Главные вкладки

    Инклюзивный подход к обучению и воспитанию детей с различными образовательными возможностями в условиях детского сада.
    материал

    Арнаутова Людмила Викторовна

    Сложившиеся к настоящему времени социальные отношения далеки от гармоничных. Это несовершенство проявляется в делении детей на «нормальное большинство» и «ненормальное меньшинство», изоляции их друг от друга и лишения их возможности полноценного общения. В области образования, в частности, такая дисгармония выражается в разделении массовой и специальной образовательных систем.

       В основу инклюзивного подхода положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon inklyuzivnyy_podhod_v_dou.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Арнаутова Людмила Викторовна, учитель-логопед

    МБДОУ детский сад №27 «Сказка» МО г.Саяногорск

    Инклюзивный подход к обучению и воспитанию детей с различными образовательными возможностями в условиях детского сада.

    Сложившиеся к настоящему времени социальные отношения далеки от гармоничных. Это несовершенство проявляется в делении детей на «нормальное большинство» и «ненормальное меньшинство», изоляции их друг от друга и лишения их возможности полноценного общения. В области образования, в частности, такая дисгармония выражается в разделении массовой и специальной образовательных систем.

       В основу инклюзивного подхода положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении и воспитании. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в образовательных учреждениях, и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

       Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

    Общение является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие личности. Дети с ограниченными возможностями здоровья в большей мере, чем их сверстники с нормой здоровья, испытывают трудности в общении. Нарушения общения в совокупности порождают проблемы, связанные с успешностью социальной адаптации в обществе. Таким детям сложно установить контакты с окружающими людьми. Дети не уверены в себе, ощущают беспокойство, неудовлетворенность собой и окружающим миром.

    Формирование и закрепление социально-коммуникативных умений и навыков, обогащение их опыта общения, особенно для детей дошкольного возраста, происходит значительно успешнее с помощью игры, т.к. для этого возраста игра является средством коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в игре, чем в словах, поскольку в игровой деятельности чувствуют себя более комфортно. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровое действие  предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова, поэтому, используя игру, ребенок выражает то, что переживает. В игре дети получают возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения.

    Игра увлекает детей и лично затрагивает каждого из них, педагоги также становятся  непосредственными участниками. В связи с этим мы используем такие организации учебно-воспитательных мероприятий, как совместные досуги с коррекционной тематикой.  В досугах, где ребенок, играя в соответствии с правилами, усваивает  новые  знания и учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми, имеет возможность выбирать себе вид деятельности для реализации своих замыслов. Новый опыт, приобретенный в игре, становится личным достоянием ребенка, предусматривает увеличение словарного запаса, развитие речевых навыков, памяти, мышления, восприятия и, в целом, развитие деятельности и сознания детей. Перенос усвоенного опыта является важным показателем творческой активности ребенка.

    Для создания психического комфорта в досугах мы используем все виды игровой деятельности - дидактические, подвижные, предметные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые. Совместные развивающие игры являются ценным средством инициирования  умственной активности детей, активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. В совместной деятельности ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует, делает обобщения и перенимает положительный опыт общения. Многие игры, предложенные педагогами, требуют не только умственных, но и волевых усилий, организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, что эффективно формирует социально-коммуникативные навыки у детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно для детей с ЗПР.

    Также для детей   актуальны игры подвижного характера, т.к. подвижная игра – это важное средство воспитания и физического развития детей, и одно из любимых и полезных занятий. В ее основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенных целей. Совместные подвижные игры влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных и социальных задач физического воспитания.

    Совместная игровая деятельность в условиях инклюзивного подхода становится средством коррекции – исправления, частичного изменения неправильно сформированного в ребенке психического процесса и личностного качества, а для детей с нормой развития средством воспитания нравственных, толерантных чувств ребенка.

    Таким образом, положительный результат в формировании навыков общения и организации коррекционной работы в совместной игровой деятельности, позволяет нам воспитывать и развивать качества, имеющие большое значение для общего развития, способствовать всестороннему формированию личностных качеств.

    Приложение.

    Сценарий развлечения для детей «Разноцветные сказки»

    Цель: Формирование цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности.

    Задачи:

    Образовательные: закреплять  название цветов у детей с нормальным развитием и детей с ОВЗ, уметь соотносить цвет с его названием, обогащать словарный запас.

    Коррекционно-развивающие: развивать  зрительное, слуховое восприятие, внимание, общую моторику, мыслительную деятельность.

    Воспитательные: проявлять толерантность по отношению к друг другу.

    Оборудование: сменяющиеся занавесы по цвету, кубик с разноцветными гранями, лепестки красного, желтого, зеленого, оранжевого, синего цвета.

    Магнитофонная запись песни «Разноцветная игра», сундук с раскрасками по количеству детей, приглашение.

    Предварительная работа: Разучивание логоритмичных упражнений, текстов для хороводной игры.

    Персонажи: Гном – воспитатель

    Принцесса – воспитатель

    Нептун  - воспитатель

    Фея – девочка с общеобразовательной группы

    Лисичка - девочка с общеобразовательной группы

    Лягушонок – мальчик с общеобразовательной группы

    Ход

    Дети заходят в зал под песню «Разноцветная игра» (автор текста Рубальская Л., автор музыки Савельев Б.)

    Ведущий: Ребята сегодня у нас большая радость. Нам прислали приглашение в удивительную страну – мир разноцветных красок. А хотите узнать, кто нас туда пригласил? Приглашение от его величия принцессы Радуги, она управляет всеми красками цвета. Все ее любят и дружат с ней, поэтому в ее дворце всегда царит радость, веселье и много музыки, и разноцветья, а ещё она решила вам сделать подарок.

    Подарок тот лежит на дне

    В ее волшебном сундуке

    Открыть сундук поможет, дети

    Волшебный цветик - разноцветик.

    Как лепесточки соберете,

    Подарок вы тот час найдете!

    Ведущая: Вот так принцесса, задала нам задачку! Сундучок стоит, на нем замок весит. А замок – то и вправду не простой это же сердцевина цветочка. Как же мы найдем разноцветные лепесточки?

    Звучит музыка заходит гном

    Гном:

    Ребятишечки, друзья!

    Всех приветствую Вас я!

    Я – Гном, добрый друг

    И я знаю все вокруг.

    Ведущий: Дорогой Гном, может, ты нам подскажешь, как найти разноцветные лепесточки?

    Гном: Так у меня есть волшебный кубик! Каждая сторона имеет свой цвет. Вы будите бросать его по очереди и соберете все лепестки. А ещё вы сможете побывать в разноцветной сказке. В добрый путь, друзья!

    По лесной тропинке в сказку мы пойдем

    (Шагают друг за другом)

    Цветик – разноцветик быстро соберем

    Веточки березы ( качают поднятыми руками)

    Ласково шуршат ( трут ладошкой о ладошку)

    Разноцветная сказка принимай ребят! (кланяются)

    Где ты лепесточек? ( Выглядывают поочередно из – под правой и левой руки)

    Помоги цветок собрать, все загадки отгадать! ( Хлопают в ладоши)

    Ведущий: Ну, что бросаем кубик?

                          Дальнейший ход развлечения зависит от выпавшего на кубике цвета

    Ведущий: Ребята какой цвет у нас выпал? ( желтый)

    Появляется ширма с желтыми цветами. Звучит музыка входит девочка, одетая в желтое платье.

    Фея: Здравствуйте ребята, я – пришла из желтой сказки.

    Здесь желтое солнце на землю глядит,

    Желтый подсолнух за солнцем следит

    Желтые груши на ветках весят.

    Желтые птенчики звонко пищат.

    Желтая бабочка, желтая букашка,

    Желтые лютики, Желтая ромашка,

    Желтое солнышко, Желтенький песочек.

    Желтый цвет радости, радуйся дружочек!

    Фея: Ребята, а вы хотите поиграть со мной в игру? ( да )

    Сейчас мы будем собирать солнышка частички, будто в книжечке странички.

    Проводится игра – эстафета, чья команда быстрее соберет разрезные картинки с изображением солнца.

    Фея:

    Молодцы ребята, вот и солнце к вам пришло,

    Светит ярче всем оно.

    Желтый лепесточек вам дарю,

    И вас всех благодарю!

    Ведущий: Ребята, посмотрите, выпал синий цвет, как бескрайнее море.

    Появляется занавес на нем нарисовано море, синяя лодка, и рыбы. Звучит тревожная музыка, в зал входит Нептун.

    Нептун:

     Кто нарушил мой покой?

    Кто устроил шум и вой?

    Из моих владений прочь!

    А то не то наступит ночь,

    Захочу, и вас к утру

    Всех с лица земли сотру.

    Ведущая:

    В синею сказку пришел детский сад

    Посмотри ты на ребят!

    Ты на нас не сердись,

    А получше разберись.

    Нептун:

    Гордый я морей властитель,

    Рыб, Дельфинов, повелитель,

    Вам устрою состязание,

    Ум проверю и старание!

    Нептун: Сейчас  я поиграю с вами в игру « Удочка»

    Дети строятся в круг. Нептун в центре держит « Удочку» (веревку с привязанным к одному концу мешочек с песком). Он начинает кружить веревку примерно на высоте 15 см от полы, дети пытаются перепрыгнуть через нее, тот, кому это не удаётся считается пойманным.

    Нептун: Молодцы! Ловкие вы ребята! В своих волнах синего моря я нашел синий лепесток. Дарю его вам!

    Следующий выпадает оранжевый цвет. Появляется занавес- лес с оранжевыми листьями.

    Ведущий: Ребята, как по-другому можно назвать оранжевый цвет? (рыжий). Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой? (Лиса) Назовите сказки,  в которых мы можем встретить лису.

    Дети перечисляют сказки: « Теремок», « Колобок», « Заюшкина избушка» и т.д.

    Воспитатель надевает на голову одной из девочек шапку лисы.

    Лиса:

    Я лисичка, я сестричка, Я хожу не слышно.

    Рано утром на прогулку погулять я вышла.

    Хвостик рыжий у меня, шерстка золотая,

    Посмотрите, вот какая я – краса лесная!

    Ведущий: Лисичка - сестричка поиграй с ребятами.

    Проводится игра « Рыжая лисичка» Дети убегают от лисички, лисичка догоняет.

    Ведущий:

    Вот сидит Лисичка – рыжая сестричка,

    Притворилась, будто спит, а сама на нас глядит.

    Ты, лисичка, не гляди, а попробуй, догони.

    Ведущий: Лисичка, понравилось играть с ребятами?  

    Лиса: Игра была чудесная – я вас благодарю! И лепесток оранжевый от всей души дарю!

    Ведущий: Спасибо, тебе лисичка, а нам дальше пора.

    Появляется занавес -  зеленый лес и болото.

    Ведущий: ну вот мы и попали в зеленый лес, а в лесу то зелено - призеленно.

    Зеленеют все опушки, Зеленеет пруд,

    И зеленые лягушки песенку поют:

    Зелены мы как трава, наша песенка «ква-ква».

    Ведущий: Ой, а кто тут сидит?

    Выходит ребенок в костюме лягушонка

    Лягушонок:

    В болоте под кустом живу я лягушонок.

    Здесь мой родной, зеленый дом

    С кроваткой и подушкой

    Люблю я мутный водоем

    Закаты там встречаю

    Варю я суп из комаров

    С друзьями здесь играю!

    Ведущий: Ребята, а вы хотите превратится в веселых лягушат? Тогда повторяйте за мной!

    Вправо – прыг, влево - прыг.

    И потерли ушки.

    Мы теперь не дети, мы теперь лягушки!

    Проводится игра «Веселые лягушки» (выбирается цапля, которая садится на пенек и «спит»

    На старой кадушке плясали лягушки, ( дети свободно прыгают по всему залу)

    Зеленые ушки (приставляют ладошки с растопыренными пальцами к ушам)

    Глаза на макушке (Соединяют большие и указательные пальцы, изображают круглые глаза)

    То в вальсе кружились, то твист танцевали, (характерные для этих танце движения)

    То лапки на пятку с хлопком выставляли, цапля, не спи, ( грозят пальцем)

    Цапля, вставай! Всех лягушат поскорей догоняй!

    Лягушка:

    Подарю ребятам я зеленый лепесток,

    Что бы вы быстрей собрали ваш цветок!

    Ведущая: Ребята, а сейчас какой цвет выпал? ( Красный)

    Появляется занавес – полянка с красными цветами, земляникой и мухомором.

    Ведущий:

    Красное, красное всё вокруг прекрасное.

    Девочки платочки красненькие взяли,

    По малину в сад пошли,

    Хороводом встали,

    Мальчики в красные трещотки заиграли

    Красное- красное, всё вокруг прекрасное!

    Девочки исполняют хоровод «По малину в сад пойдем».

    Ведущий: Ребята, пока вы танцевали, вырос на полянке аленький цветочек, смотрите да он же волшебный! 

    Незаметно снимается скрепка,  которой скреплены лепестки цветка, цветок «Раскрывается», внутри него оказывается красный лепесток.

    Ведущий: Ну, вот ребята, мы собрали с вами все лепесточки. Давайте выложим все лепестки в замке.

    Дети выкладывают все лепестки.

    Ведущий: Ребята, понравилось вам путешествие по волшебной сказке? Ну что открываем сундук?

    В сундуке записка и раскраски.

    Есть ещё цветов не мало,

    Правда, хватит для начала,

    К знаньям долгая дорожка,

    Подрастешь ещё немножко,

    Расскажу я про оттенки,

    Странный цвет молочной пенки,

    И про розовый рассвет,

    И про серого мышонка,

    Про малиновый жакет,

    Про коричневого мишку,

    Бежевую елки шишку…

    А сейчас, малыш, бери

    Свои кисточки и краски,

    Как художник ты твори

    В своей маленькой раскраске!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система обучения и воспитания детей с особыми образовательными возможностями на современном этапе.

    В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с отклонениями в развитии значительно возрос. ; во многом способствует деятельность таких международных организаций, как ООН. Всемирная организац...

    Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

    Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...

    Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

    В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...