Мониторинг музыкальных способностей дошкольников в соответствии с ФГОС
статья

Христосова Наталья Сергеевна

Добрый день! Я представляю Вашему вниманию работу "Мониторинг музыкальных способностей дошкольников в соответствии с ФГОС", В своей статье я расскрываю основные  этапы  работы над диагностикой музыкальных способностей детей 2-7 лет, а также знакомлю с основой целью и задачами мониторинга.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

«МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»

Музыкальный руководитель                                                        

МАДОУ «ДС «Мальвина»

Христосова Наталья Сергеевна

 

В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в пункте 3.2.3. прописано:   «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования»). Результаты педагогической диагностики (мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:        

  1. индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизация работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей);

В пункте 4.3. прописано:

«Художественно - эстетическое развитие, предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,  фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и т.д.)»

Сегодня мониторинг является самостоятельной функцией управления образованием, которая позволяет выявлять и оценивать педагогический процесс на основе соответствия фактических результатов деятельности ее конечным целям (С.Е. Шишов, В. А. Кальней); анализировать, диагностировать, прогнозировать и корректировать программы развития всех отраслей образования (М.В. Мартыненко).  

Авторы методики диагностирования музыкального развития дошкольников. О.П. Радынова Н.А. Ветлугина А.Г. Гогоберидзе А.Н. Зимина,  К.В.Тарасова и др.

Мониторинг или диагностика? В чем отличие?

Диагностика - разовое мероприятие. А вот если Вы представите несколько диагностических работ в системе, будете отслеживать все результаты и определять пути дальнейшего развития деток с учетом их индивидуальных способностей и возможностей, то это и будет мониторинг.  «Диагностика» (греч.) – «познание, определение». «Мониторинг» от лат. Monitor - напоминающий надзирающий.

Мониторинг состоит из 3 этапов: сбора информации, анализа полученной информации и принятия решения на основе анализа. Диагностику можно считать одним из способов сбора информации.

        Диагностика музыкальных способностей один из самых необходимых и продуктивных разделов работы музыкального руководителя детского сада. На диагностических занятиях у ребёнка определяются уровни развития каждой из музыкальных способностей, что позволяет выявить качественное усвоение музыкальных разделов, в музыкальном воспитании детского сада, выявляет сильные и слабые её звенья, и позволяет грамотно построить работу по гармонизации этой системы.

Анализ полученных данных позволяет значительно быстрее и точнее, чем в процессе обычных занятий изучить группу детей, составить её «портрет», а также выявить степень продвижения детей этой группы в конце каждого года. Кроме того, диагностика помогает выявлять «показатели достижения», то есть показатели развития каждого ребёнка и группы в целом в том или ином виде музыкальной деятельности. Это позволяет музыкальному руководителю проанализировать результаты его собственной работы и наметить необходимые линии её коррекции.

Данные диагностики оцениваются только самим педагогом с учётом возрастных закономерностей, развития способностей.

Каждый педагог знает, насколько велики индивидуальные различия между детьми. И если какой – то ребёнок по показателям развития слуха, значительно превосходит своих сверстников, находящихся на средневозрастном уровне развития, это не значит, что музыкальный руководитель не сумел «дотянуть» до того же уровня всю группу. Способности у детей не могут быть одинаковыми, изначально, и не могут одинаково развиваться.  

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре – ноябре, и марте - апреле)  с проведением диагностических срезов развития.

Основная цель мониторинга заключается в том, чтобы определить уровень освоения ребёнком образовательной программы.  

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

Задачи:

Выявить у детей трёх основных музыкальных способностей:

- ладового чувства,

- музыкально – слуховых представлений,

- чувства ритма,

и организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Метод:

Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по бальной, или уровневой системе.

Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

Слайд 1.        При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Эмоциональная отзывчивость. 

(главный показатель музыкальности, ее основное “ядро” (Теплов Б.М.)

Показатели уровня развития:

Высокий уровень:          Ребёнок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует   на неё.  О этом свидетельствуют выражение его глаз, мимика, положение тела. Ребёнок хочет слушать музыку и просит её повторить, очень эмоционален в музыкальном движении, ярко проявляет себя в игре на детских музыкальных инструментах;      

                                

Средний уровень:           Ребёнок достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку, не ярко проявляет себя в движении и игре на инструментах;

Низкий уровень:         Ребёнок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, всё время отвлекается. Без настроения участвует в музыкальном движении и игре на детских музыкальных инструментах;

Чувство музыкального ритма

Показатели уровня развития:

Высокий уровень:        Ребёнок решает задачу по адекватному типу: воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей звуков и пауз (без ошибок или с 1-2-мя ошибками);  

Средний уровень:        Ребёнок решает ритмическую задачу по равномерному типу, когда воспроизводится только метрическая пульсация (дети хлопают в ладоши равномерными четвертями, редко равномерными восьмыми или половинными);

Низкий уровень:        Ребёнок решает предложенную ритмическую задачу по беспорядочному типу,  когда не воспроизводится даже метрическая пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически вне музыки;

Звуковысотный слух.

Показатели уровня развития:

Высокий уровень:                Ребенок интонирует общее направление движения мелодии.

Средний уровень:                Ребенок интонирует общее направление движения мелодии;

Низкий уровень:        Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребёнок воспроизводит только слова песни.

Музыкальное восприятие – мышление

Высокий уровень:        Дети этого возраста могут адекватно воспринимать и анализировать значительно более сложные произведения.

Средний уровень:        Ребёнок определяет название пьесы, может уловить процесс развития музыкального образа, иногда сравнивать между собой. Это рассказ ребёнка о музыке, имеющей определённый сюжет.

Низкий уровень:        Ребёнок  внимательно слушает хотя бы часть пьесы; правильно, но односложно распределяет её характер.

Музыкальное творчество.

Показатели уровня развития:

Высокий уровень:        Сочиняет свою песенку, с удовольствием и разнообразно музицирует на музыкальных инструментах; в импровизации на музыкальных инструментах появляется законченная мелодия;

Импровизации детей отличаются оригинальностью, наряду с плавным течением мелодии совершают широкие скачки.

Средний уровень:        В импровизациях ребёнка появляется достаточно законченная мелодия, изложенная в форме периода, состоящего из двух предложений.

Низкий уровень:        В импровизациях превалирует ритм и чаще всего отсутствует законченная мелодия.

Слайд 2.         Итоговая таблица результатов диагностического обследования уровня развития музыкальных способностей детей.

Слайд 3.        Аналитическая справка по результатам диагностического обследования

уровня музыкального развития детей.

Слайд 4.        Диагностические задания.

В своей работе я использую диагностические игры, например,  диагностическая игра для детей 3-4 лет «Дудочка и барабан».

Цель:        Развивать музыкальные способности детей.

Задачи:        - различать и воспроизводить (в пении, движении звуки разной силы звучания (громко-тихо);

- различать тембр музыкальных инструментов и владеть элементарными навыками музицирования (дудочка, барабан)

- различать и воспроизводить (в пении, движении) контрастное настроение музыки (весело-грустно).

Оснащение.

Детские музыкальные инструменты (деревянные дудочки, барабан с двумя палочками).

Музыкальный репертуар: музыка и слова  Л.Ходонович, «Зайчик и дудочка», «Медведь и барабан».

«Зайка и дудочка»                                        «Медведь и барабан»

Зайка на дудочке играл,                                        Бам-бам-бам,

Малых деток забавлял.                                        Бам-бам-бам.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,                                                Мишка бил в барабан.

Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду!                                         Бам-бам-бам,

                                                                Бам-бам-бам,

Бам-бам-бам-бам,

                                                                Бам-бам-бам,

Методика проведения диагностики.

Необходимо следить за эмоциональным состоянием детей, их реакцией на динамику, настроение музыки, передаваемое в звучании голоса и музыкальных инструментов. По окончании пения спрашиваю детей, понравилось ли им как зайчик играл на дудочке, а медведь на барабане?

Предлагаю сыграть в игру «Дудочка и барабан». Говорю детям: «Когда я буду петь тихим голосом, вы будете играть на дудочке, а на мое громкое пение – играйте на барабане». Даю нескольким детям дудочки и барабанные палочки, показывая, как ими пользоваться. Затем исполняю вышеназванные песни три раза в новой очередности «Медведь и барабан» - «Зайчик и дудочка» - «Медведь и барабан»

         В результате диагностического обследования ребенка на каждом этапе его музыкального развития, позволяют судить о качественном своеобразии системы его музыкальности, динамике ее становления и являются основой индивидуального подхода к ребенку. Индивидуальные данные служат основой для создания «портрета» группы на каждом из этапов ее развития, который позволяет музыкальному руководителю выявить сильные и слабые стороны в своей собственной работе и провести соответствующую ее коррекцию.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг музыкальных способностей детей в соответствии с ФГОС

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей на пороге школы...

Консультация для воспитателей "Аспекты музыкального воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС"

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения...

Методическое объединение музыкальных руководителей Вязниковского района «Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир г...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Тема: Развитие музыкальных способностей дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Как заинтересовать и увлечь ребенка музы...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

В статье подробно рассматриваются функции воспитателя и музыкального руководителя в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

Мониторинг музыкальных способностей детей в соответствии с ФГОС с картами оценки педагогических воздействий.

Мониторинг музыкальных способностей детей в соответствии с ФГОС с картами оценки педагогических воздействий в соответствии с целевыми ориентирами по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников:...

ПАРАМЕТРЫ МОНИТОРИНГА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ "ЛАДУШКИ"

В ДАННОГЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ УКАЗАНЫ ВСЕ ПАРАМЕТРЫ МОНИТОРИНГА ДОШКОЛЬНИКОВ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ ПО ДВУМ ПОЛУГОДЯМ. ПЕРВЫЙ МОНИТОРИНГ РОЛВОДИТСЯ В ЯНВАРЕ. ВТОРОЙ В МАЕ....