Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка

Донец Светлана Леонидовна

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет № 2: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ДО».

Задачи:

  1. Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в воспитательно-образовательном процессе.
  2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в проектировании культурных практик в образовательном процессе в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

План проведения:

  1. Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ДОУ. Донец С.Л.
  2. Культурные практики в работе с детьми дошкольного возраста, как средства развития детской самостоятельности и индивидуальности. Теоретическая часть. Донец С.Л.
  3. Презентация кружковой работы. Педагоги всех возрастных групп.
  4. Актуальные вопросы.
  5. Утверждение решения педсовета.

Дата проведения: 16.12.2019г.

Подготовка:

  1. Распечатать анкеты, с обратной стороы которой педагоги будут отвечать на вопросы.
  2. Черновики.
  3. Листы с высказываниями для ранжирования.

Ход:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим педсовет на тему «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ДО".

Цель педсовета: выявить и определить педагогические позиции по проблеме развития креативных способностей педагогов, объединить усилия педагогического коллектива детского сада на повышение уровня воспитательно-образовательной работы, на использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Прежде, мне бы хотелось ознакомить вас с правилами педсовета:

Будьте активными.

Умейте слушать.

Говорите кратко и по теме.

Предлагайте идеи.

Уважайте собеседника.

Сотрудничайте.

Разминка.

Проранжировать высказывания (на четыре стола раздаются высказывания. Группа обсуждает и затем объясняет суть высказывания):

  • Стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества.
  • Творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт.
  • Творчество в педагогической работе можно спланировать.
  • Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда, вызывает эмоции, помогает с большей изобретательностью преодолевать трудности.

 На данный момент в учреждении работает следующий педагогический состав:

Статистические данные по педагогическому кадровому составу

Профессиональное образование:

Высшее профессиональное

Переподготовка

(на базе высшего образования)

Среднее профессиональное

Неоконченное среднее профессиональное

2

5

12

2

10%

24%

57%

9%

Квалификационная категория

Квалификационная категория

Высшая

Первая

Соответствие занимаемой должности

Без категории

Количество

3

11

5

2

%

14%

52%

24%

10%

Педагогический стаж работы

Педагогический стаж работы

от 0 до

5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 15 лет

от 15 до 20 лет

От 20 до 25 лет

от 25 до 30 лет

от 30 и более лет

Количество

2

4

3

4

2

4

2

%

10%

19%

14%

19%

10%

19%

10%

В 2018-2019 учебном году МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок» участвовал в значимых конкурсах на Федеральном уровне:

Всероссийский конкурс «Образцовый детский сад» - лауреат

Всероссийский конкурс «1000 лучших образовательных организаций» - лауреат.

Сводная таблица участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства

Всего педагогических работников

Уровень участия

Не участвовали

ОО

Муниципальный

Республиканский

Всероссийский и международный уровень

17

14

2

2

6

0

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Сводная таблица участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства

Всего педагогических работников

Уровень участия

Не участвовали

ОО

Муниципальный

Республиканский

Всероссийский и международный уровень

17

14

2

2

6

0

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности за 2018-2019 года

Ф.И.О педагога

Форма представленного опыта работы

Уровень

Тема представленного опыта работы

Ван-Ван-Шу М.В.

Доклад

МБДОУ ЦРР д/сад "Теремок

 «Развитие компонентов устной речи, обучение грамоте детей Сертификат

Доклад

Муниципальный

«Проектная деятельность в детском саду»

Публикация

Всероссийский

Публикация в электронном СМИ Конспект открытого занятия «Домашние животные»

(nsportal.ru)

Публикация

Международный

Публикация в журнале акция «Гостеприимная кормушка» в нашем детском саду. Международный электронный научно-практический журнал «Совушка»

Щербакова Н.Н

Семинар – практикум

«Использование современных дидактических пособий для развитие логического мышления и творческих способностей воспитанников»

МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

«Учебно-дидактическое пособие -кубики Дьенеша»

Сертификат

Елефтериади Л.Х.

Семинар практикум «Использование современных дидактических пособий для развитие логического мышления и творческих способностей воспитанников»

МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

«Учебно-дидактическое пособие -логические палочки Кьюезенера»

Сертификат

Красюкова М.А

Использование дидактических пособий для развития логических и творческих способностей воспитанников.

МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

«Учебно-методические пособия. Танграм»

Вахрушева О.С.

Круглый стол «Развитие компонентов устной речи, обучение грамоте детей: грамматического строя речи, связной речи; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи в разных возрастных группах с применением новых методик»

МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

«Использование новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

Курапова О.Н

Круглый стол «Развитие компонентов устной речи, обучение грамоте детей: грамматического строя речи; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи в разных возрастных группах в разных возрастных группах с применением новых методик

МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

«Методика пересказывания в ДОУ»

Бескровная Т.Н.

Консультация «Организация работы по физическому развитию в ДОУ в условия реализации ФГОС»

МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

«Методика проведения утренней гимнастике в разных возрастных группах»

Молонова Н.М

Консультация «Организация работы по физическому развитию в ДОУ в условия реализации ФГОС»

МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

«Методика проведения НОД по физическому развитию»

Мингалимова Т.Г

Семинар-практикум «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе.»

МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

Моделирование НОД (способы, приёмы создание образовательных, проблемных, ситуаций)

Федоренко М.В

Круглый стол «Развитие компонентов устной речи, обучение грамоте детей: грамматического строя речи; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи в разных возрастных группах в разных возрастных группах с применением новых методик

МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

«Методы и приём работы по развитию и коррекции устной речи в ДОУ»

Аврамова В.М.

Семинар-практикум «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе.»

МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»

Моделирование НОД (способы, приёмы создание образовательных, проблемных, ситуаций)

Повышение квалификации, курсовая подготовка

Ф.И.О педагога

Учреждение, проводящее курсовую подготовку

Тема

Количество часов

Щербакова Н.Н

Центр непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ)

г. Санкт – Петербург

newobr-info@mail.ru

«Основы реализации дополнительного образования детей в ДОО (познавательное, художественно-эстетическое, физическое, речевое, социально-коммуникативное развитие» (72 часа)

72

Бурятский республиканский институт образовательной политики «БРИОП»

Семинар

«Актуальные вопросы аттестации педагогических работников в условиях введения НСУР»

4 часа

Вахрушева О.С

Дистанционный Институт Современного Образования

«Речь как профессиональный инструмент педагога»

Вебинар

Донец С.Л.

Центр непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ)

г. Санкт – Петербург

newobr-info@mail.ru

Мониторинг и управление качеством образования в дошкольной образовательной организации

72 часа

Бурятский республиканский институт образовательной политики «БРИОП»

Семинар

«Актуальные вопросы аттестации педагогических работников в условиях введения НСУР»

4 часа

Ресурсный центр ЧДОУ «Аюна» №230 РЖД

Семинар «ООП ДО «Вдохновение»- платформа для решения задач Национального проекта

«Образование»

Ресурсный центр ЧДОУ «Аюна» №230 РЖД

Образовательный форум «Педагоги севера-2019»

 «Формирование готовности к изучение технических наук средствами инновационных программ, методик и технологий. Развивающих конструктивное мышление у детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

Лебедь Е.Н.

Центр непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ)

г. Санкт – Петербург

Мониторинг и управление качеством образования в дошкольной образовательной организации

72 часа

Центр непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ)

г. Санкт – Петербург

Управление ОО в условиях реализации ФГОС

72 часа

Курапова О.Н

Ресурсный центр ЧДОУ «Аюна» №230 РЖД

Семинар «ООП ДО «Вдохновение»- платформа для решения задач Национального проекта

«Образование»

Участник

Образовательный форум «Педагоги севера-2019»

 «Формирование готовности к изучение технических наук средствами инновационных программ, методик и технологий. Развивающих конструктивное мышление у детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

участник

БРИОП

Семинар «Актуальные вопросы аттестации педагогических работников в условиях введения НСУР»

4 часа

Мингалимова Т.Г

БРИОП

Семинар «Актуальные вопросы аттестации педагогических работников в условиях введения НСУР».

Образовательный форум «Педагоги севера-2019»

 «Формирование готовности к изучение технических наук средствами инновационных программ, методик и технологий. Развивающих конструктивное мышление у детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

4 часа

Бескровная Т.Н

Ресурсный центр ЧДОУ «Аюна» №230 РЖД

Семинар «ООП ДО «Вдохновение»- платформа для решения задач Национального проекта  «Образование».

Образовательный форум «Педагоги севера-2019»

 «Формирование готовности к изучение технических наук средствами инновационных программ, методик и технологий. Развивающих конструктивное мышление у детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

Котельникова О.Д.

Ресурсный центр ЧДОУ «Аюна» №230 РЖД

Семинар «ООП ДО «Вдохновение»- платформа для решения задач Национального проекта «Образование».

Образовательный форум «Педагоги севера-2019»

 «Формирование готовности к изучение технических наук средствами инновационных программ, методик и технологий. Развивающих конструктивное мышление у детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

Федоренко М.В.

Ресурсный центр ЧДОУ «Аюна» №230 РЖД

Семинар «ООП ДО «Вдохновение»- платформа для решения задач Национального проекта «Образование».

Образовательный форум «Педагоги севера-2019»

 «Формирование готовности к изучение технических наук средствами инновационных программ, методик и технологий. Развивающих конструктивное мышление у детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

Анкета № 1. "Мотивационная готовность педагогического коллектива
к освоению новшеств".

Ниже приведена результативность ответа на вопрос: «Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому».

Вопрос

Количество ответов

%

Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

2

17%

Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

0

0

Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

6

50%

Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.

3

25%

Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.

7

75%

Потребность в лидерстве.

0

0

Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

5

42%

Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

1

8%

Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

2

17%

Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

3

25%

Потребность в риске.

2

17%

Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

1

8%

Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

1

8%

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что основным побудительным мотивом к освоению инновация для педагогов служит: «потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины» - 75%, «потребность в контактах с интересными, творческими людьми» - 50%, «потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей - 42%.  Равными по значимости служат следующие мотивы: «желание создать хорошую, эффективную школу для детей» и «желание проверить на практике полученные знания о новшествах» - 25%.

Анкета № 2. "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"

Ниже приведена результативность ответа на вопрос: «Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, – укажите причины».

Вопрос

Количество ответов

%

Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.

0

0

Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.

2

17%

Плохое здоровье, другие личные причины.

0

0

Большая нагрузка.

7

75%

Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения.

1

8%

Отсутствие материальных стимулов.

4

33%

Чувство страха перед отрицательными результатами.

1

8%

Отсутствие помощи.

0

0

Разногласия, конфликты в коллективе.

0

0

В результате анкетирования по вопросам выявления основных причин, препятствующих освоению инноваций в профессиональной сфере, наиболее значимыми факторами были названы: «большая нагрузка» – 75% и «отсутствие материальных стимулов» - 33%. Незначительный процент (2 чел.) выделили «убеждение, что эффективно учить можно и по-старому»- 17%.

Анкета № 3 для выявления способностей педагогов к развитию

(на основе программы Н. В. Немовой)

В результате проведения анкетирования по определению уровня способности педагогов к саморазвитию было выявлено, что основная масса педагогов «активно реализует свои потребности в саморазвитии» – 75%, у остальных (3 педагога) 25% - «отсутствует сложившаяся система развития».

Вопрос

Количество баллов

Количество ответов

%

Вы находитесь в стадии остановившегося развития

От 15 до 35

0

0

у Вас отсутствует сложившаяся система развития

От 36 до 54

3

25%

Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии

55 и более

9

75%

Творчество в работе педагога — это особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают детей новыми знаниям. Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.

Главные признаки творчества

оригинальность,

неповторимость продукта деятельности, ее результатов

взаимосвязь творчества и самотворчества,

самосозидание.

Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, снижение уровня воспитательно-образовательного процесса.

Задание. Самоанализ.

Подумайте и назовите творческое направление в вашей работе.Что отличает вашуработу от работы других педагогов.

Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:

– профессиональный и личностный потенциал педагога;

– мотивационная готовность педагога;

– информированность о нововведениях;

– материальная база.

Для того, чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности педагогической деятельности.

Критерии успешности педагога.

Педагогические

Уровень профессиональных знания педагогов.

Уровень сфомированности общечеловеческих умений и навыков.

Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию.

Образование педагогов и повышение квалификации.

Способность к самоанализу, рефлексии.

Инновационная деятельность

Психологические

Интерес, мотивация

Взаимоотношение в системе «ребёнок-воспитатель»

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Личность воспитателя

Эмоциональность

Выразительность речи

Творческое начало личности.

Лучший способ воспитывать творчество в воспитанниках – это самому быть творческой личностью.

Источники развития творчества педагога:

внедрение педагогического опыта,

коллективная работа над научно-методической проблемой,

самообразование,

система стимулирования педагогического труда

изучение опыта коллег,

чтение научной литературы,

общение с коллегами, друзьями, воспитанниками.

Кому то для проявления творчества в профессии не хватает мотивации, кому-то внутренних ресурсов, а кто-то проявляет творчество только при материальной поддержке.

Детскому саду необходимо создать условия для распространения передового педагогического опыта.

В нашем детском саду созданы условия для творческого развития воспитателя:

нравственно- психологический климат коллектива,

стимулирование к нестандартным решениям,

материальная база,

свобода критики,

проведение дискуссий,

влияние личности руководителя.

Используются разные формы распространения передового педагогического опыта:

1.Тематические Фестивали открытых занятий с последующим анализом и самоанализом занятий.

2.Подготовка и выстпуление на тематических педсоветах по презентации иннваций в педагогике;

3.Организация школы наставничества, взаимопосещение занятий. На данный момент этому направлению рабобты надо уделить внимание в нашей работе. 4.Не все молодые специалисты, посещают занятие, хотя это одна из наиболее эффекиивных форм работы.

5.Проведение профессиональных конкурсов на разных уровнях с презентацией своего наработанного опыта работы.

6.Необходимо провдение педагогической научно-практической конференции, на которой воспитатели  имеют возможность познакомиться не только с инновациями педагогической науки, но и увидеть их реализацию в практике воспитателей.

Если спланировать работу с учетом выше сказанного - это позволит повысить компетентность педагогических кадров образовательного учреждения и создать другие условия для введения и реализации ФГОС в образовательном учреждении, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов.

Качества педагога, позволяющие развить творческий потенциал воспитанников:

педагогический такт,

способность к сочувствию,

сопереживанию,

артистизм,

умение ставит неожиданные вопросы,

создание проблемных ситуаций,

поощрение воспитателем детского воображения.

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности педагога, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.

Тест «Ваш творческий потенциал»

Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а)да б)нет, он и так достаточно хорош в)да, но только кое в чём

Думаете ли вы, что можете сами участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а)да, в большинстве случаев б)нет в)да, в некоторых случаях

Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности в которой вы работаете:

а)да б)да, при благоприятных обстоятельствах в) лишь в некоторой степени

Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что можете что-то принципиально изменить:

а)да, наверняка б)это маловероятно в) возможно

Когда вы решите предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите своё начинание:

а)да б) часто думаете, что не сумеете в)да, часто

Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а)да, неизвестное вас привлекает б)неизвестное вас не интересует

в) всё зависит от характера этого дела

Вам приходиться заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нём совершенства:

а)да б) удовлетворитесь тем, что успели добиться

в)да, но только если это вам нравиться

Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нём всё:

а)да б)нет, вы хотите научиться только самому основному

в) нет, вы хотите удовлетворить своё любопытство.

Когда вы терпите неудачу, то:

а)какое- то время упорствуете, вопреки здравому смыслу

б) махнёте рукой на эту затею, т.к. понимаете, что она нереальна

в) продолжаете делать своё дело, даже когда очевидно, что препятствия непреодолимы

По – вашему профессию надо выбирать, исходя из:

а)своих возможностей, дальнейших перспектив для себя

б)стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней

в) преимуществ, которыми она обладает

Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а)да б)нет , боитесь сбиться с пути

в)да, но только там, где местность вам понравилась

Сразу же после какой-то беседы сможете ли вспомнить всё, что говорилось:

а)да, без труда б) всего вспомнить не можете

в) запомните только то, что вас интересует

Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а)да, без затруднений б) да, если это слово легко запомнить

в) повторите, но не совсем правильно

В свободное время вы предпочитаете:

а)остаться наедине, поразмыслить б) находиться в компании

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании

Вы занимаетесь каким- то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным

б) вы более или менее довольны в) вам ещё не всё удалось сделать

Когда вы од(на)ин:

а)любите мечтать о каких- то даже, может быть абстрактных вещах

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие

в) любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой

Когда какая -то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь

б) вы можете делать это только наедине

в) только не там, где слишком шумно

18. Когда вы отстаиваете какую-нибудь идею:

а) можете отказаться от неё, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов

б) останетесь при своём мнении, какие бы аргументы ни выслушали

в) измените своё мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала.

За каждый ответ А поставьте 3 балла, за ответы Б – 2 балла, за ответ В – 1 балл. Подсчитайте полученные баллы. Оцените ваш уровень творческого потенциала.

 

Высокий уровень – более 49 баллов

Средний уровень – 23 – 49 баллов

Низкий уровень – менее 23 баллов

Задание.

На листочках напишите: какую инновацию, педагогическую технологию, образовательный продукт вы можете презентовать в течение учебного года, на семинарах, педсоветах и других формах  педгогической работы.

Итог: Такие оценки свидетельствуют о сформированности творческой позиции у большей части педагогического коллектива. Существующее в коллективе оптимистическое отношение к изменяющимся требованиям помогает преодолевать трудности, искать новое, лучшее.

2часть. Культурные практики.

Одним из показателей творческого воспитателя является наличие умения организовывать культурные практики в работе с воспитанками.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности.

Одним из требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений, навыков. Поэтому, ООП ДО – базируется на специфических для дошкольника культурных практиках и осуществлении культурологического подхода к формированию личности ребенка.

С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада.

Прежде чем говорить о культурных практиках, давайте разберемся с понятием «практика».

-Что же такое практика?

Блиц-опрос.

- усилия, прилагаемые человеком к разрешению выдвигаемых жизнью задач;

- источник опытности, умения;

- …в основе практики лежат знания и способности человека;

- деятельность человека, способ создания материальной и духовной

культуры;

-…

Работа с определением - заполнение пробелов

Предлагаю заполнить недостающие пробелы в определении и выделить ключевые понятия.

Процесс …приобретения культурных …(умений) при взаимодействии со взрослыми и в …(самостоятельной) деятельности в …(предметной) среде.

Итак, первое ключевое понятие, выделенное в определении – культурные умения, это значит, что новое содержание образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений.

По определению, культурное умение – умение, соответствующее культурным образцам человеческой деятельности; готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

В чем заключаются культурные умения?

«Блиц – опрос» (варианты ответов на экране)

• содержание, качество и направленность его действий и поступков;

• индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;

• умение выполнять инструкции взрослого;

• проявление интереса;

• принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;

• принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

Универсальные культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста.

Где на ваш взгляд формируются культурные умения?

Внимание на экран. Вашему вниманию представлены варианты ответов. Выберите правильные. Игра: «Выбери правильный ответ»

варианты ответов:

  • собственные пробы,
  • поиск,
  • выбор действий и поступков,
  • конструирование,
  • беседа,
  • наблюдение,
  • продуктивная деятельность,
  • творчество,
  • исследование.

Таким образом, культурные умения, проявляются в тех сферах активности, в ходе которых можно совершать самостоятельные действия.

Культурные практики наполняют деятельность определенным смыслом, в процессе которых дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок.

Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности. Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы. Ошибки и неудачи не должны вызывать у детей чувство страха, ограничивать их активность и инициативу. Воспитатель внимательно выслушивает все ответы, идеи и предложения детей. В ситуациях, когда предложенный ребенком ответ, идея или решение проблемы «не подходят», старается подвести его к тому, чтобы он сам в этом убедился. Принципиально важно при организации образовательного процесса опираться на личностные мотивы (стремление к общению, к самореализации и самоутверждению, получению удовлетворения от процесса и результата деятельности), эмоциональную сферу и познавательный интерес детей. Никакая деятельность не должна навязываться детям, они должны видеть (понимать и принимать) свою («детскую») цель в любой деятельности.

Кроме того, культурная практика отвечает на вопрос:

• зачем ребенку осваивать ту, или иную тему, знания и умения?

Поэтому, ребенку рекомендуется включаться в деятельность, обладающей в жизни человека различными смыслами их выполнения: изготавливать сувениры, использовать продукты деятельности как подарки, создавать коллекции, галереи, готовить макеты, проводить экскурсии и т.д.

Каковы же признаки культурных практик?

  1. В культурной практике тема образовательной деятельности раскладывается на задачи для решения (проблемы). (Для чего необходимо беречь воду? Как можно беречь воду? Что мы для этого будем делать? Как можно пополнить запасы пресной воды?)
  2. Практика мотивирована для детей (культурно-смысловые контексты) (Если люди перестанут беречь воду, количество пресной воды приведет к исчезновению многих растений, животных и т.д., пострадают люди, как этого избежать?).
  3. Задачи для решения связаны с текущими (в зоне актуального развития- дети знакомы со свойствами воды, умеют устанавливать зависимости) или перспективными (в зоне ближайшего развития: как человек связан с природой (с водой, какие экологические проблемы могут возникнуть…- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды)) интересами детей.
  4. Решение проблем опирается на опыт, который уже есть у детей.
  5. Решение проблем приводит к появлению нового опыта и его фиксации.
  6. Культурная практика реализуется посредством разных видов деятельности и взаимодействия детей и взрослых.
  7. В культурной практике реализуется творческий потенциал участников.

Откуда берутся проблемы для решения в культурных практиках?

Блиц-опрос:

• Вопросы детей

• Детские догадки

• Детские разговоры

• Обсуждения во время сбора группы в круг

• Случайные замечания, происшествия

• Вопросы и проблемы, которые ставятся взрослыми:

- как нарисовать…, сделать…, узнать…, что на что влияет?

- что, во что превращается? что, чем может быть?...

Таким образом, культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада.

Где в образовательном пространстве можно использовать культурные практики?

-совместная игра воспитателя и детей;

-ситуация общения и накопления социально положительного опыта;

-творческая мастерская;

-музыкальная и литературная гостиная (детская студия);

-сенсорный и интеллектуальный тренинг;

-коллективная и индивидуальная трудовая деятельность;

-все режимные моменты.

1.В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, предполагающая совместную игру педагога с детьми, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. Совместная игра воспитателя с детьми предполагает такие формы как:

-Сюжетно-ролевую игру,

- Режиссерскую игру,

-Игры-инсценировки;

-Игры – драматизации;

- Игры-экспериментирование;

-Театрализованные игры;

-Строительно- конструктивные игры.

2.Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.

  • Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)

Это форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

  • Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Формы проведения: 1. Хозяйственно-бытовой труд 2. Труд в природе
  • Организация проектной деятельности

Это особый вид познавательной, творческой деятельности организуемой взрослыми.

  • Восприятие художественной литературы и фольклора;
  • Сенсорные и интеллектуальные тренинги. Это система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности .

Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

В планах воспитательно – образовательной работы выделена графа «создание условий для самостоятельной детской деятельности» как одна из основных моделей организации образовательного процесса. Эта модель предполагает создание разнообразной игровой среды (речь идёт о предметно-развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер.

Как показывают наблюдения, педагоги часто путают практики с непосредственно образовательной деятельностью. Не видят разницы между НОД и практикой. Давайте с эти разберемся. В чём отличие?

Комплексно – тематический принцип планирования, обеспечивающий социально – личностную ориентированность и мотивацию всех видов деятельности в ходе подготовки к праздникам и событиям помогает наполнить культурно – смысловыми контекстами организации деятельности дошкольников. Без смысловых контекстов деятельность становится чередой скучных упражнений.

Иными словами ребенку рекомендуется не просто выполнять работы как задания или упражнения, предложенные воспитателям: лепить, рисовать, делать модели, сажать растения, а включаться в деятельность как в культурные практики, обладающие в жизни человека различными смыслами их выполнения: изготавливать сувениры, использовать продукты деятельности как подарки, создавать коллекции, галереи, готовить макеты, проводить экскурсиии т.д.

Для познавательно - исследовательской, как особой деятельности предлагаются смысловые контексты из числа доступных для дошкольников методов проведения исследований: это экспериментирование, постановка опытов, проведение и фиксирование результатов наблюдений, коллекционирование (как упорядочение и систематизация)и др.).Благодаря этим смысловым контекстам ребенок будет вводиться в мир человеческой культуры, осваивать содержание, формы и методы, присущие различным культурным практикам.

Данный подход позволяет также отойти от планирования формальных мероприятий (праздников, бесед, прогулок, экскурсий) и перейти к планированию образовательный деятельности развивающего характера.

Предлагаю составить алгоритм проектирования культурной практики, помня о том, что в её основе положена познавательно – исследовательская технология.

Для того, чтобы деятельность наполнить культурно – смысловым контекстом, необходимо правильно обозначить проблему, сформулированную как вопрос, который побуждает не к прямому ответу, а к поиску деятельности.

Предлагаю рассмотреть алгоритм технологии организации культурых практик. 

1 шаг. Постановка проблемы и создание проблемной ситуации («знание о незнании») в виде:

• Проблемного вопроса ребенка или взрослого

• Задания

• Демонстрации опыта

• Рассказа о каком-либо необычном факте

2 шаг. Выдвижение гипотез на основе привлечения имеющегося

у детей опыта:

3 шаг. Решение проблемы.

• Использование аналогий

• Сообщение детям дополнительной информации

• Организация деятельности (опыт, эксперимент, пробующие

действия) и оценка результатов деятельности (что получилось?)

4 шаг. Формулирование вывода, установление связи с известным.

5 шаг. Решение творческой задачи на основе вывода (создать,

придумать, изобрести…).

13. Практическое задание – составление алгоритма культурной практик

1-я подгр.- тема «Овощи»

2-я подгр.-тема «Инструменты- помощники людей»

3.Одним из способа организации культурных практик является кружковая работа, которая также тесно связана с творческим подходов педагогов.

Презентация кружковой работы.

Решение педагогического  Совета.

1.Одобрить систему работы педагогического коллектива по развитию творческого потенциала педагога и учащегося.

2.Педагогам  презентовать свой опыт работы на семинарах, педсоветах, психолого-педагогических семинарах (в течение учебного года).

3.Каждому учителю определить свои пути творческого развития и обобщить опыт работы на заседаниях методических объединений, педсоветах.(март)

4.Рекомендовать педагогам опубликовывать инновационную работу на своих страницах и сайтах в Интернете. (январь-февраль)

5.Использовать творческий подход на занятиях и в организованной работе с детьми. (постоянно).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педсовет № 2: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ДО» План проведения: 1.Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ДОУ. Донец С.Л. 2.Культурные практики в работе с детьми дошкольного возраста, как средства развития детской самостоятельности и индивидуальности. 3.Теоретическая часть. Донец С.Л. 4.Презентация кружковой работы. Педагоги всех возрастных групп. 5.Актуальные вопросы. 6.Утверждение решения педсовета.

Слайд 2

Будьте активными. Умейте слушать. Говорите кратко и по теме. Предлагайте идеи. Уважайте собеседника. Сотрудничайте.

Слайд 3

Стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества. 2. Творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт. 3. Творчество в педагогической работе можно спланировать. 4. Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда, вызывает эмоции, помогает с большей изобретательностью преодолевать трудности.

Слайд 4

Статистические данные по педагогическому кадровому составу Профессиональное образование: Квалификационная категория

Слайд 5

Педагогический стаж работы Участие в конкурсах профессионального мастерства

Слайд 6

Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства Педагоги Учреждение Ван-Ван-Шу М.В. Вахрушева О.С. Федоренко М.В. Щербакова Н.Н. Донец С.Л. Ван-Ван-Шу М.В. Вахрушева О.С Курапова О.Н Всероссийский конкурс «Образцовый детский сад» - лауреат Всероссийский конкурс «1000 лучших образовательных организаций» - лауреат. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности Ван-Ван-Шу М.В. Щербакова Н.Н Елефтериади Л.Х. Красюкова М.А Вахрушева О.С. Курапова О.Н Бескровная Т.Н. Молонова Н.М Мингалимова Т.Г Федоренко М.В Аврамова В.М.

Слайд 7

Анкета № 1. "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств". Вопрос Количество ответов % Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить. 2 17% Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов. 0 0 Потребность в контактах с интересными, творческими людьми. 6 50% Желание создать хорошую, эффективную школу для детей. 3 25% Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины. 7 75% Потребность в лидерстве. 0 0 Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей. 5 42% Потребность в самовыражении, самосовершенствовании. 1 8% Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе. 2 17% Желание проверить на практике полученные знания о новшествах. 3 25% Потребность в риске. 2 17% Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д. 1 8% Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным. 1 8%

Слайд 8

Анкета № 2. "Барьеры, препятствующие освоению инноваций " Вопрос Количество ответов % Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях. 0 0 Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому. 2 17% Плохое здоровье, другие личные причины. 0 0 Большая нагрузка. 7 75% Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения. 1 8% Отсутствие материальных стимулов. 4 33% Чувство страха перед отрицательными результатами. 1 8% Отсутствие помощи. 0 0 Разногласия, конфликты в коллективе. 0 0

Слайд 9

Анкета № 3 для выявления способностей педагогов к развитию (на основе программы Н. В. Немовой ) Вопрос Количество баллов Количество ответов % Вы находитесь в стадии остановившегося развития От 15 до 35 0 0 у Вас отсутствует сложившаяся система развития От 36 до 54 3 25% Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии 55 и более 9 75%

Слайд 10

Творчество

Слайд 11

педагогические условия: – профессиональный и личностный потенциал педагога; – мотивационная готовность педагога; – информированность о нововведениях; – материальная база. Качества педагога, позволяющие развить творческий потенциал воспитанников: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставит неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение воспитателем детского воображения.

Слайд 12

Критерии успешности педагога: Педагогические Уровень профессиональных знания педагогов. Уровень сфомированности общечеловеческих умений и навыков. Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Образование педагогов и повышение квалификации. Способность к самоанализу, рефлексии. Инновационная деятельность Психологические Интерес, мотивация Взаимоотношение в системе «ребёнок-воспитатель» Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Личность воспитателя Эмоциональность Выразительность речи Творческое начало личности. Лучший способ воспитывать творчество в воспитанниках – это самому быть творческой личностью.

Слайд 13

Источники развития творчества педагога: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда изучение опыта коллег, чтение научной литературы, общение с коллегами, друзьями, воспитанниками.

Слайд 14

Культурные практики Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Процесс …приобретения культурных …(умений) при взаимодействии со взрослыми и в …(самостоятельной) деятельности в …(предметной) среде.

Слайд 15

«Выбери правильный ответ» собственные пробы, поиск, выбор действий и поступков, конструирование, беседа, наблюдение, продуктивная деятельность, творчество, исследование.

Слайд 16

Признаки культурных практик В культурной практике тема образовательной деятельности раскладывается на задачи для решения. Практика мотивирована для детей (культурно-смысловые контексты). Задачи для решения связаны с текущими (в зоне актуального развития. Решение проблем опирается на опыт, который уже есть у детей. Решение проблем приводит к появлению нового опыта и его фиксации. Культурная практика реализуется посредством разных видов деятельности и взаимодействия детей и взрослых. В культурной практике реализуется творческий потенциал участников.

Слайд 18

АЛГОРИТМ 1 шаг. Постановка проблемы и создание проблемной ситуации («знание о незнании»). 2 шаг. Выдвижение гипотез на основе привлечения имеющегося у детей опыта: 3 шаг. Решение проблемы. 4 шаг. Формулирование вывода, установление связи с известным. 5 шаг. Решение творческой задачи на основе вывода.

Слайд 19

Решение педагогического Совета. 1.Одобрить систему работы педагогического коллектива по развитию творческого потенциала педагога и учащегося. 2.Педагогам презентовать свой опыт работы на семинарах, педсоветах, психолого-педагогических семинарах (в течение учебного года). 3.Каждому учителю определить пути творческого развития и обобщить опыт работы по самообразованию на итоговом педсовете .(май) 4.Рекомендовать педагогам опубликовывать инновационную работу на своих страницах и сайтах в Интернете. (январь-февраль) 5.Использовать творческий подход на занятиях и в организованной работе с детьми. (постоянно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС посредством ТРИЗ-технологии

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"...

Роль продуктивных видов деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."

Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей до...

ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."

Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Для того чтобы заинт...

Педагогический проект «Развитие творческого потенциала ребёнка в рамках реализации ФГОС в ДО»

Проектная деятельность в доу по теме "Развитие творческого потенциала ребёнка в рамках реализации ФГОС  в ДО"Развитие детского творчества, через различные виды художественно ...