Инновационная работа по проблемной теме Аммосовой С.Д.
методическая разработка

Аммосова Светлана Дмитрьевна

Доклад на тему «Парциальная образовательная программа, как условие для развития одаренных

 детей раннего и дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon asd_doklad.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Парциальная образовательная программа, как условие для развития одаренных

 детей раннего и дошкольного возраста»

Общая цель инноваций в ДОУ — улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

Коллектив нашего учреждения всегда отличался стабильностью кадрового потенциала педагогов.

Цель работы педагогического коллектива: развитие навыков партнерского взаимодействия педагога со всеми участниками педагогического процесса.

Задачи и основные направления деятельности:

1. формирование стремлений у педагогов к эффективной организации инновационных технологий в педагогической деятельности;

2. внедрение инновационных технологий для повышения профессиональной культуры педагогов;

3. повышение личного и профессионального интереса педагогов к партнерскому взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса;

4. формирование уверенности в собственном профессионализме и повышение его значимости;

5. повышение мотивации к командному взаимодействию.  

Актуальность проблемной темы детского сада одна из важных черт каждого образовательного учреждения.

В целях объединения всех направлений образовательной деятельности наш коллектив решил опираться на общую проблемную тему детского сада с приоритетом на всестороннее детей развитие раннего и дошкольного возраста.  Самообразование педагогов – интенсивная творческая педагогическая деятельность. Одним из залогов успеха каждого педагога – его профессиональная компетентность, как сложное профессиональное образование дошкольной практики. Воспитателям и специалистам детского сада возложена ответственность за жизнь, рост, развитие детского общества. Поэтому считаем важным объединить все усилия, педагогические идеи в одно целое.

Наша тема посвящена развитию креативных качеств личности в процессе развития способностей детей.

Проблемная тема детского сада: “Формирование креативных качеств личности детей раннего и дошкольного возраста посредством развития специфических способностей”

Цель: разработать условия и содержание поддержки и развития креативных способностей детей раннего и дошкольного возраст в условиях образования в МБДОУ «Детский сад №28 «Кэнчээри» с.Танда».

Задачи:

Сформировать концепцию развития креативных способностей у дошкольников;

Разработать и апробировать комплексную диагностику компонентов креативных способностей дошкольников разных возрастных групп;

Определить содержание работы педагогических мастерских;

Спроектировать авторские методики по развитию способностей детей раннего и дошкольного возраст;

Создать модели управления и контроля по развитию способностей детей для повышения эффективности их образования;

 «Креативность»-одна из базисных характеристик личности ребенка дошкольного возраста как; активная позиция ребенка, готовность к спонтанным решениям, любопытство, способность к речевому комментированию процесса и результатов своей деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение, способность создания творческого образа, который отличается оригинальностью., вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Проблемы креативности широко разрабатывались в отечественной психологии и педагогики. Наиболее известны исследования А.М. Виноградовой, С.И. Мерзляковой, Е.Л. Трусовой.

Успешное формирование креативных качеств личности в процессе организации разных видов деятельности возможно лишь при создании определенных условий, способствующих формированию у дошкольников самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Наш детский сад работает по программе «от рождения до школы», Н.Е.Веракса, которая не исключает использование других методик. Для меня, наиболее целесообразными, более адаптированными для наших детей стали методики И.А.Лыковой, П.Торренс по развитию творческих способностей, Л.Г.Петерсон по технологии «Ситуация»,

Направления работы:

-изучение, анализ и обобщение литературы по развитию креативных способностей детей раннего и дошкольного возраст;

-подбор методик диагностики и изучения развития двигательной, интеллектуальной, художественной, коммуникативной, музыкальной способностей детей раннего и дошкольного возраст;

-формирование банка методических идей по развитию креативных способностей детей раннего и дошкольного возраст;

-разработка содержания контроля и управления за развитием КС детей раннего и дошкольного возраст;

-взаимодействие воспитателей и специалистов д/с и семьи детей по проблеме КС;

-обоснование использования методов в управлении качеством образовательного процесса по развитию способностей воспитанников (методические рекомендации);

-апробация комплексной программы для повышения педагогического профессионализма, компетентности и совершенствования образовательного процесса;

Описание и содержание работы по образовательным областям в процессе развития креативных способностей детей раннего и дошкольного возраста

Блок художественно-эстетического направления

Данный блок обеспечивает воспитание личности каждого ребенка с целью раннего выявления и развития музыкальных и художественных способностей детей 2-7 лет во всех видах музыкальной и изобразительной деятельности.

Задачи:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей. Формирование креативных качеств личности;

Воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных особенностей, проявление одаренности в музыкальной и художественно-творческой деятельности;

Формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;

Создание модели взаимодействия детского сада и семьи художественно-эстетическом направлении в процессе развития креативных способностей детей 2-7 лет;

Раздел развития творческих способностей посредством нетрадиционного рисунка и поделок из бросового материала в арт-студии детского сада.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребенка в целом.

Показателями ожидаемых результатов креативных способностей художественного  развития  являются:

-преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, самостоятельность, дополнение, изменение, вариации;

-поиски, пробы наилучшего решения задания;

-инициативность в применении новых приемов;

-быстрота реакций, находчивость в действиях, рассказах, ориентировка в новых условиях, способность воплощения новых образов;

-нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;

-креативность личности охарактеризуется активностью позиции ребенка, готовность к спонтанным решениям, любопытство, способность к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности;

-гибкость, подвижность действий;

Содержание работы реализуется с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми. Занятия организуются по подгруппам от 4 до 6-7 детей и строятся по творческо-речевому принципу. Это выражается в том, что на каждом из них:

-создаются оптимальные условия для подлинной мотивации потребности; ребенок должен знать «зачем» и «почему»;

-стимулируется и поддерживается творческая инициатива каждого ребенка;

-осуществляется целенаправленный отбор содержания творческой деятельности, на основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный опыт детей;

-широко используются различные средства творческой деятельности: нетрадиционное рисование, комментированное рисование, поделки по инициативе детей, поделки из бросового материала;

Для этого задействуются такие методы работы, как дорисовывание изображений и сюжетов, работа с картинками-нелепицами, метод фокальных объектов, поделки из разных подручных материалов, креативный дизайн детского сада и т.д.

Структура занятий:

-создание положительного отношения к теме и способу ее реализации;

-основная часть по реализации цели и задач занятия с использование методик для формирования креативных способностей;

-динамическая пауза с элементами самомассажа, двигательных игровых действий;

-открытие нового знания, идей, включение нового образа (сюжета, элемента) в творческую инициативу ребенка;

-обобщение проделанной работы с моделированием коммуникативной ситуации (комментирование рисунка, поделки и т.д.);

-релаксация, итог, закрепление;

Занятия проводятся в зависимости от возраста детей как интегрированный, вариативный в первой половине дня по требованию ФГОС ДО.

Ожидаемые результаты реализации методики:

-увеличение активности, любознательности, инициативности и самостоятельности детей;

-оптимизация развития творческой и коммуникативной способностей;

-увеличение показателей развития компонентов креативных способностей;

Раздел развития эмоционального восприятия музыки через сюжетные танцы и постановки мюзикла.

Ожидаемый результат:

-способный импровизировать, инсценировать образ в движении;

-умение правильно выражать эмоциональный стиль любого образа;

-обладает правильной речью;

-умеет правильно интонировать в диалогах;

-уверенность в действиях;

-способность быстро ориентироваться в новых, незнакомых условиях, среде;

Эффективность музыкальной деятельности заключается в широком использовании методов формирования креативных качеств личности с внедрением принципов:

-оригинальности (способность выдвигать новые неожиданные идеи);

-гибкости (способность быстро и легко находить новые решения);

-продуктивности (разнообразность вариантов решения проблем);

Для этого широко используются:

-чередование индивидуальной, парной, подгрупповой и коллективной форм работы на одном занятии;

-вовлечение детей и родителей в проведение музыкально-ритмической мероприятии;

При этом создаются условия для развития музыкальной и литературной способностей, его стремление к усвоению новых способов действия и приемов комплексного решения эмоционально-смысловой и художественной задач в процессе развития эмоционального восприятия музыки посредством сюжетных танцев, постановки мюзиклов.

Этапы реализации музыкальной и литературной деятельности осуществляются в следующем порядке:

-На подготовительном этапе работы дети учатся выделять действия, поступки героев, через которых раскрываются их черты и взаимоотношения. Затем перед воспитанниками ставится задача освоения» композиции материала (завязки, кульминации, развязки). С этой целью организуются составление рассказа из опыта детей с помощью вспомогательных материалов, одновременно усваиваются образные передачи в движении, мимике. Позднее детей подводят к реализации сюжета в танцевальную и песенную композицию, так называемую «мюзикл». Педагогами демонстрируется «поиск» нужного образа, придумывается движения, раскрывающиеся образ того или иного героя выбранного произведения.

Соединение сюжетов, мыслей, придумывание декораций, бутафории, костюмов производится совместно с детьми и родителями; детям предлагается придумать, сочинить, изменить отдельный эпизод, место и время действий, заменить персонажей. Так создаются условия для успешного развития музыкальных и литературных способностей детей.

-На основном этапе происходит переход усвоенного материала в постановку сюжетных танцев или мюзикла. Разыгрывание по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств («говорящие движения»). Взрослый лишь управляет этим процессом, подчеркивая эмоциональное состояние персонажа, его намерения, направляет детей на сочинительство внутренних монологов в движении и песни. Во всех случаях выразительное движение сопровождаются речью, что свидетельствует об осознанности моделирования и передачи внутреннего характера изображаемого объекта. Н-р, «Придумайте, что можно сделать с лампочкой?», «Солнце. Что в нем хорошего и плохого?» (выявление противоречий), «Можно ли быть большим и маленьким одновременно?». При этом используются методы; ассоциаций (н-р, что какое «сердечное занятие», дырявая прогулка), фокальных объектов («бегущее яблоко», «смеющееся яблоко»), синектики («Чем похожи фонарный столб и жираф?», «Что общего между машиной и осликом?»).

-Репетиционный этап осуществляется «прогоном» постановленного танца или мюзикла или его отдельных фрагментов.

Занятия проводятся в зависимости от возраста детей во второй половине дня:

-в младшей и средней группе 1 раз в неделю

-в старшей и подготовительной группе 2 раза в неделю

Заканчивается цикл занятий публичным выступлением или участием в конкурсах самодеятельности и результатом динамики развития креативных способностей детей.

 БЛОК  Физического развития

Ожидаемый результат:

-способный владеть любым спортивным инвентарем, соответствующим возрасту;

-выносливый;

-уверенный, активный в двигательной деятельности;

-легко, непринужденно взаимодействует с окружающим миром;

-самостоятельный, находчивый с собственными взглядами на мир;

-быстро ориентируется в новой среде;

Процесс формирования креативных качеств личности детей дошкольного возраста реализуется путем решения задач развития физических качеств детей посредством обучения видам северного многоборья и использования нетрадиционного оборудования.

Эффективность данной выбранной методики обусловлена на развитие креативных качествах личности как; физические качества (ловкость, быстрота, сила, координация, выносливость), двигательная, коммуникативная, игровое умение.

Обучение видам северного многоборья проводится с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Ознакомление и тренировочные циклы организуются с подвижными играми, с акцентом северных народных игр. Игры охарактеризуют три вида северного многоборья; бег с палкой по пересеченной местности, прыжок через нарты, бросание тынзяна на хорей. Подвижные игры разделены на определенные виды физического качества;

-игры, развивающие навык прыжка;

-игры для развития физических качеств, необходимых тынзяна

-игры, преимущественно развивающие координацию движения;

Общеразвивающие упражнения имитирующие природу севера разработаны на материале народного колорита с нетрадиционными оборудованиями; «Встреча солнца», «охотник», «На лыжах по снегу», «Северный олень», «комплекс с мячом из конского волоса», «комплекс ОРУ берестяным диском».

Обучения технике видам северного многоборья проводится с подводящими упражнениями. После усвоения вида и правил переходим на соревновательные приемы; бросание тынзяна (кольца на цель (кольцеброс)), бег с палкой по ровной дорожке, затем с препятствиями, прыжки производятся с начало с мягкими, безопасными оборудованиями (легкие картонные нарты), затем на спортивных снарядах для прыжка через нарты.

Секционная работа проводится для детей старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю, вне физкультурных занятий. Дети занимаются в легкой одежде, основном босиком.

Секционные занятия сопровождаются музыкальным оформлением, световым эффектом (северное сияние).

По плану проводятся турниры по всем трем видам, в основном весенний период времени (апрель, май месяцы).

В заключении цикла оценивается развитие компонентов креативных способностей по итогам показателей диагностики.

 БЛОК речевое развитие. «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с использованием электронных картинок»

Речевое развитие является одним из важных качеств креативной способности детей дошкольного возраста. Однако в современной образовательной ситуации не наблюдается единства в необходимости воздействия социума, где живет ребенок. Учитывая это, педагогический коллектив поставил перед собой задачу разработки методики развития коммуникативных способностей в процессе использования электронных картинок.

Цель: развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с использованием электронной картинки

Задачи:

Владение речью, как средством общения

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие творческих способностей, воображения.

Развивать с помощью упражнений посредством электронных картинок, связную речь у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

-создать условие инновационной технологии ИКТ;

-использовать функциональность электронной картинки;

-дать ребенку возможность самому составить сюжет картины;

-проводить игры с учетом индивидуальных особенностей детей;

До пяти лет ребенок не должен проводить у компьютера не более 10 минут в день, постепенно можно немного увеличивать это время, добавляя по 3-4 минуты, и доведя его до 20-25 минут на тот момент, когда малышу исполнится 6-7 лет.

Ожидаемый результат самообразования педагога:

-комплекс электронных сюжетных картинок;

-методические пособия для работы с электронными картинками;

-методические рекомендации;

Коммуникативная направленность является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в использовании инновационных технологий. При работе по данному направлению показали положительные результаты в развитии связной речи с помощью упражнений посредством электронных картинок детей старшего дошкольного возраста:

-созданы условия для самостоятельных и организованных деятельностей по развитию связной речи с детьми в ИКТ:

-        разработаны электронные картинки в функциональном виде, где ребенок с высоким интересом, желанием играет с сюжетно-ролевые игры, в которых сам сочиняет сюжеты;

- эффективность использования электронных картинок выявлено в результате  диагностических работ развития связной речи  детей старшего дошкольного возраста;

 БЛОК познавательное развитие.

 Раздел интеллектуального развития детей дошкольного возраста в процессе инновационной деятельности по технологии «Ситуация».

Актуальностью решения данной проблемы на базе детского сада обусловлена тем, что проблема интеллектуального развития ребенка все чаще становится фактором, тормозящими процесс его социокультурного развития и становления качеств личности. С условием развития познавательной активности выступает заинтересованное отношение к явлениям, ситуациям, способы решения их в исследовательских действиях с появлением креативного мышления и воображения формируются способности к творчеству, коммуникации, двигательной активности, интеллекту. Показателями ожидаемых результатов выступают:

-умение дополнить, изменить, варьировать, создать новые комбинации;

-применение известного в новых ситуациях;

-самостоятельность в поисках приемов решения проблем;

-инициативность в применении новых идей, приемов;

-быстрота реакций, находчивость, хорошая ориентировка в новых условиях;

-оригинальность;

Содержание работы опирается на основе комментирования практических действий детей при целенаправленной педагогической работе для формирования основных компонентов интеллектуальной деятельности (мотивационный, ориентировочный, операциональный), лежащие в основе интеллектуальных способностей. Особое значение приобретает ситуативность игровых заданий, где варьируют мыслительные операции (сравнение, наблюдение, оценивание, измерение, равнение и т.д.).

Игры проводятся, как на организованных занятиях, так и в досуговых. Вся система организаций занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Дети не просто исследуют различные объекты окружающего мира, но и решают различные варианты задач, которые требуют от них догадки, смекалки и наблюдательности.

Структура организации игр по технологии «Ситуация»:

-введение в игровую ситуацию

-актуализация знаний

-затруднения в игровой ситуации

-открытие нового знания

-включение нового знания в систему знаний ребенка

-итог занятия (обобщение, анализ, оценка)

Ожидаемый результат:

-умеет анализировать результат или процесс игровых ситуаций (исключать лишнее, обобщать, классифицировать, устанавливать логические связи);

-умеет правильно сформулировать ответ;

-быстро реагировать на новую обстановку, изменение;

-

 Раздел формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.

     Можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора темы моей работы: «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством информационных технологий»  

Ведущая педагогическая идея работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения.

Новизна опыта состоит в разработке системы использования информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности по подготовке к основам безопасной жизнедеятельности. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном учреждении - это один из самых актуальных вопросов в дошкольной педагогике.

В практике  активно используются компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами безопасного поведения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию  и лучшему запоминанию материала

Обьект исследования: Дети дошкольного возраста

Предмет исследования: Методика ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности  посредством информационно-коммуникативных технологий.

 Цель исследования: Определение системы работы по формированию навыков безопасного поведения посредством информационно-коммуникативных технологий  у детей дошкольного возраста.

  Задачи исследования:

1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

2.Выявить возможности старшего дошкольника в овладении навыками  безопасного поведения.

3.Определить методы ознакомления детей к основам безопасности жизнедеятельности посредством информационно- коммуникативных технологий .

 Гипотеза: Осознанное усвоение навыков безопасного поведения с использованием информационно- коммуникативных технологий будет осуществляться более эффективно, если:

            - создать специальные условия формирования навыков ОБЖ,

  - учитывать психологические закономерности безопасной жизнедеятельности дошкольника,

  - использовать икт технологии, методы и приемы для формирования навыков безопасного поведения.

Для подтверждения гипотезы поставлены  следующие  задачи:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по ОБЖ для дошкольников;

- использовать в работе индивидуальные беседы с детьми с педагогическими ситуациями по ОБЖ;

- разработать мультимедийные материалы для проведения с детьми в организованных деятельностях;

-использовать мультимедийный материал как обобщающие игры для закрепления тем;

Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.

При организации совместной деятельности взрослого и детей применяются  информационно-коммуникативные технологии в работе с загадками и ребусами.         Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний, развивает нестандартное мышление; дарит  детям прекрасное настроение.

В работе включены такие темы, как: «Уоттан сэрэхтээх буол», «Тымныыга ер сылдьыма, бэйэ5ин харыстан», «Туттар малтан сэрэхтээх буолуу», «Уокка холбонор тэриллэр»,  «Суолга сэрэхтээх буол».

Ожидаемый результат:

-Разработка комплексов электронных материалов;

-Разработка методического материала «Уулусса үөрэҕэ», правила дорожного движения в стихотворениях;

-Сборник конспектов занятий с детьми дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

БЛОК социально-коммуникативное развитие.

 РАЗДЕЛ Работа с семьями

Обеспечение систематической реализации работы партнерских отношений детского сада и семьи воспитанников детского сада реализуется через организации «Родительской академии». Целью, которого основывается на развитие способности и одаренности ребенка в процессе развития креативных качеств личности детей раннего и дошкольного возраста. На основе данной цели решаются следующие задачи:

Выявить склонности детей, их интерес, способности;

Распространение педагогических знаний среди родителей;

Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, образования, жизни ребенка в детском саду;

Совместное изучение об особенностях детей, формирование единого подхода к реализации работы «Родительской академии»;

Повышение уровня педагогических знаний родителей;

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

Разработка и реализация обоснованного плана работы для развития способностей детей;

Практическая помощь родителям по вопросам проектной деятельности;

Благодаря внедрению в жизнь детского сада данного подхода работы были проведены работы как:

-изучение теоретических и программно-методических основ домашнего воспитания и обучения детей, взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников –на этапе разработки комплекса условий, необходимых для создания родительской академии как инновационной формы педагогического сотрудничества и формирования педагогического сообщества с детским садом;

-систематизация и обобщение концептуальных основ деятельности Родительской академии, принципов и направлений работы, форм и методов оптимизации сотрудничества семьи и ДОУ;

-создание условий для формирования активной позиции родителей в ходе сотрудничества с педагогами, повышения педагогической и коммуникативной компетентности родителей и сотрудников ДОУ;

-разработка этапа функционирования Родительской академии как открытой системы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников детского сада;

Направления работы родительской академии:

-Клуб «в мире музыкальных инструментов»;

-Клуб «Конструкторское бюро»;

-Клуб «школа дизайна»;

-Клуб «Айар холбуйачаан»

-Клуб «Тииҥ мэйии»

Ожидаемый результат на основе реализации Родительской академии:

-план работы Родительской академии;

-сборник конспектов занятий дублерских дней с родителями;

-медиа-материалы итоговых работ клубов Родительской академии;

-методическое пособие игр для развития одаренности воспитанников;

 Раздел   Детская журналистика.

Цель: формирование креативных качеств личности в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Выявление психолого-педагогических условий развития коммуникативных способностей у детей д/в;

Определение методов и приемов развития коммуникативный способностей посредством детской журналистики;

Разработка содержания педагогического воздействия на каждом этапе работы, учитывающая необходимость включения в работу с детьми специальных творческих заданий в журналисткой деятельности;

Инструментарий: детская журналистская деятельность.

Наиболее эффективным средством реализации плана работы выступают сюжетно-ролевые игры. Ребенок учится оперативно перестраивать образы, в некоторых случаях создавать новые. При этом необходимо учитывать уровень сформированности произвольного поведения и коммуникативной активности каждого воспитанника.

Содержание работы журналистской деятельности представляем в виде следующих этапов:

1 этап.

-создание условий для занятий детской журналистикой;

-конкретизация задач для игровой ситуации, в общем для всех и отдельно для каждого игрока;

-построение образцов результата действий (итоговых действий журналиста);

2 этап.

-формирование механизмов развития коммуникативной способности в процессе журналистской деятельности;

-осуществление трансляции от взрослого к ребенку ориентировочной, контрольной и регулирующей функций развития данной способности, а также системности выполнения действий в процессе организации коммуникативной активности и развития речевого умения и навыка общения;

-формирование ориентировочного компонента деятельности (выделение особой реальности игры, самостоятельности, активности ориентировки в ходе игры)

-формирование контрольной функции (замечание взрослого, взаимоконтроль, самостоятельный намеренный контроль)

-Передача опосредованных форм поведения через разделенную деятельность от педагога к детям (демонстрация через показ, просмотр, совместное решение проблем, стимуляция самостоятельности детей, отработка уже приобретенного опыта)

3 этап.

-формирование связей между разными способами в процессе игровых действий;

-поддержка постоянной связи участников сюжетно-ролевых игр;

-стимулирование желаний детей улучшить результаты в обучении журналистской деятельности;

-формирование обобщенного качества различных форм опосредования;

-формирование деловых качеств личности;

Ожидаемые результаты реализации работы с детьми старшего дошкольного возраста данного раздела:

-активность

-любознательность

-инициативность

-самостоятельность

-оптимизация развития коммуникативной, интеллектуальной и двигательной способностей;

-увеличение показателей развития креативных способностей, творческих действий в процессе организованной и неорганизованной сюжетно-ролевой деятельности;

-выпуск материалов информационной коммуникации;

Оборудования для журналистской деятельности:

-образно-символический материал (схемы, алгоритмы);

-предметно-пространственная среда (материалы для студии журналистики);

-технические средства обучения;

Алгоритм журналистской деятельности:

-осознание поставленной цели

-установление объекта

-изучение известного об объекте

-постановка плана к реализации репортажа

-реализация репортерской деятельности

-обобщение, итог

Алгоритм рассказа события:

-место нахождения

-тема репортажа

-интервью с участниками события

-результат события

-подведение итогов

 Система мониторинга креативных способностей детей дошкольного возраста

В начале года, а именно в сентябре, с целью выявления креативных качеств мы провели групповое обследование детей с помощь стандартизированных методик, на основе системы мониторинга примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Развитие креативных способностей детей дошкольного возраста ориентируется на компоненты комплексной диагностики уровня двигательного, коммуникативного, интеллектуального, художественного и музыкального. Использовались диагностические элементы  методики американских психологов Дж. Гилфорда и Е. П. Торренса, российских психологов Е.И.Щеблановой, И.С.Авериной

Подбор диагностического средства, удовлетворяющего следующим условиям:

-Доступность

-Надежность

-Однозначность

-Валидность

Каждый критерий креативной способности оценивается в четыре уровня: очень высокий, высокий, нормальный, отсутствует, которые определяются баллами (0-3).

Возрастная группа

Способность, баллы

двигательная

коммуникативная

интеллектуальная

художественная

музыкальная

 Двигательные способности

Выбор организованных форм двигательной активности обусловлен результатами анализа, проведенного на основе выявления уровня развития физических данных детей дошкольного возраста по методике интегративных качеств.

Цель: выявление особенностей в физическом развитии, двигательной активности, выносливости, терпения детей, умения пользоваться (управлять) спортивным инвентарем.

Метод диагностики:

-наблюдение во время двигательной деятельности, организованных деятельностях по физкультуре, подвижных игр, а также игр с правилами.

-занятия со спортивным инвентарем (велосипед, самокат, ролики, гиро-скутер, скакалка, обруч, дротик, гимнастические кольца, нарты для прыжка, хорей для броска)

Анализ результатов проводится по следующим критериям:

Очень высокий (3 балла) – для своего возраста обладает исключительной физической силой, зрительно-моторной координацией, демонстрирует очень высокий уровень развития двигательных навыков, свободно, легко выполняет задания, отлично владеет с любым спортивным инвентарем, интересуется новыми объектами, явлениями, происходящими вокруг ситуациями.

Высокий (2 балла) – обладает хорошей физической подготовкой, силой, с высокой двигательной активностью, правильно выполняет задания, хорошо владеет с некоторыми видами спортивного инвентаря, проявляет инициативу и интерес к новым объектам, явлениям.

Нормальный (1 балла) – физическая подготовка соответствует возрасту, двигательная активность проявляет в некоторых выборочно, отношение к спортивному инвентарю настороженное, частично проявляет интерес к новым объектам, явлениям.

Отсутствует (0 балл) – уровень физической подготовки, двигательной активности среднее и выше среднего, задания выполняет с помощью взрослого, пользуется со спортивным инвентарем легкого характера, к новым объектам интерес не проявляет.

Коммуникативные способности

Для выявления уровня креативных качеств в процессе развития коммуникативных способностей выбрана методика по требованию ФГОС ДО, где говорится о понятии; «речевое развитие» дополняет параллельно «коммуникативное развитие» и рекомендует не ограничиваться занятиями, а осуществлять его в свободной, поисковой деятельности, режимных моментах, играх, семье, где условия свободного общения создать проще.

Цель; выявление способностей свободно договаривать, умение учитывать интересы и чувства других, задавать вопросы с содержанием широкого общения, пересказывать рассказ своими словами, интересоваться новыми объектами.

Анализ результатов проводится по следующим критериям:

Очень высокий (3 балла) – свободно, легко с широким содержанием общается на любую тему, задает вопросы каверзного характера, интересуется новыми объектами, явлениями, происходящими вокруг ситуациями, умеет глубже обобщать результат своих действий, обсуждать мнение других, анализировать ситуации, оригинально мыслит, развита мыслительная операция.

Высокий (2 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками, с охотой пересказывает рассказ придерживаясь основного содержания, умеет обобщать услышанное, проявляет знание приобретенного опыта, инициативу.

Нормальный (1 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Отсутствует (0 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

 Интеллектуальная способность интегрирует со всеми компонентами креативных способностей.

Цель: выявить интеллектуальные способности детей дошкольного возраста, выделяя креативные качества ребенка.

Критерии оценки уровня интеллекта в креативном характере:

Очень высокий (3 балла) – активный познавательный интерес, вариативность и оригинальность, сообразительность, самостоятельность мышления, умеет свободно и широко выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, способный видеть проблему там, где её не видят другие.

Высокий (2 балла) – проявляет активный интерес, инициативу в познавательной деятельности, мыслительная операция выборочная, свои мысли выражает в конкретных целях, направлениях;

Нормальный (1 балл) -  неустойчивый интерес к познавательной деятельности, мышление кратковременное, решает задания с помощью взрослого и вспомогательных материалов.

Отсутствует (0 баллов) – не проявляет интерес к познавательным деятельностям, нет желаний решать усложненные задачи.

 Креативные художественные способности детей старшего дошкольного возраста выявлены по методике Торренса; «дорисовывание», «30 полосок», «овал».

Цель - выявить степень развития творческого мышления и креативного взгляда у детей дошкольного возраста.

Характеризуется следующими основными критериями креативности:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид

Уровни оценки креативных творческих способностей:

Очень высокий (3 балла) – активное творческое воображение, способный доработать детали, к совершенствованию первоначального замысла, легко ассоциирует отдалённые понятия, использует всё более ёмкие в информационном отношении символы.

Высокий (2 балла) – творческий интерес проявляет в конкретных материалах, изобразительные задания выполняет охотно, но содержания не широки, работает аккуратно, умело, но идеи ограничены по реально окружающей действительности.

Нормальный (1 балл) -  не проявляет интерес к созданию нового, художественные задания выполняет незначительно, материалы использует конкретно по указке взрослого.

Отсутствует (0 баллов) – не проявляет интерес к творческой деятельностям, нет желаний решать художественные задания.

Музыкально-ритмические способности 

Методики выявления данных способностей проводились в соответствии требованиям ФГОС ДО, с включением методик мониторинговой системы общеобразовательной программы «Мир открытий».

Уровни оценки музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста:

Очень высокий (3 балла) – активно проявляет интерес, инициативу в музыкальном творчестве, способный самостоятельно применить навыки, приобретенные на совместных деятельностях, видеть образ, сюжет там, где её не видят другие, порождать новые нестандартные, многообразные идеи.

Высокий (2 балла) – любит заниматься музыкой, творческие склонности проявляет конкретно по заданным примерам, самостоятельно придумывает образ, сюжет в кратком содержании, музыкальные способности развиты в соответствии возрасту.

Нормальный (1 балл) -  не проявляет интерес к созданию нового образа, творческие задания выполняет незначительно, выполнение конкретных сюжетов демонстрируются по просьбе взрослого, музыкальные способности выявлены только в некоторых компонентах.

Отсутствует (0 баллов) – не проявляет интерес к музыкальной деятельностям, творческой инициативе, заметны барьеры, скованность в публичном выступлении.

Оценивание реальных достижений креативных качеств ребенка в его повседневной активности и деятельности в естественной среде, основывались на современных новейших представлениях об оценке дошкольного образования.

Комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов дает возможность всем педагогам и специалистам организовать работу по принципу совокупности всех детских деятельностей.

Заключение

Работникам системы образования было бы гораздо легче, если бы одаренные дети имели от рождения некую особую метку, но, к счастью для общества и для его отдельных членов, в реальной жизни этого нет. Вдобавок ко всему совершенно очевидно, что само понятие одаренности весьма расплывчато. Поэтому при определении системы поиска и выявления способных детей от каждой конкретной социальной общности требуется особенно тщательный учет соотношения потребностей и ресурсов.

Выявление одаренных детей дошкольного возраста и их последующее обучение по специальной программе - полностью подтвердило гипотезу, которую мы ставили перед началом исследования:

-разработан комплекс диагностики уровня двигательных, интеллектуальных, художественных, коммуникативных, музыкальных (как компонентов креативных способностей);

-воспитатели и специалисты детского сада №28 «Кэнчээри» с.Танда прошли курсы повышения квалификации для совершенствования их профессиональной деятельности;

-разработан план работы педагогических мастерских по созданию авторских методик для развития способностей детей и их апробация;

-по плану проводятся опережающие управления и контроль за развитием способностей дошкольников с целью повышения качества образовательного процесса;

Безусловно планомерная, систематическая и целенаправленная работа с детьми повышает уровень фантазии и воображения детей дошкольного возраста. Эти дети мыслят совершенно иначе. Их воображении более гибкое и креативное. Занятия в значительной степени способствует развитию индивидуальных и творческих способностей детей, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца.

Прогнозируемым результатом реализации данной образовательной программы будет -  приоритетным направление детского сада в процессе объединения всех направлений образовательной деятельности, залогом успеха каждого педагога, его профессиональной компетентности, развития креативных качеств личности детей раннего и дошкольного возраста.

Литература

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Изд центр «Академия», 2002 г.

Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей [Текст] / Е.С. Белова. М.: Московский психолого-социальный ин-т ; ФЛИНТА, 1998. - 144 с.

Белькова, А. И. Педагогическая диагностика, как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: в 3 ч. Ч.З. [Текст] / Белькова А.И. СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. - С. 40-55.

Васильева, М. О развитии творческого потенциала дошкольников [Текст]/ М. Васильева, Т. Юнг// Дошкольное воспитание. 2006. - № 2. - С. 9-17.

Грабовский, А.И. К вопросу о классификации детской одаренности [Текст] / А.И. Грабовский // Педагогика. 2003. - № 8. - С. 13-18.

Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст]/Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.,2000. - 144с.

Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002.- 368 с.

Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников [Текст]/ М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. - М., 2005. - 189 с.

Ксензова, Г.Ю. Успех рождает успех [Текст] / Г. Ю. Ксензова// Открытая школа.-2004 г.- №4.- 52с.

Леднева, С. А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал [Текст] / С. А. Леднева. - 2002 г. - № 1.-42с.

Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности [Текст] / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. 2003. - № 4. -- С. 13-18.

Лубовский, Д. Диагностика креативности дошкольников: современное состояние и перспективы развития [Текст]/ Д. Лубовский // психологическая наука и образование. 2004. - № 3. - С. 82-87.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду \учебно-методическое пособие\Изд дом «Цветной мир», 2010 г.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. \учебно-методическое пособие для воспитателей ДОО и специалистов системы дополнительного художественного образования\. Изд дом «Цветной мир», 2013 г.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

Пасечник, Л. Одаренный ребенок особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. -- № 2. - С. 13-20.

Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста: монография [Текст] / под. ред. Л.В. Трубайчук. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. - 188 с.

Психология одаренности детей и подростков: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, [и др.]; под ред. Н.С. Лейтеса. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.

Рыбалова И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ [Текст]//Управление образовательным учреждением. - 2005. - №4. - с.10-23.

Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: уч. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А.И. Савенков. М.: Академия, 2002. - 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по внедрению инновационной работы по теме: "Традиции мордовского народа"

В материале подобраны пословицы и поговорки мордовского народа. Рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста....

Обобщение опыта по внедрению инновационной работы по теме: "Культурное наследие мордовского народа "

В презентации представлен собранный материал по культуре мордовского народа: пословицы, поговорки, картины мордовских художников....

Конспект НОД по работе с проблемными ситуациями в предметном мире с использованием методов ТРИЗ – РТВ на тему: «Транспорт нашего города» в средней группе

Конспект НОД по работе с проблемными ситуациями в предметном мире с использованием методов ТРИЗ – РТВ на тему: «Транспорт нашего города» в средней группе...

Из опыта работы: «Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию»

Из опыта работы:"Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию"...

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...