"Здоровье"
рабочая программа (подготовительная группа)

Леонова Елена Александровна

Комплексно-целевая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove_no2.doc420 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании                                                                              Утверждена

педагогического совета                                                  приказом по ДОУ № 45 от 28.08.2011                                    

протокол  № 1  от  28.08.2011                                                                                                  

                                       

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ

ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЬЕ»

Программа оздоровления детей в ДОУ

на 2011-2015 г.г.

Разработали:

Караваева Валентина Николаевна,

Леонова Елена Александровна

2011

СОДЕРЖАНИЕ:

Раздел 1.

1.1.Общие положения                                                                                  стр. 3-4

1.2.Цель и задачи программы, особенности работы                                 стр.4-5

1.3.Объекты программы                                                                              стр.6

1.4.Законодательно-нормативное обеспечение программы                    стр.6

Раздел 2.

Основные принципы программы                                                                стр. 6- 7

Раздел 3.

Основные направления программы                                                            стр.7-8

Раздел 4

4.1. Направление и содержание воспитательно-образовательной

Деятельности                                                                                                 стр. 8

4.2.Проектирование и планирование текущей

 педагогической деятельности                                                                    стр. 8-9

4.3.Обеспечение реализации основных направлений программы          стр.9-11

4.4.Организацитонно-методическое и психолого-педагогическое

 обеспечение                                                                                                 стр. 11-12

Раздел 5.

5.1.Формы и методы оздоровления детей                                                 стр. 12-13

5.2.Перечень закаливающих мероприятий                                               стр. 13-14

5.3.План лечебно-оздоровительных мероприятий                                   стр. 14-15

5.4.Здоровьесберегающие  педагогические технологии  в ДОУ            стр. 15-18

6.0. Модель организации работы по формированию представлений

и навыков здорового образа жизни                                                            стр. 18

6.1.Скрининг-программа обследования детей                                          стр. 19

6.2.Модель психодиагностической работы психолога ДОУ                   стр. 19

6.3.Модель взаимодействия  педагога-психолога и воспитателя для

 повышения эффективности коррекционной работы                               стр. 20

6.4.Структура внедрения здоровьесберегающих методик, технологий в образовательную работу ДОУ                                                                    стр. 20

7.0.Модель стратегии и тактики  работы воспитателя с родителями     стр. 21

8.0.Индиткаторы мониторинга качества оздоровительной работы        стр.22

     Показатели здоровья и физического развития выпускника              

9.0.Интегративное содержание                                                                   стр.22

10.0.Основные обязанности сотрудников-участников программы         стр.23-25

11.0.Предполагаемые результаты                                                               стр.25-26

ПРИЛОЖЕНИЕ:

-Перспективное планирование к программе «Здоровье»

Образовательная область «Здоровье»                                                        стр. 27- 29

-Игровой массаж                                                                                           стр.30-34

-Литература                                                                                                   стр.35

 РАЗДЕЛ 1.

1.1.Общие положения.

        

В Уставе всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) говорится , что здоровье- это не только отсутствие болезней или физических  дефектов, но и полное  физическое , психическое  и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем , отражающим  биологические  характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей,  их жизни  в семье, качество окружающей среды, степень  развития  медицинской помощи, служб  охраны материнства и детства, в конечном счете- отношение государства  к проблемам здоровья.

        Исследованиями отечественных  и зарубежных  ученых давно установлено, что здоровье человека  лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. По данным , опубликованным в Государственном докладе о состоянии  здоровья населения  , 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет  имеют  функциональные отклонения в состоянии здоровья,  и  только 105 детей  приходят в школу совершенно  здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать  в широком социальном аспекте.

        На фоне экологической и  социальной напряженности  в стране, на фоне небывалого роста «цивилизации» , чтобы  быть здоровым, нужно овладеть искусством  его сохранения и укрепления.  Этому искусству  и должно  уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует забывать , что только в дошкольном учреждении  самое благоприятное время для выработки  правильных привычек, которые  в сочетании с обучением дошкольников методам  совершенствования и сохранения здоровья  приведут к положительным результатам.

С этой позиции  в центре  работы по полноценному физическому развитию и укрепления здоровья детей должны находиться , во-первых, семья, включая  всех ее членов , и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение , где ребенок  проводит большую часть своего времени, т.е. социальные  структуры, которые в основном  определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в ДОУ  необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете  особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создания определенных условий.

        Приоритетное направление выбрано нами исходя из :

-заказа родителей;

-потребностей детей;

-условий (развивающая среда, наличие специалистов).

        В основе нашей деятельности лежит  программа , разработанная на

 основе программы Ю.Ф.Змановского «Здоровый дошкольник» , парциальная «Программа двигательной активности  и оздоровительной работы  с детьми 4-7 лет» В.Т.Кудрявцева.  

Технологий:

-Литвинова М.Ф. Физкультурные занятия  с детьми раннего возраста.М.,1988;

-Антонов А.О.  «Здоровый дошкольник» – социально-оздоровительная технология 21 века.М.,2000;

- Микляева  Н.В., Полозова  О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая   ритмика в ДОУ. М.,2004

-Комплексная система закаливания дошкольников /Под.ред. Г.П.Юрко.М., 1988

В детском саду созданы следующие условия для реализации поставленных задач:

физкультурный зал с современным и нетрадиционным  физкультурным оборудованием,  процедурный кабинет( для проведения лечебного массажа), физкультурные уголки в групповых комнатах,  музыкальный  зал, кабинет  логопеда, психолога, в которых частично  созданы условия  предметно-развивающей среды  физкультурно- оздоровительного направления.  

В учреждении  работают специалисты : врач (на 0.5 ставки), старшая медсестра, медсестра  по массажу, инструктор по физкультуре, педагог-психолог, учитель-логопед,  музыкальные руководители, воспитатели.

Надеемся,  что совместная работа медиков, педагогов и родителей  поможет нашим детям стать  истинно здоровыми.

1.2.Цель и задачи  программы, особенности работы:

        

Комплексно-целевая программа «Здоровье» направлена на:

- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей , педагогов, воспитанников ответственности   за  сохранение собственного здоровья;

-подведение дошкольников  к пониманию  целостности человеческого организма, единству  духовного и  физического;

-закрепление  навыков  сохранения и укрепления  здоровья  изученными способами;

-обеспечение условий  для охраны  психофизического здоровья и всестороннего развития ребенка.

        Физкультурно- оздоровительная работа с детьми проводится  с использованием  принципов  здоровьесберегающей педагогики и  здоровьесберегающих технологий.Это означает, что действия  коллектива направлены на формирование  такой образовательной системы, которая основывается :

-разумном приоритете ценностей здоровья и здорового образа жизни при организации  воспитательно-образовательной работы с воспитанниками и их семьями;

-создании саморазвивающейся среды со  здоровьесберегающими  функциями

 (благодаря  тесному  сотрудничеству  педагога-психолога, учителя-логопеда, медиков и родителей);

-формирование единого  здоровьесберегающего пространства семьи и детского сада.

ЗАДАЧИ:

  • -заботиться о психофизическом здоровье детей, закаливать организм;
  • -формировать представления о здоровом образе жизни, двигательные  умения и навыки, личностные качества;
  • -развивать интересы и потребности, создавать условия  для успешности детей в любом виде  деятельности, в том числе двигательной ;
  • -создавать условия для  налаживания  взаимоотношений  детей и взрослых, формировать  благоприятный  психологический микроклимат в группе;
  • -для формирования адаптации и мотивации к обучению в детском саду, обеспечить  физическую и психическую  готовность  к общению и обучению в школе.

ОСОБЕННОСТИ:

Физическое  воспитание с приоритетом физкультурно- оздоровительной работы  характеризуется  следующими особенностями:

  • в течение всего дня  дети находятся под наблюдением и контролем педагогов и квалифицированных специалистов , заботящихся о  максимальной интенсификации и оптимизации двигательного режима;
  • полностью  обеспечиваются такие гигиенические условия для физического развития, как правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливающие мероприятия, на основе  чего формируются гигиенические навыки;
  • -создание благоприятных  возможностей для эффективного сочетания  всех основных  средств   и  форм физического воспитания и интеграции  его с основными линиями  детского развития(умственным, социальным,  коммуникативным, художественно- эстетическим);
  • -использование  здоровьесберегающих  и здоровьеформирующих  технологий работы с детьми и их родителями, педагогами детского сада.

Отличительная особенность программы –нацеленность на формирование  осмысленного  отношения дошкольников  к собственному телу, формирование  произвольной психической  регуляции  жизненных функций  организма, овладение навыками  самоврачевания. Обучение умению расслабляться, делать самомассаж, охранять органы зрения и дыхания и т.д.

                                                                                                             

1.3.Объекты программы

Дети дошкольного возраста  МДОУ детского сада №1.

Семьи детей, посещающих данное образовательное учреждение.

Педагогический коллектив образовательного   учреждения.

1.4.Законодательно –нормативное обеспечение программы

Декларация прав ребенка  ООН (1959);

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г № 223-ФЗ;

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г № 124-3266 -1 в ред.

 от 27.12.2009 № 374-ФЗ;

Федеральный закон « О дополнительных  гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г № 159-ФЗ

  «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г №666;                                            

 - «Федеральные  государственные  требования  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);

 РАЗДЕЛ 2.

Основные принципы программы

1.Принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий , направленных на укрепление здоровья , научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2.Принцип активности   и  сознательности – участие всего   коллектива  педагогов и родителей   в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению дошкольников  и себя.

3.Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями , учет разноуровневого развития и состояния здоровья.

5.Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки , гарантия положительного результата труда независимо от возрасти уровня физического развития детей.

Программа предполагает проведение   1-2 занятий в неделю  в первую и во вторую половину дня в образовательной и в совместной деятельности с детьми. Продолжительность образовательной деятельности: 10-15 минут- младшие группы, 15-20 –средние группы,  20- 25 минут- старшие  группы, 30 минут- подготовительные группы.

Общее количество  непосредственно  образовательной деятельности — 31 -62   занятий.

     Педагогический анализ  знаний и умений детей(диагностика) проводится 2 раза в год: октябрь- май.

     Программа составлена по  области  «Здоровье»  интеграцией  различных видов  деятельности: физической, речевой, игровой, музыкальной, познавательной, художественно- эстетической , что обеспечивает взаимовлияние  и взаимпроникновение  и взаимосвязь всех звеньев образовательной работы.

РАЗДЕЛ 3.

Основные направления программы.

Профилактическое.

1.Обеспечение благоприятного течения адаптации.

2.Выполнение сангигиенического режима.

3.Проведение обследований по скрининг-программе и выявление патологий.

4.Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.

5.Преждупреждние острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики.

6.Проведение социальных, санитарных, специальных мер  по профилактике  и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное.

1.Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

2.Определение показателей физического развития , двигательной подготовленности; объективных и субъективных  критериев здоровья методами диагностики;

3.Составлнеие индивидуальных  планов оздоровления  групп;

4.Изучение передового  педагогического , медицинского и социального  опыта по оздоровлению  детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

5.Состематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

6.Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников.

Лечебное.

1.Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;

2.Оказание скорой помощи при неотложных состояниях;

3.Осуществление профилактических мероприятий по оздоровлению детей.

РАЗДЕЛ 4.

4.1.Направление и содержание воспитательно-образовательной  деятельности:

На основе сочетания   комплексных и парциальных программ и выбора  технологий определяется  специфика их реализации.

Расширено содержание работы по охране  и укреплению  жизни и здоровья детей, усилена  самостоятельная  двигательная активность детей, проводится работа по развитию основных мышц  и  формированию  физических качеств ребенка, способности  к двигательному творчеству, импровизации.

         Данные  задачи решаются в процессе организованных форм  детской активности  и самостоятельной деятельности детей в воздушной ,  закрытой, открытой ,природной сферах  организации  их жизнедеятельности. Основная форма- организованные виды деятельности.    При проведении  физкультурных  занятий активно используются  разные способы организации двигательной активности детей, интеграция речевых и физических упражнений. В занятия включены элементы  психогимнастики и изучение способов жизнедеятельности. Наряду с физкультурными      -проводятся  занятия  ритмопластика, в кабинете ЛФК(коррекционные занятия направленные  на  профилактику и исправление нарушений ОДА).

        Реализация  программы  осуществляется на основе  ведущей(игровой) деятельности детей , что соответствует  также интересам дошкольников. Занятия не выступают в качестве преобладающей формы обучения; используются разнообразные  интегрированные виды  деятельности,  обеспечивающие  смену  статических и  динамических  поз.

        Особое внимание в процессе  организации самостоятельной и досуговой  деятельности  уделяется     использованию  здоровьесберегающих технологий.

        В детском саду имеется паспорт здоровья  на каждого воспитанника, регулярно проводится  витаминизация  и закаливание, физио- и аромотерапия, курс профилактики гриппа и ОРЗ, мониторинг  физической  подготовленности , занятия с учетом  группы здоровья   , курс массажа, которые осуществляются по  индивидуальному плану.    

4.2.Проектирование  и планирование текущей педагогической деятельности

        

Режим дня:

Особое внимание уделяется  :

-соблюдению  баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др), виды активности целесообразно чередуются;

-организации гибкого режима посещения детьми обычных групп  ;

-проведению  гигиенических  мероприятий по профилактике утомления отдельных детей с учетом холодного   и теплого  периода года, изменения биоритма детей в течение недели, активности в течение суток.

Режим дня

Содержание

1-я

младшая группа

     2-я

младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Утренний прием

7.00-8.00

7.00-8.00

7.00-8.00

7.00-8.00

7.00-8.00 мин

(на воздухе)

Завтрак

7.55-8.20

8.10-9.00

8.30 9.00

8.25-9.00

8.30-9.00

Организованная образовательная деятельность

(по подгруппам)

8.50-9.00

9.10-9.20

9.00-9.15

9.25-9.40

9.50-10.05

10.15-10.30

9.00-920

9.30-9.50

9.00-9.20

9.35-10.00

10.10-10.20

10.30-10.50

9.00-9.30

9.40-10.10

10.20-10.50

2-ой завтрак

10.00-10.10

10.30-10.35

10.30-11.00

10.30-11.00

10.30-11.00

Подготовка к прогулке,

прогулка

9.30-11.20

10.35-12.00

10.00--12.15

10.55-12.30

11.00-12.35

Обед

12.00-12.30

12.20-13.00

12.25-13.00

12.40-13.00

12.45-13.00

Сон

12.30-15.00

13.00-15.00

12.50-15.00

13.-15.00

13.00-15.00

Подъем,

гимнастика,

полдник

15.00-15.30

15.00-15.40

15.00-15.40

15.00-15.40

15.00-15.40

Организованная образовательная деятельность

(по подгруппам)

15.40-15.50

16.00-16.10

(по подгруппам)

15.40-

16.00

15.40—16.00

15.40-16.20

15.40-16.10

Подготовка к прогулке, прогулка

16.10-18.00

16.00-18.00

16.00-18.05

16.20-18.05

16.10-18.10

Подготовка к ужину, ужин

18.00-18.20

18.05-18.35

18.10-18.30

18.10-18.25

18.10-18.30

Самостоятельная деятельность,

прогулка,  уход детей домой

18.20-19.00

18.35-19.00

18.30-19.00

18.25-19.00

18.30-19.00

Прогулка дома

19.00-20.00

19.00-20.00

19.00-20.00

19.00-20.00

19.00-20.00

4.3.Обеспечение реализации основных направлений программы.

                                 Техническое и кадровое обеспечение

№п-п

Основные мероприятия

Организаторы  и исполнители

Этапы и сроки

1.

Приобретение необходимого

-медицинского

оборудования (люстры Чижевского,

витафон, тонометр, ионизатор воздуха;

-технологического

(заменить электрическую  плиту, холодильник , кухонный комбайн);

-спортивные тренажеры, спортинвентарь
-мебель (заменить стулья, столы, набор мебели для групп младшего дошкольного возраста)

Заведующий

     2010-20112

2011

2011-2014

2.

Осуществление ремонта

-пищеблока

-коридоров

-игровых площадок

-детских раздевалок

-групповых комнат

Заведующий

2011-2013

2011-2012

2011-2014

3.

Оборудование помещений

-мини-галереи

-уголков Здоровья

-уголка ОБЖ

- уголка противопожарной безопасности –ППБ

-мини-музея

-сенсорной комнаты

Зам.зав. по ВМР

Зам.зав. по АХР

2012-2014

2012-2013

2011-2012

              2014-2015

4.

Пополнение среды нестандартным оборудованием:

-объемными модулями

-дорожками для профилактики плоскостопия

-тренажеры для развития глазомера

-оборудование для лазания, прыжков, метания  и др.

Инструктор по физ.воспит.

Зам.зав. по АХР

             2012-2015

5.

Предоставление дополнительных услуг:

-кружки  музыкально-театральной деятельности

-хореографии

-ритмической гимнастики

Зам.зав. по ВМР

специалисты

2011-2012

2012-2014

6.

Организация работы

Фитнес-клуба «Йогушка»

Инструктор по физкультуре

2012-2013

7.

Открытие клуба Здоровья для сотрудников ДОУ

Инструктор по физкультуре

2014-2015

8.

Обеспечение условий для предупреждения  травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени , своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ).

Зам.зав. по АХР

2011-2013

4.4.Организационно- методическое и психолого- педагогическое обеспечение

№п-п

Основные мероприятия

Организаторы и исполнители

Этапы и сроки

1.

Разработка программы  оздоровления и осуществление контроля  за выполнением оздоровительных  мероприятий, физическим и нервно-психологическим развитием  детей.

Заведующая,

зам.зав. по ВМР, старшая медсестра

2009-2012

2.

Разработка  модели  внедрения  здоровьесберегающих методик в  образовательную деятельность

Зам.зав. по ВМР

2011-2013

3.

Поиск , изучение и внедрение эффективных методик и технологий по оздоровлению :

-аромотерапия Г.Лавреновой;

-закаливание по  А.Уманской;

-парадоксальная гимнастика А.Стрельниковой;

-закаливание по технологии  «Здоровый дошкольник» Ю.Ф.Змановского;

-лечебные игры  А.С.Галанова

Зам.зав. по ВМР, старшая медсестра

2009-2013

4.

Проведение и упорядочение учебной нагрузки и активного отдыха детей(сокращение количества  коллективных занятий, введение дней

здоровья, неделей здоровья, гибкий  график занятий).

Зам.зав. по ВМР

Заведующая

2011-2012

5.

Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей(кодекс чести педагога, кодекс чести взрослых и детей)

Воспитатели

20011-2015

6.

Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды ДОУ,  внедрение новых эффективных  моделей

Воспитатели

20011-2015

7.

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (беседы, консультации, «телефоны доверия» , оказание консультативной помощи, совместная деятельность детей и взрослых)

Воспитатели

2011-2014

8.

Участие в научно- практических конференциях, семинарах,  совещаниях различного уровня  по вопросам  оздоровления детей.

Заведующая, зам.зав.по ВМР, воспитатели

2009-2013

   РАЗДЕЛ 5

 5.1 Формы и методы оздоровления детей

№п-п

Формы и методы

Содержание

Контингент детей

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

-щадящий режим

(адаптационный период)

-гибкий режим

-организация  микроклимата и стиля  жизни группы на основании кодекса

-учет биоритмов

-сезонные режимы

-профилактическая

Группы всех возрастов

2.

Физические упражнения

-утренняя гимнастика

-физкультурно-оздоровительные занятия

-подвижные и динамические игры

-профилактическая гимнастика(дыхательная, йога,  улучшение осанки, плоскостопия, зрения, )

-спортивные игры

-занятия в физкультурных кружках

-дозированная ходьба

- прогулки

-гимнастика после сна

-пешие прогулки

Группы всех возрастов

3.

Гигиенические и водные процедуры

-глубокое умывание

-мытье рук

-игры с водой

-полоскание  полости рта и горла

Все группы

Со средней группы

4.

Свето-воздушные ванны

-проветривание помещений

 ( в том числе сквозное)

-сон при открытых фрамугах

-прогулки на свежем воздухе

-обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Постоянно, все группы

5.

Активный отдых

-Дни здоровья

-развлечения, праздники

- игры-забавы

-каникулы

-простейший туризм

Все группы

Старший возраст

6.

Диетотерапия

-рациональное питание

-спецпитание(аллергия, ожирение)

Все группы

7.

Музыкальная терапия

-музыкальное сопровождение режимных моментов

-музыкальная  театральная деятельность

-музыкальное оформление фона занятий

Все группы

9.

Аутотренинг и психогимнастика

-учебная гимнастика;

-игры и упражнения на развитие эмоциональной  среды;

-коррекция поведения;

-игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие  невротических состояний;

10

Закаливание

-обширное умывание;

-босоножье;

-дыхательная гимнастика;

-самомассаж;

-точечный массаж;

- солнечные ванны;

- оздоровительный бег;

-воздушные ванны с комплексом упражнений на профилактику плоскостопия и осанки ;

Все возрастные группы

11.

Пропаганда ЗОЖ

-занятия ОБЖ

-беседы

-консультации

-папки-передвижки

-уголок здоровья

-уголок ОБЖ

Все возрастные группы

5.2 . Перечень закаливающих мероприятий

ФОРМА ЗАКАЛИВАНИЯ

ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Длительность(мин. в день

3-4года

4-5лет

5-6лет

6-7лет

Утренняя гимнастика в теплую погоду

Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями

5-7мин

5-10мин

7-10мин

7-10 мин.

Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении

Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.д.

До 15

До20

До25

До25

Подвижные игры, физические упражнения и другие виды двигательной  активности   (на улице)

Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями

До 15

До  20

До25

До30

Прогулка в первой и второй половине дня

Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями

2 раза в день по 2 часа

2 раза в день по 1ч.40 мин-2 часа

2 раза в день по 1ч.50 мин-2 часа

Полоскание горла(рта) после обеда

Закаливание водой в повседневной жизни

3-7 мин

3-7 мин

3-5 мин

3-5 мин

Дневной сон без маек

Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных   климатических  особенностей  и индивидуальных   особенностей ребенка

В соответствии с  сан пин

Физические упражнения после дневного сна

Сочетание воздушной ванны с  физическими упражнениями(контрастная воздушная  ванна)

5-7

5-10

7-10

7-10

Закаливание после дневного сна

Воздушная ванна и водные процедуры ( расширенное умывание, обтирание рук, области шеи)

5-15

5-15

5-15

5-15

 5.3.План лечебно-оздоровительных мероприятий    

Месяц

Наименование мероприятий

Дозировка

Контингент детей

Сентябрь

1.Сеанс фитоаэронизации.

2.Коктейль«Воздушный»

(кислородный)

3.Лечебное орошение зева (р-р йодинола)

15 мин. 1.р.в день ежедн.

1 ч.л.1.р.в д.ежедневно

1ч.л.1р.в день ежедневно

Все дети

 Все дети

Хр.тонзиллит, ЧБД

Октябрь

1.Лечебный сеанс «Родничок»

(полоскание  горла  настоем трав-эвкалипт, шалфей, календула, ромашка)

2.Тубус-квар на миндалины

70г 1 р. В день ежедневно

Садовые группы

ГруппыЧБД, хр.тонзиллит

Ноябрь

Декабрь

1.Эликсир «Бодрость»

(витамин С).

2.Лечебная смазка носика

(оксалиновая мазь)

3.Волшебная приправа

(фитонциды-лук, чеснок)

4.Физиопроцедура «Свежесть»(уфопомещений с в  сочетании с проветриванием)

0,05*1 р.в день ежеднев.

2р.в день ежеднев.

Обед 1 блюдо,ежеднев.

30 мин.ежеднев.

Все дети

Январь

1.«Волшебная приправа»

(фитонциды- лук, чеснок)

2.Физиопроцедура «Свежесть»

(уфопомещений в сочетании с проветриванием)

Обед .1 блюдо ежеднев.

30 мин. ежеднев.

Февраль

1.Лечебный сеанс «Морской прибой»

Полоскание  рта «Морской водой» - по  ½ ч.л соли , ½ ч.л.соды, 1 капля йода)

3.Физиопроцедуры «Чудо-луч»

(Общий кварц).

4.Коктейль «Воздушный»

(кислородный)

70г 1р.в день ежедн.

1 р. в день ежедн.

1ст.1р.в день ежедн.

Садовые группы

Ясли,

группы ЧБД

Все дети

Март

1.Лечебная смазка зева

(р-р Люголя)

1р. в день ежеднев.

Тонзиллит,

ЧБД

Апрель

1.Тубус-кварц на миндалины

1р.в день №10

ГруппыЧБД,

Хр.тонзиллит

Май

1.«Волшебная капля» (экстракт элеутерококка)

2.Зеленые салаты «Весна»

1 к.на 1г.ж. в день ежедн.

50г ежедневно

ГруппыЧБД

Все дети

       

5.4  Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ

 

Формы работы

Время проведения в режиме дня, возраст детей

Особенности методики проведения

Ответственный

                         Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Остеопатическая гимнастика

После сна в постелях каждый день.

Старшая и подг.группы

«Техническая простота» применения, взаимное  дополнение методов  при отсутствии  дублирующего  воздействия  и взаимное  усиление эффекта

Воспитатели

Фитбол

Один раз в неделю во второй половине дня.

Физ. и муз. залы,

начиная со средн.группы

На специальных мячах

Музыкальные руководители,инструктор по физ-ре

Ритмика

Один раз в неделю, начиная со средней группы

По программе И.Бурениной

Музыкальные руководители

Игровой час

(бодрящая гимнастика)

После сна в  группе каждый  день. Первая и вторая младшие группы.

Комплекс , состоящий из подв.игр, игровых упражнений, основных видов движений

Воспитатели

Динамические паузы

Во время занятий 2-5 мин. по мере утомления детей, начиная со второй мл.группы

Комплексы физминуток могут включать  дыхательную гимн-ку, гимн-ку для глаз

Воспитатели

Подвижные  и спортивные игры

Как часть  физ.занятия, на прогулке,  в группе со средней степенью подвижности, ежедневно.

Все возрастные группы .

Игры подбираются  в соответствии с программой по возрасту детей .Используются только элементы  спортивных игр

Инструктор по физ-ре, музыкальные руководители,

воспитатели

                                      Коррекционные технологии

ЛФК

Сеансы занятий, начиная со средней группы

По специальной методике по показаниям  отклонений  здоровья

Ст.медсестра

Арт-терапия

Сеансы по 10-13 человек в муз.зале, в группе.

Старший дошкольный возраст

Оздоравливание  психосферы  средствами  воздействия различных  видов искусств(музыка,  ИЗО)

Воспитатели

Технология музыкального воздействия

Сеансы по 10-13 человек в группе во второй половине дня в муз.зале.

Старший дошк.возраст

Можно использовать  спокойную классическую музыку (П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов) , звуки природы

Музыкальный

руководитель

Артикуляцион

ная гимнастика

Два раза в  неделю в первой и второй  половине дня , в муз.зале, физ.зале, на прогулке, начиная  с младшего  дошкольного возраста

Цель- фонематически грамотная речь без движений

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста  индивидуально,  с подгруппой и всей группой  ежедневно

Рекомендуется детям  с речевыми проблемами

 в любой отрезок времени

Воспитатели

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста

Проветривание помещений и обязательная  гигиена полости носа  перед проведением  процедур

Воспитатели

Дорожки здоровья

После сна  вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. На физкультурном занятии.

Обучение правильной ходьбе, формирование правильной  походки.

Воспитатели,

инструктор по физ.ре

Кинезотерапия

Один раз в неделю, вся группа в первой или во второй  половине дня, начиная со средней группы. Комплексные занятия.

Комплексное применение  различных движений для оздоравливания детей.

Воспитатели

Сказкотерапия

Два занятия в месяц во второй половине дня, начиная со среднего дошкольного возраста

Использование  мнемотаблиц, с помощью которых  сказка  выполняется  , как единый  двигательный комплекс.

Воспитатели

Психогим

настика

Один раз в месяц , по 10-12 человек в группе , в музыкальном и физкультурных  залах , начиная со средней группы.

Проводится по методике Е.А.Алябьевой

Воспитатели

Технология коррекции поведения

Сеансы по 8-10 человек в группе, по 10 занятий  в группе, на прогулке, начиная со средней группы.

Программы «Познай себя» , «Давайте познакомимся»

Воспитатели,

психолог

                         Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурные  занятия

3 раза в  неделю в спортивном и музыкальном зале, на улице, в группе

Занятия проводятся в соответствии с программой

Инструктор

по физ-ре

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в муз.  и спортивном залах. Все возрастные группы.

Комплексы подбираются  в соответствии с возрастными группами и особенностями детей

Воспитатели

Спортивные игры (баскетбол)

Один раз в неделю в физ.зале, начиная со старшего возраста

По программе Э.Й.Адашкявичене

«Баскетбол для дошкольников»

Инструктор по физ-ре

Занятия по здоровому образу жизни

Один раз в неделю  в режимных процессах, как часть занятия и целое занятие по познанию, начиная с  младшей группы

Технологии Л.Ф.Тихомировой

«Уроки здоровья»

Воспитатели

Точечный массаж

Сеансы  в различных формах  физкультурно-оздоровительной работы.

Проводятся по специальной методике, показан детям с  частыми ОРЗ. Используется наглядность.

Ст.медсестра, воспитатели

Физкультурные праздники, досуги,

Проводятся 1 раз в квартал в муз. и спортивном залах, на прогулке,  в группе, начиная с младшего дошкольного  возраста

Эффективная форма активного отдыха.

Развивает  физические качества, формирует  социально-эмоциональное развитие

Инструктор по физ-ре, музыкальные

руководители,

 воспитатели

Технология коррекции поведения

Сеансы по 8-10 человек в группе, на прогулке начиная со средней группы

Программы «Познай себя» , «Давайте познакомимся»

Воспитатели,

психолог.

Веселые старты

Один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном зале или в музыкальном, на прогулке, начиная со второй  младшей группы

Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной , соревновательной  форме.

СМИ

(ситуативные малые игры)

Два раза в месяц в группе , в музыкальном  и спортивном залах, начиная . Младший дошкольный возраст.

Ролевая подражательная  имитационная игра.

Воспитатели

6.0.Модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового   образа жизни

Формирование представлений и навыков здорового образа  жизни

Педагоги

Педагогика сотрудничества

Семья

Изучение программ, инноваций

Медицинские работники.

Оздоровительная работа.

Анкетирование

Инструктор по физвоспитанию

Медперсонал

Родительское собрание

Планирование работы с детьми

  Учитель-логопед

Педагог-     психолог

Консультативные пункты

Оборудование предметно-пространственной среды

Воспитанники ДОУ

Совместная работа

 6.1 Скрининг-программа обследования детей

                       1 этап -доврачебное обследование

 

Анкетный тест-опрос родителей

 Измерение артериального давления

Проверка слуха шепотной речью

Оценка физического развития и физической подготовленности

Исследование остроты зрения

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата

           

                        11 этап- осмотр врачом-педиатром

Комплексная оценка состояния здоровья детей

Выявление детей с хронической патологией

111 этап- осмотр врачами –специалистами поликлиники

Диспансерное наблюдение в ДОУ

           

 6.2.   Модель психодиагностической работы психолога ДОУ

              Психологический запрос

Запрос  заинтересованных лиц

(педагог, родитель)

  Запрос самому себе

               Психологическая проблема

Беседы с родителями и воспитателями

Сбор информации

Непосредственные наблюдения за ребенком

                     Психологический диагноз

В соответствии с  профессиональной  компетенцией и на уровне возможной конкретной помощи

Профессионально обоснованное предсказание дальнейшего  развития ребенка(прогноз)

              Программа развития и коррекции

Психологическая часть

(работа психолога)

Педагогическая часть

Рекомендации заинтересованным лицам

(педагог, родитель)

Работа педагога в соответствии с рекомендациями психолога

Коррекционная работа психолога

Работа родителей в соответствии с рекомендациями психолога

 

  6.3 Модель взаимодействия педагога-психолога и воспитателя для

повышения эффективности коррекционной  работы

         

                    Профилактика

Создание условий.

Наглядная пропаганда.

Чтение психологической литературы.

Консультативный диалог.

             

                    Диагностика

Беседы.

Тесты, анкеты.

Непосредственное наблюдение.

         

                  Коррекция

Советы и рекомендации.

Специальные  занятия с детьми.

Практические занятия , тренинги, игры .

6.4.Структура  внедрения здоровьесберегающих  методик, технологий в

образовательную работу ДОУ

       

                      1.ВВОДНЫЙ ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1.Ознакомление с теоретическими основами методики , технологии

Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка

Педагогико- психолого –медицинская оценка эффективности и прогноз результативности

2.Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки

11.Основной этап. Практический.

3.Создание условий и оформление необходимого материала

4.Включение  методики в педагогический процесс

111.Зключительный этап. Аналитический.

5.Анализ результатов использования

Мониторинг детей

Спецопрос родителей, педагогов

6.Показ результатов

Открытые

мероприятия

Выступления

Наглядный материал

7.Выводы и предложения

                                                   

7.0.  Модель стратегии и тактики работы   воспитателя  с родителями

                        1 этап .Ознакомительный

Сбор информации

(собеседование,  анкетирование, наблюдение)

Выделение   группы риска

                2 этап .  Общепрофилактический

Наглядная   агитация

( стенды, памятки, печать)

Встречи  со специалистами

3 этап.  Работа с группой риска

Выявление проблем
(беседы, наблюдения, тесты, опросы)

Коррекция родительских  установок

(тренинги, беседы)

             4 этап. Индивидуальная работа

Выявление, знакомство с опытом  семейного воспитания

(выступление на радио, в печати)

Консультативная индивидуальная помощь ( по запросам)

5 этап. Рефлексивный

Выявление изменений родительских установок в группе  риска

(беседы, наблюдения)

Дополнительное обсуждение отдельных вопросов
( с привлечением специалистов)

                       6 этап. Интегративный

Современные мероприятия

( с привлечением группы риска)

Дискуссия

(совместное обсуждение проблем)

                       7 этап. Перспективный

Совместное обсуждение планов на будущее

8.0.ИНДИКАТОРЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1.Состояние физического, психоэмоционального и духовно-нравственного здоровья детей.

2.Качество здравотворческих  технологий и программ, реализуемых в ДОУ.

3.Качество физкультурно-оздоровительной , профилактической  и лечебно-оздоровительной  работы.

4.Уровень кадрового обеспечения, подготовки и качества работы специалистов, реализующих  здравотворческие технологии.

5.Материально-техническое оснащение оздоровительных проектов и программ.

6.Особенности и специфика работы с семьей ребенка- дошкольника по внедрению в семейный быт здравотворческой практики.

7.Культурно- просветительская  деятельность в социуме по пропаганде  здорового  образа жизни.

Показатели здоровья и физического развития выпускника:

-физическое развитие соответствует норме;

-физически подготовлен к продолжению обучения;

-владеет своим телом , различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту;

-хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;

-подвижен и ловок;

-развита мускулатура;

-уверенно владеет ножницами, способен к сложной  двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности;

-сформирована привычка к здоровому образу жизни.

9.0.Интегративное содержание:

Образовательная область

Интегративное содержание

Безопасность

Техника безопасности при движении, прогулках,  спортивных   играх,

лечебной физкультуре,  занятиях , массаже

Социализация

Воспитание активной жизненной позиции. Сильный человек –не угроза, а  опора для  слабого. Управление эмоциями через движение. Самоконтроль и саморегуляция собственных  действий. Правила спортивных игр.   Забота о себе быть здоровым- обязанность гражданина. Освоение культурно-гигиенических норм.

Труд

Физическое развитие повышает трудовые возможности. Рациональность  трудовых действий. Профессии связанные с  физкультурой и здоровьем.  Выполнение  лечебных действий  для сохранения здоровья.

Познание

Строение человеческого организма. Способы передвижения человека и животных. Развитие сенсорики, мелкой моторики(дорожки здоровья).Пополнение словаря. Математические представления , связанные  с  движением: бег  с ускорением, прыжки в длину, высоту, количество  повторений, ориентирование по плану  и т.д.

Формирование пространственных  представлений и ориентации  в пространстве. Материаловедение (из чего сделан спортивный инвентарь  и одежда).

Пополнение знаний  технологий здоровьесбережения.

Коммуникация

Развитие умения понимать словесную инструкцию, подчиняться определенным  правилам, участвовать  в коллективных действиях, общаться.

Художественная литература

Чтение произведений по теме («Мойдодыр» , «Веселый турист» , «Румяные щечки» , «Два Мороза» и др) ; разучивание считалок, стихов, речевок, девизов.

Художественное творчество

Продуктивная деятельность –рисование, аппликация

Музыка

Музыкальное оформление всех спортивных мероприятий. Ритмические движения и упражнения. Развитие положительных эмоций (коррекция  психологических стрессов).

Песенное творчество. Музыкальное  оформление фона  занятий,   лечебных  процедур.

10.0.Основные обязанности сотрудников- участников программы.

Должность

                               Обязанности сотрудников

Старшая медсестра

  • Профилактические прививки;
  • Лекарственная терапия
  • Лечебно-оздоровительная: физиотерапия, кварцевание, массаж, дыхательные упражнения, полоскание  полости рта настоями из трав, витамины, фитоаэроингаляция (настои из трав),  релаксация
  • Медико-педагогический контроль за соблюдением  санэпидрежима, режима питания, за проведением физкультурно- оздоровительных  мероприятий;
  • Атнропометрия и диагностика физического развития детей;
  • Углубленная работа с  группой  часто болеющих детей (ЧБД) , с  детьми контрольной группы.
  • Анализ  состояния здоровья детей(поквартально, за год: учебный , календарный)

Врач

  • Медико-педагогический контроль за соблюдением санэпидрежима,
  • Проведением физкультурно-оздоровительных  мероприятий;
  • Контроль за проведением лечебных  мероприятий.

Воспитатель

  • Диагностика;
  • Соблюдение  санэпидрежима, требований СанПиН.
  • Ионизация группового помещении;
  • Соблюдение двигательного режима  в течение дня, режима прогулок.
  • Контроль за позой ребенка во время сидения ;
  • Включение в утреннюю гимнастику упражнений  кинезиологических, упражнений на речевой основе;
  • Проведение утренней гимнастики с элементами  оздоровительного  бега  для детей подготовительной группы;
  • Систематическое проведение  комплексов дыхательных  упражнений  на утренней  гимнастике, прогулке, занятиях, на закаливании после сна, после подвижных игр, основных видов движений, бега, прыжков.
  • Систематическое проведение закаливающих  процедур;
  • Ежедневная пальчиковая гимнастика;
  • Систематический массаж стоп, лица;
  • Использование  кинезиологических  упражнений.
  • Контроль за правильным  речевым дыханием во время  заучивания  и рассказывания стихов, речевых упражнений.;
  • Контроль за правильным  дыханием во время выполнения физических упражнений(бег, прыжки, подвижные игры, ритмические  движения);
  • Проведение  цикла занятий «Познай себя»;
  • Работа над культурно-гигиеническими  навыками детей (чистка носа, зубов,  полости рта).

Инструктор по физической культуре

  • Диагностика физического развития;
  • Соблюдение санэпидрежима(температурный режим,  режим проветривания,  влажная уборка);
  • Соблюдение требований СанПиН по проведению  физкультурных мероприятий(время, физическая нагрузка,  двигательная активность, моторная плотность ти т.д.);
  • Ионизация физкультурного зала»
  • Контроль за правильным дыханием  детей во время выполнения упражнений, ОВД, подвижных игр, бега, прыжков.;
  • Обязательное включение  комплекса  дыхательных упражнений после бега и прыжков;
  • Контроль за правильной осанкой  во время выполнения физической нагрузки;
  • Массаж лица(нос, носогубный треугольник);
    Использование босохождения;
  • Обязательное включение  упражнений на массаж  стоп;
  • Проведении тематических занятий с познавательными задачами цикла «Познай себя» ;

Музыкальный руководитель

  • Диагностика певческих навыков;
  • Соблюдение  санэпидрежима (режимы температурный, проветривания, влажной уборки);
  • Ионизация помещений;
  • Контроль за соблюдением правильной позы во время пения;
  • Соблюдение требований СаНПиН по проведению музыкальных  мероприятий(время, нагрузка, чередование видов деятельности);
  • Обязательное включение дыхательных упражнений перед пением, между песнями с разным темпом исполнения, после музыкально-ритмических  упражнений и музыкально-подвижных игр;
  • Использование пальчиковой , артикуляционной , психогимнастики, массажа лица, кинезиологических  упражнений, пальчикового театра;
  • Проведение музыкально-тематического цикла занятий  «Познай себя».

Медсестра по массажу

  • Проведение  массажа  детей часто болеющих (ЧБД);
  • Ионизация помещения  -кабинета массажа;
  • Проведение   лечебно-оздоровительных процедур;
  • Соблюдение санэпидрежима;
  • Соблюдение требований СанПин по в проведению  лечебных  процедур.

Логопед

  • Диагностика речи  и речевого дыхания;
  • Использование комплекса  дыхательных упражнений, артикуляционной , пальчиковой гимнастик,  психогимнастик,  упражнений по кинезиологии;
  • Контроль за речевым дыханием детей во время  рассказывания стихов,  монологов в повседневной жизни, позой ребенка во время сидения.

Младший воспитатель

  • Соблюдение режима проветривания, температурного  и питьевого режима, влажной уборки помещений;
  • Совместно с воспитателем  работа над  культурно-гигиеническими навыками.

10.1.Предполагаемые результаты:

1.Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы.

2.Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

3.Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста  в детском саду. Создание современной  предметно-развивающей среды , обеспечивающей  охрану  и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности в группах; соответствие  физкультурного оборудования и инвентаря  программным требованиям; гарантия безопасности занятий.

4.Осознание взрослыми и детьми понятия»здоровье»  и влияние образа жизни на состояние здоровья.

5.Снижение уровня  заболеваемости детей.

6.Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду.

7.Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, своем организме, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.).

8.Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе  диагностических  данных о ребенке; создание условий для полноценного физического и психического и социально- личностного развития ребенка; ведение индивидуального контроля за двигательной нагрузкой детей; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.

           

ПРИЛОЖЕНИЕ:

11.0. Перспективное планирование к программе «Здоровье»

Образовательная область «Здоровье»

Задачи: Формирование снов здорового образа жизни

Дата

Цель

НОД

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с

родителями

Ежедневно

старшие-подг.гр.

«Техническая простота»

применения

«Остеопатическая гимнастика»

После сна в постелях каждый день

Коммуникация.

Социализация

Физическая культура.

Индивидуальные игры

Помощь в

музыкальном

сопровождении

1 раз в неделю,

вторник.

Средние-подг.группы

Научить прыгать на специальных мячах

«Фитбол»

Использование навыка в развлечениях, праздниках.

Коммуникация.

Социализация.

Здоровье.

Сюжетно-ролевые игры

Консультация

«Как

научить

 играть в

 футбол»

1 раз в неделю

Четверг.

Средние-подг.группы

Формирование двигательных навыков

«Ритмика»

Использование навыка в развлечениях, праздниках.

Социализация.

Музыка.

Здоровье.

Коммуникация.

Сюжетно-ролевые игры.

Индивидуальные игры.

Подбор

аудиокассет.

Каждый день.

1 и 2 младшие группы

Формирование двигательных навыков.

«Игровой час»

Подбор комплекса состоящих из игровых упражнений.

Организация подвижных игр.

Коммуникация.

Социализация.

Здоровье.

Подвижные  игры, прогулка.

Самостоятельные игры детей.

Консультация

«Как

организовать

подвижные

игры»

Во время занятий

2-5 мин..

Все группы

Снять утомление на занятиях. Подобрать комплекс  физ.минуток.

«Динамические паузы»

Использовать  физминутки для глаз, дыхательную гимнастику.

Коммуникация. Социализация,

Здоровье.

Сюжетно-ролевые игры.

Игры подгруппами.

Консультация
»Разучивание

 небольших

стихов ,

 четверостиший

для свободных

игр детей»

Ежедневно.

Прогулка.

Занятие.

Разучить  с детьми игры согласно программы.

«Подвижные и спортивные игры»

Организация игр с детьми на прогулках, занятиях.

Игры по желанию детей. Изготовление  атрибутов к играм(шапочки-наголовники)

Помощь в  

изготовлении

 атрибутов к

играм.

Вторник. Среда.

Старшие-подготов. группы

Разработать комплекс  по специальной методике.

«ЛФК»

Организация  лечебной гимнастики с применением музыкального сопровождения.

Социализация, Коммуникация.

Физкультура.

Здоровье.

Индивидуальные упражнения  с применением предметов.

Показ упражнений .

Совместное

обучение

выполнения

 упражнений.

Понедельник-четверг.

На прогулке,

занятиях с младшего возраста.

Подобрать комплексы  артикуляционной гимнастики.

«Артикуляционная гимнастика»

Проведение занятий с применением артикуляционной гимнастики. Художественная литература.

Социализация.

Коммуникация.

Настольные игры.

Рассматривание картин.

Сюжетные игры.

Подбор раздаточного

материала для

 артикуляционной

гимнастики

Ежедневно. Все группы

Разучить комплексы  пальчиковой гимнастики.

«Пальчиковая гимнастика»

Проведение пальчиковой гимнастики с детьми на занятиях, в играх.

Самостоятельные игры.

Показ  применения

 Пальчиковой

 гимнастики.

Ежедневно, на занятиях и на утренней гимнастики. Все группы.

Научить правильно проводить  упражнения дыхательной гимнастики.

«Дыхательная гимнастика»

Проведение занятий  с использованием дыхательной гимнастики. Здоровье. Коммуникация.

Безопасность.

Подвижные игры, самостоятельные игры, сюжетные  игры.

Театрализация.

Помощи в

изготовлении

дорожки

здоровья.

Два занятия в месяц.

Вторая половина дня. Со средней

Группы.

Составление сценариев ск5азки с помощью мнемотаблиц.

«Сказкотерапия»

Проведение занятия с помощью мнемотаблиц..

Коммуникация.

Социализация.

Физкультура.

Подвижные игры.

Театрализация. .

Чтение сказок.

Рассматривание картинок.

Консультация

«Как составить

 сценарий

 сказки»

Среда.

 Со среднего возраста.

Подбор комплексов  психогимнастики по методике

Е.А.Алябьевой

«Психогимнастика»

Использование психогимнастики на занятиях .

Коммуникация. Театрализация.

Художественная литература.

Игры детей. Прогулка.

Три раза в неделю.

Все группы.

Цели в соответствии с  программой и темой занятия.

«Физкультурные занятия»

Проведение занятий.

Коммуникация.

Социализация.

Безопасность.

Здоровье.

Прогулка. Свободные игры.

Труд.

Изготовление

 атрибутов

к играм.

Ежедневно.

Все возрастные группы.

Закрепить основные виды движений.

«Утренняя гимнастика»

Безопасность.

Здоровье.

Социализация.

Коммуникация.

Прогулка. Свободные игры детей.

Консультация

«Утренняя

 гимнастика»

Один раз в неделю.

Все

старшие группы.

Развивать интерес к спорту.

Закреплять основные виды движений по программе

Э.Адашкявичене

«Баскетбол для дошкольников»

«Спортивные игры»

Физкультура. Здоровье. Социализация. Безопасность.

Прогулка. Игры.

Спортивные игры

 совместно со

 взрослыми.

Один раз в неделю. Целое занятие по познанию с младшего возраста.

Формировать знания о здоровом образе жизни

(Технология Л.Ф.Тихомировой)

«Уроки здоровья»

«Уроки здоровья»

Познание. Здоровье.

Коммуникация.

Сюжетно-ролевые игры.

Чтение.

Совместное

обучение

детей и родителей

«Уроки здоровья»

Ежедневно.

Средний- старший возраст.

Гимнастика.

Физкультурные занятия.

Формировать знания о здоровом образе жизни.

Дать знания о точечном массаже.

«Точечный массаж»

По А.Уманской.

Познание. Социализация.

Безопасность.

Сюжетные игры.

Использование наглядности.

Изготовление

 наглядного

 материала.

Обучение

 родителей

 точечному

 массажу.

Один раз  в неделю развлечения по всем группам.

2 раза в год-спортивные праздники.

Развитие физических качеств;

Формирование социально-эмоционального развития.

«Развлечения.

Спортивные праздники»

Физкультура.

Здоровье.

Социализация. Коммуникация.

Прогулка. Подвижные игры.

Совместные

развлечения

и праздники.

2 раза в неделю

начиная со средней группы

Формирование знаний о сохранении здоровья.

Технология коррекции поведения.

«Познай себя»

«Давайте познакомимся»

Социализация, Коммуникация.

Игры. Сюжетные игры.

Консультация

«Учите детей

сохранять

 здоровье»

Один раз в неделю  со второй младшей группы.

Закрепить знакомые игры и упражнения.

Формировать выносливость, красоту движений.

«Веселые старты»

(подвижные игры, упражнения)

Коммуникация. Социализация. Безопасность.

Здоровье.

Прогулка. Подвижные игры.

Участие

 родителей.

Два раза в месяц. Вторник- пятница. С младшего возраста.

Закрепить знания правил движений в играх.

«Ролевая подражательная игра»

Здоровье. Коммуникация.

Социализация.

Подвижные игры.

Подбор игрушек.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ИГРОВОЙ МАССАЖ.

Интерпретация  и адаптированный вариант методик  специализирования детей А.Уманской и К.Динейки.

Закаливающее дыхание.

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же  его заключается  в выполнении игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей  младшего возраста , но может быть  использован и в работе  со старшими детьми. Проводится 2 -3 раза в день.

«Поиграем с носиком».

1.Организационный момент.

А) «Найди и покажи носик».Дети удобно  рассаживаются  и показывают свой носик взрослому.

2.Основная часть.

Игровые упражнения с носиком.

Б) «Помоги носику собраться на прогулку».

Каждый ребенок берет  носовой платок  или салфетку  и тщательно  очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

В). «Носик гуляет».

Взрослый предлагает детям  крепко закрыть рот, чтобы он не мешал  гулять и дышать носу.

Старшим детям можно предложить  выключить  дыхание ртом, поджав  кончик языка  к твердому небу. В  обоих случаях вдох и выдох  выполняется через нос.

Г)  «Носик балуется».

На выдохе   малыш постукивает указательным пальцем по крыльям  носа и поет «ба-бо-бу».

Ж) «Носик погреем».

Ребенок располагает на  переносице указательные пальцы и выполняет ими движения к крыльям носа  вверх и обратно.

Таким образом  делается как   бы растирание.

3.Заключитлеьный этап.

З) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому , что их носик вернулся.

Примечание:

Игровые упражнении можно сопровождать стихами.

-Подходи ко мне , дружок, И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей  найди, тете___ покажи.

-Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

-Ротик  ты свой  закрывай,

 Только с носиком гуляй.

-Вот так носик-баловник!.

Он шалить у нас привык.

-Тише, тише, не спеши!

Ароматом подыши.

-Хорошо гулять в саду

И поет нос «Ба-бо-бу»

-Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

-Нагулялся  носик мой, возвращается домой

Массаж рук.

        Интенсивное воздействие на кончики пальцев  стимулирует  прилив крови к рукам. Это благоприятствует  психоэмоциональной  устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную  деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем ручками»

1.Подготовительный этап.

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2.Основная часть.

А)Большим и указательным пальцами одной руки массируем –растираем  каждый палец, начиная с ногтевой  фаланги мизинца другой руки.

Б) Массируем тыльные стороны ладоней , имитируя мытье рук.

В)Переплетаем  вытянутые  пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя в противоположные стороны.

Г)Переплетенные  пальцы  закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

Д)  Вытягиваем  пальчики  вверх и шевелим ими.

3.Заключительный этап.

Дети стряхивают   руки, расслабляя их и отдыхают.

Примечание:

Упражнение можно  сопровождать стихами.

Эй, ребята, кто ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови  кураж.

И начинай игру- массаж.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми

Никого не обойду.

С ноготками  поиграю,

Друг  о друга их потру.

Потом  руки «помочалю»

Плечи мягко разомну.

Затем  руки я помою

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло  поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра,

Отдыхает  детвора.

Массаж волшебных точек  ушек.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных  точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен , в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей все возрастов. Рекомендуется  проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1.Организационный момент

Воспитатель  привлекает к  игре  и собирает их в круг.

2.Основная часть.

Упражнения с ушами.

А)»Найдем и покажем ушки»

Дети находят ушки , показывают их взрослому( если  мешают волосы, закалывают вверху).

Б) «Похлопаем ушками».

Ребенок заводит ладони  за уши и загибает их вперед сначала  мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав  ушные раковины к голове, резко их отпускает. При этом ребенок  должен ощутить хлопок.

В) « Потянем ушки».

Ребенок прикладывает  к ушкам  ладони и тщательно   трет ими  всю раковину.

3.Заключительный этап.

Дети расслабляются  и слушают тишину.

Примечание:

Количество повторений каждого упражнения зависит от  возраста детей. В среднем это составляет 5-7 раз.

Для малыша- 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами.

Подходи ко мне дружок

И садись со мной в кружок.

Ушки ты  свои найди.

И скорей мне покажи.

Ловко  с ними мы играем

Вот так  хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко , ты не отвались.

А потом , а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется замерзло,

Отогреть его так можно

Раз, два, раз, два!

Вот и кончилась игра.

А   раз кончилась игра,

Наступила тишина!

Закаливающий  массаж подошв.

Закаливающий массаж подошв  как эффективный вид закаливания рекомендуется  для детей среднего и старшего возраста.

Он основан на  стимуляции  активных точек , расположенных на  подошвах ног. Массаж стоп  делается  ежедневно. Если массирование   стопы валиком или скакалкой   проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж  достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками».

1.подготовительный этап.

А) Удобно сесть  и расслабиться.

Б)Смазать пальцы  ног  смягчающим кремом   ( 1-2 капли на ладошку).

В)Погладить стопу  вверх  с произвольным  падением вниз.

Е)Покатать  ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

Ж)Растереть подушечкой   большого пальца руки закаливающую зону, расположенную  в центре  подошвы.

3.Заключительный этап.

А)Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

Б)Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание:

Дозировка должна  соответствовать  возрасту детей.

Комплекс можно сопровождать стихами.

-Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы , отдохнем

И массаж подошв начнем.

-На каждую ножку крем немножко,

Хоть  они и не машина,

Смазать их необходимо.

-Проведем  по   ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка всем , друзья, нужна.

Это помни ты всегда!.

-Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся,

И не отвлекайся.

-По подошве , как граблями,

Проведем  сейчас руками

И полезно , и приятно,

Это  всем   давно понятно.

-Рук своих ты не жалей,

И по ножкам   бей  сильней.

Будут быстрыми  они,

Потом попробуй, догони!.

-Гибкость т же нам нужна.

Без нее мы никуда!.

Раз- сгибай, два-выпрямляй.

Ну, активнее давай!.

-Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай,

Да  за нею поспевай.

-В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы  всем здоровым быть .

-Скажем все :Спасибо!.

Ноженькам своим.

Будем их беречь мы,

И всегда любить.

Обширное умывание. Обширное умывание как  эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок  , раздетый до пояса, в  быстром темпе, самостоятельно  выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз»- обмывает правой рукой левую кисть руки.

«Два» - обмывает левой  рукой правую кисть.

«Три» _ мокрой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя .

«Четыре» -мокрой левой  ладонью  проводит  от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» -  мокрые  ладони кладет  сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» - мокрой  правой  ладонью  делает круговые движения по груди.

«Семь» -  мокрыми  ладонями  проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» - ополаскивает  руки.

«Девять» - отжимает их , слегка  стряхивая.

«Десять» - вытирает  руки насухо.

Примечание.

Умывание модно сопровождать стихами.

Раз – обмоем кисть  руки.

Два- с другою повтори.

Три- до локтя  намочили.

Четыре- с другою повторили.

Пять- по шее  провели.

Шесть- смелее по груди,

Семь- лицо свое обмоем

Восемь- с рук усталость смоем.

Девять- воду отжимай,

Десять –сухо вытирай.

«Босоножье»

Это отличное  закаливающее   средство  для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время года. Дозировка определяется  возрастом. Желательно начинать в тепле время года.

Группа

                                              Виды ходьбы и дозировка

Теплый период года

Время

Холодный период года

Время

Ранний возраст

Ходьба и бег по одеялу, полу навеса.

5-30 мин.

Ходьба и бег по ковру в носках

5-30 мин.

Младшая группа

Ходьба и бег по  теплому песку, траве.

5-45 мин.

Ходьба по ковру босиком

5-30мин.

Средняя группа

Ходьба и бег по сухому и мокрому  песку, асфальту, траве

5-60 мин

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу

5-30 мин.

Старшая группа

Ходьба и бег по земле , воде, асфальту

5-90 мин

Ходьба  и бег босиком  по комнатному полу

5-30 мин.

Подг.группа

Ходьба и бег по различным  видам почвы, покрытиям  земли

От 5 мин. неограниченно

Свободный бег  и ходьба в группе

5-30 мин.

Литература:

Белая  К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить  безопасность дошкольников. М.,2000.

Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. М.,2006.

Галанов А.С. Игры, которые лечат. М.,2001.

Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.,2004.

Картушина М.Ю Сценарии оздоровительных досугов  для детей 5-6,6-7 лет. М.,2005.

Кудрявцев В.Т,Егоров Б.В. Развивающая педагогика оздоровления/ Программно-методическое  пособие. М.,2002.

Леонов Е.В. Морма М.В. Дыхательная гимнастика. Двигательная разминка  в кругу. // Психология в детском саду. 2001.,№1-2.

Мартынов С.М. Нетрадиционные  методы реабилитации  часто  болеющих детей.М.,2002.

Ноткина Н.А., Кузмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка  физического и нервно- психического развития  детей раннего и дошокльного возраста. СПб., 1998.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.М.,2000.

Семаго М.М. Психолого-медико- педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих  материалов. М.,1999.

Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А.Стребловой. М.,2002.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...