Взаимодействие педагога с родителями (деловая игра)
методическая разработка

Ножнина Елена Анатольевна

формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_k_pedsovetu.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Взаимодействие  педагогов с родителями»

Деловая игра к педсовету

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями;  

Форма  проведения: две рабочие группы

Ход

1 часть. Теоретическая

Вопросы для первой группы:

  1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
  2. Перечистите формы работы с  родителями.
  3. Посещение на дому. В каких случаях  целесообразно посетить семью?
  4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?  

Вопросы для второй группы:

  1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным  учреждением по работе с родителями?
  2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
  3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как день открытых дверей, открытое занятие, выпуск газеты? Что это дает педагогам и родителям?
  4. В каком случае плохое поведение ребенка обсуждается:
  • В его присутствии
  • Без него
  • В присутствии всех членов семьи

2 часть. Практическая

Ведущий:

Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, последствия сказанного:  речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему.

Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно прежде  всего, выбрать ее тональность, соответствующую тактике общения.

Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке « живут» три «Я».

Позиция «Я» в роди «дитяти» - позиция подчеркивания особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчиненности.

Позиция «Я» в роли родителя – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя.

Позиция «Я» в роли «взрослого» - подчеркивание  сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению.

В межличностном  контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера.

Педагогу, вступающему в контакт  с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной.

Предлагаемые упражнения способствуют развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

Работа в группах:

  1. Упражнение на умение интонировать  Произнести следующие фразы («Мне безразличны успехи вашего ребенка»; «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре») с оттенком иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.
  2. Упражнение на изменение ролевой позиции в общении  Фразы для упражнения «Когда – нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы», «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке». Каждая фраза произносится во всех трех ролевых позициях.

Ведущий:

Успешность общения вообще, и педагогов  с родителями в частности, определяется и умением чувствовать неожиданные изменения в процессе общения, адекватно реагировать на них и быстро перестаиваться.  

«Решение педагогических ситуаций»

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателями и родителями.

Задание для первой группы

  1. Во время  сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребенка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут ваши действия в дальнейшем?
  2. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
  3. Представьте, что вы объявили тему встречи и предложили родителям обсудить ее. Но никто не хочет говорить. Как вы себя поведете?

Задание для второй группы

  1. Воспитатель решил поговорить с матерью 5 летнего ребенка по поводу драчливости мальчика. Как вы начнете беседу?
  2. Днем к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. «Вечером  попросите родителей перенести песок», - предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?
  3. Допустим, что дискуссия продолжается уже целый час. У вас есть еще 10-15 минут для завершения ее. Один из родителей ни разу не высказался, хотя несколько раз пытался, но его перебивали другие. Как вы поведете себя в этом случае? 

Ведущий:

И последний совет воспитателям. Проведя встречу с родителями, обязательно проанализируйте ее ход и итоги, чему помогут следующие вопросы.

1. Какова цель встречи, с точки зрения ее педагогической значимости для родителей?

2. насколько удачной оказалась организация встречи: этапы ее проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр.

3. Проанализируйте  свой стиль общения с родителями во время встречи. он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями, носило диалогический  характер или свелось к вашему монологу?

4. С какими трудностями вы встретились во время встречи? они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогло ( или мешало) вам с ними справляться?

5. Наблюдали ли вы во время встречи проявление родителями рефлексии. В чем это выражалось? Приведите примеры.

6. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринужденность). Какова ваша точка зрения на соотношение рационального и эмоционального компонентов общения с родительской аудиторией?