Организация инклюзивного образования в ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Кокорина Светлана Александровна

Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ – это требования сегодняшнего дня. Согласно нормативным и методическим документам инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех категорий детей внезависимости от их социального положения, уровня развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация инклюзивного  образования в ДОУ

Кокорина Светлана Александровна,

старший воспитатель МБДОУ № 49 г.Канска

Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ – это требования сегодняшнего дня. Согласно нормативным и методическим документам инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех категорий детей внезависимости от их социального положения, уровня развития (физического, эмоционального, интеллектуального) и подготовки.

Нормативно-правовые документы:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;  

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;  

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;  

- Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

        В связи с этим целью управленческого и педагогического коллектива является создание инклюзивного образовательного пространства, обеспечивающего равные возможности получения образования детей, в том числе и детей с ОВЗ, с учетом их образовательных потребностей в условиях дошкольного учреждения.

Цель:

создание инклюзивного образовательного пространства, обеспечивающего равные возможности получения образования детей, в том числе и детей с ОВЗ, с учетом их образовательных потребностей в условиях дошкольного учреждения.

Определены следующие задачи, которые представлены в общей Модели развития инклюзивного образования в ДОУ:

Задачи:

- организовать инклюзивную образовательную среду, способствующую гармоничному развитию детей, имеющих разные стартовые возможности;

- формировать толерантное сообщество детей, родителей, сотрудников и социального окружения;

- создать условия для развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ в совместной деятельности со сверстниками;

- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса инклюзивного образования, включающее диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее направление деятельности;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка;

- совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в области инклюзивного образования;

- обеспечить материально-техническую базу (специальные условия)

Деятельность по организации инклюзивного образования в ДОУ организована в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Документальное нормирование деятельности:

- Устав МБДОУ;

- Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в МБДОУ;

- АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи;

- АОП для детей с ЗПР;

- АОП для детей с умственной отсталостью легкой степени;

- договор с родителями (законными представителями);

- согласие родителей (законных представителей) на прохождение ППк, ПМПК;

- согласие на обработку персональных данных;

- заявление на образование по адаптированным программам (реализация АООП, АОП)

Все локально-нормативные акты,  регламентирующие деятельность ДОУ в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, утверждены через издание приказов.

Содержание образования и условий организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются Адаптированной основной образовательной программой. Решение о переводе обучающегося ОВЗ на АООП принимается на основании заключения и ПМПК и заявления родителей обучающегося (или лиц их заменяющих).

Ключевым элементом модели является система взаимодействия участников сопровождения при реализации АООП обучающихся с ОВЗ, так как эффективность реализации в большей степени зависит от четкого распределения задач и ответственности каждого участника сопровождения.

                           

Дошкольное учреждение является комбинированным. В структуру детского сада, кроме общеразвивающих групп, входят одна группа компенсирующей направленности и три группы комбинированной направленности (которые посещают дети с ОВЗ и их обычно развивающиеся сверстники).

Контингент воспитанников: 3 группы комбинированной направленности – 9 детей, из них 6 детей с ТНР, 1 ребенок с ЗПР, 2 – с умственной отсталостью легкой степени; группа компенсирующей направленности – 12 детей с ТНР). На сегодняшний день, по запросам родителей проходят ПМПк 6 детей.

В этом учебном году, в рамках предоставления дополнительных образовательных услуг, планировали открыть службу ранней комплексной помощи детям от рождения до 3-х, имеющим нарушения в развитии. Но, проведя работу с медицинским учреждением, выяснилось, что детей данной категории не выявлено, поэтому ограничились открытием группы «Мама+малыш» для детей до 3-х лет, не посещающих ДОУ.

Организационное обеспечение

Организована система взаимодействия ДОУ с «внешними» социальными партнерами–Центрами диагностики и консультирования, органами социальной защиты, организацией здравоохранения, а так же с учреждениями культуры, спорта, образования.

                Кадровое обеспечение реализации модели осуществляется в двух направлениях:

- обеспечение высококвалифицированными специалистами в коррекционно-развивающей области;

- повышение уровня компетентности педагогов, работающих в инклюзивных группах.

В ДОУ для детей с ОВЗ, в соответствии с рекомендациями ППК организованы занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Сопровождение ребенка каждым из специалистов ведется в рамках его компетенции.

В данный момент все-таки существует проблема неготовности некоторых педагогов (профессиональной, психологической, личностной) к работе с детьми с ОВЗ, имеетсянедостаточная компетентность педагогов в дидактических подходах, технологиях и методах работы с обучающимися с ОВЗ.

Пути решения: видим в организации цикла обучающих семинаров-практикумов для педагогов ДОУ по вопросам формирования профессиональной и личностной готовности педагогов к реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение включает такие ключевые мероприятия как разработку и реализацию индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ, консультирование родителей, педагогов и работу с детскими коллективами.

В модели инклюзивного образования ДОУ определены следующие содержательные компоненты:

                     

Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных компонентов, обеспечивающих необходимую социализацию детей, реализуется в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме.

Организационно-педагогическое направление обеспечивает результативность взаимодействия всех участников образовательного процесса.  

Все дети с ОВЗ включены в образовательную и социальную жизнь дошкольного учреждения. Педагоги используют следующие способы включения детей ОВЗ:

- принимают детей с ОВЗ «как любых других ребят в группе»;

- включают их в те же активности, хотя ставят разные задачи;

- вовлекают детей в групповые формы работы;

- используют активные методы обучения (методы, побуждающие детей к активной мыслительной и практической деятельности) 

     Социализация детей с ОВЗ направлена на совместную деятельность ребёнка со сверстниками, приобретение опыта взаимодействия со взрослыми. Формы взаимодействия:

В рамках инклюзивного процесса организуются встречи с детьми в форме круга. С «круга» начинается утро в каждой группе, в котором участвуют все дети, какими бы «ограниченными» не казались их возможности. Эта традиция помогает каждому ребенку, переключиться, увидеть и почувствовать своих товарищей, оказать им поддержку и получить ее самому, ощутить важность своего участия для всех, настроиться на общую деятельность – войти в жизнь группы.

На фронтальных занятиях педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия детей. Присутствие на занятиях детей с типичным развитием дает возможность «особым» следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними.

Так же составляющей инклюзивного процесса являются социально-значимые, досуговые и познавательные мероприятия: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, спартакиады, социальные акции. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых.

Всем детям с ОВЗ предоставлен спектр дополнительных образовательных услуг в ДОУ творческого и физического развития детей – это «Фитнес-аэробика», «Волшебная радуга», вокал «Капельки».

Необходимым организационным условием инклюзивного образования является проведение мониторинга. Полученные результаты позволяют обеспечивать комплексную оценку проводимой работе, выявлять и своевременно разрешать возникающие проблемы.

На данный момент все дети, включенные в образовательный процесс, адаптированы и приняты детскими группами, с желанием посещают образовательное учреждение.

Работа с родителями

Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. В беседах с родителями мы обсуждаем деятельность и поведение ребёнка дома и в детском саду, знакомим родителей с рекомендациями специалистов. Обсуждение с родителями проблем и успехов их ребенка дает возможность сделать обучение ребенка значительно более эффективным.  

Эпизодически организуются Детско-родительские группы в форме мастер-классов для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие задания и продуктивную деятельность. Мастер-классы ведут воспитатели. Важно то, что в ходе мастер-классов родители включаются в процесс – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку и получают новый опыт общения со своим ребёнком и воспитателем.

В качестве актуальных задач по-прежнему остается задача обеспечения максимальной включенности родителей в инклюзивный образовательный процесс. Традиционно воспитатели и специалисты ДОУ имеют дело только с детьми. Связь родителей и воспитателей обычно носит формальный характер. Обычно встречи родителей со специалистами происходят, если что-то в детско-родительских отношениях не в порядке.  Тогда родитель или сам приходит к психологу, логопеду или его направляет к ним воспитатель.  

Ожидаемые результаты в работе с семьей:

- повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе;

- возникновение (организация) родительских сообществ.

В последующей работе с родителями, планируем организовать психологический клуб для родителей (либо «Родительский клуб» или «Школа матерей»), т.к. именно семья является ресурсом для личностного развития ребенка с ОВЗ, отсюда возникает необходимость сохранения и поддержания психологического здоровья членов семей, имеющих такого ребенка.

Актуальное состояние материально-технической базы:

В образовательном учреждении созданы условия – это специально оборудованы кабинеты педагога психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда. В них имеются методические материалы и дидактические пособия для проведения коррекционной работы с целью преодоления недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ, оказания помощи детям этой категории в усвоении содержания ООП ДО, а так же наборы диагностических методик для определения уровня речевого и моторного развития детей.

Проблемы:

- отсутствует приспособление здания, а именно: устройство пандусов; расширение дверных проемов; установка перил вдоль стен внутри здания; комната психологической разгрузки; установка подъемных устройств и др.

- комплексы мультисенсорного и ультрафиолетового оборудования для сенсомоторной реабилитации и коррекции;

- оборудование: интерактивные доски с проекторами; комплекты компьютерного, специализированного оборудования и программного обеспечения; специализированные реабилитационные многофункциональные оздоровительные комплексы; кабинет коррекции психоэмоционального состояния.

Критерии оценки результативности модели:

В качестве приоритетных критериев для оценки результативности деятельности по созданию инклюзивной образовательной среды в учреждении необходимо выделить следующие:

- привлечение дополнительных средств, для создания доступной среды (проекты, конкурсы);

- готовность и способность педагогов работать в условиях инклюзивного образования, развивать и совершенствовать необходимые профессиональные компетенции;

- своевременность прохождения педагогами дополнительного профессионального образования по программам инклюзивной направленности;

- увеличение численности детей с ОВЗ, участвующих в социально-значимых, досуговых и познавательных мероприятиях;

- участие родителей в реализации инклюзивной образовательной деятельности, через коллегиальные органы управления, родительские объединения; вовлечение родителей в организацию образовательной и социальной практики, культурно-досуговой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ

Методические рекомендации по организации воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ.(утренний отрезок времени)...

Модель организации модель организации среды МАДОУ «Детский сад № 238» соответствии приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дош

презентация к приказу  Министерства образования и науки Российской Федерации  № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДОУ...

Презентация "Организация образовательной работы по организации досуговой деятельности в детском саду".

В презентации рассматриваются все виды досуга, реализуемые в образовательном пространстве детского сада. Материал презентации разработан в ГБОУ детском саду № 2027 для методического объединения воспит...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях. Тема : Организация социокультурной среды по средствам досуговой деятельности дошкольников

В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, организуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая. Задачи, гипотеза исследования; проблема подготовки специалистов; в...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...