Некоторые аспекты организации оперативного контроля в ДОО
статья

Каткова Ирина Владимировна

Материал содержит методические рекомендации для старших воспитателей дошкольных организаций по вопросам осуществления оперативного контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspekty_operativnogo_kontrolya.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Каткова И.В.,

старший воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка-

детский сад № 73» г.о.Саранск

Некоторые аспекты организации оперативного контроля в дошкольной организации

 (методические рекомендации для старших воспитателей ДОО)

         Одной из функций методической работы старшего воспитателя дошкольной образовательной организации является осуществление контроля и анализа педагогического процесса ДОО. Методическая работа в ДОО призвана направлять работу всего педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. В связи с этим обеспечение оптимального функционирования детского сада невозможно без организации планомерного, систематического контроля.

          Контроль является одним из главных источников получения информации о качестве работы сотрудников детского сада, выступает базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, все ли в ДОО выполняется в соответствии с целями и задачами педагогического процесса, а также помогает определить пути и методы устранения выявленных недостатков. Контроль не является замкнутой системой внутри педагогического процесса. Он связан с другими функциями или стадиями методической работы, зависит от них и оказывает на них влияние.

          Получение результатов контроля не является самоцелью, это лишь определенный этап работы. Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и распространению положительного опыта.

          Что же такое «педагогический контроль». В общем виде педагогический контроль в ДОО представляет собой специфический вид управленческой деятельности, заключающийся в воздействии (с определённой целью) на педагогический коллектив (а через него на образовательный процесс). Педагогический контроль, согласно мнению А.Н. Троян, предполагает сбор, систематизацию, измерение уровня отдельных параметров педагогического процесса и сопоставление их с нормативными требованиями. Благодаря этому контроль способствует глубине анализа и оценки образовательной деятельности педагогов с целью принятия конструктивных оперативных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в дошкольной образовательной организации. Чаще всего педагогический контроль носит персональный характер, так как проверяется и анализируется деятельность конкретной личности. (слайд 2)

           С другой стороны, педагогический контроль в ДОО рассматривается как система наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса (целевой, содержательный и оценочно-результативный компоненты) целям и задачам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, планам и приказам вышестоящих органов образования, образовательной программы и программы развития ДОО, Устава ДОО.

Каким должен быть контроль, чтобы стать инструментом для повышения качества дошкольного образования? (слайд 3)

Контроль должен быть: регулярным, систематическим, действенным и гласным. (слайд 4)

Регулярность контроля  (слайд 5)Означает постоянный характер контроля и соблюдение при его проведении правил, четко установленных во ВСОКО, в том числе в реализации принципов объективности, своевременности и др. Регулярность контроля тесно связана с его плановостью, то есть планированием мероприятий контроля, определенных контрольных действий и предварительным изучением объекта контроля.

Систематичность (слайд 6)Означает осуществление его в определённом порядке и в четкой системе, когда исследуются все составляющие контролируемого объекта. Систематичность контроля тесно связана с его всесторонностью, означающей полный, по возможности, охват всего круга вопросов, подлежащих контролю. В отличие от эпизодических проверок систематический контроль существенно влияет на повышение качества ДО

 Действенность (слайд 7)Определяется по реальным последствиям выявления недочетов, сбоев в работе детского сада, отдельных педагогов. Важно не только выявить в процессе контроля определенные недостатки, но и выяснить их причины, провести анализ, спланировать систему конкретных действий по исправлению (коррекции) этих недостатков

       Гласность контроля (слайд 8) Выражается в своевременном освещении его вопросов (плана контроля), инструктировании педагогов по существу вопросов контроля (прежде, чем контролировать нужно объяснить, как и когда будет проходить контроль, какие аспекты работы педагога будут контролироваться и каково нормативное состояние дел по данному направлению работы), а также в доведении результатов контроля до всех его участников

Как любой инструмент контроль должен иметь систему оценок. Эта система оценок (или шкала) может быть: словесной (достаточный уровень, допустимый уровень, критический уровень); цветовой ( синий, желтый, красный цвет); балльной (3 балла, 2 балла, 1 балл); с применением условных обозначений (слайд 9).

Оперативный контроль (слайд 10) направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль – это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Результаты оперативного контроля требуют оперативного выполнения тех предложений и замечаний, которые сделаны по ходу изучения состояния вопроса. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

Оперативный контроль и анализ предполагают сбор информации количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает: проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей, подготовлен ли материал для работы в книжном уголке и т.д.

По формам организации оперативный контроль может быть предупредительным или опережающим, сравнительным.

Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль. Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:

  • Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;
  • Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;
  • Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;
  • Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;
  • Совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приёмы работы педагога-мастера.

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Сравнительный контроль необходим когда важно сравнить методы и приемы 2-х воспитателей, работающих в одной возрастной группе, и подсказать им наиболее  результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям.

Материалы оперативного контроля хранятся 1 год.

      Одно из требований, которое необходимо учитывать при  проведении контроля – это его плановость и гласность. Важно рационально спланировать во времени, отобрать самые важные на данный момент вопросы для оперативного контроля, соотнести их с имеющимися результатами. Планирование  контроля начинается с составления годовой циклограммы, в которой представлен перечень вопросов оперативного контроля на текущий год и их распределение по месяцам (слайд 11). Далее переходим к ежемесячному планированию.

   Рекомендуется ежемесячно планировать от 5 до 7 вопросов к оперативному контролю. Модель плана оперативного контроля представлена в пособии К.Ю.Белой «Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция» (слайд 12)

Предлагаю вашему вниманию пример планирования (слайд 13) После того как вы запланировали ряд вопросов на текущий месяц и распределили их по неделям и возрастным группам можно составить развернутый план подвопросов для более детального изучения. Так например, вопрос соблюдения режима дня может включать в себя следующие пункты (слайд 14) Для фиксации результатов контроля как уже выше было сказано можно использовать различные системы оценки. Наиболее показательной в данном случае является цветовая шкала (слайд 15), глядя на эту таблицу можно точно определить проблемные места и выработать соответствующие рекомендации к их устранению.

Все вопросы оперативного контроля можно условно разделить на три большие группы: вопросы организации педагогического процесса  (слайд 16), вопросы касающиеся организации РППС (слайд 17) и вопросы, касающиеся достижений детей (слайд 18)

      Результаты оперативного контроля могут рассматриваться на педчасах, в индивидуальных беседах с педагогами, а также могут являться составляющей частью тематического контроля. (слайд 19)

      Важнейшими задачами функции контроля являются обработка, упорядочение информации, ее анализ и оценка. При реализации данной функции старший воспитатель должен разобраться в имеющихся фактах, рассортировать их, выделить главное, оценить с точки зрения влияния на ход и результаты контролируемого процесса и только затем принять правильное, наиболее обоснованное, оптимальное решение.

       Одно из требований к содержанию материалов контроля: они должны быть легко проверяемы любой комиссией и экспертами. Поэтому на практике чаще всего используются табличная форма рабочих материалов контроля, специальные карты контроля. Они экономят время и, следовательно, позволяют больше внимания уделять непосредственно контролю и анализу. Именно это называется научной организацией труда.

       Предлагаемые планы, схемы, памятки для оформления материалов контроля не являются прямым руководством к действию. Каждый старший воспитатель может дополнить, усовершенствовать, изменить их по своему усмотрению и использовать для грамотной организации своего труда.

       В заключении я хотела бы обратить ваше внимание на то, что большой помощью в организации контроля является система «Образование», где в рамках журнала «Старший воспитатель» ежемесячно представлена интерактивная циклограмма контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты организации образовательной деятельности с детьми в адаптационном периоде

Опыт может быть использован любым педагогом, понимающим значимость его и принимающим данный подход, как одну из форм организации жизни детей раннего возраста в адаптационном периоде. Цель этой р...

Оперативный контроль по "ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ"

Схема по оценки организации прогулки во всех возрастных группах для оперативного контроля...

Программа оперативного контроля "Организация двигательной активности воспитанников"

ЗадачиИзучить документацию педагогических работников детского сада, комплексно-тематическое планирование.Наблюдения за организацией двигательного деятельности детей в режимных моментах.Проанализи...

Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.

Некоторые аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.         Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, во...

Оперативный контроль "Организация питания в ДОУ"

Материалы к оперативному контролю по организации питания в детском саду....

Картотека оперативного контроля в дошкольной образовательной организации

Данная картотека поможет в осуществлении оперативного контроля в дошкольной организации: санитарного состояния помещений групп, создания условий для охраны жизни и здоровья детей, организации питания ...

"Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности" карта оперативного контроля

Карта оперативного контроля для проведения НОД в разновозрастных группах...