МАСТЕР - КЛАСС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Тема: "Помоги себе сам!"
методическая разработка

Найденова Наталья Николаевна

Методический материал для использования старшим воспитателем в дошкольном учреждении по профилактике профессионального выгорания. Был представлен на МО старших воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Тема: "Помоги себе сам!"

Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов, стабилизация эмоционального состояния, коррекция высокой ситуативной и личностной тревожности, обучение методам рефлексии собственного психологического состояния.

Ход мастер - класса

       Вступительное слово педагога - психолога:

        "Профессиональное выгорание - проблема, с которой может столкнуться любой педагог, независимо от стажа работы. Не во всех дошкольных учреждениях есть педагог - психолог. Поэтому старший воспитатель, совмещая в себе много разных функций, почти всегда становится и в какой-то степени психологом для педагогических работников, потому что именно к старшему воспитателю педагоги приходят со своими профессиональными трудностями, а порой и личными проблемами. Поэтому старший воспитатель, как никто другой, понимает проблему профессионального выгорания педагога, потому что периодически сталкивается с ней у свои сотрудников. Я хочу вам представить некоторые элементы тренингов по предупреждению профессионального выгорания, которые вы можете использовать для работы с воспитателями на метод.советах, на семинарах, на педагогических советах. Эмоциональное выгорания у педагога может наступить по разным причинам. Но одна из них заключается в том, что мы загоняем далеко внутрь свои внутренние противоречия, которые не хотим проговаривать, даже для себя. Психологи говорят о том, что с проблемой можно работать, если для себя ее хотя бы как-то понимать.

     Поэтому я предлагаю вам сегодня немного поработать со своим внутренним миром".

1. Упражнение "Составим рассказ или фразу".

Инструкция: "Встаньте, пожалуйста, в круг. У меня есть вот такая красивая подушечка в виде смайлика. Первый участник будет говорить слово, передавая этот предмет, второму я предлагаю подобрать к  слову первого участника глагол или прилагательное. Потом передается подушечка следующему участнику...он подбирает дальше часть речи... И так по кругу. Таким образом, у нас будет составлен или мини рассказ, или какая-то фраза.

Начну, с вашего позволения, я.

 Педагог..."

2. "Метафоры"

Инструкция: "Предлагаю вам присесть на свои места. Я вам раздам карточки, на которых написаны разные метафоры. Предлагаю вам выбрать две метафоры и зачитать их вслух. Первая метафора будет характеризовать ваше состояние в данный момент времени. А вторая метафора олицетворять то состояние, в котором вам хотелось бы находиться.

(Педагоги работают с карточками)

Теперь я предлагаю вам прочитать то, что у вас получилось.

Эти карточки остаются у вас. Дома, когда будет свободное время, попробуйте сами себе объяснить, почему вы выбрали ту или иную метафору. И попробуйте просто поговорить сами с собой, это иногда очень полезно".

Метафоры

Пламенное сердце

Золотые руки

Стальные нервы

Я - художник, пишущий картину своей жизни.

Заря жизни

Каменное лицо

Солнечная улыбка

Ледяной взгляд

Осень жизни

Глаголом жгу сердца людей!

Она была - живой костер из снега и вина!

За солнцем улиц где-то ковыряла никому не нужная, дряблая луна.

Золотые слова

Проницательный взгляд

Глаз - алмаз

Устала как собака

Как белка в колесе

Жизнь - полная чаша

Музыка моей жизни - это джаз!

Сама пишу книгу своей жизни.

Отговорила роща золотая...

3. "Продолжи предложение"

Инструкция: "Для того, чтобы быть в таком комфортном душевном состоянии, необходимо понимать свои сильные стороны.

Я вам сейчас раздам еще одни карточки. На них написано начало предложения. А вы вслух продолжите...

  • Я считаю, что моя сильная сторона - это...
  • Я думаю, что с успехом могла бы...
  • Я уверена, что у меня все получится, если я...
  • Мое настроение часто зависит от...
  • Снова и снова я вспоминаю...
  • Я могу создать себе бодрое расположение духа, если я...."

Вывод:

Педагог - психолог: "Похожие упражнения на стабилизацию эмоционального состояния необходимо выполнять всем, кто трудится в той или иной профессии. Но проводить такую саморефлексию особенно полезно для тех, кто работает с людьми. Потому что мы получаем много, как положительной, так и негативной энергии от окружающих. А значит, очень важно сберечь собственную личность для сохранения своего здоровья.

Привыкайте счастливыми быть,

Просыпаться с улыбкой лучистой...

И со взглядом, по детскому чистым,

Привыкайте друг друга любить.

Научитесь плохое не звать,

Предвещая заранее беды.

Вы ведите другие беседы,

Научитесь душой расцветать.

Научитесь подвоха не ждать

От людей - незнакомых и близких...

Ведь у всех - у высоких и низких-

Есть желание счастье познать.

Привыкайте не злиться на зло,

А рискните помочь разобраться:

Если кто - то вдруг начал кусаться,

Значит, в чем- то ему не везло.

Научитесь прощенья просить,

И прощать... Вам судьба улыбнется.

 И весна в вашу душу вернется.

Привыкайте счастливыми быть!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс направлен на создание условий для профессионального самосовершенствования  педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ....

Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов через познание внутреннего мира, раскрытие собственного «Я»»

На базе детского сада №1 "Улыбка" опробированы релаксационные методики для педагогов. Воспитатели осуществили погружение в свой собственный мир, изучили приемы саморегуляции....

Мастер - класс для педагогов на тему: "Изучи себя сам"

Систематизировать знания педагогов по формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, привычки к ЗОЖ....

Мастер-класс на тему: «Как воспитателю подготовить себя к работе в условиях действия профессионального стандарта педагога»

Диссеминация  педагогом-мастером своего педагогического опыта работы в аспекте саморазвития на этапе введения профессионального стандарта педагога....

Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания»

Профессия педагога требует выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении....

Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания»

Цель: снятие эмоционального напряжения, сохранение и укрепление психического здоровья педагогов в образовательной среде.Задачи:- познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологичес...