Главные вкладки

    Консультация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, АПРОБАЦИИ, ВНЕДРЕНИЯ И ТИРАЖИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В ДОО"
    консультация

    Галкина Мария Ивановна

    Разработанная модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОО показывает механизм перевода управленческой деятельности на инновационный уровень и включает следующие компоненты:

    • совокупность управленческих функций с новшествами;
    • структуру профессиональной подготовленности руководителя ДОО в данной области;
    • алгоритм внедрения инноваций.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, АПРОБАЦИИ, ВНЕДРЕНИЯ И ТИРАЖИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В ДОО

    Ключевые слова: идеи развития ДОО, управленческие инновации, инновационная управленческая деятельность, педагогическое проектирование, новация, инновация, рутинизация нововведений.

    Сегодня заведующий детским садом – это не только должность, но и профессия со всеми присущими профессиональной деятельности структурными компонентами. Управленческая деятельность служит источником существования, саморазвития, самореализации руководителя ДОО, требует специальных управленческих знаний и умений, профессионально-личностных качеств.

    Выявление общих понятий теории управления и экономики в области инноваций позволили уточнить термин «управленческие инновации» и теоретически обосновать новое понятие «инновационная управленческая деятельность» руководителя.

    Управленческие инновации – целенаправленные изменения, связанные с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления заведующего дошкольным учреждением, что приводит к развитию системы управления ДОО. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя ДОО, которая приобретает инновационный характер.

    Инновационная управленческая деятельность – это деятельность руководителя по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, внедрению нововведений в практику с целью повышения эффективности управления и развития дошкольного учреждения.

    В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач.

    Режим динамичного функционирования ДОО обеспечивается методами делового администрирования, а чтобы войти в режим инновационного развития, необходимо перейти к элементам инновационного управления организацией.

    Разработанная модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОО показывает механизм перевода управленческой деятельности на инновационный уровень и включает следующие компоненты:

    • совокупность управленческих функций с новшествами;
    • структуру профессиональной подготовленности руководителя ДОО в данной области;
    • алгоритм внедрения инноваций.

    Рассмотрим ниже предложенную модель инновационной управленческой деятельности руководителя [4]

    Руководитель ДОО

    Управленческий цикл

    Управленческая деятельность

    Профессиональная готовность к управленческой деятельности

    • Педагогический анализ

    Алгоритм внедрения инноваций

    • Профессионально-личностные качества
    • Планирование
    • Организация
    • Профессиональные знания об управлении
    • Руководство (мотивация)
    • Контроль
    • Комплекс управленческих умений

    • Выявление проблемной ситуации

    • Анализ среды через маркетинговые исследования

    Методическая литература

    • Поиск или самостоятельное создание новшества

    Информационный банк управленческих инноваций

    • Принятие решения об освоении управленческого нововведения

    • Внедрение (освоение) управленческих инноваций

    Управленческие функции с инновациями

    Инновационная управленческая деятельность

    Профессиональная готовность в области инновационного менеджмента

    Распространение, рутинизация нововведений

    • Знания о сущности инноваций

    • Инновационные и управленческие умения

    • Эмоционально-ценностное отношение к инновациям

    • Профессионально-личностные качества руководителя-инноватора

    Остановимся на каждом компоненте модели.

    В основе модели лежит управленческий цикл, представленный управленческими функциями (см. таблицу):

    • Педагогическим анализом
    • Планированием
    • Организацией
    • Руководством
    • Контролем

    Рассмотрим пример.

    В каждую педагогическую функцию ввели управленческие инновации.

    Управленческий цикл

    Управленческие инновации

    Педагогический анализ

    Самоанализ управленческой деятельности заведующего, организация и проведение маркетинговых исследований

    Планирование

    Проектный метод

    Организация

    Создание матричных (творческих) групп из педагогов для решения задач по внедрению инноваций в воспитательно-образовательный процесс ДОО

    Руководство (мотивация)

    Делегирование заведующим некоторых своих полномочий вновь созданным творческим группам; использование стимула карьерного роста как нового психолого-педагогического метода управления

    Контроль

    Использование педагогического мониторинга

    Содержание управленческих инноваций связано с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления заведующего дошкольным учреждением.

    Включение в функции инноваций осуществляется на основе разработанного алгоритма действий:

    • выявление проблемной ситуации;
    • анализ внутренней и внешней среды через маркетинговые исследования
    • поиск или самостоятельное создание новшества
    • принятие решения об освоении конкретного управленческого нововведения
    • внедрение (освоение) управленческих инноваций

    Благодаря этому осуществляется переход сложившейся управленческой деятельности на инновационный уровень, затем происходит распространение и рутинизация нововведения.

    Заведующий ДОО должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Прежде руководителю необходимо выделить проблемы, актуальные конкретно для его ДОО, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого нужно четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

    • Что мы имеем, каких результатов достигли?
    • Что нас не удовлетворяет в работе?
    • Что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями?
    • Какие результаты хотим получить?

    Затем, предложить выстроить конкретные задачи – «дерево целей» [1, с. 6]

    Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?

    Какую цель мы ставили при организации (методической) работы в ДОО?

    Как изменим развивающую предметно-пространственную среду?

    (Конкретные задачи…..)

    Можно провести анкетирование «Как вы относитесь к предлагаемому новшеству?»

    Считаю бесполезным

    Есть интерес

    Есть сомнения в необходимости использования

    Есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике

    Есть сомнения в возможности применения

    Затрудняюсь ответить

    Свой ответ

    Порядок действий руководителя ДОО по внедрению инноваций [2, с. 26]

    1. Зарождение инноваций
    2. Подготовка инноваторов
    3. Разработка и проектирование новшества
    4. Опытно-экспериментальная проверка
    5. Многократное повторение новшества
    6. Отработка рекомендаций
    7. Включение инновации в повседневную практику
    8. Рутинизация /тиражирование

    Рассмотрим управленческие действия руководителя ДОО на каждой из стадий инновационного процесса


    Стадии инновационного процесса

    Управление инновационным процессом

    1. Зарождение инноваций

    1.1.Осознание потребности в определении возможностей

    Выявление проблем на основе вычленения препятствий, мешающих достижению намеченных целей: микроисследования, анализ, определение разницы между желаемым и достигнутым. Формирование потребности в изменениях.

    1.2.Поиск соответствующего новшества

    Организация творческих групп воспитателей и специалистов, распределение между ними функций поиска инноваций на основе изучения литературы и передового опыта

    1. Выбор инноваций

    Детальное обсуждение с коллективом возможных вариантов и выбор наиболее приемлемых с учетом актуальности, результативности, новизны, методической разработанности, времени для внедрения, нормативно-правовой базы и т.д.

    1. Подготовка инноваторов

    Отбор участников творческих групп на добровольной основе. Обучение участников творческих групп

    1. Разработка и проектирование новшества

    3.1. формулировка цели

    3.2. разработка содержания

    3.3. определение критериев оценки инноваций

    Внесение изменений в учебный план, проведение семинаров, составление программы опытно-экспериментальной работы

    1. Опытно-экспериментальная проверка

    Организация, контроль за ходом работы, внесение корректив в программу. Информирование коллектива о ходе работы. Методическая помощь, психологическая поддержка

    1. Многократное повторение новшества на разных объектах

    Расширение сферы повторения

    1. Отработка рекомендаций

    1. Включение инноваций в повседневную практику

    1. Рутинизация – широкое использование на практике

    Каждый проект от возникновения идеи до полного завершения проходит последовательно несколько ступеней своего развития. Традиционно он осуществляется в четырех фазах проектирования, развития и управления:

    • концепция проекта;
    • разработка;
    • реализация;
    • завершение проекта.

    Рассмотрим конкретнее содержание деятельности в процессе каждой из фаз проектирования.

    1. Разработка идеи или концепции.
    • Выявление проблемных ситуаций в образовательном процессе, управлении, педагогическом коллективе и др.
    • Предварительное обследование, диагностики.
    • Выявление потребности в изменениях (проекте).
    • Определение результата (цели, задачи, результаты, основные требования, ограничительные условия, критерии, уровень риска, окружение проекта, потенциальные участники, требуемое время, ресурсы, средства и др.).
    • Представление предложений.
    • Консультации.
    • Утверждение концепции.
    1. Разработка.
    • Определение и назначение руководителя проекта и формирование команды (рабочей группы).
    • Установление контактов ключевых участников (возможно, партнеров или родительской общественности ДОО) и совместное обсуждение целей проекта.
    • Разработка основного содержания (конечные результаты, структура, основные работы, требуемые ресурсы).
    • Структурное планирование (календарные планы и графики работы, смета и бюджет или опора на имеющиеся ресурсы; процедуры управления и контроля).
    1. Реализация.
    • Организация выполнения работ по проекту.
    • Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников.
    • Ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды.
    • Детальное проектирование.
    • Оперативное планирование работ.
    • Установление системы информационного контроля за ходом работ (в том числе за их материально-техническим обеспечением), предусмотренных проектом.
    • Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг динамики, оперативный контроль, решение возникающих проблем и задач.
    1. Завершение.
    • Планирование процесса завершения проекта.
    • Подготовка документации, презентации.
    • Предъявление результатов педагогическому сообществу.
    • Оценка результатов и подведение итогов.
    • Накопление фактических и опытных данных для последующих проектов.
    • Рефлексия команды проекта.

    В процессе перехода образовательного учреждения в режим внедрения инноваций, необходимо осознание важности, неизбежности будущих преобразований, а также формирование проектной команды идейных сторонников из педагогического коллектива, членов родительского коллектива и социальных партнеров детского сада, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.

    Источники идей развития ДОО [2, с.23]

    Идеи развития – мысли, предложения о том, как реорганизовать деятельность дошкольного учреждения, как использовать реально существующие возможности для его обновления.

    Источниками идей развития ДОО являются:

    • потребности жителей микрорайона (спец. заказ);
    • директивные и нормативные документы органов власти и управления;
    • достижения современной педагогики, психологии, социологии, возрастной физиологии;
    • массовый педагогический опыт и достижения воспитателей, специалистов собственного детского сада;
    • творческий поиск руководителей детского сада ( в т.ч. изучение литературы, экспериментирование, «мозговые штурмы», деловые игры и т.п.);
    • материалы по итогам работы педагогического коллектива ДОО за прошедший год;
    • печатные издания: газеты, журналы, книги.

    Показатели оценки идей развития

    • Актуальность
    • Результативность
    • Творческая новизна
    • Методическая разработанность
    • Потенциальные возможности
    • Возможное сопротивление нововведению
    • Время, необходимое для освоения
    • Финансы, материально-техническое обеспечение
    • Организация проекта

    Используемая литература:

    1. Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – Методическое пособие. – М.,, изд-во Аркти, 2010.
    2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОО. – Методическое пособие. – Изд-во ТЦ Сфера, М., 2005.
    3. Львова Л.С.Инновации педагогического проектирования в ДОО// Основы педагогического менеджмента, 2012. – № 5. - С. 32-43.
    4. Кузнецова Е.Б. Модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ// Основы педагогического менеджмента, 2010. – №2. – С. 8-13.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

      Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

    Консультация для педагогов: "Технология проектирования как инновационный метод организации обучения дошкольников"

    В этой консультации вы можете найти определение метода проектов как педагогическую технологию, что она предполагает, классификацию и виды проектов....

    Внедрение инновационной технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения

    Создание  современной  системы  дошкольного  образования,  ориентированного  на  полноценное  развитие  личности  каждого  ребенка, выдвигает...

    Внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения

    Внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения...

    консультация для педагогов "Развитие интеллектуально-творческого речевого потенциала дошкольника, через технологию проектирования, моделирования"

    Для педагогов дошкольного образования. Проблема интеллектуально – творческого речевого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, посколь...

    15.05.2020 Консультация для педагогов "Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ"

    Консультация для педагогов"Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ"Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации...

    Консультация для родителей. " Особенности внедрения тренинговых технологий в работу дошкольных образовательных организаций."

    Почему так важно использовать современные образовательные технологии в ДОУ? Когда мы говорим об образовательных технологиях, о действительно качественных и отвечающих новому миру современных образ...