условия для поддержки стремления дошкольников активно вступать во взаимодействие с детьми разных возрастных групп; проявления инициативы, самостоятельности в различных видах детской деятельности. Результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет: к постановке проблемы

В данной статье поднимается проблема методического сопровождения педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет....

Методическое сопровождение педагогов в организации культурных практик детей старшего дошкольного возраста

Современные процессы модернизации образования выдвигают первый план формальную принадлежность к профессии, занимаемую им активную позицию, личное отношение педагогическому труду. в развитии обр...

Методическое сопровождение педагогов в организации питания дошкольников

В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека. Поэтому организация рационального питания детей является одной из важных зада...

Проект методического сопровождения педагогов в организации сюжетно-ролевой игры дошкольников

Проект методического сопровождения педагогов направлен на обогащение компетентности педагогов в организации сюжетно-ролевой игры дошкольников. В проекте представлены мероприятия, формы проведения и ме...

Методическое сопровождение педагогов по организации детского исследования как метода познания в ДОУ

Для успешной реализации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду и организации работы педагогического коллектива в режиме развития, была разработана система методической работы, кот...