Тренинг "Эффективное взаимодействие - залог успеха"
методическая разработка

Щербинина Анастасия Викторовна

Тренинг для педагогов дошкольного образования "Эффективное взаимодействие - залог успеха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_effektivnoe_vzaimodeystvie.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Тренинг для педагогов  

«Эффективное взаимодействие – залог успеха!»

Подготовил:

педагог-психолог МБДОУ

детский сад «Солнышко»

Щербинина Анастасия Викторовна  

с.Каратузское, 2018

Тренинг «Эффективное взаимодействие – залог успеха!»

Оргмомент «Свеча»

Начать нашу сегодняшнюю встречу мне поможет свеча.

Свеча-камертон души: камертон настраивает музыкальные инструменты, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонёк олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. Я буду читать стихотворение, а вы, передавая свечу, постарайтесь подумать о свой  профессии, найти в ней все то хорошее, что она вам дает.

Каждый выбирает для себя:

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею…

Ни к кому претензий не имею,

Каждый выбирает для себя.

Спасибо! Потушим свечу и переходим к психологической разминке, остаемся в кругу.

Психологическая разминка «Очень я собой горжусь»

Аффирмации, которые мы сейчас проговорим, помогают сохранять спокойствие и уверенность в себе, а также справляться с негативными эмоциями.

1 «Очень  я собой горжусь, я на многое сгожусь» (выпрямить спину, улыбнуться)

2. «Я решаю любые задачи, ведь со мною любовь и удача» (ладони на лоб, затем на грудь)

3. «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь я богаче» (потираем ладонь о ладонь)

4. «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего» (встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо)

5. «На пути моем нет преграды, все получится так, как надо» (руки в стороны, словно раздвигают преграды)

6. «Покой и улыбку я берегу, и мне все помогут и я помогу» (руками движения сверху вниз, как умывание)

7. «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна!» (руки широко развести в стороны)

8. «Я бодра и энергична, и дела идут отлично!» (покачаться с носка на пятку)

9. «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается» (сложив руки в замок, сделать глубокий вдох)

Молодцы! Как ощущения? Приглашаю всех занять свои места!

А сейчас я предлагаю вам послушать притчу.

Притча «Сон императора»

«Однажды императору приснился сон, как будто у него один за другим выпали все зубы. Опечалился император, сон этот ввел его в смятение. Позвал император мудреца, толкователя снов и попросил его рассказать о значении сна. На что мудрец ответил: «О, святейший, как ты видел во сне, что теряешь один за другим свои зубы, так и на протяжении своей жизни ты потеряешь одного за другим всех своих родственников!» Рассердился император, и велел бросить его в темницу. Но сон не давал покоя императору и снова он позвал к себе, уже другого мудреца. Рассказал ему о своем сне и попросил растолковать сон. Мудрец ответил: «О, святейший! Возрадуйся! Сон твой означает, что ты проживешь долгую и счастливую жизнь и даже переживешь всех своих родственников!» За это император наградил мудреца золотом»

Вопросы участникам тренинга:

  1. Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего тренинга?
  2. В чем разница в толковании первого и второго мудреца?

 

 Важная составляющая работы педагога в детском саду  - это взаимодействие с родителями воспитанников. От умения педагога находить подход и устанавливать крепкие доверительные отношения зависит качество взаимодействия. И как в услышанной сейчас притче педагоги получают от  родителей либо «золото» доверия, понимания, активности и участия в жизни группы, либо – «темница» в виде пассивности, равнодушия, недоверия, а может и недовольства.   

А как же построить доверительные отношения с родителями? Давайте разбираться вместе в психологии общения!

Одним из факторов, определяющих эффективность общения, являются наши УСТАНОВКИ.

Существуют 4 установки в общении. Они отражают отношение человека к самому себе и своему собеседнику.

Установка «Я – не ОК» - «Ты-не ОК»

Установка «- -» характерна для людей, которые негативно настроены по отношению к окружающим людям и себе самому. Для такого человека (педагога ) характерны убеждения типа:

 «У меня мало что  получится», «Моя работа недостойна уважения», «Куда катится мир?», «Сейчас такие родители, что и разговаривать не с кем!» и т.д. Встречали таких людей?

Как можно обозначить состояние, настроение, в котором пребывает такой человек? - Пессимизм. Состояние «все плохо».

Установка «Я – не ОК» - «Ты-ОК»

Установка «- +» характерна для людей, которые негативно настроены по отношению к себе самому, считают себя заведомо хуже окружающих. Для такого человека  характерны убеждения типа:

«Все мои стремления все равно разобьются о непонимание родителей», «Я еще недостаточно опытна», «Какой смысл обращаться к родителям, никакой помощи от них не дождешься», «Со своими предложениями я буду выглядеть глупо и недостойно» и т.д. Встречали таких людей?

Как можно обозначить состояние, настроение, в котором пребывает такой человек? - Неуверенность. Состояние «я хуже всех».

Установка «Я-ОК » - «Ты-не ОК»

Установка «+ -» характерна для людей, которые негативно настроены по отношению к окружающим, считают себя заведомо «лучше» всех. Для такого человека (педагога) характерны убеждения типа:

«Я все знаю и все умею, мне не нужно учиться», «Родители мало что понимают в воспитании детей,  их нужно самих учить», «Бес толку им что-то объяснять!» и т.д. Встречали таких людей?

Как можно обозначить состояние, настроение, в котором пребывает такой человек? - Агрессия. Состояние «все окружающие хуже меня».

Установка «Я-ОК» - «Ты -ОК »

Установка «+ +» характерна для людей, которые позитивно настроены как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим, с уважением относятся к себе, принимают свою работу и право людей быть разными. Для такого человека  характерны убеждения типа:

 «Мой профессионализм помогает людям», «Я всегда могу обратиться к родителям и рассчитывать на их помощь», «Важно, чтобы люди  оставались  довольны взаимодействием со мной», «Моя работа – нужная и уважаемая» и т.д.

 Встречали таких людей?

Как можно обозначить состояние, настроение, в котором пребывает такой человек? - Уверенность. Состояние «все хорошо».

А какие установки близки Вам, вы уже успели проанализировать!

Нужно ли что-то менять? Каждый сам для себя найдет ответ на этот вопрос.

А мы продолжаем!

Упражнение «Три Я»

Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я»: родитель, ребенок, взрослый.

В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации. Однако, все мы знаем, что позиция «взрослого» является наиболее расположенной к диалогу.

Рассмотрим общение с использованием  каждой позиции.

Позиция «Родитель»

Позиция «Ребенок»

Позиция «Взрослый»

Общение автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное.

Доброе, ободряющее, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое.  

Не заботится о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. Виноватое, осторожное, боязливое. Требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное.

Раскрепощенное,  по- деловому объективное, внимательное, прислушиваясь к собеседнику, без эмоциональных перепадов, задавая открытые вопросы, задумываясь.

Проведем практическое упражнение на изменение ролевой позиции в общении.  Для этого поделимся на три группы.

  1. Группа, поддерживающая позицию в общении «Родитель»
  2. Группа, поддерживающая позицию в общении «Ребенок»
  3. Группа, поддерживающая позицию в общении «Взрослый»

Задание для групп:

Все получают карточку с одной и той же фразой, адресованной от педагога к родителям воспитанников. Нужно произнести эту фразу, с учетом одной из трех позиций в общении.

«Однажды вы поймете, что мои требования к вашему ребенку были правильными»

«Я хочу поговорить о вашем ребенке»

«Конечно, вы знаете об успехах вашего ребенка в математике»

«Ждем вас в 17:00 на родительское собрание»

«Ребятам  для выступления нужны костюмы, без вашей помощи нам не обойтись»

Таким образом, каждый педагог несет ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного – речь может помогать продуктивному общению, или напротив, препятствовать ему. Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно, прежде всего, выбрать тональность, соответствующую тактике общения.

 

А мы продолжаем!

Независимо от того, по какому поводу мы общаемся с родителями,  мы начинаем взаимодействовать с установления контакта.

И сейчас нам необходимо определить  понятие «продуктивный контакт». Как вы думаете, чем характеризуется продуктивный контакт?  

Продуктивный контакт характеризуется тем, что:

  • Оба участника диалога  чувствуют себя комфортно
  • Возникает чувство доверия
  • Атмосфера диалога способствует качественному обсуждению предложений

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «Что помогает нам устанавливать контакт с человеком? Какие действия помогают расположить к себе собеседника?»

- Улыбка (должна быть искренней и доброжелательной)

- Контакт глаз  («деловой треугольник»)

- Приветствие  (доброжелательное, на равных)

- Мостик  (комплименты, благодарность, разговор на общие темы)

- …..

Вы сказали практически обо всех ключевых действиях, которые помогают устанавливать контакт.

Что еще помогает нам сделать взаимодействие с родителями эффективным?

Умение слушать  и задавать вопросы !!!

1 прием Вопросы: открытые и закрытые.  2 прием Активное слушание.

Открытые вопросы – как правило, начинаются с вопросительных слов, предполагают развернутый ответ, помогают получить максимум информации, узнать мнение человека, его отношение к чему-либо, помогают разговорить человека.  

Например «Какие книги Катя любит слушать больше всего, когда вы вместе читаете? »

«Какие занятия Дима посещает вне детского сада? »

Закрытые вопросы  - обычно начинаются с местоимения или глагола.  Позволяют получить конкретную информацию, короткий ответ. Используются, когда нужно подвести итог, получить подтверждение или согласие,  или завершить разговор.

Например «Вы  часто проводите время вместе с ребенком за чтением книг?»

«Алеша посещает какие-то дополнительные занятия вне детского сада?»

Прием «Активное слушание». Дает понять собеседнику, что вы его внимательно слушали и заинтересованы в обсуждении этого вопроса.

Уточнение,  подведение итогов состоявшегося диалога. 

Например «Если  я правильно поняла,  Маша предпочитает играть дома в подвижные игры и совсем не любит настольные игры с правилами?»

А сейчас практическое задание. Для его выполнения поделимся на 2 группы.

Каждой группе необходимо составить

- открытый вопрос родителю  на любую тему

- закрытый вопрос

- сформулировать любое  уточнение, используя прием активного слушания. 

Подводя итоги можно сказать, ресурсы для изменений, для личностного и профессионального роста – в нас самих! Их нужно увидеть, понять и активно использовать!!!

Рефлексия. Стоя в кругу, участники  передают друг другу кубик. На каждой грани кубика высказывание, которое нужно закончить одним словом.

  1. Главная мысль тренинга  …..
  2. Настроение тренинга …..
  3. Итог тренинга ….
  4. Моя активность на тренинге…..
  5. Работа всей группы на тренинге…
  6. Деятельность ведущего тренинга…..

 Список использованной  литературы:

  1. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО: семинары-практикумы/авт.-сост. Е.Г.Бацина [и др.].- Волгоград: Учитель, 2014.
  2.  Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 2 2017 г.
  3. Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 5 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье залог успеха

Здоровья нужно укреплять самого раннего возраста. И мы должны укрепить здопровье нашим детям....

Психологическая консультация для педагогов с элементами групповой работы : «Изучение индивидуальных особенностей детей – залог успеха в воспитании и обучении».

План:1.Ознакомление воспитателей с программой и ходом консультации .2. Мозговой штурм.3. Практическое знакомство с методиками, позволяющими изучить индивидуальные особенности.4.Работа в малых группах ...

«Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»

В материале представлена модель взаимодействия родителей и учителя-логопеда в системе коррекционно-логопедической работу ДОУ в условиях логопункта....

Статья "Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда"

Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопедаДля полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. По...

Взаимодействие детского сада и семьи - залог успеха

Аннотация: В этой статье авторы раскрывают сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достигнуть гла...

Взаимодействие детского сада и семьи - залог успеха

Консультация  раскрывает  сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достигнуть главной це...