Методическая разработка. Инструменты анализа и планирования деятельности в практике работы руководителя дошкольной образовательной организации.
методическая разработка

Дунаева Ольга Юрьевна

Методическая разработка посвяшена использованию в практике работы руководителя таких инструментов как SWOT-анализ и модель McKinsey 7S.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструменты анализа и планирования деятельности в практике работы руководителя дошкольной образовательной организации

Одной из основных функций руководителя является анализ условий как внешних, так и внутренних, имеющих существенное значение для реализации деятельности учреждения, осуществление на этой основе целеполагания и планирования дальнейших действий, направленных на повышение эффективности работы детского сада, обсечение его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Для оптимизации выполнение данных функций необходимо использование инструментов, позволяющих получить максимально высоки результат, при минимальной затрате ресурсов. С этой целью мной наиболее часто используются следующие методы:

  • SWOT – анализ.  Данный метод позволяет с минимальной затратой ресурсов, подвергнуть анализу текущую ситуацию.

Преимуществами данного метода являются:

  • Полифункциональность. Он может использоваться применительно объекту любого уровня, при осуществлении оперативной оценки ситуации, а также для стратегического планирования.
  • Гибкость. Данный метод обладает свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от оставленных целей.
  • Использование данного метода не требует специальных знаний и узкопрофессиональной направленности.

Несмотря на неоспоримые плюсы данного метода, он позволяет создать только общую картину, в большей степени описывающую наличествующую ситуацию, чем видение развития в динамике.

Использование SWOT-анализа предполагает выполнение следующих действий:

  1. Анализ внутренней среды: составление списка сильных и слабых сторон учреждение.
  2. Анализ внешней среды: составление списка опасностей и возможностей.
  3. Установления связи между различными элементами списков
  4. Позиционирование разных вариантов действий на основании полученнных результатов.

Рис. 1 Пример SWOT-анализа

Факторы

Позитивные

Негативны

Внутренние

  1. Расположение ДОУ
  2. стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив
  3. активное участие педагогического коллектива в инновационной деятельности
  4. наличие сформированных творческих групп
  5. наличие и активное использование педагогами в своей работе широкого спектра технических средств обучения
  6. Разработанная система диагностических мероприятий, позволяющих проводить комплексное психолого-педагогическое обследование детей
  7. Наличие двух видов групп (группы для детей с ТНР, группы для детей с нарушениями слуха) создает возможность для интегрированного образования и социализации детей-инвалидов
  8. Наличие разработанных образовательных программ, адаптированных для детей с особыми образовательными потребностями, в соответствии с ФГОС ДОУ
  9. Развивающая предметно пространственная среда соответствующая принципам ФГОС ДОУ, хорошее материально-техническое оснащение ДОУ
  10. ГБДОУ активно сотрудничает с учреждениями района и города
  11. Разработанная система психолого-педагогической поддержки семьям, повышения компетентности родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания, коррекции и компенсации отклонений развития.
  12. Участие педагогов в мероприятиях района и города
  13. Наличие оборудованных рабочих мест с доступом к сети интернет
  14. Высокий имидж учреждения
  1. Значительная удаленность ДОУ от объектов инфраструктуры и других организаций, реализующих образовательную деятельность
  2. Снижения уровня критичности к своей профессиональной деятельности
  3. Не полное использование потенциальных эффектов от традиционных методов воспитание, концентрация педагогических усилий по направлению темы инновационной деятельности
  4. Трудность вхождения новых участников в творческие группы
  5. Не достаточный уровень квалификации педагогов по современным программам в области применения ИК и цифровых технологий
  6. Недостаточное внимание уделяется выявлению «сильных» сторон, характеризующих особенности развития ребенка
  7. Разноплановость и множественность задач, стоящих перед ДОУ
  8. Необходимость обновления отдельных разделов программ, использование новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, с учетом внедрения цифровой образовательной среды.
  9. Необходимость регулярного обновления в связи с быстрыми темпами развития ИКТ
  10. Недостаточный уровень сетевого взаимодействия для реализации образовательных программ
  11. Низкая эффективность информационных площадок, используемых на данный момент, по средствам которых родительское сообщество получает информацию о возможности получения соответствующих услуг.
  12. Низкая активность педагогов при участии в профессиональных сообществах.
  13. Необходимость поддержания конкурентно-способности учреждения

Внешние

Возможности

Угрозы

  1. Использование сетевого
  2. взаимодействия с целью создания единого образовательного
  3. пространства для реализации отдельных разделов образовательных программ

  1. Организация дополнительного образования на базе учреждения
  2. Оказание   психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в возрасте от 0 до 3 лет, а также методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законных представителей) детей, не посещающих ДОУ.
  3. Применение  профессиональных стандартов
  1. Постоянно меняющиеся требования социального заказа и государственной политики требуют от учреждения организации деятельности по поддержанию конкурентоспособности, и обновлению методов и приемов
  2. Дефицит бюджетного финансирования учреждения.
  3. Изменение социальных потребностей и возможностей семьи.
  4. Интенсивность развития современных технологий предполагает необходимость обновления материально-технического оснащения образовательного учреждения
  5. Отсутсвие разработанных профстандартов по отдельным категориям профессий (должностей)

  • Анализ внутренней среды организации на основе модели McKinsey 7S. В рамках данной модели человеческий фактор рассматривается как основной в развитии организации. Такое понимание структуры организации делает данную модель наиболее применимой к анализу внутренней среды образовательного учреждения по сравнению с другими инструментами, используемыми при проектировании бизнес-процессов. По сравнению со SWOT-анализом, анализ внутренней среды организации на основе модели McKinsey дает возможность более детального изучения внутренней среды организации и последующего планирования деятельности.

Рис. 2 Пример внутренней среды организации на основе модели McKinsey 7S

Модель включает в себя две группы элементов: жёсткие и мягкие.

Жесткие элементы (стратегия компании, организация, управление) в меньшей степени зависят от личных качеств сотрудников, поэтому их легче анализировать и преобразовывать. Мягкие элементы (система внутрифирменных ценностей, стиль отношений, состав персонала, сумма навыков) труднее поддаются изменениям.

Все элементы модели связаны между собой, изменение одной из них неизбежно влечет и изменения во всех остальных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идт...

Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...