Рабочая программа по ДОП "Волшебные ладошки"
рабочая программа (подготовительная группа)

Ван-Ван-Шу Маргарита Васильевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_volshebnye_ladoshki.docx120.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "ТЕРЕМОК"


Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №17

от "16" сентября 2020г.    

Утверждаю

Заведующий МБДОУ ЦРР - д/ с "Теремок"

__________________Е.Н. Лебедь

Приказ № 91 от  «_20_»_09_ 2020г.


                                                         



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

(кружок по нетрадиционной технике рисования «Волшебные ладошки»

в подготовительной группе)

срок реализации программы 2020-2021г.

                                                                                                                                                                                                      Разработчик

воспитатель: Ван-Ван-Шу М.В.

                                                                                                         

г. Северобайкальск

2020-2021г.

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

  1. Целевой раздел.

Пояснительная записка

  Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

   Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

   Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

   Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

   Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замысла. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

   Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а также развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

   Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

Цель данного кружка  создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1.Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

2.Обучать основам создания художественных образов.

3.Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

4.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

5.Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.

6.Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.

                      2. Принципы и подходы к формированию программы

- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учѐтом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далѐкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учѐтом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

- принцип взаимосвязи обобщѐнных представлений и обобщѐнных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

        Подходы: Культурно-исторический (определяет развитие ребенка как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях развития. Культурно-историческая теория развития психики и развития личности Л.С.Выготский).

- Личностный (в основе развития заложена эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения, поступательное развитие человека происходит за счет личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты недостаточно, поэтому деятельность ребенка определяется непосредственными мотивами. Исходя из этого положения, деятельность ребенка должна быть осмысленной, социально значимой, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Я. Корчак, А.В. Мудрик и др.).

-  Деятельностный (деятельность, наравне с обучением, как движущая сила психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают ее новые виды, развиваются (перестраиваются) психические процессы и появляются личностные новообразования А.А. Леонтьев).

Методы: 

В процессе совместного рисования используются различные методы:словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Особенности реализации программы:

1.Систематические занятия.

2.Игры, игровые приемы.

3.Организация и оформление выставок детских работ.

4.Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Ожидаемый результат работы кружка

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

2. Организационный раздел

Организация занятий кружка:

Два занятия в неделю по 30 минут.

Режим занятий: четверг 16:00-16:30, пятница 16:00-16:30.

Численность воспитанников: 14

Нетрадиционные художественные техники применяемые в практической работе.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Дети подготовительной группы могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования: 

Монотипия предметная

выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование тычком)

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

Рисование крупой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей крупу (по рисунку).

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Гуашь.

3. Акварельные краски.

4. Ватман.

5. Картофель, морковь.

6. Поролон.

7. Вата

8. Воздушные шары.

9. Листья деревьев.

10. Кисточки.

11.Чашечки для гуаши.

12. Баночки для воды.

13. Заготовки рисунков.

14. Салфетки влажные.

15. Зубная паста.

16. Пластиковые вилки

17. Крупы

18. Пенопласт

19. Бисер, бусинки

20.Ленты разноцветные

21. Трубочки

22. Соль

23. Клей ПВА и карандаш

24.Пластилин

25. Мыльные пузыри

                       2. Содержательный раздел

Перспективный план кружковой работы. 

                                          Сентябрь

Тема занятий

(техника)

Программное

содержание

Материалы

   

        Краткое содержание НОД

«Окраска воды»

(Освоение цветовой гаммы)

     Развивать воображение, наблюдательность, цветовоспритие.                                                                                  

    Учить получать различные оттенки красного цвета, называть предметы, имеющие такой же цвет.

    Воспитывать активность, инициативность

2 прозрачные баночки с водой, красная гуашь, кисти, листы белой бумаги А 4, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

     Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в светло-красный и темно-красный цвет. Предлагает сделать то же самое.                                

     Дети называют предметы такого же цвета. Самостоятельно получают оттенки красного. Рассказывают, как получили тот или иной оттенок.

«Красивый букет»

(Печатание растений)

   Развивать интерес к  нетрадиционным  техникам рисования, вооб-ражение.                                                                                  

    Учить детей работать с хрупким материалом – засушенными листьями.

     Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краски- гуашь, кисти, листы бумаги А 4, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

    Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие).

    Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаги. Дети выполняют задание, рассматривают отпечатки и рассказывают, что получилось.

    Мини –выставка.

 

«Загадки»

(Ниткография)

    Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.

    Учить получать изображения с помощью нитей и красок.

   Воспитывать аккуратность.

Нитки №10, цветная тушь или гуашь, листы белой бумаги А 4, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

   Обсуждение: чем можно рисовать, чтобы получились красивые рисунки?

   Волшебные нитки рисуют загадки, а дети отгадывают. Дети рисуют и пытаются увидеть в изображении сходство с каким-либо предметом., делятся впечатлениями.

«Синий вечер»

(Линогравюра)

  Развивать художественное восприятие, воображение, координацию

движений рук.

  Учить получать изображения, используя силуэты предметов.

  Воспитывать любознательность, инициативность.

   По 2 листа белой бумаги на каждого

ребёнка, синяя гуашь, кусочек поролона, клей, силуэты: дерево, дом, звезда, собака, будка.

    Чтение стихотворения Фетисова «Синий вечер».

 

Показать, как лучше расположить силуэты.      Объяснить последовательность выполнения работы.

                                                                                   

                                                                     Октябрь 

Тема занятий

(техника)

Программное

содержание

         Материалы

 

          Краткое содержание НОД

«Осень»

(Мягкая роспись

по ткани)

   Развивать художественное восприятие.                                                                

   Обогатить изобразительный опыт ребёнка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности.

Воспитывать аккуратность.

Белая ткань, тазик с водой, кисть, гуашь, клеёнка.

   Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину, на которой изображена осень. Рассмотреть образец воспитателя. Объяснить последовательность работы. В конце сделать выставку.

«Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись)

 Развивать ритмичность движений.                                                                

  Продолжать учить детей рисовать пальчиками.

Воспитывать чувство сопереживания.

 

Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья , полоски бумаги, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

   Воспитатель приносит игрушку зайчонка, он простудился, болеет, надо ему помочь вылечить его. Предложить украсить для него шарфик и приготовить малиновое варенье. После работы дети рассказывают о своих шарфиках, какое варенье «сварили».

«Портрет зайчонка» (Силуэтное рисование)

   Развивать наглядно-образное мышление, воображение.

   Продолжать учить получать оттенки краски.

Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость

Контурное изображение зайчонка, чёрная и белая бумага, чёрная и белая гуашь, настольная лампа, кисти, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

Краткий рассказ воспитателя о том, как зайчонок шел в гости, за ним все время   кто-то бежал. Это его тень.      

   Показать с помощью лампы как появляется тень. Предложить нарисовать силуэтный портрет зайчонка. Объяснить последовательность рисования.

«Домик» (Печатание)

  Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

  Продолжать учить получать изображение печатанием.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага, гуашь, кусочки поролона.

банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

  Краткий рассказ о лисичке, которой очень нравятся дома, в которых живут люди и ей тоже очень хочется иметь такой же. Дети соглашаются нарисовать домик для лисички. Объяснить способ рисования (отпечаток). После окончания работы дети рассматривают рисунки друг друга.

                                                                                      

                                                             Ноябрь

Тема занятий

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

«Ёжик»

(Метод тычка)

   Развивать эмоционально-чувственное восприятие, моторику рук.

Закреплять умение применять в изодеятельности метод «тычка».

   Воспитывать отзывчивость, самостоятельность.

Бумага, гуашь, жесткие кисти, подставки для кистей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

  Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ёжика. Объяснить последовательность работы. В конце НОД организуется выставка портретов. Дети рассказывают о своих ёжиках, какие они, куда спешат и т. д.

«Укрась рукавицу» (Работа со знакомыми техниками)

Развивать координацию движения рук, цветовую форму восприятие.

  Учить самостоятельно использовать знакомые техники в изодеятельности.

  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность.

Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, печать-клише, поршни от одноразовых шприцов, кисти, подставки для кистей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

   Кукла потеряла свои красивые рукавицы, у неё остались только белые, она просит помочь ей украсить их.

   Дети выбирают необходимый материал и приступают к работе.

   В конце НОД дети делятся впечатлениями, рассказывают, почему именно так раскрасили рукавички.

«Пейзаж» (Натюрморт)

  Развивать интерес к рисованию, положительные эмоции,  форму восприятие, чувство композиции.

  Расширять представления о разных техниках рисования.

  Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Ткань, силуэты: дом, дерево, звёзды; зубная щетка, расчёска, гуашь разного цвета, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

   Выставка: пейзажи, натюрморты, портреты. Беседа по ним. Детям предлагается стать на время художниками и написать пейзаж на «холсте» (ткани).

   Дети рисуют свои пейзажи, рассказывают о них.

   Мини-выставка.

    Развивать эмоционально-

Тонированная бумага А

Дети любуются заснеженной берёзой  на иллюстрациях. Чтение стихотворения

«Берёза в снегу»

(Метод тычка)

чувственное восприятие.

 Совершенствовать умение пользоваться методом тычка.

 Воспитывать эстетический вкус, активность, самостоятельность.

4, белая гуашь, кисть мягкая, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

 «Белая берёза». На тонированном листе нарисована береза, ей холодно. Воспитатель предлагает укрыть ее снежком. В конце НОД дети делятся впечатлениями. Устроить мини-выставку.

Декабрь

Тема занятий

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

 

«Узоры на окнах» (Раздувание капли)

   Развивать ассоциативное мышление, воображение, желание создавать интересные оригинальные рисунки.

   Познакомить детей с техникой «Раздувание капли», учить ею активно пользоваться.

   Воспитывать эстетический вкус, активность, самостоятельность.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

   Дети любуются узорами на окне. Воспитатель читает стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий», предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска. Показывает технику рисования. Дети работают.

    В конце НОД дети делятся впечатлениями, устраивается мини-выставка.

«Звёздное небо» (Фотокопия)

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка. Развивать воображение, художественное восприятие, стойкий интерес к процессу рисования.

 Воспитывать эстетический вкус, активность, самостоятельность

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватные там-поны, клеенка или газета, свеча, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

   Беседа о звёздах. Обсуждение: чем можно нарисовать звёзды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка. Дети делятся впечатлениями.

«Невидимки» (Линия, как средство выразительности)

  Упражнять детей в различении характера мелодии и соответственно ей подбирать цвет, тон, линию. Учить детей видеть в линиях различные предметы.

   Листы бумаги А 4, по 2 платочка (один тёплого тона, другой- холодного тона), карандаши.

Беседа о музыке. Звучит произведение Чайковского «Времена года». Рисование линий с закрытыми глазами.

 В конце НОД дети делятся впечатлениями, организуется мини-выставка.

«Нарисуй, что хочешь»

(Работа со знакомыми техниками)

   Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность, интерес к использованию разных техник рисования.

   Воспитывать эстетический вкус.

Ящик с 2 отделениями:

1. материал (на чём)

2. инструмент (чем)

салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

   Предложить детям рассмотреть содержимое ящика. Обсудить что можно нарисовать этими предметами и на чём.

   В конце НОД предложить детям рассказать о своих рисунках, поделиться впечатлениями.

   Организуется мини-выставка.

                                                                                                   

                                                                     Январь

Тема занятий

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

 «Загадки» (Рисование над пламенем свечи)

Развивать наблюдательность, ассоциативное мышление,  координацию движений рук,

цвето и формовосприятие.

  Познакомить с техникой рисования свечёй.

  Воспитывать эстетический вкус, смелость в овладении новой техникой. 

Плотная бумага, свеча, спички, таз с водой.

 Дети отгадывали загадки, нарисованные линиями, нитками, а сегодня загадывать

загадки будет свеча. Показ образца действий. Контроль воспитателя.

 В конце НОД предложить детям поделиться впечатлениями, рассказать о своих загадках.

 

«Новые игрушки» (Кубизм)

   Развивать творческое воображение.

   Учить детей создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирая цветовую гамму.

   Воспитывать инициативность, эстетический вкус.

Бумага, набор трафаре-тов, цветные карандаши, мелки.

  Предложить детям придумать и нарисовать игрушки, которые не продают в магазине, которых нет на свете, а очень хотелось бы иметь.      

   Напомнить порядок рисования с использованием трафаретов.

   В конце НОД предложить детям рассказать о игрушках, которые нарисовали.  Мини-выставка.

 «Мой сон» (Работа со

знакомыми техниками)

  Развивать творческие способности, воображение.

 Учить детей передавать в рисунке свое настроение, чувства, ощущения, используя знакомые техники.

  Воспитывать инициативность.

Краска, бумага, кисти, клей, печать-клише, нитки, мыльная пена, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

   Воспитатель просит детей вспомнить   наиболее запомнившиеся и яркие сны и изобразить впечатления от своего сна доступными техниками по желанию.      

   Дети выбирают наиболее подходящие материалы и приступают к работе.

   Организуется мини-выставка.

 «На что похоже?»

(Аппликация с дорисовыванием)

   Развивать наблюдательность, цвето- и формовосприятие, художественный вкус.

 Учить детей создавать интересные образы, используя технику –аппликация с дорисовыванием.

 Воспитывать инициативность.

Карандаши, краски, кисти листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги

салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

  Воспитатель показывает листы бумаги, на которых наклеены кусочки цветной бумаги. Просит детей подумать и дорисовать необходимые детали, чтобы получился интересный рисунок.

   В конце НОД предложить детям рассказать о своих рисунках, организуется мини-выставка.

                                                                       Февраль

Тема занятий

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

«Наша улица» (Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг+ силуэтное рисование)

   Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

   Учить детей создавать интересные образы, используя знакомые техники

 Воспитывать инициативность.

   Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания; манка, ватные палочки, мятая бумага, клей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

  Беседа на тему «Моя улица». Предложить нарисовать свою улицу.    Дети выбирают необходимый материал для работы. В конце занятия дети показывают друг другу свои работы и рассказывают какими способами они добились таких результатов.

  Мини-выставка.

«На что похоже?» (Техника монотипии)

  Развивать воображение, образное мышление, интерес к рисованию.

  Знакомить детей с симметрией.

  Воспитывать активность, аккуратность,

самостоятельность.

  Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

   Краски загадывают загадки. Они превращаются в самые разные предметы, а дети должны угадать. Показать способ работы.

  В конце НОД организуется мини-выставка. Дети рассказывают о своих рисунках.

«Музыка»

(Пальцевая живопись)

 

  Продолжать развивать интерес к рисованию, художественное восприятие.

 Вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка.

  Закреплять умение рисовать, используя технику пальцевой живописи.

  Воспитывать активность, аккуратность, самостоятельность.

Бумага, гуашь, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

    Предложить детям сочинить свою музыку. Вместо нот - краски, вместо пианино - бумага. Включить музыку Чайковского «Вальс цветов».

   В конце занятия дети показывают друг другу свои работы и рассказывают о настроении музыки, которую они изобразили.

 Организуется мини-выставка.

«Придумай и дорисуй»

   Развивать творческое воображение,  интерес к рисованию,  формо - и цветовосприятие.

   Учить детей создавать новые образы.

   Воспитывать активность, аккуратность,

самостоятельность.

Листы бумаги с незаконченным рисунком; гуашь, карандаши, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Воспитатель обращает внимание на не законченные рисунки и просит детей разгадать. что это? Дети дорисовывают, а затем рассказывают, что у них было изображено.

 Организуется мини-выставка.

  

                                                                         

                                                                   Март

Тема занятий

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

«Открытка» (техника теснения)

   Развивать мелкую мускулатуру пальцев, ритмичность движений, интерес к рисованию, формо- и цветовосприятие.

   Активизировать мыслительную деятельность. Показать зеркальное отражение рисунка.

   Воспитывать эстетический вкус.

 

  Плотная бумага, пенопласт, иглы от одноразовых шприцев, рисунки-трафареты, копировальная бумага, скрепки.

 

  Показать открытку, рассмотреть ее. После обсуждения детям предлагается сделать открытки к празднику. Объяснить последовательность работы. Работа детей. Рассматривание рисунков.

   Мини – выставка.

 

«Облака» (Рисование по сырому фону)

   Развивать воображение, наблюдательность, ритмичность движений, формо- и цветовосприятие.

 Помочь детям в создании выразительного образа. Закрепить умение  рисовать в технике по сырому.

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

   Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков. Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Обсуждение.  Как отражаются облака в озере. Воспитатель показывает способ работы. В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков в озере.

 «Ледоход» (Метод старения)

 

  Развивать творческое воображение,  интерес к рисованию, формо- и цветовосприятие.

   Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа.

   Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

  Затонировать лист бумаги. На что похоже? Покрыть лист клеем. Теперь на что похоже? Когда высохнет клей, надавить пальцем так, чтобы слой клея местами надломился. А теперь на что похоже? Что можно добавить в рисунок? В конце НОД предложить детям поделиться впечатлениями.

   Организуется мини-выставка.

«По замыслу» (Совместное рисование)

 

 Развивать творческие способности.

 Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами.

  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Карандаши, листы бумаги.

   Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребёнка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребёнку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать.

                                                                   Апрель

Тема занятий

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

«Оранжевая песенка» (Линогравюра)

  Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук.

  Учить использовать разнообразные техники рисования.

  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Оранжевая гуашь, силуэты: солнца, людей, деревьев, кусочек поролона, листы бумаги, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

  Звучит «Оранжевая песенка». Воспитатель предлагает нарисовать рисунок для песенки. Объяснить последовательность работы. В конце любуются рисунками.

 «Цветик-семицветик» (Освоение цветовой гаммы)

   Развивать чувствительность к цвету, художественное восприятие.

Использовать цвет для передачи чувств. Учить рисовать, используя краски всей цветовой гаммы.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки

матерчатые и бумажные, банки с водой.

   В гости приходит кукла. Она потеряла цветочек, который похож на цветик – семицветик из мультфильма. Дети успокаивают ее и рисуют для нее цветик- семицветик. В конце НОД дети показывают свои рисунки кукле.

«Езда на автомобиле» (Линия, как

 Развивать чувствительность к характеру линий, глазомер.

  Учить рисовать разнообразные

линии. Тренировать движения руки.

  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Листы бумаги с изображением

извилистой дороги, карандаши.

   Детям предлагается игра. Надо проехать по горной дороге за доктором и вернуться обратно к больному. Проехать надо не «сорвавшись» в

пропасть. Дети выполняют задание.    

  Проводят линию – «дорогу» и

возвращаются обратно.  «Дорога» должна быть извилистой.

   Самопроверка.

средство выразительности)

«Грибная полянка» (Техника акватуши)

Развивать воображение, желание создавать интересные рисунки.

 Закрепление умения рисовать разными техниками.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Гуашь, чёрная тушь, тампон для нанесения туши, тазик с водой,

   Воспитатель рассказывает сказку о том, как грибочки играли в прятки и спрятались.  Как их найти? Давайте польём их водичкой. Грибочки появляются. Воспитатель объясняет последовательность работы. Дети рисуют грибочки и прячут их.

                                                                                        Май

Тема занятий

(техника)

Программное

содержание

Материалы

Краткое содержание НОД

«Сирень»

(Совмещение техник)

   Способствовать созданию выразительного образа путём совмещения техник. Развивать художественное восприятие.

   Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

  Тонированная бумага,

гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев), ватные палочки.

   Полюбоваться цветущей сиренью. Предложить нарисовать картину на которой нарисована сирень, чтобы можно было всегда ею любоваться. Дети определяют чем рисовать листья, чем цветы.

«Нарисуй, что

   Развивать воображение, художественное восприятие.

 Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин.

  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

  Картон, листы бумаги, пластилин,  краски, ватные палочки и др. изо. материалы.

   Показать детям оригинальный рисунок. Спросить, хотят ли дети сделать такой же? Объяснить способ работы. Работа детей. В конце организуется выставка.

    хочешь»

«Цветочная поляна»

(Рисование металлическими крышками от бутылок).

   Развивать наглядно-образное мышление, художественное восприятие.

   Познакомить с техникой рисования металлическими крышками от бутылок.

   Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Бумага зелёного цвета, металлические крышки от бутылок, гуашь, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Вспомнить наблюдения за цветочной поляной. Хотите, чтобы в группе всегда была красивая цветочная поляна? Объяснить способ работы. Все работы собрать вместе – большая цветочная поляна.

«Одуванчики»

(Рисование

   Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику рук.

  Познакомить детей с новым способом получения изображения-рисование мыльными пузырями.

  Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки, аккуратность.

Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведённая шам-пунем, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

  Внимательно рассмотреть одуванчик. Чтение Серова «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик». Показ воспитателем способа работы. Предложить детям так же попробовать нарисовать. Все работы собрать вместе – большая цветочная поляна.

мыльными пузырями)

 

                          Список используемой литературы:

1.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2016. - №18

2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий,2013.

3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий»,2013.

4.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2016

5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 2011, №2.

6.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2017.

7.3.К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

8.И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

                    Картотека нетрадиционных способов рисования

 

Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

 Кляксография обычная - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

 Кляксография с трубочкой - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 Кляксография с ниточкой - ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

 Рисование мыльными пузырями - гуашь смешивается с шампунем, разливается в емкости. Затем в емкость вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно достается соломинка и сверху прикладывается чистый лист и прижимается ладонью, получается отпечаток. Недостающие детали дорисовываются.

                                http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image005.jpg

Рисование по сыромуна лист бумаги с помощьюгубки или кисточки смачивается водой, пока лист невысох наносится рисунок. Получается размытое изображение.

Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

                               http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image007.jpg

  Рисование пальчиками - ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 Рисование ладошкой - ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 Свеча + акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.    

                             http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image011.jpg

Восковые мелки + акварель - ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

 

                             http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image013.jpg

 Аэрография - для техники "аэрография" необходимы: чистый лист альбома, зубная щетка, расческа, ножницы, карандаш, краски. На чистом листке рисуем домик или дворец, вырезаем его. Накладываем домик на чистый альбомный лист. Обмакиваем щетку в краску. Подносим щетку к листу и начинаем над листом водить расческой по щетке. Получаются брызги на листе, после того, как закончили водить, нужно снять вырезанный домик.

 Черно - белый граттаж - ребенок натирает свечой лист так, чтобы он был весь покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

                http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image014.jpg

 

 Цветной граттаж - на лист бумаги наносятся цветные пятна акварелью, затем лист натирается свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается тушью с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

                              http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image015.jpg

 

Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов,затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксография, можно дорисовать.

                            http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image016.jpg

 Оттиск пробкой - ребенок прижимает  пробку к штемпельной подушечке с краской  и наносит оттиск на бумагу .Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Аналогично делаются оттиски печатками из картофеля, ластика, смятой бумагой, поролоном, пенопластом.

 Отпечатки листьев - ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

                                  http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image018.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"

Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию во 2 младшей группе....

Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы

Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы....

Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки".

Рабочая программа кружка по оригами и нетрадиционному рисованию....

Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"

Рабочая программа кружка "Цветные ладошки" для средней группы (4-5 лет)...

Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование при...

Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки"

Актуальность и новизна.         Овладение детьми техникой нетрадиционного рисования благотворно сказывается на развитии мелкой моторики рук. Дети с плохо развит...

Рабочая программа кружка "Умелые ладошки"

Рабочая программа кружка "Умелые ладошки" подготовительной группы на 2018 - 2019 год...