Портфолио педагога
консультация

Орлова Юлия Викторовна

Консультация

«Портфолио педагога как творческая форма развития компетентности педагога»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_pedagoga.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 14

Старший воспитатель Орлова Ю.В.

2017 г.

Консультация

«Портфолио педагога как творческая форма развития компетентности педагога»

( в сопровождении презентации)

В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями.

Порт фолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.

В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам.

        Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США. В конце XX века идея применения портфолио в образовательных учреждениях становится популярной во всем мире, в том числе и в России.

Образовательное сообщество термин приняло, увидев в нём один из ориентиров качественного обновления оценки: конечную цель портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Педагогическая философия портфолио предполагает интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос внешней экспертизы на самооценку.

        Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что этот способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определенный период.

Причем, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

Портфолио педагога – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога;

это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. Это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения.

        Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Цель портфолио:

Накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за опредленный период времени.

Портфолио предназначается  для:

  • самооценки и  стимулирования  профессионального  роста  и  деятельности воспитателя  ДОУ;
  • оценивания квалификационного  уровня  и  качества  профессиональной  деятельности (во  время  аттестации)

Основные принципы  формирования и  ведения  Портфолио:

   - Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);

   - Принцип диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);

   - Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);

    - Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);

    - Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).

Классификация моделей.

  • По принадлежности (авторству)
  • По направленности
  • По целеполаганию
  • По времени создания
  • По оформлению
  • По содержанию

По принадлежности (авторству) – портфолио как показатель достижений:

  • Портфолио дошкольника;
  • Портфолио педагога;
  • Портфолио дошкольного учреждения;
  • Портфолио семьи;
  • Портфолио коллектива ( детского, педагогического, творческого).

По направленности:

  • Портфолио – собственность – сбор материала для себя;
  • Портфолио – отчет – сбор материала по запросу, заявке, в соответствии с планом исследования, работы.

По целеполаганию - портфолио как отражение поставленных задач:

  • портфолио достижений – отражает результаты работы по конкретному направлению деятельности;
  • аттестационный – отражает достижения в межаттестационный период педагога, ДОУ;
  • накопительный – содержит информацию о результатах собственной деятельности педагога, ребенка, ДОУ, об опыте коллег, материалы периодической печати и др., для её дальнейшей обработки и систематизации;
  • тематический – отражает опыт деятельности педагога, ДОУ, коллектива в рамках определенной темы;
  • проблемный – предполагает сбор информации по вопросам, являющимся наиболее актуальными для педагога, ДОУ, отражает цели, процесс и результаты решения поставленной проблемы;
  • оценочно –диагностический – учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности;
  • конкурсный – определяет рейтинг деятельности педагога, ДОУ;
  • рефлексивный- демонстрирует анализ особенностей работы с различными источниками информации: ощущений, размышлений, впечатлений.

По времени создания:

  • краткосрочный;
  • среднесрочный;
  • долгосрочный.

    Время работы над портфолио определяется автором  исходя из задач, интересов, необходимости.

По оформлению:

  • печатный вариант – в  виде папок, карточек, портфелей;
  • электронное портфолио;
  • раскраска – странички ксерокопитуются, предлагаются детям для раскрашивания.

    Портфолио – это результат деятельности автора, поэтому ему предоставляется полная свобода  и приветствуется инициатива при едином требовании – удобство хранения

По содержанию:

  • портфолио документов – сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения;
  • портфолио работ – собрание различных творческих и проектных работ автора, а также описание основных форм и направлений его образовательной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.;
  • портфолио отзывов – характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, возможно, коллегами, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого автора своей конкретной деятельности и её результатов;
  • комплекс материалов.

Требования к оформлению портфолио

  • систематичность и регулярность;
  • полнота и конкретность представленных сведений;
  • структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
  • презентабельность.

Структура портфолио.

  • Портрет.

         Раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы.

  • Коллектор.

        Раздел содержит информацию, накопленную в соответствии с целью портфолио, все, что связано с тематикой портфолио, но не является продуктом деятельности автора.

  • Рабочие материалы.

        Копилка различных видов работ, выполненная самим автором портфолио.

  • Достижения.

        Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио демонстрируют его прогресс в развитии.

Алгоритм работы над портфолио

  • Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
  • Определить вид портфолио.
  • Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
  • Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
  • Презентация портфолио.

Аттестационное портфолио

Этапы работы

Содержание работы

Формы работы

Сроки

Форма отчетного продукта

Отметка

о выполнении

Аналитико-диагностический

Организационный

Этап реализации

Итогово-обобщающий

Курсы повышения квалификации

Курсы повышения квалификации, семинары (указать вид, тему)

Место обучения

Результат (полученное  свидетельство, удостоверение, сертификат, др.)

Количество часов

Сроки

Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются документы (копии) о прохождении курсовой подготовки

Аттестация

Должность

Имеющаяся квалификационная категория

Форма аттестации

Присвоенная квалификационная категория

Дата аттестации

Срок следующей аттестации

Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются документы (копии) о прохождении аттестации (заявление на аттестацию, представление на должность, аттестационный лист).

Достижения (грамоты, благодарности, награды, звания, др.)

Название

документа

Содержание

Кем

выдан

Когда

выдан

1.

Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются документы (копии) о достижениях педагога (специалиста).

Распространение опыта

Выступления на семинарах, конференциях, методических объединениях и др.

Дата, место

Название мероприятия, уровень (муниципальный, региональный, др.)

Тема выступления

Категория слушателей

1.

Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются материалы выступлений, тексты докладов на семинарах, МО и др.

Публикации

Наименование работы (ее вид)

Выходные данные издания

Соавторы

Объём

(кол-во стр.)

1.

Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются тексты публикаций.

Авторские рабочие программы

Название программы

Базовая программа (на основании какой программы разработано)

Адресат (указать, для кого предназначена программа, возраст детей)

Год составления (написания) программы

1.

Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются программы.

Конспекты открытых занятий с самоанализом

Дата

Тема

занятия

Вид занятия (коррекционно-развивающее, тренинг, др.)

Адресат (возраст детей)

Категория слушателей (для кого показывали)

1.

Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются конспекты занятий с самоанализом, отзывы о проведении занятий.

Методические разработки

Название методических разработок

Вид методических разработок (рекомендации, памятки, др.)

Адресат (кому предназначены)

Год разработки

1.

Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются методические разработки.

Мультимедийные разработки (презентации)

Название методических разработок

Вид методических разработок (рекомендации, памятки, др.)

Адресат (кому предназначены)

Год разработки

1.

Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются методические разработки.

Участие в инновационной деятельности  (проблемные, творческие группы)

Время работы

Направления  работы (вид, название)

Результат

1.

Полезные ссылки

  1. При подготовке электронного портфолио педагога

возможно использование Интернет-ресурсов:

 бесплатные конструкторы портфолио учителя

  1. УчПортфолио.ru http://www.uchportfolio.ru/,
  2. Веб-портфолио https://4portfolio.ru/,
  3. NETFOLIO (http://netfolio.ru/ и другие,

 сетевые педагогические сообщества

  1. Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/,

  1. Открытый класс http://www.openclass.ru/ и другие:

  1. "Национальный конкурс Портфолио учителя" http://rkodm.chita.ru/file/konkurs/pologenie_nazional_ticher2.htm (рус.) 
    Примеры портфолио учителей. Лучшие портфолио, выдвигаемые на премию Президента Российской Федерации.
  2.  "Методический центр "Развивающее обучение"" http://www.centr-ro.ru/opt/bak_06.html (рус.) 
    Наиболее типичные ошибки при составлении портфолио. Назначение портфолио.
  3.  ""Портфолио". Фестиваль исследовательских и творческих работ" http://portfolio.1september.ru/index.php (рус.) 
    Здесь можно ознакомиться с общими требованиями к составлению портфолио, посмотреть примеры. Имеется литература в помощь для создания портфоли
  4.  Портфолио педагога http://buryatia.fio.ru/work/29/PolyanskyaTV/main.htm (рус.) 
    Назначение портфолио. Его составляющие.
  5. "Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений педагогов" http://libraryschool.narod.ru/gazeta/volna/ayhac_4.htm (рус.) 
    На данном сайте представлены приблизительные разработки портфолио. Освещены вопросы: "С чего нужно начать, какие материалы использовать?«
  6. 6."Библоитечно-информационный центр" http://bookoliki.gmsib.ru/library/index.php?resource=10178&id_site=11 (рус.) 
    Примеры составления портфолио. Актуальные вопросы. Методические указания.
  7. 7. "Информационный сайт" http://www.yubileyny.ru/index.php?id=news&sub=2005/050820/050820j (рус.) 
    Значение слова "портфолио". Особенности. Назначение.
  8. 8. "Конференция" http://www.acis.vis.ru/9/1_6/birukova.htm (рус.) 
    Требования к оформлению портфолио. Пожелания к содержанию. Различные приёмы и стратегии.

Литература

  1. Кочкина Н.А., Чернышева А.Н. «Портфолио в ДОУ»  -  ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2008 год, г. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности»

В документе представлены условия организации конкурса, определены основные критерии оценки портфолио педагогов ДОУ....

Консультация для педагогов "Портфолио педагога"

В консультации раскрывается тема "Портфолио педагога", что из себя представляет портфолио, для чего оно предназначено, что оно дает....

Положение о профессиональном конкурсе для педагогов дошкольных отделений «Лучшее портфолио педагога» и «Лучшее эссе. Мое педагогическое кредо»

Положение о профессиональном конкурсе для педагогов дошкольных отделений «Лучшее портфолио педагога» и «Лучшее эссе. Мое педагогическое кредо» ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Консультация «Портфолио педагога – как средство оптимизации деятельности педагога»

Материал  предназначен  для молодых педагогов детского сада в помощь накапливания  и обобщения педагогического опыта в процессе подготовки к аттестации, повышения квалификации, оптимиза...

Мастер - класс для педагогов ДОУ, подготовила воспитатель : О.А.Степанова. «Создание портфолио педагога ДОУ»

Портфолио педагога - это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....