Семинар - практикум на тему: «Речевое дыхание — основа правильной речи» ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
методическая разработка

Абрамова Светлана Александровна

«Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей на тему:

 «Речевое дыхание — основа правильной речи»

«Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»

Форма проведения: семинар - практикум

Аудитория: родители воспитанников старшей группы.

Количество участников: до 10 человек родители, дети.

Ведущий: учитель-логопед  Абрамова Светлана Александровна

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-дать родителям теоретические знания  о значении развития дыхания в речевом развитии ребенка, о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей;

-предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;

- пробудить интерес у родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

- продолжить с детьми формирование речевого дыхания;

-научить совместной деятельности детей с родителями.

Ожидаемые результаты:

-родители компетентны в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста,

-у родителей сформированы представления об особенностях развития речевого дыхания у детей, о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений;

-родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;

- родители получили практический опыт в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Предварительная работа

  • Проведение анкетирования (Приложение) и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме, анализ анкет и бесед с родителями.
  • Обсуждение вопросов подготовки к семинару с родителями, желающими поделиться опытом.
  • Подбор пособий, игр, литературы по теме.
  • Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей. 
  • Оформление брошюры для родителей «Игры и игровые упражнения для правильного речевого дыхания».
  • Подготовка презентации для родителей по теме семинара.
  • Подбор музыкального сопровождения для мероприятия.

Оборудование и материалы

В зале: Мультимедийная установка, музыкальный центр. Столы (стоят буквой «П»), стульчики и стол для детей, вниманию родителей представлены игры, упражнения  и пособия, используемые для развития речевого дыхания  у детей.

Раздаточный материал для родителей:

  • Наглядный материал с содержанием  игр  на дыхание для родителей (для практической части семинара) (Приложение).
  • Брошюра для родителей с практическими рекомендациями и играми  по развитию дыхания (Приложение).
  • Памятка (Приложение).

Актуальность. Работая  в ДОУ и  наблюдая за детьми, я выявила такую закономерность: у большинства  детей отмечается неправильное речевое  дыхание. При обследовании детей выявляется, что зачастую  дети в процессе говорения начинают говорить на входе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания,   что  впоследствии может вызвать нежелательные результаты в развитии устной и  письменной речи.

Как выяснилось из бесед с родителями и анализа анкет, многие из них слышали о том, что дыхание  напрямую связано с развитием речи, а как его развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития дыхания у детей. Во многих семьях не знают о пособиях по развитию дыхания. Дети играют большими мягкими  игрушками, пластмассовыми машинами, куклами. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют развитие речевого дыхания. Также уделяется мало внимания совместным играм с детьми. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как надувание шариков, выдувание мыльных пузырей и т.п.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и ее выразительности. Дыхательная гимнастика и игры на дыхание помогают выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Все представленные игры и упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.              

Проанализировав все это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему. 

Примечание: семинар-практикум для родителей сопровождается презентацией (Приложение).

Ход мероприятия

1. Организационный момент

В начале мероприятия логопед предлагает родителям «вернуться в детство»: «Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве…И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам, ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…».

Родителям предлагается прослушать песню (фрагмент) «Волшебная страна» (Приложение). (показ слайдов с фото-дети под музыку)

 Логопед:  Больше всего, что любят дети?

Ответы родителей: играть.

Логопед: А в какие игры больше любят играть дети?

Ответы родителей: Подвижные.

Логопед: Больше всего в подвижные. Поиграем в подвижную игру « Паровоз » (слайд).

 Встанем в круг.

(логопед объясняет правила игры)

Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов ту-ту-ту…

Ход игры: изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед  и назад. Произнесите на одном выдохе большее количество слогов.

Логопед: Как ваше самочувствие, дыхание?

Ответы родителей: спокойное, затрудненное.

2. «Немного теории…»  (слайды)

Уважаемые родители!

Вот сегодня мы с вами поговорим о значении развития речевого дыхания в развитии детской речи, и на практике познакомимся с играми, упражнениями и пособиями, при помощи которых можно развивать дыхание ребенка.

Развитие правильного речевого дыхания

у ребенка-дошкольника

 Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат.  Но не все знают, что регулярные  занятия  дыхательной  гимнастикой  способствуют  воспитанию  правильного  речевого  дыхания. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Эти упражнения способствуют  тренировке  дыхательной  мускулатуры, улучшает    кровообращение, препятствует  разрастанию  аденоидов, предохраняют  от  переохлаждения, укрепляют иммунитет, нормализуют эмоциональное состояние у агрессивных и гиперактивных детей также действуют как профилактика   простудных заболеваний.

Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а также сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух – трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.

Что же такое речевое дыхание?

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Какие трудности возникают у ребенка в процессе говорения?

Как показывает  опыт, дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.

Игровые упражнения, направленные на развитие

физиологического и речевого дыхания

На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Приведем несколько примеров таким игровых упражнений.

Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха: «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони), «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты), т.д.

Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу: пускание мыльных пузырей, поддувание бумажных фигурок и др.

 После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать упражнения:

• дыхательно-голосовые на материале гласных и согласных,

   слогов, слов;

• проговаривание скороговорок и чистоговорок;

• выразительное чтение стихотворений.

Логопед:  прежде чем перейти к практике. Хотелось бы обратить внимание родителей на требования к проведению дыхательных упражнений, гимнастики.

1. Памятка. (слайд)

При  занятиях  необходимо  соблюдать  следующие  требования:

-не заниматься в пыльном, непроветренном помещении;

-температура воздуха должна быть на уровне 18 – 20 градусов;

-не заниматься сразу после приема пищи;

-не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов

 дыхания в острой стадии;

 

Техника выполнения упражнений

-воздух набирать через нос;

-плечи не поднимать;

-выдох должен быть длительным и плавным;

-необходимо следить, чтобы не надувались щеки;

-не повторять много раз подряд упражнения.

3. «Переходим к практике…» 

Логопед: Как мы уже говорили в начале семинара дети очень любят играть, и сегодня я хотела бы представить, вашему вниманию несколько игр и упражнений, которые можно без особых усилий проводить дома.

 (здесь родителям предлагается наглядный материал с содержанием  игр и упражнений  на дыхание  и предлагается вместе выполнить эти игры и  упражнения) (Приложение).

Логопед: Поиграем вместе.

Игры и упражнения на дыхание

«Бульбульки» (слайд)

http://www.maam.ru/upload/blogs/1c3cb9aa67bd0c91ff08bc8af014a4e0.jpg.jpg

Материал: на каждого  пластмассовый прозрачный стаканчик, наполненный водой; соломинки или пластмассовые трубочки для коктейля.

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

(вырабатываем сильный и слабый выдох)

«Проведи свой кораблик» (слайд)

http://www.maam.ru/upload/blogs/8bb8de08a78a7a737ce111043f8832bb.jpg.jpg

Материал: ёмкость с водой; набор бумажных корабликов.

Садятся большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит ёмкость с водой. Логопед предлагает им провести свой кораблик из одного города в другой, обозначив города значками на краях ёмкости. Чтобы кораблик двигался, нужно на него подуть.

Дуют, сидя на придвинутом к столу стульчике. В игре принимают участие все.

(вырабатывается целенаправленная воздушная струя)

 «Погаси свечи» (слайд)

http://www.maam.ru/upload/blogs/8a07a251f7288d21ccb4bfe8d89d7843.jpg.jpg

Материал: пять одинаковых свечей, выполненных из полосок цветной бумаги.

Логопед предлагает положить левую руку на живот и на одном выдохе (без добора воздуха) «погасить» 2 свечи, разделив воздух на две порции. Затем погасить 3, 4, 5 свечей. Объём воздуха всё тот же, но каждая порция на выдохе становится меньше. (Движения диафрагмы ритмичные, прерывистые.) Повторить с перерывом 2—3 раза.

(формирование диафрагмального дыхания)

«Что за фрукт такой? » ( Ах! Как вкусно пахнет…) сказать на выдохе… (слайд)

http://cdn01.wallconvert.com/_media/wallpapers_1920x1200/1/1/fruit-basket-7260.jpg

Материал: натуральные фрукты, обладающие достаточно сильным запахом. Например, лимон, яблоко разложенные по тарелочкам.

На столе тарелочки с фруктами. Вспоминают названия фруктов, нюхают их. Затем вызывается к столу один человек. Логопед предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и просит определить фрукт. Для этого, не открывая глаз, делает глубокий вдох носом.

Логопед: часто у родителей нет времени на игры с ребенком и дети сидят за компьютером, даже в этом случае есть подходящие игры - «Игры для тигры».

(формирование дыхания, осязания, памяти)

«Пой со мной» (слайд)

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.

Ход игры: предлагается спеть «песенки».

Вдохните воздух и на выдохе произнесите. Песенка должна получиться длинная «А-А-А».

Постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

«У-У-У; О-О-О; И-И-И; Э-Э-Э»!

Давайте посоревнуемся. Побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

(формирование дыхания с произнесением четких звуков)

Логопед: Можно не только просто играть, но и проигрывать все упражнения с использованием дыхания в сказках, чтобы ребенку было интересно и не утомляло.

(Мы взяли самую простую сказку и переделали на новый лад)

Для того, чтобы вам было понятно, о чем я говорю, приглашаю в зал детей.

4. Практическое занятие с детьми

Приглашаются дети. Входят под музыку «Волшебная страна» (Приложение). 

3. Сказка «Колобок» (Приложение). (слайд)

http://www.maam.ru/upload/blogs/06d4e4a5e58d084b202506886d915545.jpg.jpg

Ход:
Дети входят в зал под музыку. Здороваются с гостями, становятся в круг.
Логопед - А, я предлагаю сегодня не играть, а отправиться в сказочное путешествие. Согласны?  Тогда:  
1,2,3!  В сказку попади,
Друг за другом повернись
И на стульчики садись! 

(на столе театр «Колобок)

Логопед: - В маленькой деревушке жили – были дед и баба. Была у них…Да нет ни курочка Ряба! Была у них избушка, а избушке печка. Однажды говорит дед бабе: - Испекла бы ты мне бабка Колобок, а бабка отвечает: - Почему не испечь, только помочь мне некому.

Логопед: Поможем?

Дети: Да.

Пальчиковая игра «Колобок» (дети жестами показывают, как замешивают тесто, раскатывают Колобок). 

Тесто мнем, мнем, мнем!

(Руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)

Колобок  мы испечем!

(руками совершаем движения, как будто лепим Колобок)



Логопед: - Посадила бабка Колобок в печь и задремала. А колобок получился…
А  может,  вы поможете, мне рассказать, какой получился Колобок?

Дидактическое упражнение «Кто больше назовет».

Логопед: - На сметане мешен, на  окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился Колобок. А куда он покатился?  А что может с ним случиться в лесу? Надо спешить ему на помощь! Поможем!
Логопед: - Ой, а чьи же там серые уши торчат за кустом?
Ребенок - Колобок, колобок, я тебя съем - говорит зайка.  Ребята, а вы хотите, чтобы Колобка съели?

Дети: нет

Логопед:  Давайте поможем колобку. А что же мы сделаем?

Дети: Песенку споем.

О-О-О

Логопед:  - Не успел зайка ускакать, как из леса серый волк появился. Что же делать?

Ребенок: дует на фигурку волка.

Дети: Мы и ему песенку споем.

У-У-У

Логопед:  И волк ни с чем убежал в темный лес. А  Колобок покатился дальше.   Катится он, катится, вдруг затрещали кусты и из них появился …       

Логопед: 
Ходит лесом без дорог,
Между сосен и берез,
А зимой лежит в берлоге,
От мороза прячет нос. 
- Увидел медведь Колобка, говорит:

Ребенок: -  Колобок, колобок, я тебя съем!  
Ребенок: - Не ешь меня! – сказал Колобок и заплакал, не знает, как от медведя убежать. Давайте на Мишку  сильно – сильно подуем, он решит, что наступила зима и уйдет спать в свою берлогу.

Дети: Дыхательная гимнастика. 
Логопед: - Покатился Колобок дальше, а навстречу ему лиса:  
Ребенок: -  Колобок, колобок, я тебя съем!  

Ребенок: А Колобок отвечает:  - Не ешь меня, я тебе песенку спою. И запел свою песенку И-Е-Е.
Ребенок: - Какая у тебя славная песенка, только старая я стала, сядь ко мне на носик, пропой еще разок!

Логопед: - Ребята, если Колобок сядет лисичке на носик, она его съест. Давайте споем песенку вместе.

Дети поют песенку Колобка. И-Е-Е.

Логопед: - Не удалось лисе перехитрить Колобка, наверное, потому что у него есть такие друзья как вы. Давайте  вернем Колобка деду и бабе. Да и самим нам пора в детский сад.

Дети возвращают Колобка, встают в круг.

1,2,3!  В детский сад попади!

 Логопед: Понравилось наше путешествие? 

Ответы детей.

5. Изготовление пособий

Мы с вами рассмотрели некоторые варианты  игр и упражнений, а теперь изготовим вместе с нашими детьми пособия из подручного материала для развития речевого  дыхания, чтобы и дома вам было также интересно играть.

Игра «Бабочка, лети!» (слайд)

Цель:  добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа: приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 10 см. Открытки с изображением цветов. Картон для полянки.

Краткое описание: дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания: игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Игры на автоматизацию звуков. « Прятки» (слайд)

 Подготовительная работа: приготовить листы картона, цветной бумаги. Листы цветной бумаги разрезать на полоски и приклеить к картону. На картон наклеить картинки на автоматизируемый звук.

 По окончании семинара вниманию родителей предлагается подборка методической и детской литературы по данной теме. Также их вниманию предлагаются игры и пособия, используемые для развития речевого дыхания у детей. Помимо этого родителям выдаются «Практические рекомендации по развитию дыхания  у детей с использованием подручного материала» (Приложение), брошюра для родителей с практическими рекомендациями и играми  по развитию дыхания (Приложение).

Демонстрация пособий проходит под музыкальное сопровождение «Сказки гуляют по свету» (Приложение).

6. Подведение итогов семинара

Таким образом, используя дыхательные упражнения и игры,  мы одновременно решаем несколько задач: развиваем голос и правильное звукопроизношение, формируем осмысленную моторику и двигательное воображение, оздоравливаем детей. А главное – всё это доставляет им огромное удовольствие.

Спасибо, что вы нашли время. Надеюсь, что информация, полученная на семинаре, была для Вас интересной и полезной.

Играйте и развивайте!

7. Раздаточный материал

Родителям выдаются:

- Брошюры с играми и упражнениями;

- Памятки.

Литература

1. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.

2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр “ВЛАДОС”, 1996.

3. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.

4. Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.

5. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном и Д, 2008.

6. Леонова А. Дыхательная гимнастика //Знание-сила.– 1987, N 10.

7. Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.

8. Новиковская О.А. Развиваем общие речевые навыки. // Дошкольная педагогика, № 2, 2001 г.

9. Печинина С.И Играя, лечим! //Логопед, №4, 2007 г.

10. Хоппе Л. Формирование дыхания и развитие голоса у детей с нарушениями речи и слуха. //Логопед, №5, 2007 г.

11. Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотека дыхательной гимнастики. Кабинет логопеда.2013 г.

Материалы интернет-сайтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи» ...

ДЭНАС-терапия в логопедии ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")

Динамическая электронейростимуляция, или сокращенно ДЭНАС-терапия – это новый метод воздействия на рефлексогенные зоны, как открытые, так и скрытые, на кожную проекцию, акупунктурные точки...

Игры для дидактического пособия ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")

Дидактическая юбка, как пособие, направленное на развитие детей дошкольного возраста....

Бинарное занятие - игра на развитие детей раннего возраста, с использованием дидактической юбки "Весна" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")

Методическая разработка «Дидактическая юбка», предназначенная для педагогов,работающих с детьми дошкольного возраста и с детьми ОВЗ.Привлекательная внешне юбка притягивала к себе ребенка, ...

мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»

мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»  Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается ...

Семинар – практикум для родителей на тему: «Речевое дыхание — основа правильной речи»

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.Задачи:-дать родителям теоретические знания о значении развития дыхания в речевом развитии реб...