Правила общения педагогов ДОУ с родителями.
консультация

Соловова Елена Михайловна

Педагог, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила общения воспитателя с родителями воспитанников.

       

      Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

      Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей и воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Основные задачи взаимодействия педагога с родителями:

1.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2.Объединить усилия для развития и воспитания детей;

3.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, поддержки;

4.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

Принципы взаимодействия:

1.Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки, демонстрация заинтересованности и искреннее желание помочь.

4.Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное- качество, а не количество мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5.Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Игра «Говорящие руки»

Психолог: Для этого разделитесь на пары и повернитесь лицом друг к другу. Я буду давать задания вы молча их выполняете, только руками.

Варианты заданий парам: поздороваться с помощью рук; помириться руками; побороться руками; выразить поддержку с помощью рук; поругаться; пожалеть; пожелать удачи; попрощаться; выразить радость и т. п.

Педагог: Это игра, помогает большему эмоциональному сближению за счет телесного контакта, улучшается взаимопонимание друг с другом. (Садятся). И сейчас, поиграв в эту игру, я надеюсь вы тоже стали ближе друг к другу.

Упражнение “Сфера ответственности”

Психолог: – Как вам кажется, чья это сфера ответственности за эффективное общение в большей степени: родителей, воспитателей или администрации?

Мини-лекция “Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями

– Родители, доверяя ребенка детскому саду, надеются, что ему здесь комфортно и радостно. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не оттого ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу?

Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины – могут быть не столько, как, например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, или низкая квалификация, а сколько не владения знаниями и навыками конструктивного общения.

Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей.

К ним можно отнести следующие:…

1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.

      Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.

       Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.

3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей,но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.

4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать, как правило, затруднений не возникает). Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

Итог: Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход.

ОТВЕТ: единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

Упражнение на умение интонировать

Произнести фразу “Мне не безразличны успехи вашего ребенка” с оттенками иронии, неоправданной радости, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности.

По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.

Проигрывание проблемных ситуаций (по парам)

Цель: расширение поведенческого репертуара педагогов в проблемных ситуациях. Задача воспитателя- решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок.

1.Ситуация: Воспитатель должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. А мама самого активного воспитанника, появляется в дверях со словами: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня как раз есть время.»

2.Ситуация: Рабочий день воспитателя подходит к концу, остается всего 10 минут, звонит мама одного из воспитанников и говорит, что сильно задерживается, стоит в пробке.

3.Ситуация: У воспитателя сильно болит голова, он сильно устал за день. Вечером, ближе к шести приходит родительница, явно в плохом расположении духа (проблемы дома, на работе, день не удался, и явно провоцирует воспитателя на конфликт, придираясь ко всяким мелочам).

4.Ситуация: Мама пришла за ребенком, и в раздевалке неоправданно жестко ведет себя с ним, кричит, замахивается на него. Эту картину наблюдают и другие дети, воспитатель понимает, что такое обращение с ребенком незаслуженно и недопустимо.

5.Ситуация: Воспитателю нужно обязательно переговорить с родителем на какую-то очень важную тему, именно сегодня, а у мамы явно нет времени на разговоры, она в впопыхах собирает ребенка и уже вот-вот собирается выходить.

Упражнение “Построимся”

Психологический смысл упражнения Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения.

Ведущий: предлагает провести упражнение, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» 

В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

Итог: Содержание, т. е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса - 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать - один из факторов эффективного общения.

Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации, умению адекватно выражать себя и «прочитывать» эмоциональную реакцию родителей.

«Где живут мои чувства?»

Здесь потребуются цветные карандаши

Психолог: Все наши чувства живут внутри нас. Радость, Грусть, Интерес, Страх, Злость, Любовь. Каждое чувство живет в своем доме. Перед вами силуэт человеческой фигуры. Мы попробуем сейчас определить, в каком именно месте живут ваши чувства.

- Представьте себе, что вы сейчас очень злитесь на кого-нибудь или что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Почувствуйте, где находится ваша злость в вашем теле? Как вы ее ощущаете? Может, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте красным карандашом место, где вы почувствовали злость.

- Представьте, что вы чего-то испугались. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? Заштрихуйте это место черным карандашом.

- А сейчас вспомните, от чего вы грустите? Где находится ваша грусть? Возьмите синий карандаш и закрасьте это место.

- Представьте, что вы сейчас чему-то сильно радуетесь, вам легко, весело. Где живет ваша радость? Заштрихуйте это место желтым карандашом.

- Вспомните тех, кого вы любите? Что вы чувствуете при этом? Где вы почувствовали любовь, в каком месте она у вас живет. Возьмите зеленый карандаш и заштрихуйте это место.

- Посмотрим, что у нас получилось. Все фигурки разные. Почему?

Вывод: мы все очень разные и чувствуем, тоже по-разному, и индивидуальный подход к родителям, важен так же как и при работе с детьми. Мы должны научиться, в общении быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ.

      И в конце нашей встречи я вам предлагаю 7 обязательных правил для успешной работы по взаимодействию с родителями.

Семь обязательных правил:

Уважайте.

Помогайте.

 Объясняйте.

Доверяйте.

Учитесь.

Спрашивайте.

Благодарите.



Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателя дошкольного учреждения

Педагогическое общение с родителями детей

1. Стремиться быть в хорошем настроении и приятным в общении.

2. Почувствовать эмоциональное состояние родителей.

3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке.

4. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

5. Проявлять гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях в общении с родителями.

6. Давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы.

7. Вселять в родителей веру в своего ребенка.

8. Не принижать авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.

9. Объединять родителей при решении разных вопросов, создавать атмосферу общности интересов родителей и педагогов.

10. Предоставлять родителям полную информацию о ребенке, при индивидуальных встречах.

11. Оказывать помощь родителям в педагогическом образовании.

Педагогические табу в общении с детьми

1.Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей.

2.Не навязывать детям свою волю.

3.Не держаться изолированно от детей.

4.Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения.

5.Не создавать стрессовых ситуаций для детей.

6.Не позволять равнодушного отношения к детям.

7.Не быть безразличным к недисциплинированности детей.

8.Не срывать своё плохое настроение на детях.

9.Не командовать.

10.Не унижать детей и не смеяться над ними.

11.Нельзя запрещать что-либо, а потом позволять это же.

Педагогическое общение с коллегами (воспитателями)

1. Терпимо относиться к другим.

2. Уважать.

3. Радоваться успехам коллег.

4. Поддерживать коллег.

5. Уметь делиться информацией.

6. Уметь работать совместно.

7. Поощрять новые, оригинальные разработки коллег.

8. Организовывать «круглые столы» с целью обмена новыми. технологиями, методами, программами для внедрения в работу ДОУ, анализу достижений и ошибок.



Предварительный просмотр:

Мне не безразличны успехи вашего ребенка.

Мне не безразличны успехи вашего ребенка.

Мне не безразличны успехи вашего ребенка.

Мне не безразличны успехи вашего ребенка.

Мне не безразличны успехи вашего ребенка.

Мне не безразличны успехи вашего ребенка.

Мне не безразличны успехи вашего ребенка.

Мне не безразличны успехи вашего ребенка.

1.Ситуация: Воспитатель должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то срочный вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. А мама самого активного воспитанника, появляется в дверях со словами: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня как раз есть время, я вас слушаю.»

2.Ситуация: Рабочий день воспитателя подходит к концу, остается всего 10 минут, звонит мама одного из воспитанников и говорит, что сильно задерживается, стоит в пробке.

3.Ситуация: У воспитателя сильно болит голова, он сильно устал за день. Вечером, ближе к шести приходит родительница, явно в плохом расположении духа (проблемы дома, на работе, день не удался, и явно провоцирует воспитателя на конфликт, придираясь ко всяким мелочам).

4.Ситуация: Мама пришла за ребенком, и в раздевалке неоправданно жестко ведет себя с ним, кричит, замахивается на него. Эту картину наблюдают и другие дети, воспитатель понимает, что такое обращение с ребенком незаслуженно и недопустимо.

5.Ситуация: Воспитателю нужно обязательно переговорить с родителем на какую-то очень важную тему, именно сегодня, а у мамы явно нет времени на разговоры, она в впопыхах собирает ребенка и уже вот-вот собирается выходить.



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\Kontur-cheloveka-dlya-vyrezaniya_31923.jpg                 C:\Users\user\Desktop\Kontur-cheloveka-dlya-vyrezaniya_31923.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный буклет для педагогов «Основные правила общения педагога с родителями».

Общение воспитателя и родителей – тема деликатная и ответственная. От того как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд...

Ценности и правила общения педагога с родителями

Основным навыком эффективного взаимодействия является наличие культуры слушания.Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимани...

Правила общения педагога с родителями воспитанников

Консультация педагога-психолога для педагогов на тему:«Правила общения педагога с родителями воспитанников»...

Консультация для педагогов «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Поговорим о том, ка...

Правила общения педагогов с родителями. Консультация для педагогов

В настоящее время тема корректного общения с родителями воспитанников выходит на первый план, ведь не секрет, что родители, да и воспитатели, зачастую сильно загружены и раздражены......

Консультация для педагогов "Правила общения педагогов с родителями воспитанников"

Материал, полезный для воспитателей детского сада при общении с родителями дошкольников ....

Консультация для педагогов "Правила построения эффективного общения педагогов ДОУ с родителями"

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «мин...