Способы поддержки детской инициативы
методическая разработка

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.

Напомню что ФГОС ДО  поддержке детской инициативы отводит особое внимание. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей.

 

Что это значит — инициативный ребенок дошкольного возраста?

 

Игра «Ассоциация»

Сейчас я предлагаю вам встать в круг и поиграть в игру «Ассоциации». Мы будем передавать по кругу мяч и называть ассоциации, которые возникают, когда вы слышите словосочетание «Инициативный ребенок».

 

Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

 

Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью

 

Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая детский интерес ребёнка

 

Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

 

 

 

 

Выделяют четыре сферы инициативы:

  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

 

Тема нашего ГМО звучит как поддержка детской инициативы в художественно-эстетическом развитии. Давайте вспомним какие направления входят в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»

- изобразительная деятельность;

- аппликация

- лепка

 

Долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. Маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых. Ребенок должен выполнять требования, которые диктует взрослый без проявления собственной инициативы и самостоятельности. По принципу «сказал - сделал». То есть вчера нужен был исполнитель, а сегодня активная, творческая личность с высоким уровнем готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем.

Согласитесь, не всем педагогам легко перестроиться на новые требования. Сложившиеся стереотипы многим мешают изменить отношение к ребенку.  Многие педагоги совершают ряд ошибок воспитния.

- излишняя регламентация деятельности,

- постоянный контроль и опека,

- преобладание прямых приемов руководства действиями детей,

- обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п.

Баланс взрослого и детской инициативы:

Достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников»

На экране обозначены те способы и направления, которые связаны с инициативой, необходимо убрать лишнее.

 

  • Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
  •  Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  •  Создание условий для укрепления и охраны здоровья;
  • Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
  •  Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
  • Поощрение высказывания оригинальных идей;
  • Самостоятельное нахождение для детей интересных занятий;
  • Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом;
  • Содержать различные игры, дидактические материалы и игрушки в недоступном для детей месте во избежании опасных ситуаций
  • Оказывать первую помощь при возникших затруднениях;
  • Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
  • Авторитарный стиль общения;

 

При организации работы в этом направлении необходимо придерживаться следующих принципов:

Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и самостоятельной деятельности;

Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;

Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

 

Закончить наше выступление мы бы хотели мыслью о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом) социальных отношений.

 

 Игра «ХИМС»

Цель: рефлексия, отреагирование чувств и эмоций, полученных знаний.

Ведущий передает мяч по кругу и говорит: «Наша встреча подошла к

концу. Прошу вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу

прошедшего занятия, продолжая предложенные фразы:

- Хорошо, что…

- Интересно…

- Мешало…

- С собой возьму…»

 

 

Рекомендации по поддержке детской инициативы:

1.Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной. 

 2. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом, поощряете интерес ребенка.

3. Будьте терпимы к ошибкам ребенка.

4. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами.

5. Научите ребёнка ценить себя как творческую личность.

6.  Собственный пример взрослых заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.).

7. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт.

8. Не скупитесь на знаки внимания.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon detskaya_initsiativa.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии Городское методическое объединение г. Искитим 11.04.2019

Слайд 2

п. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; п. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

Слайд 3

Целевые ориентиры, определенные ФГОС ДО Ребенок: проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.

Слайд 4

Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста?

Слайд 5

Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая детский интерес ребёнка

Слайд 7

Художественно-эстетическое развитие

Слайд 8

преобладание прямых приемов руководства действиями детей, - обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. Ошибки педагогов: излишняя регламентация деятельности, - постоянный контроль и опека,

Слайд 9

Баланс взрослого и детской инициативы Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; Создание условий для укрепления и охраны здоровья; Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

Слайд 10

Баланс взрослого и детской инициативы Поощрение высказывания оригинальных идей; Самостоятельное нахождение для детей интересных занятий; Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом; Содержать различные игры, дидактические материалы и игрушки в недоступном для детей месте во избежании опасных ситуаций

Слайд 11

Баланс взрослого и детской инициативы Оказывать первую помощь при возникших затруднениях; Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности; Предоставление детям возможности активно задавать вопросы; Авторитарный стиль общения;

Слайд 12

При организации работы педагогу необходимо придерживаться следующих принципов: Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и самостоятельной деятельности; Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации; Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Слайд 13

Опыт работы: Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и самостоятельной деятельности; Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации; Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Слайд 14

Интересно… Хорошо, что… С собой возьму…» Мне мешало…

Слайд 15

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация способы поддержки детской инициативы.

Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказало...

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности творчески одарённых детей.

Отчёт о проделанной работе с музыкально одарёнными детьми музыкального руководителя. Представлены разные формы работы: творческие объединения по интересам, конкурсы различного уровня, участие в концер...

Организация конкурсов для детей в детском саду как способ поддержки детской инициативы.

В статье описывается работа детского сада по поддержке детской инициативы через организацию конкурсов....

Из опыта работы "Мультипликация, как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике детского сада"

Анимационная студия в нашем детском саду существует с ноября 2020 года. За это время у нас создано более 10 мультфильмов. Мультипликационная студия предоставляет неограниченные возможности для развити...

«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в  анимационной студии «Анимашка» в р...