Методики к дополнительной образовательной программе "Секреты актёрского мастерства"
учебно-методический материал

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

1.Методика «Цветик - семицветик» (составлена И.М. Витковской)

Вариант №1.Назначение: данная методика позволяет оценить нравственные ориентиры младших школьников, определить доминирующие потребности воспитанника.

Инструкция: педагог вспоминает с детьми сказку «Цветик-семицветик». Затем раздаёт вырезанный из бумаги цветок и просит на каждом листочке написать свое желание.

Интерпретация: все ответы учащихся педагог может разделить на:

  • ответы, направленные на выполнение своих собственных желаний;
  • ответы, направленные на благо других людей: сверстников, родных, друзей и т.д.
  • широкие, общечеловеческие желания («чтобы никто не болел», «чтобы не убивали людей» и т.д.)

Преобладание желаний «только на благо себе», говорит о эгоцентрированности ребёнка, но желания «для себя» не должны и полностью отсутствовать у ребенка. Выделение желаний «для других» свидетельствуют о широте мотивации, выходящие за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов или формировании потребности во благе для других людей.

Педагогу рекомендуется в дальнейшем выстраивать свои занятия исходя их результатов данной методики по каждому учащемуся и по всей группе в целом.

Вариант №2.

Назначение: данная методика позволяет оценить нравственные ориентиры младших школьников, определить доминирующие потребности учащегося.

Инструкция: педагог вспоминает с детьми сказку «Цветик-семицветик». На занятии каждым ребёнком изготавливается или рисуется цветок с семью лепестками. Затем педагог предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует свои желания. По итогам проведённой методики педагогом составляется таблица.

№ п\п

Ф.И. ребёнка

своих собственных желаний

на благо других людей

широкие, общечеловеческие желания

1.

Шунина Илиана

1,2,3

4,5,6

7

Интерпретация: все ответы воспитанников педагог может разделить на:

  • ответы, направленные на выполнение своих собственных желаний;
  • ответы, направленные на благо других людей: сверстников, родных, друзей и т.д.
  • широкие, общечеловеческие желания («чтобы никто не болел», «чтобы не убивали людей» и т.д.)

Преобладание желаний «только на благо себе», говорит о эгоцентрированности ребёнка, но желания «для себя» не должны и полностью отсутствовать у ребенка. Выделение желаний «для других» свидетельствуют о широте мотивации, выходящие за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов или формировании потребности во благе для других людей.

 

2. Методика «Неоконченные предложения»

Назначение: данная методика позволяет оценить мотивационную сферу учащегося, уровень его конфликтности, отношение к учебно-воспитательному процессу.

Инструкция: ребятам раздаются предложения, которые они должны будут закончить. Ребятам необходимо пояснить, что вопросы касаются занятий в Доме творчества.

Стимульный материал:

1. Я думаю, что настоящий друг - это тот, кто...
2. Я думаю, что плохие друзья – это те, кто...
3. Больше всего я люблю, когда педагог...
4. Больше всего я не люблю, когда педагог...
5. Я посещаю занятия в доме творчества потому, что…
6. Если необходимо выполнить какое-то задание в коллективе, то я …
7.
 Если у меня не получается выполнить задание самостоятельно, то я …
8. Мне всегда интересно, когда на занятиях…
9. Мне неинтересно, когда на занятиях...
10. Если на занятиях в Доме творчества у меня что-то не получается, то я ...
11. Когда на занятиях меня хвалят, то я…

12. Когда я вижу, что другие ребята начинают спорить, то я…

13. Если меня обозвали, то я…

14. Если я считаю, что другой воспитанник творческого объединения не прав, то я…

Интерпретация: каждое предложение оценивается с точки зрения выражения воспитанником положительного или отрицательного отношения к заданной в предложении теме.

 1-2, 6-7 предложения – направлены на оценку значимых качеств у сверстников, позволяют понять педагогу, верно ли сформированы у воспитанников понятия дружба, друг, отношение к работе в коллективе (к мониторингу личностного развития ребенка п. 3.2, тип сотрудничества).

3-4 предложения направлены на оценку взаимоотношений между воспитанником и педагогом Дома творчества (к мониторингу личностного развития ребенка п.2.2.интерес к занятиям в творческом объединении).

5, 8-9 предложения направлены на определение преобладающей мотивации воспитанников к посещению занятий в доме творчества (общение с друзьями, новые знания), отношение к занятиям (интерес к занятиям).

10-11 предложения направлены на оценку отношения воспитанников к занятиям в Доме творчества, отношение к успеху и неудачам (к мониторингу личностного развития ребенка п.3.1, конфликтность).

12-14 предложения направлены на оценку уровня конфликтности воспитанника (12 – отношение к конфликтам; 13 – избегание конфликтов, 14 - инициирование конфликтов; к мониторингу личностного развития ребенка п.3.1. конфликтность).

3. Методика определения самооценки "Лесенка" (к мониторингу личностного развития ребенка п.2.1.)

Назначение: позволяет определить самооценку дошкольника и младшего школьника

Инструкция: педагог рисует на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Лесенка

Показывает воспитаннику лесенку и говорит, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная). 

Диагностические методики определения планируемых метапредметных результатов младших школьников

1. Методика «Ковёр» Овчарова Р. (для 2-4 классов)

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи. 

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные и регулятивные

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Проводится коллективно при проведении занятия. Педагог делит детей на произвольные команды (но не более 5 человек), которые работают за отдельными столами.

На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.

Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра.

Инструкция: «Для того чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно».

Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.

По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: на ковре нет ни одного, либо отмечается только один оцениваемый признак;

2. Средний уровень: на ковре присутствуют два из оцениваемых признака.

3. Высокий уровень: наличие трёх из оцениваемых критериев.

Результаты проведения диагностики «Ковёр» могут быть отражены в таблице:

Группа

Наличие центрального рисунка

Одинаковое оформление углов

Симметричное расположение деталей

Уровень

1 группа

+

-

-

низкий

2 группа

+

+

-

средний

3 группа

+

+

+

высокий

4 группа

+

-

-

низкий

5 группа

+

+

+

высокий

6 группа

+

+

-

средний

2. Тест «Последовательные картинки» Т.Д. Марцинковской

Цель: изучение словесно-логического мышления у детей 8-11 лет.

Стимульный материал

 Серии из рисунков, в которых рассказывается о каких-то событиях. Важно, чтобы события были понятными для ребёнка, связанными с его опытом, а сюжет на картинках должен быть размещён чётко, последовательно.

 Для детей используют наборы картинок, состоящие из 7-10 штук.

Инструкция для индивидуальной диагностики:

Посмотри на эти картинки. Как ты думаешь, о чём здесь рассказывается? Ребёнку разрешают внимательно рассмотреть карточки, ознакомиться с героями, и только после этого дают задание. А теперь разложи карточки так, чтобы получился связный рассказ

Инструкция для групповой диагностики

 На доске в произвольном порядке расположены картинки (формат картинок не меньше А4).

 Каждой картинке присвоен номер. Учащимся раздаются листы бумаги.

 «Посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, о чём здесь рассказывается?»

 Детям разрешают внимательно рассмотреть карточки, ознакомиться с героями, и только после этого дают задание.

 «А теперь запишите номер картинки, которая начинает рассказ, затем номера картинок, которые этот рассказ продолжают».

Анализ результатов.

При анализе результатов прежде всего учитывают правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования. Если ребёнок не может правильно указать порядок повествования, тестирование заканчивают. Тест повторяют с другим набором картинок. При серьёзных интеллектуальных отклонениях ребёнок может расставлять картинки только с участием взрослого. Как правило, большинство детей успешно справляются с заданием.

Методика "Рукавички" (Г.А. Цукерман)

Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Инструкция:

Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Обработка результатов:

Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Критерии оценки «Рукавички»

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умению;
  • убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности;
  • замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1. Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет;

2. Средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей совпадают, но имеются и заметные отличия);

3. Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за

реализацией принятого замысла.

Тест «Какой я в общении?»

Внимательно прочитайте предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «и да, и нет», «нет». Выбирайте один из вариантов ответа, особенно не задерживайтесь над каждым вопросом. Еще раз обращаю ваше внимание на необходимость отвечать откровенно, так как это нужно, прежде всего, вам. А теперь сами вопросы:

 

1.        Много ли у тебя друзей?

2.        Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?

3.        Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснение в общении с людьми?

4.        Бывает ли тебе скучно наедине с собой?

5.        Всегда ли можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?

6.        Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?

7.        Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?

8.        Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?

9.        Можешь ли сдержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?

10.     Способен ли идти в общении на компромисс?

11.     Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?

12.     Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?

13.     Если узнали о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?

 Обработка результатов:

За каждый положительный ответ, т.е. «да», поставьте себе 3 очка, за каждый ответ «и да, и нет» - 2 очка, за каждый отрицательный ответ «нет» - 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.

 Интерпретация результатов:

30-39 очков. Ты – человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты – «душа общества», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей – иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.

20-29 очков. Ты – человек в меру общительный, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверенность в себе.

до 20 очков. Ты – человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Ну, а если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям, способностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства».

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства»....

УМК к программе развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности раздел актёрское мастерство

Работа содержит систему специальных мероприятий по актёрскому мастерству - способствующих развитию творческого потенциала и музыкальных  способностей детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа театрального кружка «Обучение дошкольников основам актёрского мастерства в театрализованной деятельности» на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа театрального кружка поможет воспитателям в обучении детей дошкольного возраста основам актёрского мастерства. Программа интересна тем, что в ней есть такие разделы как: артикуляционн...