Выстраивание модели внутренней системы оценки качества дошкольного образования
учебно-методический материал

Мельниченко Надежда Александровна

 

       Обеспечение качества дошкольного образования и функционирования системы его внутреннего мониторинга - обязательный объект контроля региональных надзорных органов.  Это обозначено  в  законодательных актах  Правительства РФ. Но следует отметить, что ни в одном из  документов  нет конкретных требований к порядку и содержанию системы внутренней оценки  качества образования в образовательном учреждении. Поэтому сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять и порядок, и содержание  ВСОКО с учетом своей специфики и  реализовывать его  оно  должно своими силами.

          Определить качество образования в вашем дошкольном образовательном учреждении – значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в ФГОС ДО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Выстраивание модели внутренней системы оценки качества дошкольного образования»

Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мы еще раз поговорим с вами о ВСОКДО, хочу представить вам  модель функционирования ВСОКДО в нашем детском саду. Вначале, давайте вспомним, что такое качество образования?

Качество образования – соответствие достигаемых образовательных результатов установленным требованиям (стандарта, ФГОС ДО) и ожидаемым потребностям (родителей, детей, педагогов, общества). Критериями качества являются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

         Согласно  статье 28 ФЗ «Об образовании в Российской федерации», определяющей  «Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации» к компетенции образовательной  организации относится проведение самообследования и  обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.

   Это означает, что создание и обеспечение функционирования внутренней системы оценки  качества образования - не право образовательной организации, а её обязанность.

       Обеспечение качества дошкольного образования и функционирования системы его внутреннего мониторинга - обязательный объект контроля региональных надзорных органов.  Это обозначено  в  законодательных актах  Правительства РФ. Но следует отметить, что ни в одном из  документов  нет конкретных требований к порядку и содержанию системы внутренней оценки  качества образования в образовательном учреждении. Поэтому сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять и порядок, и содержание  ВСОКО с учетом своей специфики и  реализовывать его  оно  должно своими силами.

          Определить качество образования в вашем дошкольном образовательном учреждении – значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в ФГОС ДО.

Соответствует – значит, образование качественное.

Соответствует в какой-то степени – значит, образовательное учреждение  на пути к достижению качества.

Выстраивая систему работы по внутренней оценке качества образования в своем детском саду, мы попытались дать ответы на следующие вопросы:

Чтобы получить нужную и достоверную информацию о МБДОУ:

Какие данные необходимы?

Как их получить?

Каким образом их можно использовать?

При ответе на первый вопрос важно понять, что данные должны характеризовать?

Здесь можно руководствоваться параметрами, определенными ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» в рамках проекта «Доработанная модель проведения процедур оценки качества дошкольного образования» (2013 г.), по заказу министерства образования РФ.

Второй вопрос, как правило, наиболее сложный. Для ответа на него нужна тщательная детализация происходящих в МБДОУ процессов. Хорошей базой для создания системы внутренней оценки качества дошкольного образования могут стать: приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 "Об утверждении показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию"; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»; разные формы отчетности 85-к, муниципальное задание и др.

   Они помогут определить показатели мониторинговых исследований и критерии их оценки. Формирование перечня показателей ВСОКО осуществляется на основе определенных правил и с учетом особенностей ОО.

Как только данные собраны, необходимо ответить на третий вопрос: «Каким образом их использовать?».  Иначе говоря, данные должны помочь руководителю ДОУ принять правильные управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности учреждения, и чем достовернее будет информация, тем адекватнее принимаются управленческие решения.

      Использование результатов оценки качества образования

  Информация о качестве образования, его динамике, перспективах развития предназначена для использования различными целевыми группами, в соответствии с имеющимися полномочиями и интересами в сфере образования.

 Воспитанники:

  • диагностика проблем в обучении, определение мер по их преодолению;
  • корректировка образовательного процесса;
  • разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов

  Родители:

  • получение полной и достоверной информации о результатах обучения детей;
  • корректировка основной образовательной программы на основе образовательных запросов;
  • участие в управлении образованием

  Педагоги:

  • меры по организации повышения квалификации;
  • корректировка программ индивидуального профессионального развития

  Учреждение:

  • оценка деятельности образовательной организации с целью корректировки программы развития.

    Основной процедурой, дающей возможность собрать наиболее полную и достоверную информацию в максимально короткие сроки, является, как вы знаете, мониторинг. Что же такое мониторинг? (Сбор, обработка, хранение и распространение информации о деятельности МБДОУ, обеспечивающее непрерывное наблюдение за состоянием ОО).

Мониторинговые исследования в нашем МБДОУ проходят с опорой на  разработанные нами положения:

- о педагогическом мониторинге детского развития;

- о порядке проведении самообследования;

- о ВСОКДО, в приложении к данному положению  определены   основные  направления, объекты  внутренней оценки  качества  образования, методы и источники получения информации, указаны сроки и ответственные лица.

№ п/п

Критерий (индикатор):

Объект анализа, оценки

Методы, источники получения информации

Сроки

Ответственные

Выбранные нами направления определяют критерии и показатели мониторинга:

-качество условий (в соответствии с ФГОС);

-качество процесса (профессиональное мастерство педагогов, удовлетворенность родителей как заказчиков образования, уровень эмоционально - психологического благополучия воспитанников, степень социально - психологической адаптации);

-качество результата (усвоение воспитанниками  образовательной программы, уровень психологической готовности к школе, степень адаптации к обучению в школе, результаты коррекционной работы, участие воспитанников в конкурсах).

Основными принципами, обеспечивающими эффективность  внутреннего мониторинга качества образования ДОУ, являются приоритет управления, целостность, оперативность, информационная открытость.

Для сбора  обработки и накопления информации нами используются  разнообразные методы, обеспечивающие   её полноту,  объективность,  точность,  своевременность,  доступность,  непрерывность (на экране).

Руководство деятельностью по внутренней оценке качества образования осуществляет заведующая МБДОУ в соответствии со своими должностными обязанностями.

Для проведения конкретного вида мониторинга создаются мониторинговые группы.  Состав группы определяется в зависимости от содержания мониторинга. В неё могут входить представители от администрации ДОУ, опытные педагоги, медицинские работники, представители родительской общественности, специалисты ДОУ.  Проект плана-задания к мониторингу составляется руководителем мониторинговой группы. В нем  указываются направления деятельности, методы мониторинга, сроки выполнения и формы отчетности, распределяются обязанности между членами группы. (Н-р: в ноябре-декабре 2018года в МБДОУ был проведен мониторинг  выполнения муниципального задания (оценка качества предоставляемых образовательных услуг и услуги  «присмотр и уход»).  Заведующей МБДОУ был издан приказ, в котором указывался состав ответственных лиц мониторинговой группы за проведение тех или иных исследований, сроки проведения мониторинга, предоставления информации, ее обработки  и формирование отчета. В работе использовались методические рекомендации …. Если говорить о предложенной  анкете уровне удовлетворенности родителей качеством предоставляемых муниципальных услуг, она нами была переработана, поскольку, она расчитана в большей мере на родителей детей дошкольных групп (в ДОУ дети раннего возраста).

   Уважаемые коллеги, хочу еще раз остановиться на педагогической диагностике.

 Главная цель которой (диагностического обследования) – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и  реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.

        Установлена следующая периодичность исследований – 2 раза в год (сентябрь, май):

Возможен дополнительный анализ (в январе месяце) особенностей того или иного ребенка.

Обработанные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год, выведения годовых задач  и основой для рабочей программы педагога. 

 Диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта.

Программа предоставляет организации право САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора инструментов педагогической диагностики. Поэтому, используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки, Интернет ресурсы, каждое ДОУ должно создать свою систему мониторинга. Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т.п.) может быть утвержден педагогическим советом.

 Рассмотрим процедуру диагностики в соответствии с ФГОС ДО. 1-ый шаг.

        Диагностику учебно-воспитательного процесса проводят воспитатели, узкие специалисты - музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Диагностику состояния психических процессов проводит педагог-психолог, состояния физического здоровья осуществляет медицинский персонал ДОУ. Педагоги совместно со старшим воспитателем изучают показатели  уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направления их реализации.

          В качестве основных методов на практическом этапе, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, используются:

- наблюдение

- изучение продуктов деятельности детей

- несложные эксперименты

- нестандартизованные беседы

- диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

      Систематические наблюдения проводятся в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении: в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и разных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.).

 Воспитатели и узкие специалисты заносят  результаты обследования в таблицу или индивидуальную карту развития ребенка.

Однако, если значительная часть воспитанников показывает плохую картину индивидуального развития, то причиной может быть хаотичная организация образовательного процесса.

Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для ведения учета результатов освоения детьми ООП ДОУ.

 Педагог на обратной стороне таблицы указывает проблемы конкретных детей по именам и критерий с низким средним балом по группе с целью корректировки образовательного процесса на учебный год –  в таблице виден проблемный критерий.

В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития.

 и оценивают единую картину в возрастной группе в целом. Делают выводы и разрабатывают своевременные коррекционные действия.

          В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.

3-ий шаг. Старший воспитатель на основе выводов педагогов составляет аналитическую справку, в которой выявляются причины недостаточно высокого уровня освоения программного материала по образовательным областям, На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются  рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом совете.

         Диагностический материал хранится в методическом кабинете, выдается только на время проведения обследования.

Одним из направлений оценки качества образования в нашем ДОУ являются оценка профессионального уровня педагогов ДОУ.

В мониторинг динамики роста профессионального мастерства педагогов ДОУ мы включили следующие критерии:

1.Педагогическая грамотность (знание и владение методикой дошкольного воспитания, организация педагогического процесса с учетом требований ФГОС ДО и норм Сан Пина, обоснованность использования новых технологий и инноваций);

2.Психологическая грамотность (знание психо-физических особенностей детей своей группы и построение педагогического процесса с учетом этих знаний);

3.Активность (активное участие в жизни ДОУ, мероприятиях различного уровня, т.е. инициативность, направленная на повышение рейтинга детского сада);

4. Культура ведения документации (аккуратность, системность, качество);

5.Результативность деятельности (освоение ООПДО детьми и сформированность компетентностей у детей, удовлетворенность родителей качеством образования в ДОУ, и предоставляемыми им услугами в возрастной группе).

Разносторонность направлений сбора информации позволяет выстроить деятельность методической службы ДОУ таким образом, чтобы обеспечить каждому педагогу возможность профессионального роста, что положительно сказывается на качестве воспитательно – образовательного процесса в учреждении в целом.

В мониторинге развивающей предметно-пространственной среды мы обозначили три основных позиции и разработали для них оценочный инструментарий:

     -оценка развивающей предметно-пространственной среды с позиции психогигиены и здоровьесбережения;

      -оценка принципов построения и развивающей направленности среды;

      -оснащение центров развития и игры детей в группах.

Мониторинг семьи направлен на создание эффективной системы взаимодействия с родителями воспитанников с целью максимального удовлетворения    их образовательных и оздоровительных запросов в отношении своих детей.

Для того чтобы оценка, которую дают родители, была максимально достоверной и объективной необходимо создать условия для информирования родителей о деятельности учреждения, сделать её открытой и доступной, дать возможность родителям быть не только наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса.    

Вся информация о деятельности детей, о делах, происходящих в детском саду открыта и доступна родителям. Этому способствует своевременное оповещение о проводимых мероприятиях через рекламу, объявления, индивидуальные приглашения, информационные стенды, родительскую газету «Тополек», официальный сайт МБДОУ.

Информационно-коммуникативное сопровождение мониторинговых исследований:

 -составление диаграмм, подсчет данных в программе ХL;

-создание электронных опросников для родителей и педагогов на сайте Surveyplanet.сom. Родителям или педагогам делается рассылка,  пройдя по которой они в электронном варианте могут заполнить анкеты, здесь же происходит обработка данной информации и ведется подсчет данных и  выдается готовый результат, что экономит наше время и создает определенные удобства для включения в опрос  участников образовательных отношений.

Конечно же, при апробировании, реализации ВСОКО ДО возможны определенные риски, которые необходимо заранее прогнозировать. Представляю вашему вниманию  таблицу возможных рисков и способов их преодоления.

 

Возможные риски при реализации модели ВСОКО ДО, пути их преодоления

Возможные риски

Способы преодоления

Нормативная база для реализации ВСОКО недостаточно полная

Разработка нормативной базы (положений, локальных актов, инструкций) для реализации всех элементов ВСОКО

Недостаточный уровень компетенции педагогических работников в области осуществления оценочной деятельности

Повышение квалификации по вопросам мониторинга и оценки качества образования

Недостаточный уровень мотивации включения педагогических и административных работников в процесс разработки и реализации ВСОКО

Совершенствование системы стимулирования педагогических работников учреждения

   Собранные материалы по мониторингу оформляются в виде сравнительных таблиц, схем, диаграмм, систематизируются по направлению собираемой информации. По каждому направлению делаются выводы, оформляются  аналитические справки, вырабатываются рекомендации, проводятся заседания педагогических советов, административные совещания,  при необходимости принимаются управленческие   решения, оформляются приказы.                                                                                  

Вывод: в заключении, хочется сказать, что именно внутренняя система оценки качества образования помогает дошкольному образовательному учреждению при минимальных затратах: человеческих, временных, процессуальных, получить достоверную и своевременную информацию о состоянии своей текущей деятельности, вовремя скорректировать ее для достижения необходимого качества образования.

Отчетные концерты и открытые показы делают жизнь детского сада ближе, рассказывают об успехах и достижениях детей, об интересных находках специалистов в работе с детьми.

           

Особой формой информирования родителей о деятельности ДОУ является день открытых дверей. К нему весь коллектив готовится с особой тщательностью. Выбираются наиболее интересные формы, методы и приемы работы с детьми, с тем, чтобы родители смогли увидеть насколько разносторонен и разноплановен  образовательный процесс современного детского сада.

Конечно же, нельзя обойти вниманием такой важный современный источник информации для родителей, как официальный сайт ДОУ, который делает жизнь дошкольного учреждения открытой, обеспечивает быструю обратную связь. Информация на сайте обновляется ежедневно и позволяет родителям быть в курсе всех событий происходящих в ДОУ, знакомиться со всеми документами, нормативно - правовой базой дошкольного учреждения.

В течение ряда последних  лет стало традицией проводить  в конце учебного года  публичный отчет с участием общественности. Неотъемлемой частью публичного отчета являются видеозарисовки из жизни детского сада, что позволяет еще раз продемонстрировать родителям, чем живут и занимаются их дети в детском саду.

И именно внутренняя система оценки качества образования  помогает дошкольному образовательному учреждению при минимальных затратах: человеческих, временных, процессуальных, получить достоверную и своевременную информацию о состоянии своей текущей деятельности, вовремя скорректировать ее для достижения необходимого качества образования.

       

Все обозначенные позиции  фиксируются  в  программе  внутренней системы оценки качества образования, которая  представляет собой документ, определяющий направления ВСОКО, исчерпывающий систематизированный перечень объектов и характеризующих их показателей. В отношении каждого показателя указаны используемые методы и средства сбора первичных данных, периодичность сбора этих данных, их обработки и предоставления результатов указанной обработки и конкретные исполнители.

Решение  задачи  «Формирование активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей», способствует вовлечению родителей в образовательный процесс детского сада, что позволяет увидеть его изнутри, встать на позицию педагогов, почувствовать значимость всего, что происходит с их ребенком.  У нас стали традиционными  следующие формы работы:

- Конкурс «Ключик семейного счастья», который  проводится в течение года и имеет свои этапы: «Умелые ручки»,  «Отец – молодец детского сада», «Мамы всякие важны», «Минута славы», «Папа, мама, я – Здоровая семья».   По результатам всех  мероприятий, прошедших в течение учебного года, выбирается семья года.  

- Работа  детско- родительских клубов, проводимых специалистами ДОУ - это уникальная возможность симбиоза задач просвещения родителей, активизации их собственного педагогического опыта и вовлечения их в образовательный процесс детского сада;

           

- «Сладкий вечер» -  совместные чаепития, праздники, развлечения, на которых родители являются не только «зрителями», но и активными участниками, которые играют, танцуют и поют песни вместе со своими детьми.

- Родительские мастер – классы, в процессе которых родители приходят в группу и делают с ребятами то, что хорошо умеют делать сами:

         

- Семейные проекты, позволяющие объединить интересы и усилия детей и родителей, направить их на достижение общей цели, особенно когда тематика проектов касается самой семьи.

Создание эффективной системы взаимодействия с родителями дает свои результаты: анализ анкетирования показывает стабильно высокую степень удовлетворенности  и заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть: обеспечение качества дошкольного образования – это стремление не к тому, чтобы образование стало лучше, чем вчера, а к тому, чтобы оно стало самим собой, т.е. современным - образованием, учитывающим специфику развития дошкольников, соответствующим потребностям и интересам общества, семьи, государства сегодня.           

 И именно внутренняя система оценки качества образования  помогает дошкольному образовательному учреждению при минимальных затратах: человеческих, временных, процессуальных, получить достоверную и своевременную информацию о состоянии своей текущей деятельности, вовремя скорректировать ее для достижения необходимого качества образования.