ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
статья

Николаева Ирина Владимировна

Компетентность педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Следуя Концепции модернизации российского образования, определены главные установки по формированию ценностных ориентаций детей и их развитие в сложившихся социокультурных условиях, заключающихся в том, что «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, духовно нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, физически и психически здоровые».

Исходя из этих требований модель выпускника ДОУ выглядит следующим образом: наличие высокого уровня интеллектуального и познавательного развития, обладание креативностью мышления, с высокой результативностью всех психических процессов.

Осуществляя диагностику в данном направлении, мы выявили, что: интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста соответствуют лишь среднему уровню развития; деятельность ребёнка носит воспроизводящий (нетворческий) характер. То есть проявляет активный познавательный интерес к миру, к своему будущему при помощи взрослого.

Наиболее эффективный вариант развития познавательной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста – организация познавательной деятельности.

Познавательная деятельность – это активная деятельность ребёнка по приобретению и использованию знаний.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов): наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.

Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности, включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений.

Главная задача познавательного развития ребёнка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

1. Организация познавательных занятий.

Содержание познавательных занятий зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач, а с другой стороны – от содержательной структуры самой познавательной деятельности.

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, проводится игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приёмов в ходе занятия.

Организационная структура игрового познавательного занятия.

Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно – игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи.

В основной части происходит решение поставленной задачи.

В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно – игровой ситуации.

Рассмотрим специфику использования игровых приёмов в ходе познавательного занятия.

Большие возможности для познавательной деятельности ребёнка представляют конструкторы «Лего».

Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша».

Активно используются в образовательном процессе цветные палочки Х. Кьюзенера. С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения. Для включения ребёнка в проблемно-игровую ситуацию на занятиях мы активно используем моделирование. Также хотелось бы отметить, что при организации познавательных занятий, мы используем игровые проблемные ситуации и задачи.

2. Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей.

Работа с детьми в рамках совместной познавательной деятельности исключает специально организованные занятия. Активность детей вызывается воспитателем, который вовлекает их в познавательно – игровую деятельность, демонстрируя собственную увлечённость ею. Мы строим совместную познавательную деятельность так, чтобы ребёнок при желании мог продолжить её самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес. Нами используются два варианта организации совместной познавательной деятельности.

3. Организация самостоятельной познавательной деятельности детей.

На данном этапе развивается творческая активность детей в познавательно – игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребёнок получает возможность самореализации.

Основные показатели самостоятельной деятельности – интерес к ней со стороны ребёнка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного. Можно воспользоваться дидактическими играми, разработанными З. А. Михайловой, Л. В. Артёмовой, Л. А. Венгером, Б. Н. Никитиным.

4. Линия познавательного интеллектуального развития вплетена и в личностное, и творческое развитие ребёнка.

В качестве объекта познания можно взять примеры из природы; в качестве эмоциональной составляющей - рисунки, фотографии, картинки, короткие образные занимательные зарисовки, обращенные к чувствам ребёнка, народные загадки (поэтический образ, загадки, придуманные детьми по определённым правилам (свой художественный образ).

5. Создание тесного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию индивидуальных способностей детей.

Психолого – педагогическая наука признаёт тот факт, что реальные способности могут проявиться достаточно поздно, но то развитие, которое получает ребёнок в том числе и в семье, способствует их проявлению. Разработана просветительская программа для родителей, выпуск рекламных буклетов.

Нам были близки и понятны ведущие идеи о том, что семья и детский сад хронологически связаны формой преемственности. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передаёт в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка.

В современных условиях развития детей, особую актуальность приобретает отношение воспитателя к развитию своих воспитанников.

Демонстрируя основные признаки творческой личности, формируя мотивацию на развитие творческих и сенсорных способностей, воспитатель помогает в развитии способностей, на которых будет основываться будущая жизнь ребёнка. И чем раньше начнётся позитивное воздействие на ребёнка, тем больше вероятности, что умственное развитие определит успешный стиль его жизни. Особое значение приобретает мотивационная, теоретическая и практическая готовность педагога к работе по формированию развитого ребёнка.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.

Научно- техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России являет...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...

Тренинг "Красивая речь педагога, как качество эффективной профессиональной деятельности"

В настоящее время состояние русского языка переживает упадок, в связи со снижением интереса к чтению художественной литературы, вульгаризацией бытовых разговоров. Это связано как с возрастным и образо...

Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Работа с педагогами по повышению профессионального мастерства в совершенствовании навыков работы с применением ИКТ...

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...