Семинар "Лэпбук," как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка

Скареднова Ирина Самсоновна

Семинар для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» села Турочак

Семинар для воспитателей ДОУ

«Лэпбук» как инновационный подход

в работе с детьми дошкольного возраста»

C:\Users\User\Desktop\Лепбук\Лепбук Вода-волшебница\IMG_20180925_090812.jpg

Автор: Скареднова Ирина Самсоновна,

старший воспитатель

   

с.Турочак, 2018 г

Цель: 

  • познакомить педагогов детского сада  с технологией  ЛЕПБУК.

(слайд 1, титульный)

ТРЕБОВАНИЯ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

(слайд 2)

Современные требования, предъявляемые государством к качеству дошкольного образования подразумевают:

  1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагога и владение современными образовательными технологиями. Также педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, поэтому в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

  1. В ФГОС ДО познавательное развитие ребенка предполагает:

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

-формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

-формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

  1. Сотрудничество ДОУ с семьей. Поддержка родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность.

Следовательно, выстраивается схема участников образовательного процесса: ребенок-родитель-педагог.

И все-таки, большую роль в вопросах развития, воспитания и обучения дошкольников играют педагоги детского сада.

Вот уже несколько лет образовательный процесс в нашем детском саду выстраивается на основе комплексно-тематического планирования, предусмотренного ФГОС ДО. И в конце каждой тематической недели должен представляться какой-либо продукт (это может быть мероприятие в виде развлечения, выставка работ, проект, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы).

Использование инновационных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

(Слайд 3)

Сегодня я хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – ЛЕПБУК.

При этом ЛЕПБУК – это не просто поделка. Это и наглядно-практический метод обучения, который может использоваться в ходе ООД, это и продукт деятельности по определенной теме или же заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.

Технология Лэпбук – отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

ЛЕПБУК может  быть  использован  при  реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Объединяя  обучение  и  воспитание  в  целостный  образовательный процесс, ЛЕПБУК  дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных  особенностей  каждого  ребенка,  создать  условия,  при которых  сам  ребенок  становится  активным  в  выборе  содержания  своего образования.

ЧТО ТАКОЕЛЕПБУК?

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под нашу специфику работы Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

В дословном переводе с английского языка ЛЕПБУК означает «книга на коленях», или как его еще называют «тематическая папка» или «коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками»,  которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

(Слайд 4)

ЛЕПБУК отвечает требованиям ФГОС ДО, предъявляемым к развивающей среде:

-информативен;

-полифункционален, способствует развитию творчества, мыслительных процессов;

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с предметами, объектами, их качествами и свойствами;

-пригоден в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах работы с детьми (самостоятельная, партнерская деятельность);

-структура и содержание лепбука доступны для детей;

-обеспечивает игровую, познавательную, творческую, исследовательскую активность дошкольников;

-является средством художественно-эстетического развития воспитанников детского сада

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

•включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

•добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

•открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕПБУКА, ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА

(слайд 5)

1. Он помогает ребенку на свое усмотрение выбрать информацию по изучаемой теме, а так же лучше понять и запомнить материал (особенно  учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление).

2. Это отличный способ для повторения. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.

3. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно подобрать задания, которые будут под силу каждому (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение  считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.

4. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого, детей и их родителей, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, что является хорошей подготовкой к обучению в школе.

5. Такая книга может стать формой представления итогов проекта или тематической недели.

6. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.

7. И, наконец, создание лэпбука – это увлекательное творческое занятие! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

(слайд 6)

ЛЕПБУК – вид совместной деятельности взрослого и ребенка 

Лэпбук – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

-организационную (экскурсии, походы)

-техническую (фото, видео)

-информационную (сбор информации)

-мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе)

РАЗРАБОТКА (создание) ЛЕПБУКА

(слайд 7, 8, 9)

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

-целеполагание (выбор темы)

Тема «Зима»

-разработка лэпбука (составление плана)

Пример плана:

1. Игра «Мемори-снежинки»

2. Творческое задание «Окошко»

3. Календарь

4. Карточки с животными и птицами

5. Рассказ по картине

6. Блокнот «Приметы зимы»

7. Карта «Где живет зима?»

8. Снеговик с загадками

9. Игра-находилка «Звуки зимы»

-выполнение (изготовление-практическая часть);

Макет: кармашки, конверты, книжки, вращающиеся круги, блокноты, лист, сложенный несколько раз.

-подведение итогов (использование лепбука).

Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.

ВИДЫ ЛЕПБУКА

(слайд 10-14)

ЧТО ДАЕТ ЛЕПБУК РЕБЕНКУ

(слайд 15)

В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя  устную речь, выражать свои мысли и желания.

В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...

«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

Расскажи - и я забуду,покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму.Китайская пословица Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего вр...

Мастер-класс на тему: «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Данный мастер-класс ознакомит с инновационными формами работы...

Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию  папки лэпбук.Задачи:1.  познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...

Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

Ознакомление коллег с методическим пособием "лэпбук" на примере собственного проекта для музыкально-театрального уголка....

"Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию".

В рамках решения вопроса экологического образования детей дошкольного возраста одним из главных является соблюдение педагогических усл...