СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПИШЕМ ЭССЕ ПРАВИЛЬНО»
методическая разработка

Борноволокова Елена Валерьевна

Цель семинара-практикума: повышение педагогической компетентности участников семинара в рамках реализации аспектов работы.

Задачи:

  • Раскрыть жанры и стили эссе.
  • Изучить изобразительные средства выразительности и требования к написанию текста в жанре эссе
  • Развивать умение работать в группе
  •  Вызвать стремление к самовыражению, творчеству
  • Овладеть приёмами написания эссе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ № 38 «Детский сад Будущего»

СЕМИНАР-ПРКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ПИШЕМ ЭССЕ ПРАВИЛЬНО»

составила

старший воспитатель

Борноволокова Елена Валерьевна

 

ГО Богданович Свердловской области

2020

Семинар-практикум для педагогов

«Пишем эссе правильно»

Цель семинара-практикума: повышение педагогической компетентности участников семинара в рамках реализации аспектов работы.

Задачи:

  • Раскрыть жанры и стили эссе.
  • Изучить изобразительные средства выразительности и требования к написанию текста в жанре эссе
  • Развивать умение работать в группе
  •  Вызвать стремление к самовыражению, творчеству
  • Овладеть приёмами написания эссе.

Материалы и оборудование: презентация мультимедийная по теме семинара, проектор, экран.

Длительность мастер-класса: 2 академических часа.

Ожидаемые результаты:

  • Знание признаков жанра эссе, различных классификаций эссе, знание основных ошибок, встречающихся при написании эссе
  • Ценностное отношение к продуктам литературного творчества как к результату интеллектуального и творческого труда
  • Умение писать тексты данного жанра

1 этап семинара-практикума. Организационный.

1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас всех сегодня видеть в гостях. Я очень надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность. Наш семинар я предлагаю начать с позитивного настроя.

Игра-знакомство «Танцы по кругу». Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение группы, настрой на работу.

 Участники стоят в кругу. Звучит танцевальная музыка. Первый игрок говорит: «Я Елена, я танцую вот так» (показывает свое движение жестами). Вся группа говорит: «Это Елена. Елена танцует вот так» (показывают ее движение жестами). Затем каждый из вас показывает поочередно движения всех участников.

Упражнение «Наши ожидания». Цель: выявление ожиданий участников.

Перед вами, уважаемые участники, находятся листочки и ручки. Каждый из вас чего-то ожидает от нового дела, от нашей встречи. Что вы ждете от семинара-практикума? Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листе. Что вы готовы вложить в семинар-практикум? Каждый участник записывает свой в клад в семинар-практикум. Участник по кругу зачитывают свои ожидания и вклад на сегодняшней встрече.

То, что мы с вами сегодня записали, безусловно, может меняться на протяжении нашей встречи. Возможно, вы получите то, чего вы сегодня не ожидали. Много также будет зависеть от вашей активности. В конце нашего семинара-практикума будет возможность проанализировать наши ожидания.

2 этап семинара-практикума. Проверочный.

        2 слайд. Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, вы в своей профессиональной деятельности сталкивались с написанием эссе? Расскажите, когда и как? Что вы знаете о данном жанре? (Педагоги высказывают свои мнения)

3 этап семинара-практикума. Подготовительный.

На данном этапе ведущий ставит цель семинара-практикума, задачи,  сообщает участникам, что сегодня они имеют возможность не только получить теоретические и практические знания, но и выполнить задание отборочного этапа заочного конкурса «Воспитатель года».

4 этап семинара-практикума. Основной.

3 слайд. Если поэзия - это музыка сердца, то эссе - это музыка мысли. У каждого человека есть, что сказать. Есть те мысли, которые постоянно звучат в нём, волнуют, вдохновляя и двигая его вперёд и до самого последнего дня жизни. Именно эта музыка мысли человека воплощается в жанр эссе.

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и буквально переводится как опыт, проба, попытка, набросок.

«Большой энциклопедический словарь» дает такое определение эссе: «это жанр философской, литературно-критической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным

на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем  жанра считается Мишель де Монтань — французский писатель и философ эпохи Возрождения,  автор книги «Опыты»(1580 г.).

4 слайд. Написание эссе является требованием образовательных программ, но и конкурсов, в том числе и международных, поэтому умение писать эссе необходимо педагогам в современном и быстро меняющемся мире.

Написание эссе это интересное и полезное занятие. Жанр эссе предполагает свободу творчества: позволяет автору в свободной форме излагать мысли, выражать свою точку зрения, субъективно оценивать, оригинально освещать материал. Это размышление по поводу услышанного нами, прочитанного или пережитого. Часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. Уникальность этого жанра в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле.  На первом плане эссе − личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

Давайте поразмышляем, как мы можем определить, что написано именно эссе, а не какой-либо другой жанр.

5 слайд.

Некоторые признаки эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса.
  • выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу
  • как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко- биографический, публицистический, популярный или чисто беллетристический характер
  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства, отношение
  • небольшой объем
  • склонность к парадоксам, т.е. эссе призвано удивить читателя – это его обязательное качество

Видов эссе много. Нужно его классифицировать по признакам:

По содержанию. Философские, исторические, литературно-критические, художественные, художественно-публицистические, духовно-религиозные и др.

По форме. Рецензии, заметки, дневниковые страницы, письма и т. п.

Отношению к сказанному. Субъективные (раскрывают какие-либо личностные черты) и объективные (сконцентрированы на проблеме).

Способу написания. К ним относятся описательные, рефлексивные, критические, повествовательные, аналитические и др.

6 слайд. Начнем с самого простого – способа изложения.

Эссе-описание.

В таком эссе мы описываем какой-либо объект. В эссе-описании нет места критике и анализу, но субъективность все же присутствует – в самих признаках, на которые вы обратили внимание, в формулировке, в эмоциональной окраске.

Эссе-повествование.

Повествование – это изложение событий в хронологическом порядке от первого или третьего лица. Это может быть и краткая биография, и рассказ о каком-то важном событии. Основные составляющие такого эссе – завязка, кульминация и развязка.

Эссе-определение.

Эссе-определение преследует одну цель – раскрыть то или иное понятие. Для этого можно использовать элементы повествования, описания, иллюстрации, аналитики.

Эссе-сравнение.

В классификации вы расчленяете понятие. В сравнении – берете другое, смежное понятие, проводите параллели, ищете сходства и различия.

Эссе-иллюстрация.

Здесь все просто: ваша цель – доказать какое-либо утверждение. Для этого вы подбираете и приводите примеры. Важно, чтобы эти примеры действительно доказывали ваши слова.

Эссе-аргументация.

Если в иллюстрации вы приводите примеры, то в эссе-аргументации – факты, которые подтверждают ваше утверждение. Важно выстроить эти факты логично. В отличие от иллюстрации, здесь автор напирает на рациональное звено,  а не на эмоции.

Причинный анализ.

Причина → следствие. На этом может быть построено ваше эссе. Вы уже не просто приводите факты, а анализируете и выстраиваете их в логическую цепь.

Как видите, текст может иметь разную структуру и разные цели. Именно от целей зависит выбор в пользу того или иного жанра или способа изложения. Познакомившись с разными способами и жанрами, вы уже можете понять, как правильно написать эссе в вашем случае.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно- следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами,

аргументировать свои выводы.

 Сборник материалов «Педагогические проекты» участников номинации «Классный руководитель» Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы - 2016» выделяет следующую структуру и план эссе:

7 слайд. Структура определяется предъявляемыми 2 требованиями:

  • мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
  •  мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за

тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

вступление

тезис, аргументы

тезис, аргументы

тезис, аргументы

заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

  • Вступление и заключение должны фокусировать внимание на

проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение

автора)

  • Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление

логической связи абзацев: так достигается целостность работы

  • Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

8 слайд. Какие же существуют основные правила написания эссе? И вот тут я хочу вспомнить слова А.Эльяшевич: «Эссе – это способ рассказать о мире через себя и себе с помощью мира»

Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом. Важно помнить, что эссе -       это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями. Образ реального человека. В эссе хочется разглядеть образ человека, который его писал. Важны не только опыт работы, но и характер кандидата. Единственный способ это сделать - внести в эссе элемент личного, неповторимого, уникального. Ваши эссе сразу станут более интересными и притягивающими внимание.  Все, что вы напишете в эссе, необходимо подтверждать примерами, делать ссылки на свой опыт. Детали сделают ваши эссе интересными, уникальными, специфичными. Не пускайте пыль в глаза! Будет лучше, если в эссе вы отразите истинное положение вещей и свое личное отношение, а не воспользуетесь клише.

Мы обсудили правила написания эссе, но все же встречаются ошибки. Особенно эти ошибки очень хорошо замечает экспертный совет какого-либо профессионального конкурса, например «Воспитатель года», «Успешный старт», «Дебют» и т.д.

 Ошибки при написании эссе:

  • Плохая проверка. Не думайте, что можно ограничиться проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т.д.
  • Утомительные предисловия и недостаточное количество деталей
  • Многословие. Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом.
  • Длинные фразы. Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко в корне не верно. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие, ёмкие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими.
  • Как говорил на одном из установочных семинаров для участников федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2016» Александр Михайлович Шагалов (учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 7 имени Г.К.Жукова г.Армавира) очень частые ошибки в написании эссе – это лукавство. Это видно, это слышно в каждой букве, а многие конкурсы имеют в своем положении и беседу с претендентом, поэтому вы можете очень низко опуститься в глазах жюри, ведь будет ясно, что вы даже не понимаете, о чем идет речь в вашем собственном эссе. Также выделил следующие ошибки при написании эссе – это невозможно понять, кто написал эссе мужчина или женщина, молодой специалист или студент, старший воспитатель или воспитатель, специалист с детьми ОВЗ или музыкальный руководитель. Он рекомендует продумать изюминку вашего самообразования, преподавания, ведь она есть у каждого, и эту изюминку необходимо привнести и пронести через эссе и весь конкурс
  • Перечисление чужих мнений, без указания их авторства и отсутствие собственной точки зрения.

5 этап семинара-практикума. Контрольный. 

10 слайд. Уважаемые коллеги, предлагаю в режиме ограниченного времени написать эссе на тему «Моя педагогическая философия»

6  этап семинара-практикума . Итоговый.  

Друзья, вы сегодня кто-то в первый раз, а кто-то, возможно, и нет, попробовали себя в роли литераторов, философов. Предлагаю вам сейчас озвучить свое эссе на «горячем стуле». Помощь слушающих выступающим по двум критериям:

  • сделать акцент на том моменте, который особенно понравился
  • предложить своё дополнение к прослушанному эссе.

7 этап семинара-практикума . Рефлексивный.

Уважаемые коллеги, сегодня я познакомила вас с рекомендациями в написании эссе, постаралась показать важность эссе, где применяется, вы попробовали свои собственные силы в написании эссе. Вспомните, в самом начале нашего семинара-практикума мы проводили упражнение «Наши ожидания». Я прошу всех подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на семинар-практикум: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. Поделитесь каждый своими мыслями.

Благодарю вас за работы! Желаю вам успеха и развития вашей творческой индивидуальности.

Использованные материалы и интернет-ресурсы:

1. Сборник материалов «Педагогические проекты» участников номинации «Классный руководитель» Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы - 2016», Москва, 2016, с. 87

2. https://uchitel-filolog.ru/esse-chto-takoe-kak-pisat-sochinenie-esse-primery/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей подготовительной группы "Как правильно обучать грамоте дошкольника?"

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»

·       упражнения для развития дыхания детей;·       упражнения для губ;·       упражнения для щек;·...

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно" ...

Семинар-практикум для родителей «Делаем дыхательную гимнастику правильно»

Семинар-практикум для родителей «Делаем дыхательную гимнастику правильно» Цель: научить родителей старших и подготовительных групп правильно выполнять дыхательную гимнастику, поз...

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь-звуковой портрет человека. Речь-это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа ...