"Здоровье"
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Принята на заседании Утверждена
педагогического совета приказом по ДОУ № 45 от 28.08.2011
протокол № 1 от 28.08.2011
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» Программа оздоровления детей в ДОУ на 2011-2015 г.г. |
Разработали:
Караваева Валентина Николаевна,
Леонова Елена Александровна
2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел 1.
1.1.Общие положения стр. 3-4
1.2.Цель и задачи программы, особенности работы стр.4-5
1.3.Объекты программы стр.6
1.4.Законодательно-нормативное обеспечение программы стр.6
Раздел 2.
Основные принципы программы стр. 6- 7
Раздел 3.
Основные направления программы стр.7-8
Раздел 4
4.1. Направление и содержание воспитательно-образовательной
Деятельности стр. 8
4.2.Проектирование и планирование текущей
педагогической деятельности стр. 8-9
4.3.Обеспечение реализации основных направлений программы стр.9-11
4.4.Организацитонно-методическое и психолого-педагогическое
обеспечение стр. 11-12
Раздел 5.
5.1.Формы и методы оздоровления детей стр. 12-13
5.2.Перечень закаливающих мероприятий стр. 13-14
5.3.План лечебно-оздоровительных мероприятий стр. 14-15
5.4.Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ стр. 15-18
6.0. Модель организации работы по формированию представлений
и навыков здорового образа жизни стр. 18
6.1.Скрининг-программа обследования детей стр. 19
6.2.Модель психодиагностической работы психолога ДОУ стр. 19
6.3.Модель взаимодействия педагога-психолога и воспитателя для
повышения эффективности коррекционной работы стр. 20
6.4.Структура внедрения здоровьесберегающих методик, технологий в образовательную работу ДОУ стр. 20
7.0.Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями стр. 21
8.0.Индиткаторы мониторинга качества оздоровительной работы стр.22
Показатели здоровья и физического развития выпускника
9.0.Интегративное содержание стр.22
10.0.Основные обязанности сотрудников-участников программы стр.23-25
11.0.Предполагаемые результаты стр.25-26
ПРИЛОЖЕНИЕ:
-Перспективное планирование к программе «Здоровье»
Образовательная область «Здоровье» стр. 27- 29
-Игровой массаж стр.30-34
-Литература стр.35
РАЗДЕЛ 1.
1.1.Общие положения.
В Уставе всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится , что здоровье- это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое , психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем , отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете- отношение государства к проблемам здоровья.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. По данным , опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения , 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, и только 105 детей приходят в школу совершенно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста «цивилизации» , чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует забывать , что только в дошкольном учреждении самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укрепления здоровья детей должны находиться , во-первых, семья, включая всех ее членов , и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение , где ребенок проводит большую часть своего времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создания определенных условий.
Приоритетное направление выбрано нами исходя из :
-заказа родителей;
-потребностей детей;
-условий (развивающая среда, наличие специалистов).
В основе нашей деятельности лежит программа , разработанная на
основе программы Ю.Ф.Змановского «Здоровый дошкольник» , парциальная «Программа двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» В.Т.Кудрявцева.
Технологий:
-Литвинова М.Ф. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста.М.,1988;
-Антонов А.О. «Здоровый дошкольник» – социально-оздоровительная технология 21 века.М.,2000;
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М.,2004
-Комплексная система закаливания дошкольников /Под.ред. Г.П.Юрко.М., 1988
В детском саду созданы следующие условия для реализации поставленных задач:
физкультурный зал с современным и нетрадиционным физкультурным оборудованием, процедурный кабинет( для проведения лечебного массажа), физкультурные уголки в групповых комнатах, музыкальный зал, кабинет логопеда, психолога, в которых частично созданы условия предметно-развивающей среды физкультурно- оздоровительного направления.
В учреждении работают специалисты : врач (на 0.5 ставки), старшая медсестра, медсестра по массажу, инструктор по физкультуре, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальные руководители, воспитатели.
Надеемся, что совместная работа медиков, педагогов и родителей поможет нашим детям стать истинно здоровыми.
1.2.Цель и задачи программы, особенности работы:
Комплексно-целевая программа «Здоровье» направлена на:
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей , педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья;
-подведение дошкольников к пониманию целостности человеческого организма, единству духовного и физического;
-закрепление навыков сохранения и укрепления здоровья изученными способами;
-обеспечение условий для охраны психофизического здоровья и всестороннего развития ребенка.
Физкультурно- оздоровительная работа с детьми проводится с использованием принципов здоровьесберегающей педагогики и здоровьесберегающих технологий.Это означает, что действия коллектива направлены на формирование такой образовательной системы, которая основывается :
-разумном приоритете ценностей здоровья и здорового образа жизни при организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками и их семьями;
-создании саморазвивающейся среды со здоровьесберегающими функциями
(благодаря тесному сотрудничеству педагога-психолога, учителя-логопеда, медиков и родителей);
-формирование единого здоровьесберегающего пространства семьи и детского сада.
ЗАДАЧИ:
- -заботиться о психофизическом здоровье детей, закаливать организм;
- -формировать представления о здоровом образе жизни, двигательные умения и навыки, личностные качества;
- -развивать интересы и потребности, создавать условия для успешности детей в любом виде деятельности, в том числе двигательной ;
- -создавать условия для налаживания взаимоотношений детей и взрослых, формировать благоприятный психологический микроклимат в группе;
- -для формирования адаптации и мотивации к обучению в детском саду, обеспечить физическую и психическую готовность к общению и обучению в школе.
ОСОБЕННОСТИ:
Физическое воспитание с приоритетом физкультурно- оздоровительной работы характеризуется следующими особенностями:
- в течение всего дня дети находятся под наблюдением и контролем педагогов и квалифицированных специалистов , заботящихся о максимальной интенсификации и оптимизации двигательного режима;
- полностью обеспечиваются такие гигиенические условия для физического развития, как правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливающие мероприятия, на основе чего формируются гигиенические навыки;
- -создание благоприятных возможностей для эффективного сочетания всех основных средств и форм физического воспитания и интеграции его с основными линиями детского развития(умственным, социальным, коммуникативным, художественно- эстетическим);
- -использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий работы с детьми и их родителями, педагогами детского сада.
Отличительная особенность программы –нацеленность на формирование осмысленного отношения дошкольников к собственному телу, формирование произвольной психической регуляции жизненных функций организма, овладение навыками самоврачевания. Обучение умению расслабляться, делать самомассаж, охранять органы зрения и дыхания и т.д.
1.3.Объекты программы
Дети дошкольного возраста МДОУ детского сада №1.
Семьи детей, посещающих данное образовательное учреждение.
Педагогический коллектив образовательного учреждения.
1.4.Законодательно –нормативное обеспечение программы
Декларация прав ребенка ООН (1959);
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г № 223-ФЗ;
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г № 124-3266 -1 в ред.
от 27.12.2009 № 374-ФЗ;
Федеральный закон « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г № 159-ФЗ
«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г №666;
- «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);
РАЗДЕЛ 2.
Основные принципы программы
1.Принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий , направленных на укрепление здоровья , научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2.Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению дошкольников и себя.
3.Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4.Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями , учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
5.Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки , гарантия положительного результата труда независимо от возрасти уровня физического развития детей.
Программа предполагает проведение 1-2 занятий в неделю в первую и во вторую половину дня в образовательной и в совместной деятельности с детьми. Продолжительность образовательной деятельности: 10-15 минут- младшие группы, 15-20 –средние группы, 20- 25 минут- старшие группы, 30 минут- подготовительные группы.
Общее количество непосредственно образовательной деятельности — 31 -62 занятий.
Педагогический анализ знаний и умений детей(диагностика) проводится 2 раза в год: октябрь- май.
Программа составлена по области «Здоровье» интеграцией различных видов деятельности: физической, речевой, игровой, музыкальной, познавательной, художественно- эстетической , что обеспечивает взаимовлияние и взаимпроникновение и взаимосвязь всех звеньев образовательной работы.
РАЗДЕЛ 3.
Основные направления программы.
Профилактическое.
1.Обеспечение благоприятного течения адаптации.
2.Выполнение сангигиенического режима.
3.Проведение обследований по скрининг-программе и выявление патологий.
4.Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
5.Преждупреждние острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики.
6.Проведение социальных, санитарных, специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное.
1.Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2.Определение показателей физического развития , двигательной подготовленности; объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
3.Составлнеие индивидуальных планов оздоровления групп;
4.Изучение передового педагогического , медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
5.Состематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
6.Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников.
Лечебное.
1.Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;
2.Оказание скорой помощи при неотложных состояниях;
3.Осуществление профилактических мероприятий по оздоровлению детей.
РАЗДЕЛ 4.
4.1.Направление и содержание воспитательно-образовательной деятельности:
На основе сочетания комплексных и парциальных программ и выбора технологий определяется специфика их реализации.
Расширено содержание работы по охране и укреплению жизни и здоровья детей, усилена самостоятельная двигательная активность детей, проводится работа по развитию основных мышц и формированию физических качеств ребенка, способности к двигательному творчеству, импровизации.
Данные задачи решаются в процессе организованных форм детской активности и самостоятельной деятельности детей в воздушной , закрытой, открытой ,природной сферах организации их жизнедеятельности. Основная форма- организованные виды деятельности. При проведении физкультурных занятий активно используются разные способы организации двигательной активности детей, интеграция речевых и физических упражнений. В занятия включены элементы психогимнастики и изучение способов жизнедеятельности. Наряду с физкультурными -проводятся занятия ритмопластика, в кабинете ЛФК(коррекционные занятия направленные на профилактику и исправление нарушений ОДА).
Реализация программы осуществляется на основе ведущей(игровой) деятельности детей , что соответствует также интересам дошкольников. Занятия не выступают в качестве преобладающей формы обучения; используются разнообразные интегрированные виды деятельности, обеспечивающие смену статических и динамических поз.
Особое внимание в процессе организации самостоятельной и досуговой деятельности уделяется использованию здоровьесберегающих технологий.
В детском саду имеется паспорт здоровья на каждого воспитанника, регулярно проводится витаминизация и закаливание, физио- и аромотерапия, курс профилактики гриппа и ОРЗ, мониторинг физической подготовленности , занятия с учетом группы здоровья , курс массажа, которые осуществляются по индивидуальному плану.
4.2.Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности
Режим дня:
Особое внимание уделяется :
-соблюдению баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др), виды активности целесообразно чередуются;
-организации гибкого режима посещения детьми обычных групп ;
-проведению гигиенических мероприятий по профилактике утомления отдельных детей с учетом холодного и теплого периода года, изменения биоритма детей в течение недели, активности в течение суток.
Режим дня
Содержание | 1-я младшая группа | 2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Утренний прием | 7.00-8.00 | 7.00-8.00 | 7.00-8.00 | 7.00-8.00 | 7.00-8.00 мин (на воздухе) | |
Завтрак | 7.55-8.20 | 8.10-9.00 | 8.30 9.00 | 8.25-9.00 | 8.30-9.00 | |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 8.50-9.00 9.10-9.20 | 9.00-9.15 9.25-9.40 9.50-10.05 10.15-10.30 | 9.00-920 9.30-9.50 | 9.00-9.20 9.35-10.00 10.10-10.20 10.30-10.50 | 9.00-9.30 9.40-10.10 10.20-10.50 | |
2-ой завтрак | 10.00-10.10 | 10.30-10.35 | 10.30-11.00 | 10.30-11.00 | 10.30-11.00 | |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.30-11.20 | 10.35-12.00 | 10.00--12.15 | 10.55-12.30 | 11.00-12.35 | |
Обед | 12.00-12.30 | 12.20-13.00 | 12.25-13.00 | 12.40-13.00 | 12.45-13.00 | |
Сон | 12.30-15.00 | 13.00-15.00 | 12.50-15.00 | 13.-15.00 | 13.00-15.00 | |
Подъем, гимнастика, полдник | 15.00-15.30 | 15.00-15.40 | 15.00-15.40 | 15.00-15.40 | 15.00-15.40 | |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 15.40-15.50 16.00-16.10 (по подгруппам) | 15.40- 16.00 | 15.40—16.00 | 15.40-16.20 | 15.40-16.10 | |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.10-18.00 | 16.00-18.00 | 16.00-18.05 | 16.20-18.05 | 16.10-18.10 | |
Подготовка к ужину, ужин | 18.00-18.20 | 18.05-18.35 | 18.10-18.30 | 18.10-18.25 | 18.10-18.30 | |
Самостоятельная деятельность, прогулка, уход детей домой | 18.20-19.00 | 18.35-19.00 | 18.30-19.00 | 18.25-19.00 | 18.30-19.00 | |
Прогулка дома | 19.00-20.00 | 19.00-20.00 | 19.00-20.00 | 19.00-20.00 | 19.00-20.00 |
4.3.Обеспечение реализации основных направлений программы.
Техническое и кадровое обеспечение | |||
№п-п | Основные мероприятия | Организаторы и исполнители | Этапы и сроки |
1. | Приобретение необходимого -медицинского оборудования (люстры Чижевского, витафон, тонометр, ионизатор воздуха; -технологического (заменить электрическую плиту, холодильник , кухонный комбайн); -спортивные тренажеры, спортинвентарь | Заведующий | 2010-20112 2011 2011-2014 |
2. | Осуществление ремонта -пищеблока -коридоров -игровых площадок -детских раздевалок -групповых комнат | Заведующий | 2011-2013 2011-2012 2011-2014 |
3. | Оборудование помещений -мини-галереи -уголков Здоровья -уголка ОБЖ - уголка противопожарной безопасности –ППБ -мини-музея -сенсорной комнаты | Зам.зав. по ВМР Зам.зав. по АХР | 2012-2014 2012-2013 2011-2012 2014-2015 |
4. | Пополнение среды нестандартным оборудованием: -объемными модулями -дорожками для профилактики плоскостопия -тренажеры для развития глазомера -оборудование для лазания, прыжков, метания и др. | Инструктор по физ.воспит. Зам.зав. по АХР | 2012-2015 |
5. | Предоставление дополнительных услуг: -кружки музыкально-театральной деятельности -хореографии -ритмической гимнастики | Зам.зав. по ВМР специалисты | 2011-2012 2012-2014 |
6. | Организация работы Фитнес-клуба «Йогушка» | Инструктор по физкультуре | 2012-2013 |
7. | Открытие клуба Здоровья для сотрудников ДОУ | Инструктор по физкультуре | 2014-2015 |
8. | Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени , своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ). | Зам.зав. по АХР | 2011-2013 |
4.4.Организационно- методическое и психолого- педагогическое обеспечение
№п-п | Основные мероприятия | Организаторы и исполнители | Этапы и сроки |
1. | Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психологическим развитием детей. | Заведующая, зам.зав. по ВМР, старшая медсестра | 2009-2012 |
2. | Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в образовательную деятельность | Зам.зав. по ВМР | 2011-2013 |
3. | Поиск , изучение и внедрение эффективных методик и технологий по оздоровлению : -аромотерапия Г.Лавреновой; -закаливание по А.Уманской; -парадоксальная гимнастика А.Стрельниковой; -закаливание по технологии «Здоровый дошкольник» Ю.Ф.Змановского; -лечебные игры А.С.Галанова | Зам.зав. по ВМР, старшая медсестра | 2009-2013 |
4. | Проведение и упорядочение учебной нагрузки и активного отдыха детей(сокращение количества коллективных занятий, введение дней здоровья, неделей здоровья, гибкий график занятий). | Зам.зав. по ВМР Заведующая | 2011-2012 |
5. | Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей(кодекс чести педагога, кодекс чести взрослых и детей) | Воспитатели | 20011-2015 |
6. | Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды ДОУ, внедрение новых эффективных моделей | Воспитатели | 20011-2015 |
7. | Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (беседы, консультации, «телефоны доверия» , оказание консультативной помощи, совместная деятельность детей и взрослых) | Воспитатели | 2011-2014 |
8. | Участие в научно- практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей. | Заведующая, зам.зав.по ВМР, воспитатели | 2009-2013 |
РАЗДЕЛ 5
5.1 Формы и методы оздоровления детей
№п-п | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни | -щадящий режим (адаптационный период) -гибкий режим -организация микроклимата и стиля жизни группы на основании кодекса -учет биоритмов -сезонные режимы -профилактическая | Группы всех возрастов |
2. | Физические упражнения | -утренняя гимнастика -физкультурно-оздоровительные занятия -подвижные и динамические игры -профилактическая гимнастика(дыхательная, йога, улучшение осанки, плоскостопия, зрения, ) -спортивные игры -занятия в физкультурных кружках -дозированная ходьба - прогулки -гимнастика после сна -пешие прогулки | Группы всех возрастов |
3. | Гигиенические и водные процедуры | -глубокое умывание -мытье рук -игры с водой -полоскание полости рта и горла | Все группы Со средней группы |
4. | Свето-воздушные ванны | -проветривание помещений ( в том числе сквозное) -сон при открытых фрамугах -прогулки на свежем воздухе -обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | Постоянно, все группы |
5. | Активный отдых | -Дни здоровья -развлечения, праздники - игры-забавы -каникулы -простейший туризм | Все группы Старший возраст |
6. | Диетотерапия | -рациональное питание -спецпитание(аллергия, ожирение) | Все группы |
7. | Музыкальная терапия | -музыкальное сопровождение режимных моментов -музыкальная театральная деятельность -музыкальное оформление фона занятий | Все группы |
9. | Аутотренинг и психогимнастика | -учебная гимнастика; -игры и упражнения на развитие эмоциональной среды; -коррекция поведения; -игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; | |
10 | Закаливание | -обширное умывание; -босоножье; -дыхательная гимнастика; -самомассаж; -точечный массаж; - солнечные ванны; - оздоровительный бег; -воздушные ванны с комплексом упражнений на профилактику плоскостопия и осанки ; | Все возрастные группы |
11. | Пропаганда ЗОЖ | -занятия ОБЖ -беседы -консультации -папки-передвижки -уголок здоровья -уголок ОБЖ | Все возрастные группы |
5.2 . Перечень закаливающих мероприятий
ФОРМА ЗАКАЛИВАНИЯ | ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ | Длительность(мин. в день | |||
3-4года | 4-5лет | 5-6лет | 6-7лет | ||
Утренняя гимнастика в теплую погоду | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями | 5-7мин | 5-10мин | 7-10мин | 7-10 мин. |
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.д. | До 15 | До20 | До25 | До25 |
Подвижные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице) | Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями | До 15 | До 20 | До25 | До30 |
Прогулка в первой и второй половине дня | Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями | 2 раза в день по 2 часа | 2 раза в день по 1ч.40 мин-2 часа | 2 раза в день по 1ч.50 мин-2 часа | |
Полоскание горла(рта) после обеда | Закаливание водой в повседневной жизни | 3-7 мин | 3-7 мин | 3-5 мин | 3-5 мин |
Дневной сон без маек | Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка | В соответствии с сан пин | |||
Физические упражнения после дневного сна | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями(контрастная воздушная ванна) | 5-7 | 5-10 | 7-10 | 7-10 |
Закаливание после дневного сна | Воздушная ванна и водные процедуры ( расширенное умывание, обтирание рук, области шеи) | 5-15 | 5-15 | 5-15 | 5-15 |
5.3.План лечебно-оздоровительных мероприятий
Месяц | Наименование мероприятий | Дозировка | Контингент детей |
Сентябрь | 1.Сеанс фитоаэронизации. 2.Коктейль«Воздушный» (кислородный) 3.Лечебное орошение зева (р-р йодинола) | 15 мин. 1.р.в день ежедн. 1 ч.л.1.р.в д.ежедневно 1ч.л.1р.в день ежедневно | Все дети Все дети Хр.тонзиллит, ЧБД |
Октябрь | 1.Лечебный сеанс «Родничок» (полоскание горла настоем трав-эвкалипт, шалфей, календула, ромашка) 2.Тубус-квар на миндалины | 70г 1 р. В день ежедневно | Садовые группы ГруппыЧБД, хр.тонзиллит |
Ноябрь Декабрь | 1.Эликсир «Бодрость» (витамин С). 2.Лечебная смазка носика (оксалиновая мазь) 3.Волшебная приправа (фитонциды-лук, чеснок) 4.Физиопроцедура «Свежесть»(уфопомещений с в сочетании с проветриванием) | 0,05*1 р.в день ежеднев. 2р.в день ежеднев. Обед 1 блюдо,ежеднев. 30 мин.ежеднев. | Все дети |
Январь | 1.«Волшебная приправа» (фитонциды- лук, чеснок) 2.Физиопроцедура «Свежесть» (уфопомещений в сочетании с проветриванием) | Обед .1 блюдо ежеднев. 30 мин. ежеднев. | |
Февраль | 1.Лечебный сеанс «Морской прибой» Полоскание рта «Морской водой» - по ½ ч.л соли , ½ ч.л.соды, 1 капля йода) 3.Физиопроцедуры «Чудо-луч» (Общий кварц). 4.Коктейль «Воздушный» (кислородный) | 70г 1р.в день ежедн. 1 р. в день ежедн. 1ст.1р.в день ежедн. | Садовые группы Ясли, группы ЧБД Все дети |
Март | 1.Лечебная смазка зева (р-р Люголя) | 1р. в день ежеднев. | Тонзиллит, ЧБД |
Апрель | 1.Тубус-кварц на миндалины | 1р.в день №10 | ГруппыЧБД, Хр.тонзиллит |
Май | 1.«Волшебная капля» (экстракт элеутерококка) 2.Зеленые салаты «Весна» | 1 к.на 1г.ж. в день ежедн. 50г ежедневно | ГруппыЧБД Все дети |
5.4 Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ
Формы работы | Время проведения в режиме дня, возраст детей | Особенности методики проведения | Ответственный |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Остеопатическая гимнастика | После сна в постелях каждый день. Старшая и подг.группы | «Техническая простота» применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта | Воспитатели |
Фитбол | Один раз в неделю во второй половине дня. Физ. и муз. залы, начиная со средн.группы | На специальных мячах | Музыкальные руководители,инструктор по физ-ре |
Ритмика | Один раз в неделю, начиная со средней группы | По программе И.Бурениной | Музыкальные руководители |
Игровой час (бодрящая гимнастика) | После сна в группе каждый день. Первая и вторая младшие группы. | Комплекс , состоящий из подв.игр, игровых упражнений, основных видов движений | Воспитатели |
Динамические паузы | Во время занятий 2-5 мин. по мере утомления детей, начиная со второй мл.группы | Комплексы физминуток могут включать дыхательную гимн-ку, гимн-ку для глаз | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физ.занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. Все возрастные группы . | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей .Используются только элементы спортивных игр | Инструктор по физ-ре, музыкальные руководители, воспитатели |
Коррекционные технологии | |||
ЛФК | Сеансы занятий, начиная со средней группы | По специальной методике по показаниям отклонений здоровья | Ст.медсестра |
Арт-терапия | Сеансы по 10-13 человек в муз.зале, в группе. Старший дошкольный возраст | Оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств(музыка, ИЗО) | Воспитатели |
Технология музыкального воздействия | Сеансы по 10-13 человек в группе во второй половине дня в муз.зале. Старший дошк.возраст | Можно использовать спокойную классическую музыку (П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов) , звуки природы | Музыкальный руководитель |
Артикуляцион ная гимнастика | Два раза в неделю в первой и второй половине дня , в муз.зале, физ.зале, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста | Цель- фонематически грамотная речь без движений | Воспитатели |
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно | Рекомендуется детям с речевыми проблемами в любой отрезок времени | Воспитатели |
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста | Проветривание помещений и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур | Воспитатели |
Дорожки здоровья | После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. На физкультурном занятии. | Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки. | Воспитатели, инструктор по физ.ре |
Кинезотерапия | Один раз в неделю, вся группа в первой или во второй половине дня, начиная со средней группы. Комплексные занятия. | Комплексное применение различных движений для оздоравливания детей. | Воспитатели |
Сказкотерапия | Два занятия в месяц во второй половине дня, начиная со среднего дошкольного возраста | Использование мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется , как единый двигательный комплекс. | Воспитатели |
Психогим настика | Один раз в месяц , по 10-12 человек в группе , в музыкальном и физкультурных залах , начиная со средней группы. | Проводится по методике Е.А.Алябьевой | Воспитатели |
Технология коррекции поведения | Сеансы по 8-10 человек в группе, по 10 занятий в группе, на прогулке, начиная со средней группы. | Программы «Познай себя» , «Давайте познакомимся» | Воспитатели, психолог |
Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурные занятия | 3 раза в неделю в спортивном и музыкальном зале, на улице, в группе | Занятия проводятся в соответствии с программой | Инструктор по физ-ре |
Утренняя гимнастика | Ежедневно, в муз. и спортивном залах. Все возрастные группы. | Комплексы подбираются в соответствии с возрастными группами и особенностями детей | Воспитатели |
Спортивные игры (баскетбол) | Один раз в неделю в физ.зале, начиная со старшего возраста | По программе Э.Й.Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников» | Инструктор по физ-ре |
Занятия по здоровому образу жизни | Один раз в неделю в режимных процессах, как часть занятия и целое занятие по познанию, начиная с младшей группы | Технологии Л.Ф.Тихомировой «Уроки здоровья» | Воспитатели |
Точечный массаж | Сеансы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Проводятся по специальной методике, показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность. | Ст.медсестра, воспитатели |
Физкультурные праздники, досуги, | Проводятся 1 раз в квартал в муз. и спортивном залах, на прогулке, в группе, начиная с младшего дошкольного возраста | Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие | Инструктор по физ-ре, музыкальные руководители, воспитатели |
Технология коррекции поведения | Сеансы по 8-10 человек в группе, на прогулке начиная со средней группы | Программы «Познай себя» , «Давайте познакомимся» | Воспитатели, психолог. |
Веселые старты | Один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном зале или в музыкальном, на прогулке, начиная со второй младшей группы | Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной , соревновательной форме. | |
СМИ (ситуативные малые игры) | Два раза в месяц в группе , в музыкальном и спортивном залах, начиная . Младший дошкольный возраст. | Ролевая подражательная имитационная игра. | Воспитатели |
6.0.Модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни
Формирование представлений и навыков здорового образа жизни |
Педагоги | Педагогика сотрудничества | Семья |
Изучение программ, инноваций | Медицинские работники. Оздоровительная работа. | Анкетирование |
Инструктор по физвоспитанию | Медперсонал | Родительское собрание |
Планирование работы с детьми | Учитель-логопед | Педагог- психолог | Консультативные пункты |
Оборудование предметно-пространственной среды | Воспитанники ДОУ | Совместная работа |
6.1 Скрининг-программа обследования детей
1 этап -доврачебное обследование |
Анкетный тест-опрос родителей | Измерение артериального давления | |
Проверка слуха шепотной речью | Оценка физического развития и физической подготовленности | |
Исследование остроты зрения | Оценка состояния опорно-двигательного аппарата | |
11 этап- осмотр врачом-педиатром |
Комплексная оценка состояния здоровья детей | Выявление детей с хронической патологией |
111 этап- осмотр врачами –специалистами поликлиники |
Диспансерное наблюдение в ДОУ |
6.2. Модель психодиагностической работы психолога ДОУ
Психологический запрос |
Запрос заинтересованных лиц (педагог, родитель) | Запрос самому себе |
Психологическая проблема |
Беседы с родителями и воспитателями | Сбор информации | Непосредственные наблюдения за ребенком |
Психологический диагноз |
В соответствии с профессиональной компетенцией и на уровне возможной конкретной помощи | Профессионально обоснованное предсказание дальнейшего развития ребенка(прогноз) |
Программа развития и коррекции | |
Психологическая часть (работа психолога) | Педагогическая часть |
Рекомендации заинтересованным лицам (педагог, родитель) | Работа педагога в соответствии с рекомендациями психолога |
Коррекционная работа психолога | Работа родителей в соответствии с рекомендациями психолога |
6.3 Модель взаимодействия педагога-психолога и воспитателя для
повышения эффективности коррекционной работы
Профилактика | Создание условий. Наглядная пропаганда. Чтение психологической литературы. Консультативный диалог. |
Диагностика | Беседы. Тесты, анкеты. Непосредственное наблюдение. |
Коррекция | Советы и рекомендации. Специальные занятия с детьми. Практические занятия , тренинги, игры . |
6.4.Структура внедрения здоровьесберегающих методик, технологий в
образовательную работу ДОУ
1.ВВОДНЫЙ ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1.Ознакомление с теоретическими основами методики , технологии |
Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка | Педагогико- психолого –медицинская оценка эффективности и прогноз результативности |
2.Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки |
11.Основной этап. Практический.
3.Создание условий и оформление необходимого материала |
4.Включение методики в педагогический процесс |
111.Зключительный этап. Аналитический.
5.Анализ результатов использования |
Мониторинг детей | Спецопрос родителей, педагогов |
6.Показ результатов |
Открытые мероприятия | Выступления | Наглядный материал |
7.Выводы и предложения |
7.0. Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями
1 этап .Ознакомительный |
Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение) | Выделение группы риска |
2 этап . Общепрофилактический |
Наглядная агитация ( стенды, памятки, печать) | Встречи со специалистами |
3 этап. Работа с группой риска |
Выявление проблем | Коррекция родительских установок (тренинги, беседы) |
4 этап. Индивидуальная работа |
Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания (выступление на радио, в печати) | Консультативная индивидуальная помощь ( по запросам) |
5 этап. Рефлексивный |
Выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения) | Дополнительное обсуждение отдельных вопросов |
6 этап. Интегративный | |||
Современные мероприятия ( с привлечением группы риска) | Дискуссия (совместное обсуждение проблем) |
7 этап. Перспективный |
Совместное обсуждение планов на будущее |
8.0.ИНДИКАТОРЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1.Состояние физического, психоэмоционального и духовно-нравственного здоровья детей.
2.Качество здравотворческих технологий и программ, реализуемых в ДОУ.
3.Качество физкультурно-оздоровительной , профилактической и лечебно-оздоровительной работы.
4.Уровень кадрового обеспечения, подготовки и качества работы специалистов, реализующих здравотворческие технологии.
5.Материально-техническое оснащение оздоровительных проектов и программ.
6.Особенности и специфика работы с семьей ребенка- дошкольника по внедрению в семейный быт здравотворческой практики.
7.Культурно- просветительская деятельность в социуме по пропаганде здорового образа жизни.
Показатели здоровья и физического развития выпускника:
-физическое развитие соответствует норме;
-физически подготовлен к продолжению обучения;
-владеет своим телом , различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту;
-хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;
-подвижен и ловок;
-развита мускулатура;
-уверенно владеет ножницами, способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности;
-сформирована привычка к здоровому образу жизни.
9.0.Интегративное содержание:
Образовательная область | Интегративное содержание |
Безопасность | Техника безопасности при движении, прогулках, спортивных играх, лечебной физкультуре, занятиях , массаже |
Социализация | Воспитание активной жизненной позиции. Сильный человек –не угроза, а опора для слабого. Управление эмоциями через движение. Самоконтроль и саморегуляция собственных действий. Правила спортивных игр. Забота о себе быть здоровым- обязанность гражданина. Освоение культурно-гигиенических норм. |
Труд | Физическое развитие повышает трудовые возможности. Рациональность трудовых действий. Профессии связанные с физкультурой и здоровьем. Выполнение лечебных действий для сохранения здоровья. |
Познание | Строение человеческого организма. Способы передвижения человека и животных. Развитие сенсорики, мелкой моторики(дорожки здоровья).Пополнение словаря. Математические представления , связанные с движением: бег с ускорением, прыжки в длину, высоту, количество повторений, ориентирование по плану и т.д. Формирование пространственных представлений и ориентации в пространстве. Материаловедение (из чего сделан спортивный инвентарь и одежда). Пополнение знаний технологий здоровьесбережения. |
Коммуникация | Развитие умения понимать словесную инструкцию, подчиняться определенным правилам, участвовать в коллективных действиях, общаться. |
Художественная литература | Чтение произведений по теме («Мойдодыр» , «Веселый турист» , «Румяные щечки» , «Два Мороза» и др) ; разучивание считалок, стихов, речевок, девизов. |
Художественное творчество | Продуктивная деятельность –рисование, аппликация |
Музыка | Музыкальное оформление всех спортивных мероприятий. Ритмические движения и упражнения. Развитие положительных эмоций (коррекция психологических стрессов). Песенное творчество. Музыкальное оформление фона занятий, лечебных процедур. |
10.0.Основные обязанности сотрудников- участников программы.
Должность | Обязанности сотрудников |
Старшая медсестра |
|
Врач |
|
Воспитатель |
|
Инструктор по физической культуре |
|
Музыкальный руководитель |
|
Медсестра по массажу |
|
Логопед |
|
Младший воспитатель |
|
10.1.Предполагаемые результаты:
1.Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы.
2.Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
3.Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Создание современной предметно-развивающей среды , обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий.
4.Осознание взрослыми и детьми понятия»здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
5.Снижение уровня заболеваемости детей.
6.Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду.
7.Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, своем организме, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.).
8.Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического и психического и социально- личностного развития ребенка; ведение индивидуального контроля за двигательной нагрузкой детей; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
11.0. Перспективное планирование к программе «Здоровье»
Образовательная область «Здоровье»
Задачи: Формирование снов здорового образа жизни
Дата | Цель | НОД | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
Ежедневно старшие-подг.гр. | «Техническая простота» применения | «Остеопатическая гимнастика» | После сна в постелях каждый день Коммуникация. Социализация Физическая культура. | Индивидуальные игры | Помощь в музыкальном сопровождении |
1 раз в неделю, вторник. Средние-подг.группы | Научить прыгать на специальных мячах | «Фитбол» | Использование навыка в развлечениях, праздниках. Коммуникация. Социализация. Здоровье. | Сюжетно-ролевые игры | Консультация «Как научить играть в футбол» |
1 раз в неделю Четверг. Средние-подг.группы | Формирование двигательных навыков | «Ритмика» | Использование навыка в развлечениях, праздниках. Социализация. Музыка. Здоровье. Коммуникация. | Сюжетно-ролевые игры. Индивидуальные игры. | Подбор аудиокассет. |
Каждый день. 1 и 2 младшие группы | Формирование двигательных навыков. | «Игровой час» | Подбор комплекса состоящих из игровых упражнений. Организация подвижных игр. Коммуникация. Социализация. Здоровье. | Подвижные игры, прогулка. Самостоятельные игры детей. | Консультация «Как организовать подвижные игры» |
Во время занятий 2-5 мин.. Все группы | Снять утомление на занятиях. Подобрать комплекс физ.минуток. | «Динамические паузы» | Использовать физминутки для глаз, дыхательную гимнастику. Коммуникация. Социализация, Здоровье. | Сюжетно-ролевые игры. Игры подгруппами. | Консультация небольших стихов , четверостиший для свободных игр детей» |
Ежедневно. Прогулка. Занятие. | Разучить с детьми игры согласно программы. | «Подвижные и спортивные игры» | Организация игр с детьми на прогулках, занятиях. | Игры по желанию детей. Изготовление атрибутов к играм(шапочки-наголовники) | Помощь в изготовлении атрибутов к играм. |
Вторник. Среда. Старшие-подготов. группы | Разработать комплекс по специальной методике. | «ЛФК» | Организация лечебной гимнастики с применением музыкального сопровождения. Социализация, Коммуникация. Физкультура. Здоровье. | Индивидуальные упражнения с применением предметов. | Показ упражнений . Совместное обучение выполнения упражнений. |
Понедельник-четверг. На прогулке, занятиях с младшего возраста. | Подобрать комплексы артикуляционной гимнастики. | «Артикуляционная гимнастика» | Проведение занятий с применением артикуляционной гимнастики. Художественная литература. Социализация. Коммуникация. | Настольные игры. Рассматривание картин. Сюжетные игры. | Подбор раздаточного материала для артикуляционной гимнастики |
Ежедневно. Все группы | Разучить комплексы пальчиковой гимнастики. | «Пальчиковая гимнастика» | Проведение пальчиковой гимнастики с детьми на занятиях, в играх. | Самостоятельные игры. | Показ применения Пальчиковой гимнастики. |
Ежедневно, на занятиях и на утренней гимнастики. Все группы. | Научить правильно проводить упражнения дыхательной гимнастики. | «Дыхательная гимнастика» | Проведение занятий с использованием дыхательной гимнастики. Здоровье. Коммуникация. Безопасность. | Подвижные игры, самостоятельные игры, сюжетные игры. Театрализация. | Помощи в изготовлении дорожки здоровья. |
Два занятия в месяц. Вторая половина дня. Со средней Группы. | Составление сценариев ск5азки с помощью мнемотаблиц. | «Сказкотерапия» | Проведение занятия с помощью мнемотаблиц.. Коммуникация. Социализация. Физкультура. | Подвижные игры. Театрализация. . Чтение сказок. Рассматривание картинок. | Консультация «Как составить сценарий сказки» |
Среда. Со среднего возраста. | Подбор комплексов психогимнастики по методике Е.А.Алябьевой | «Психогимнастика» | Использование психогимнастики на занятиях . Коммуникация. Театрализация. Художественная литература. | Игры детей. Прогулка. | |
Три раза в неделю. Все группы. | Цели в соответствии с программой и темой занятия. | «Физкультурные занятия» | Проведение занятий. Коммуникация. Социализация. Безопасность. Здоровье. | Прогулка. Свободные игры. Труд. | Изготовление атрибутов к играм. |
Ежедневно. Все возрастные группы. | Закрепить основные виды движений. | «Утренняя гимнастика» | Безопасность. Здоровье. Социализация. Коммуникация. | Прогулка. Свободные игры детей. | Консультация «Утренняя гимнастика» |
Один раз в неделю. Все старшие группы. | Развивать интерес к спорту. Закреплять основные виды движений по программе Э.Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников» | «Спортивные игры» | Физкультура. Здоровье. Социализация. Безопасность. | Прогулка. Игры. | Спортивные игры совместно со взрослыми. |
Один раз в неделю. Целое занятие по познанию с младшего возраста. | Формировать знания о здоровом образе жизни (Технология Л.Ф.Тихомировой) «Уроки здоровья» | «Уроки здоровья» | Познание. Здоровье. Коммуникация. | Сюжетно-ролевые игры. Чтение. | Совместное обучение детей и родителей «Уроки здоровья» |
Ежедневно. Средний- старший возраст. Гимнастика. Физкультурные занятия. | Формировать знания о здоровом образе жизни. Дать знания о точечном массаже. | «Точечный массаж» По А.Уманской. | Познание. Социализация. Безопасность. | Сюжетные игры. Использование наглядности. | Изготовление наглядного материала. Обучение родителей точечному массажу. |
Один раз в неделю развлечения по всем группам. 2 раза в год-спортивные праздники. | Развитие физических качеств; Формирование социально-эмоционального развития. | «Развлечения. Спортивные праздники» | Физкультура. Здоровье. Социализация. Коммуникация. | Прогулка. Подвижные игры. | Совместные развлечения и праздники. |
2 раза в неделю начиная со средней группы | Формирование знаний о сохранении здоровья. | Технология коррекции поведения. «Познай себя» «Давайте познакомимся» | Социализация, Коммуникация. | Игры. Сюжетные игры. | Консультация «Учите детей сохранять здоровье» |
Один раз в неделю со второй младшей группы. | Закрепить знакомые игры и упражнения. Формировать выносливость, красоту движений. | «Веселые старты» (подвижные игры, упражнения) | Коммуникация. Социализация. Безопасность. Здоровье. | Прогулка. Подвижные игры. | Участие родителей. |
Два раза в месяц. Вторник- пятница. С младшего возраста. | Закрепить знания правил движений в играх. | «Ролевая подражательная игра» | Здоровье. Коммуникация. Социализация. | Подвижные игры. | Подбор игрушек. |
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ИГРОВОЙ МАССАЖ.
Интерпретация и адаптированный вариант методик специализирования детей А.Уманской и К.Динейки.
Закаливающее дыхание.
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста , но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2 -3 раза в день.
«Поиграем с носиком».
1.Организационный момент.
А) «Найди и покажи носик».Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2.Основная часть.
Игровые упражнения с носиком.
Б) «Помоги носику собраться на прогулку».
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
В). «Носик гуляет».
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
Г) «Носик балуется».
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет «ба-бо-бу».
Ж) «Носик погреем».
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движения к крыльям носа вверх и обратно.
Таким образом делается как бы растирание.
3.Заключитлеьный этап.
З) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому , что их носик вернулся.
Примечание:
Игровые упражнении можно сопровождать стихами.
-Подходи ко мне , дружок, И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди, тете___ покажи.
-Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
-Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
-Вот так носик-баловник!.
Он шалить у нас привык.
-Тише, тише, не спеши!
Ароматом подыши.
-Хорошо гулять в саду
И поет нос «Ба-бо-бу»
-Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
-Нагулялся носик мой, возвращается домой
Массаж рук.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем ручками»
1.Подготовительный этап.
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2.Основная часть.
А)Большим и указательным пальцами одной руки массируем –растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
Б) Массируем тыльные стороны ладоней , имитируя мытье рук.
В)Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя в противоположные стороны.
Г)Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
Д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3.Заключительный этап.
Дети стряхивают руки, расслабляя их и отдыхают.
Примечание:
Упражнение можно сопровождать стихами.
Эй, ребята, кто ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж.
И начинай игру- массаж.
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою
Пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек.
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен , в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей все возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1.Организационный момент
Воспитатель привлекает к игре и собирает их в круг.
2.Основная часть.
Упражнения с ушами.
А)»Найдем и покажем ушки»
Дети находят ушки , показывают их взрослому( если мешают волосы, закалывают вверху).
Б) «Похлопаем ушками».
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко их отпускает. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
В) « Потянем ушки».
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
3.Заключительный этап.
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание:
Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 5-7 раз.
Для малыша- 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами.
Подходи ко мне дружок
И садись со мной в кружок.
Ушки ты свои найди.
И скорей мне покажи.
Ловко с ними мы играем
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко , ты не отвались.
А потом , а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется замерзло,
Отогреть его так можно
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила тишина!
Закаливающий массаж подошв.
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Он основан на стимуляции активных точек , расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скакалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
«Поиграем с ножками».
1.подготовительный этап.
А) Удобно сесть и расслабиться.
Б)Смазать пальцы ног смягчающим кремом ( 1-2 капли на ладошку).
В)Погладить стопу вверх с произвольным падением вниз.
Е)Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
Ж)Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3.Заключительный этап.
А)Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
Б)Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание:
Дозировка должна соответствовать возрасту детей.
Комплекс можно сопровождать стихами.
-Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы , отдохнем
И массаж подошв начнем.
-На каждую ножку крем немножко,
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо.
-Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем , друзья, нужна.
Это помни ты всегда!.
-Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся,
И не отвлекайся.
-По подошве , как граблями,
Проведем сейчас руками
И полезно , и приятно,
Это всем давно понятно.
-Рук своих ты не жалей,
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй, догони!.
-Гибкость т же нам нужна.
Без нее мы никуда!.
Раз- сгибай, два-выпрямляй.
Ну, активнее давай!.
-Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай,
Да за нею поспевай.
-В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть .
-Скажем все :Спасибо!.
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы,
И всегда любить.
Обширное умывание. Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок , раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Умывайка»
«Раз»- обмывает правой рукой левую кисть руки.
«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» _ мокрой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя .
«Четыре» -мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговые движения по груди.
«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» - ополаскивает руки.
«Девять» - отжимает их , слегка стряхивая.
«Десять» - вытирает руки насухо.
Примечание.
Умывание модно сопровождать стихами.
Раз – обмоем кисть руки.
Два- с другою повтори.
Три- до локтя намочили.
Четыре- с другою повторили.
Пять- по шее провели.
Шесть- смелее по груди,
Семь- лицо свое обмоем
Восемь- с рук усталость смоем.
Девять- воду отжимай,
Десять –сухо вытирай.
«Босоножье»
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время года. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в тепле время года.
Группа | Виды ходьбы и дозировка | ||||
Теплый период года | Время | Холодный период года | Время | ||
Ранний возраст | Ходьба и бег по одеялу, полу навеса. | 5-30 мин. | Ходьба и бег по ковру в носках | 5-30 мин. | |
Младшая группа | Ходьба и бег по теплому песку, траве. | 5-45 мин. | Ходьба по ковру босиком | 5-30мин. | |
Средняя группа | Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, асфальту, траве | 5-60 мин | Ходьба босиком по ковру и в носках по полу | 5-30 мин. | |
Старшая группа | Ходьба и бег по земле , воде, асфальту | 5-90 мин | Ходьба и бег босиком по комнатному полу | 5-30 мин. | |
Подг.группа | Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли | От 5 мин. неограниченно | Свободный бег и ходьба в группе | 5-30 мин. |
Литература:
Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.,2000.
Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. М.,2006.
Галанов А.С. Игры, которые лечат. М.,2001.
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.,2004.
Картушина М.Ю Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6,6-7 лет. М.,2005.
Кудрявцев В.Т,Егоров Б.В. Развивающая педагогика оздоровления/ Программно-методическое пособие. М.,2002.
Леонов Е.В. Морма М.В. Дыхательная гимнастика. Двигательная разминка в кругу. // Психология в детском саду. 2001.,№1-2.
Мартынов С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей.М.,2002.
Ноткина Н.А., Кузмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно- психического развития детей раннего и дошокльного возраста. СПб., 1998.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.М.,2000.
Семаго М.М. Психолого-медико- педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. М.,1999.
Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А.Стребловой. М.,2002.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)
Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...
- Мне нравится (1)